Абрамов Яков Васильевич
Очерки современного земства

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Часть третья.


Очерки современнаго земства *).

II. Земство и экономическое положеніе населенія **).

   *) Русская Мысль, кн. VI.
   **) Источники: 1) Земскія изданія: "Доклады и отчеты управъ", "Доклады гласныхъ собраніямъ", "журналы собраніи", "Стенографическіе отчеты о послѣднихъ", "Сборники постановленій", "Періодическіе сборники"; 2) Земскій Ежегодникъ; 3) статьи мѣстной печати; 4) ст. В. Яковенко: "Тверское земство передъ вопросомъ о поднятіи экономическаго благосостоянія населенія" (Сѣверный Вѣстникъ 1886 г., NoNo 9 и 10); 5-- 6) "Открытіе постоянной торгово-промышленной выставки кустарныхъ издѣлій Вологодской губерніи". Вологда, 1887 г.; 7) ст. Пахолкова: "Постоянная выставка кустарныхъ издѣлій въ Вологдѣ" (Сѣверный Вѣстникъ 1887 г., No 7); 8) сообщенія разныхъ лицъ изъ нѣсколькихъ земскихъ губерній.

I.

   Безъ сомнѣнія, вся дѣятельность земства, во всѣхъ ея проявленіяхъ, имѣетъ непосредственное отношеніе къ экономическому положенію населенія. Страховое дѣло, общественное призрѣніе, борьба съ вредными животными, дорожное дѣло, отбываніе повинностей постойной, подводной и этапной, продовольственное дѣло, борьба въ эпизоотіями, охраненіе народнаго здравія, заботы о народномъ образованіи и т. д.,-- всѣ эти отрасли земской дѣятельности имѣютъ прямое, большее или меньшее, вліяніе на экономическое положеніе населенія. И это совершенно понятно. Чѣмъ въ лучшемъ состояніи находятся пути сообщенія, тѣмъ чаще и удобнѣе передвиженія населенія, легче сбытъ продуктовъ и пріобрѣтеніе нужныхъ предметовъ, шире районъ, въ предѣлахъ котораго отыскивается работа, и т. д. Развитіе страхованія, организація борьбы съ вредными животными, борьба съ эпизоотіями, обезпеченіе продовольствія населенія и обсѣмененія его полей являются уже прямыми факторами, вліяющими на экономическое положеніе. Затѣмъ чѣмъ здоровѣе населеніе, чѣмъ легче оно можетъ получить медицинскую помощь, тѣмъ больше у него сохранится рабочихъ силъ. Наконецъ, значеніе образованія, какъ экономическаго фактора, также очевидно и общеизвѣстно. Словомъ, какую бы отрасль земской дѣятельности мы ни взяли, вліяніе ея на экономическое положеніе населенія -- внѣ сомнѣнія. Такимъ образомъ, если оцѣнивать экономическое значеніе земской дѣятельности во всей его полнотѣ, необходимо подвергнуть обозрѣнію эту дѣятельность во всѣхъ ея проявленіяхъ.
   Мы, однако, въ данномъ случаѣ не задаемся столь обширною задачей. Цѣль наша -- обозрѣть тѣ земскія мѣропріятія, которыя спеціально направлены къ улучшенію экономическаго положенія населенія и имѣютъ характеръ положительныхъ мѣръ. И дорожное цѣло, и дѣло народнаго образованія, и борьба съ эпизоотіями, вредными животными, болѣзнями, и страховое дѣло, и продовольственное,-- всѣ эти отрасли земской дѣятельности, имѣя большое экономическое значеніе, въ то же время, или преслѣдуютъ собственно другія, не экономическія цѣли (образованіе, охраненіе здравія), или имѣютъ лишь, такъ сказать, отрицательное значеніе, охраняя существующее экономическое состояніе, парализуя послѣдствія всякаго рода бѣдствій, обрушивающихся на населеніе (борьба съ эпизоотіями, вредными животными, неурожаями и т. д.). Но рядомъ съ такого рода мѣрами въ земской дѣятельности имѣются и мѣропріятія положительнаго характера, направленныя къ тому, чтобы улучшить, поднять данное экономическое положеніе населенія. Обозрѣніе этого рода мѣропріятій земства и составить предметъ нашей работы.
   Но и указанный предметъ -- тема слишкомъ широкая для журнальной работы. Поэтому мы сдѣлаемъ еще два ограниченія. Во-первыхъ, мы оставилъ въ сторонѣ ходатайства земствъ предъ правительствомъ по экономическимъ вопросамъ. Предметы этихъ ходатайствъ настолько разнообразны и нерѣдко имѣютъ такую серьезную важность, что разсмотрѣніе ихъ заслуживаетъ особой работы. Во-вторыхъ, мы также не будемъ касаться всякаго рода постановленій и предположеній земствъ въ данной области, не получившихъ практическаго осуществленія, всѣхъ тѣхъ проектовъ, которые предлагались на земскихъ собраніяхъ, но въ жизнь не перешли. Мы будемъ говорить только о томъ, что изъ области предположеній, проектовъ и постановленій перешло въ дѣйствительность, что сдѣлано и что дѣлается. Исключеніе сдѣлаемъ только для рѣшеній и предположеній земствъ самаго послѣдняго времени, которыя имѣютъ еще всѣ шансы получить практическое осуществленіе.
   

II.

   Заботы земства о поднятія экономическаго положенія населенія составляютъ преимущественную принадлежность земской дѣятельности послѣдняго времени. Въ первое время существованія земства разговоровъ о данномъ предметѣ на земскихъ собраніяхъ было много, но въ практику изъ этихъ разговоровъ не переходило почти ничего. Замѣтное исключеніе представляло едва ли не одно тверское губернское земство, которое почти на первыхъ порахъ своего существованія образовало особый капиталъ, назначеніемъ котораго было содѣйствіе развитію экономическаго благосостоянія населенія. На первыхъ же порахъ капиталъ этотъ былъ употребленъ на выдачу ссудъ разнообразнымъ промысловымъ артелямъ. Такъ, были образованы 14 сыроварныхъ артелей почти съ 500 членовъ, 28 гвоздарныхъ артелей съ 233 членами, 5 сапожныхъ артелей, кузнечно-слесарная, канатно веревочная, льно-трепальная и 19 смолокурныхъ. Всѣмъ этимъ артелямъ земство выдало десятки тысячъ рублей въ ссуду и устроило два склада -- сыровъ и желѣза. Дѣло шло бойко и эффектно съ внѣшней стороны. Однако, насколько оно было непрочно, обнаружилось черезъ нѣсколько же лѣтъ. Уже къ 1871 году изъ 14 сыроварныхъ артелей осталось только три, а скоро прекратилось и всякое отношеніе земства къ сыроварному дѣлу. Такая же участь постигла и остальныя артели, которыя погибли уже къ серединѣ 70-хъ годовъ. Причинъ неудачи тверскаго земства было много и между ними одно изъ первыхъ мѣстъ занимаетъ отсутствіе у земскихъ дѣятелей перваго періода необходимаго опыта. Это отсутствіе заставляло другія земства и совсѣмъ удерживаться отъ экономическихъ мѣропріятій. Съ начала 70-хъ годовъ начинаются попытки создать доступный населенію кредитъ. Въ этихъ попыткахъ приняли участіе многія земства путемъ содѣйствія возникновенію ссудо-сберегательныхъ товариществъ. Однако, и это дѣло, какъ увидимъ ниже, кончилось неудачею. Съ середины 70-хъ годовъ нѣсколько земствъ стараются содѣйствовать пріобрѣтенію крестьянами земли. Это мѣропріятіе принадлежитъ къ числу наиболѣе удачныхъ земскихъ шаговъ въ области поднятія экономическаго положенія населенія. Къ сожалѣнію, дѣло это велось въ слишкомъ ограниченныхъ размѣрахъ и лишь немногими земстваі мы. Съ середины же 70-хъ годовъ нѣкоторыя земства начинаютъ заботиться о распространеніи среди населенія улучшенныхъ земледѣльческихъ орудій и машинъ, а также сѣмянъ болѣе культурныхъ сортовъ хлѣбныхъ растеній. Мало-по-малу начинаютъ возникать также иныя проявленія земской заботы объ улучшеніи экономическаго положенія населенія, наприм., принятіе мѣръ къ поднятію кустарныхъ промысловъ путемъ устройства выставокъ, музеевъ-складовъ, открытіе кустарямъ кредита и т. д. Все это, однако, до 80-хъ годовъ имѣло самые ограниченные размѣры. Въ 80-ые годы, съ постепеннымъ расширеніемъ мѣропріятій, выработанныхъ въ предшествующемъ десятилѣтіи, начинаетъ пріобрѣтать господство мысль о необходимости и обязательности для земства всесторонняго вмѣшательства въ мѣстную экономическую жизнь, принятія земствомъ на себя заботъ о процвѣтаніи и развитіи экономическихъ силъ населенія вообще. Подъ вліяніемъ этой мысли возникаетъ видъ учрежденій, каковы: организація агрономическихъ смотрителей, впервые явившаяся въ Пермской губерніи и отсюда распространяющаяся и въ нѣкоторыя другія губерніи, вологодскій комитетъ по улучшенію кустарныхъ промысловъ, пермскіе губернскій и уѣздные комитеты по улучшенію экономическаго положенія населенія вообще, петербургская уѣздная коммиссія объ улучшеніи сельскаго хозяйства крестьянъ, одесская сельско-хозяйственная коммиссія, казанская продовольственно-экономическая коммиссія, курская -- по изслѣдованію причинъ сельско-хозяйственнаго кризиса, полтавская -- о хлѣбной торговлѣ и др. Появленіе особыхъ учрежденій, долженствующихъ вѣдать хозяйство уѣзда или губерніи, служитъ яснымъ свидѣтельствомъ того, что наши земства все болѣе выступаютъ на правильный путь, на которомъ заботы объ экономическомъ благосостояніи населенія должны лечь въ основу всей земской дѣятельности.
   Количественные размѣры мѣропріятій земства по улучшенію экономическаго положенія населенія пока не велики, что и вполнѣ понятно, такъ какъ эти мѣропріятія, какъ мы уже сказали, явились преимущественно въ послѣднее время. Въ этомъ отношеніи земство переживаетъ еще періодъ опытовъ, выработки организаціи дѣла,-- періодъ, который, наприм., въ области охраненія народнаго здравія и народнаго образованія въ значительной мѣрѣ уже законченъ. Но несомнѣнно, что и въ данной области,-- области поднятія экономическаго положенія населенія,-- уже намѣчены нѣкоторые положительные пути, выработаны опытомъ положительныя мѣры, которыя земству остается только развивать. Въ общемъ мѣропріятія земства по поднятію экономическаго положенія населенія представляютъ крайнее разнообразіе, почему, для удобства ихъ обозрѣнія, мы распредѣлимъ ихъ на нѣсколько группъ: 1) мѣры по увеличенію крестьянскаго землевладѣнія, 2) по улучшенію сельскаго хозяйства, 3) по поднятію внѣземледѣльческихъ промысловъ, 4) по организаціи кредита, 5) по регулированію сбыта сельскихъ продуктовъ и 6) разнообразныя мѣропріятія, стоящія внѣ указанныхъ группъ.
   

III.

   Къ содѣйствію увеличенія крестьянскаго землевладѣнія земства стали приступать лишь съ середины 70-хъ годовъ. На этотъ путь выступило, однако, лишь немного земствъ. Тверское, ярославское, псковское уѣздное, полтавское, таврическое, харьковское, костромское, московское, сенгилеевское, симферопольское, весьегонское,-- вотъ едва ли и не всѣ земства, которыя или выдавали ссуды крестьянамъ для пріобрѣтенія земли, или образовали съ означенною цѣлью особые капиталы. Большинство перечисленныхъ земствъ приступило къ дѣятельности въ указанномъ направленіи лишь въ концѣ 70-хъ и началѣ 80-хъ годовъ. Наиболѣе замѣтною является дѣятельность тверскаго губернскаго и псковскаго уѣзднаго земствъ.
   Тверское земство, у котораго, какъ мы уже упоминали, съ самаго на, чала его существованія былъ образованъ особый капиталъ для цѣлей улучшенія экономическаго положенія населенія, получившій названіе капитала ссудной кассы и достигающій нынѣ около 100 тыс. руб., рѣшило въ 1875 году начать выдачу ссудъ крестьянамъ для пріобрѣтенія земли. Такимъ образомъ, въ 1876 г. было выдано въ ссуду 6,373 р., въ 1877 -- 5 1/2 т. р., въ 1878 -- 1,800 р., въ 1879 -- 11,700 р., въ 1880 -- 33,314 р., въ 1881 -- 25,670 р., въ 1882 -- 49,466 р., въ 1883 -- 42,681 р., въ 1884 -- 17,875 р. и въ 1885 -- 260 р. Всего за 10 лѣтъ было выдано ссудъ на сумму 195 тыс. руб. и, при помощи этихъ ссудъ, крестьянами пріобрѣтено около 19 тыс. дес. земли. Опытъ тверскаго земства долженъ быть признанъ вполнѣ удачнымъ. Ссуды возвращаются замѣчательно правильно и аккуратно; ссудный капиталъ не только не понесъ никакихъ убытковъ отъ операцій, но даже возросъ, благодаря накопленію процентовъ (ссуды выдавались изъ 6%); въ одномъ случаѣ земство весьма выгодно купило большое имѣніе и распродало его по частямъ. Къ сожалѣнію, съ открытіемъ въ Твери въ 1883 году отдѣленія крестьянскаго поземельнаго банка, тверское земство признало, что назначеніе земскаго ссуднаго капитала должно измѣниться, хотя, впрочемъ, доселѣ новое назначеніе этого капитала не отыскано. Между тѣмъ, насколько необходимо продолженіе земскаго содѣйствія крестьянамъ въ пріобрѣтеніи земли и при крестьянскомъ земельномъ банкѣ, ясно всякому, кто знакомъ съ дѣятельностью этого послѣдняго учрежденія. Въ той же Тверской губерніи въ 1884 году, уже при существованіи крестьянскаго поземельнаго банка, какъ мы видѣли, земствомъ было выдано около 18 тыс. рублей въ ссуду въ тѣхъ случаяхъ, когда полученіе ссуды крестьянами изъ банка представляло затрудненіе. А такихъ случаевъ, съ теченіемъ времени, встрѣчается повсемѣстно все болѣе, и болѣе.
   Псковское уѣздное земство помогаетъ крестьянамъ пріобрѣтать землю при посредствѣ общества взаимнаго кредита, учрежденнаго въ 1873 г. по иниціативѣ и съ денежною помощью означеннаго земства. Именно въ числѣ операцій этого общества видное мѣсто занимаетъ выдача ссудъ селеніямъ, товариществамъ домохозяевъ съ круговою другъ за друга порукой и въ нѣкоторыхъ случаяхъ отдѣльнымъ домохозяевамъ для покупки отрѣзныхъ и пустошныхъ земель. Со времени учрежденія общества по 1887 г. оно выдало для означенной надобности въ ссуду 137 селеніямъ 156,785 р., причемъ на эту сумму куплено около 3 1/2 тыс. дес. земли. Дѣятельность общества въ этомъ направленіи, съ открытіемъ крестьянскаго поземельнаго банка, не только не прекратилась, но получила еще болѣе опредѣленное значеніе, помогая покупателямъ въ тѣхъ случаяхъ, когда, вслѣдствіе неимѣнія денегъ для доплаты продавцу къ назначенной банкомъ ссудѣ, выгодная и крайне необходимая покупка земли не состоялась бы. Такимъ образомъ, наприм., въ 1886 г. общество выдало въ ссуду 25 селеніямъ 23,550 рублей, т.-е. болѣе, чѣмъ въ годы, предшествовавшіе открытію крестьянскаго банка.
   Московское губернское земство ассигновало въ 1881 г. 50,000 р. для выдачи ссудъ сельскимъ обществамъ на пріобрѣтеніе земли. Всего по 1886 годъ было выдано 19 обществамъ 54,492 рубля, на которые пріобрѣтено 2,479 1/2 дес. Причитающіеся платежи по ссудамъ поступаютъ исправно.
   Ярославское губернское земство еще въ 70-хъ годахъ стало выдавать ссуды крестьянскимъ обществамъ для пріобрѣтенія земли. Въ 1884 г. на этотъ предметъ было назначено 32 тыс. руб.
   Костромское губернское земство назначило по 5,000 руб. на уѣздъ для выдачи ссудъ сельскимъ обществамъ и товариществамъ крестьянъ для пріобрѣтенія земли. Ссуды эти были разобраны почти въ полной нормѣ, а на Кинешемскому уѣзду въ 1884 г. была выдана ссуда въ 2,000 рублей, несмотря на то, что по этому уѣзду уже было выдано ссудъ на 4,395 руб.
   Весьегонское земство выдало крестьянамъ на покупку земли около а тыс. рублей.
   Сенгилеевское земство въ 1884 году переучло въ мѣстномъ обществѣ взаимнаго кредита вексель на 2,000 руб. съ крестьянами одного села въ видахъ покупки ими земли.
   Симферопольское земство ассигновало въ 1884 г. 5,000 р. на пріобрѣтеніе земли для безземельныхъ крестьянъ.
   Полтавское губернское земство въ память Императора Александра II образовало особый капиталъ въ 50,000 руб. съ цѣлью содѣйствовать пріобрѣтенію крестьянами земли. Однако, этотъ капиталъ оставался безъ употребленія до 1886 года. Въ этомъ году въ Полтавской губерніи продавалось съ публичныхъ торговъ имѣніе помѣщика Кохановскаго. Имѣніе это пожелали пріобрѣсти малоземельные крестьяне д. Бессарабовки, все существованіе которыхъ тѣсно связано съ возможностью пользоваться землею означеннаго имѣнія. Крестьяне обратились за содѣйствіемъ къ мѣстному отдѣленію крестьянскаго банка, но оказалось, что, несмотря на особенныя выгоды, которыя представляетъ всегда пріобрѣтеніе земли съ торговъ, уставъ крестьянскаго банка не предвидѣлъ подобныхъ случаевъ и не указываетъ способовъ, которыми банкъ могъ бы оказывать въ этихъ случаяхъ содѣйствіе крестьянамъ. Тогда на помощь крестьянамъ выступила полтавская губернская земская управа, которая на вышеозначенный "капиталъ Императора Александра II" пріобрѣла имѣніе и затѣмъ перепродала его крестьянамъ д. Бессарабовки при посредствѣ крестьянскаго банка {При этомъ, между прочимъ, обнаружилось, какъ сильно разнаго рода формальности могутъ мѣшать доброму дѣлу и какъ легко люди, искренно желающіе быть полезными, могутъ обходить эти формальности. Окружной судъ не допустилъ предсѣдателя полтавской губернской земской управы, А. В. Заленскаго, къ торгамъ въ качествѣ уполномоченнаго отъ земства. Будь во главѣ полтавскаго земства люди, относящіеся къ дѣлу формально, они пожалѣли бы о невозможности помочь крестьянамъ, да на томъ бы покончили. Но, къ счастью, полтавская управа состоитъ изъ лицъ иного рода, и онъ рѣшилась на нѣчто такое, что съ формальной точки зрѣнія оказывается совершенными беззаконіемъ. Именно, по порученію управы, г. Заленскій пріобрѣлъ продававшееся имѣніе на земскія деньги на свое имя и затѣмъ отъ собственнаго же имени продалъ его крестьянамъ при посредствѣ крестьянскаго банка.}. На окончаніи всѣхъ счетовъ оказалось, что купленная земля досталась крестьянамъ по 53 р. 88 коп. за десятину, между тѣмъ какъ другіе крестьяне пріобрѣтали земли въ томъ же уѣздѣ съ помощью крестьянскаго банка по цѣнамъ отъ 60 до 100 рублей за десятину.
   Харьковское губернское земство постановило въ 1881 г., въ память Императора Александра II, образовать особый капиталъ въ размѣрѣ 100,000 р. для содѣйствія крестьянамъ по пріобрѣтенію земли и поручило управѣ разработать основанія, на которыхъ должны выдаваться ссуды крестьянамъ. Въ 1883 г. былъ открытъ крестьянскій поземельный банкъ -- и харьковское земство пріостановилось осуществленіемъ своего рѣшенія. Жизнь, однако, скоро показала, что возлагать всѣ надежды на крестьянскій банкъ неосновательно и что и при существованіи банка земству остается не мало дѣла въ указанномъ направленіи. Въ виду этого, харьковское губернское земское собраніе сессіи 1887 года снова поручило управѣ разработать для доклада слѣдующему собранію вопросъ объ употребленіи "капитала Императора Александра II" въ тѣхъ цѣляхъ, ради которыхъ онъ образованъ.
   Таврическое земство, подобно полтавскому и харьковскому, также образовало капиталъ имени Александра II для выдачи ссудъ земледѣльцамъ, пріобрѣтающимъ землю. Правила выдачи ссудъ утверждены земскимъ собраніемъ въ 1886 г. Ссуды выдаются подъ поручительство уѣздныхъ земствъ.
   Мы нарочно обозрѣли детально дѣятельность земствъ по содѣйствію крестьянамъ въ пріобрѣтеніи земли. Приведенныя данныя показываютъ, что: 1) дѣятельность въ указанномъ направленіи проявлена лишь немногими земствами, 2) она развивалась и этими немногими земствами лишь въ весьма ограниченныхъ размѣрахъ и 3) открытіе крестьянскаго поземельнаго банка внушило нѣкоторымъ земствамъ ложную идею, что теперь имъ не остается никакого дѣла по содѣйствію крестьянамъ въ пріобрѣтеніи земли.
   Причины, въ силу которыхъ данная отрасль земской дѣятельности не получила должнаго развитія, весьма разнообразны. Но между ними едва ли не первое мѣсто должно занять малое распространеніе среди земскихъ дѣятелей идеи объ обязательности для земствъ работать на данномъ поприщѣ. Если и вообще сознаніе необходимости для земства вмѣшательства въ мѣстную экономическую жизнь, принятія мѣръ для подъема благосостоянія населенія, принимаетъ болѣе или менѣе широкое распространеніе только въ самое послѣднее время, то неудивительно, что сознаніе обязательности одной изъ частностей означенной земской задачи имѣетъ еще меньшее распространеніе. Утѣшеніемъ въ данномъ случаѣ является то обстоятельство, что это сознаніе все же получаетъ большее и большее распространеніе, какъ видно изъ того, что большинство выше перечисленныхъ земствъ, пытающихся содѣйствовать пріобрѣтенію крестьянами земли, перешло къ этимъ попыткамъ лишь въ послѣднее годы (80-ые). Не сомнѣваемся, что сознаніе необходимости выступить на указанный путь мало-по-малу получитъ широкое распространеніе въ земскихъ сферахъ. Разъ земство начинаетъ сознавать обязательность для себя дѣятельности по поднятію экономическаго благосостоянія населенія вообще, оно никакъ не можетъ уклониться отъ содѣйствія населенію въ пріобрѣтеніи фундамента этого благосостоянія -- земли. То обстоятельство, что въ настоящее время дѣйствуетъ крестьянскій банкъ, отнюдь не должно смущать земства. Условія дѣятельности банка, въ особенности существованіе доплатъ къ банковскимъ ссудамъ, достигающихъ нынѣ въ среднемъ 30% покупной суммы, а въ отдѣльныхъ случаяхъ доходящихъ до размѣра ссудъ,-- приводятъ къ тому, что содѣйствіемъ банка не можетъ пользоваться наиболѣе бѣдная часть крестьянства, т.-е. именно тотъ элементъ населенія, который заслуживаетъ наиболѣе помощи въ данномъ отношеніи. Вотъ эту-то часть крестьянства, обходимую крестьянскимъ банкомъ, земство и должно взять на свое попеченіе и оказывать ей содѣйствіе въ пріобрѣтеніи земли. Затѣмъ существованіе доплатъ заставляетъ крестьянъ, прибѣгающихъ къ помощи банка, продавать все свое движимое и недвижимое имущество для взноса продавцу земли недостающей суммы и такимъ образомъ, садиться на купленную землю безъ всякаго инвентаря и оборотнаго капитала; иные для покрытія доплаты принуждены дѣлать частные займы на крайне обременительныхъ условіяхъ: неудивительно, что такъ много крестьянъ, купившихъ землю съ помощью крестьянскаго банка, оказываются скоро несостоятельными и купленныя ими земли назначаются банкомъ въ продажу. Здѣсь-то земство и могло бы придти на помощь крестьянамъ, выдавая имъ на необременительныхъ условіяхъ въ ссуду необходимыя для взноса доплатъ суммы. Наконецъ, надо имѣть въ виду, что банкъ выдаетъ ссуды уже тогда, когда между продавцомъ-землевладѣльцемъ и покупателями крестьянами состоялось соглашеніе; благодаря этому, многіе крестьяне не могутъ пріобрѣтать крайне нужной имъ земли, хотя она и поступаетъ въ продажу, такъ какъ продающееся имѣніе оказывается по своему размѣру недоступнымъ данной группѣ крестьянъ. И въ этомъ случаѣ земство можетъ помочь крестьянамъ, пріобрѣтая имѣніе въ цѣломъ и раздробивъ его на части, которыя и могутъ поступать въ продажу крестьянамъ, какъ это однажды сдѣлало тверское земство. Вышеприведенный примѣръ полтавскаго земства указываетъ еще на одинъ, весьма нерѣдкій случай, въ которомъ земство можетъ оказать содѣйствіе крестьянамъ въ пріобрѣтеніи земли. Да вообще всѣхъ случаевъ, въ которыхъ окажется необходимымъ участіе земства и при существованіи крестьянскаго банка, впередъ нельзя и предвидѣть.
   Что касается средствъ, необходимыхъ для развитія въ указанномъ направленіи земской дѣятельности, то найти ихъ не такъ ужь трудно. Во-первыхъ, земства могутъ дѣлать для указанной цѣли позаимствованія изъ состоящихъ въ ихъ вѣдѣніи капиталовъ. Одинъ страховой капиталъ по большинству губерній достигъ въ настоящее время громадныхъ размѣровъ и съ каждымъ годомъ возростаетъ. Позаимствованіе изъ этого капитала въ интересахъ того самаго населенія, изъ взносовъ котораго онъ составился, будетъ мѣрою вполнѣ справедливою. Помѣщеніе сдѣланныхъ позаимствованій подъ залогъ земли не менѣе вѣрно, чѣмъ помѣщеніе данныхъ капиталовъ въ государственные фонды, что практикуется нынѣ. Во-вторыхъ, земства могли бы въ данномъ случаѣ пользоваться содѣйствіемъ частныхъ земельныхъ банковъ, являясь посредниками между ними и крестьянами. Въ-третьихъ, земства могутъ организовывать спеціальныя кредитныя учрежденія, вродѣ вышеупомянутаго псковскаго общества взаимнаго кредита или учрежденнаго въ нынѣшнемъ году пермскимъ губернскимъ земствомъ промышленно-кустарнаго банка (о которомъ рѣчь ниже); въ этомъ случаѣ земству придется ассигновать только основной капиталъ кредитнаго учрежденія, а дальнѣйшія средства явятся въ видѣ частныхъ вкладовъ. Могутъ оказаться и еще иные пути удовлетворенія указываемой потребности.
   

IV.

   Дѣятельность земствъ, направленная къ улучшенію сельскаго хозяйства, несравненно обширнѣе и разнообразнѣе дѣятельности то увеличенію крестьянскаго землевладѣнія. И если количественно результаты, достигнутые земствами на указываемомъ пути, пока не велики, то качественное значеніе этихъ результатовъ очень велико, такъ какъ ими весьма наглядно опредѣляются пути, которыми должно идти земство для достиженія успѣха въ данной области.
   Къ числу мѣръ, принимаемыхъ земствами для улучшенія сельскаго хозяйства, принадлежатъ мѣры, имѣющія цѣлью улучшеніе скотоводства, мѣры по поднятію полевой, огородной и древесной культуры и, наконецъ, созданіе особыхъ учрежденій, имѣющихъ цѣлью заботиться о процвѣтаніи сельскаго хозяйства населенія. Разсмотримъ всѣ эти мѣры по порядку.
   Дѣятельность земствъ по улучшенію скотоводства выражается въ нѣсколькихъ формахъ. Самыми ранними формами являются, во-первыхъ, выдача земствомъ субсидій государственному коннозаводству или просто принятіе на себя расходовъ по помѣщенію въ разныхъ пунктахъ губерніи или уѣзда производителей жеребцовъ, принадлежащихъ управленію государственнымъ коннозаводствомъ, и, во-вторыхъ, устройство выставокъ крестьянскаго скота съ выдачею денежныхъ наградъ за лучшіе экземпляры. И та, и другая мѣра принимались сравнительно многими земствами; однако, обѣ мѣры имѣли весьма слабый успѣхъ. Устройство выставокъ крестьянскаго скота едва ли не окончательно потеряло всякій кредитъ въ земскихъ сферахъ. Что касается пользованія производителями государственнаго коннозаводства, то здѣсь земскій опытъ говоритъ и за, и противъ. Нѣкоторыя земства, тратившія не малыя деньги на содержаніе случныхъ конюшенъ, въ которыя управленіе государственнымъ коннозаводствомъ ставило своихъ жеребцовъ, отказались отъ этихъ тратъ, найдя существованіе случныхъ конюшенъ совершенно безполезнымъ для коневодства массы населенія. Наоборотъ, другія земства перешли къ указанной мѣрѣ сравнительно недавно, находя ее полезною. Судя по всему, однако, производители государственнаго коннозаводства дѣйствительно приноситъ мало пользы, во-первыхъ, потому, что типъ лошадей, разводимыхъ казенными конскими заводами, слишкомъ мало подходитъ къ типу лошади, необходимой въ крестьянскомъ хозяйствѣ, во-вторыхъ, потому, что число производителей бываетъ обыкновенно ничтожно -- 1, 2, 3 на уѣздъ и пользованіе ими доступно лишь ничтожной части населенія, и, въ-третьихъ, самое пользованіе ими обставлено разнаго рода формальностями, вредящими дѣлу. Нѣкоторымъ земствамъ, однако, удалось, повидимому, поставить это дѣло сравнительно недурно. Укажемъ для примѣра на царевококшайское земство, которое съ 1884 года рѣшило завести случныя конюшни, сначала двѣ, а въ 1886 г. открыло ихъ четыре съ 10 жеребцами, отпускаемыми государственнымъ коннозаводствомъ: при такомъ числѣ производителей на уѣздъ дѣло принимаетъ болѣе серьезный характеръ, особенно при безплатности пользованія производителями. Какъ бы то ни было, но въ данномъ дѣлѣ принимаютъ участіе въ настояще время весьма многія земства, причемъ они принимаютъ на себя расходы по доставкѣ производителей и ихъ содержанію, расходуя на этотъ предметъ по 200, 300, 500 руб. на уѣздъ.
   Нѣкоторыя земства пошли дальше въ дѣлѣ доставленія населенію улучшенныхъ производителей. Именно они пріобрѣтаютъ таковыхъ на собственный счетъ. Въ этомъ случаѣ земства могутъ, во-первыхъ, выбирать производителей болѣе подходящихъ къ условіямъ типа рабочей лошади, необходимой въ народномъ хозяйствѣ, и, во-вторыхъ, обставить болѣе удобно пользованіе производителями со стороны населенія. Такимъ образомъ, въ 3--4 послѣдніе года были пріобрѣтаемы жеребцы-производители земствами: пермскимъ и вятскимъ губернскими, днѣпровскимъ, царевококшайскимъ и нѣкоторыми другими уѣздными. Пріобрѣтенные земствами производители или размѣщаются въ особыхъ случныхъ пунктахъ, или раздаются поочередно крестьянскимъ обществамъ, которыя за пользованіе производителями обязаны содержать ихъ.
   Нѣсколько земствъ пошли по тому же пути въ дѣлѣ улучшенія рогатаго скота. Такъ, грайворонское земство роздало въ 1887 году сельскимъ обществамъ и частнымъ лицамъ 9 кровныхъ и полукровныхъ быковъ; крестецкое пріобрѣло 3-хъ быковъ для продажи населенію; дмитровское земство ежегодно покупаетъ нѣсколько быковъ чистокровной симентальской породы и раздаетъ ихъ крупнымъ землевладѣльцамъ, съ тѣмъ, чтобы за каждаго быка получившій его представилъ затѣмъ въ распоряженіе земства девять бычковъ-метисовъ, которые въ свою очередь раздаются крестьянскимъ обществамъ даромъ и безвозвратно, но съ непремѣннымъ условіемъ, чтобы бычокъ проходилъ въ крестьянскомъ стадѣ не менѣе трехъ лѣтъ; карачевское земство проектируетъ, войдя въ соглашеніе съ однимъ изъ крупныхъ землевладѣльцевъ, купить для него за земскій счетъ одного чистокровнаго симентальскаго быка и три таковыхъ же коровы, да кромѣ того каждые три года пріобрѣтать новаго быка-производителя, съ тѣмъ, что получать за это отъ землевладѣльца ежегодно (кромѣ первыхъ 2--3 лѣтъ, разумѣется) по три чистокровныхъ быка и раздавать таковыхъ землевладѣльцамъ, а полученныхъ отъ этихъ послѣднихъ метисовъ -- въ крестьянскія стада.
   Карачевское земство обратило вниманіе также на свиноводство и проектируетъ пріобрѣтать чистокровныхъ беркширскихъ и іоркширскихъ свиней, раздавать ихъ землевладѣльцамъ, а полученныхъ отъ нихъ чистокровныхъ производителей -- въ крестьянскія стада.
   Рядомъ съ указанными попытками содѣйствовать улучшенію мѣстнаго скотоводства, нѣкоторыя земства останавливались и на вопросѣ о предоставленіи населенію возможности пріобрѣтать скотъ, т.-е. собственно лошадей. Извѣстно, какую громадную роль играетъ лошадь въ крестьянскомъ хозяйствѣ: безъ лошади крестьянинъ перестаетъ уже быть хозяиномъ и неизбѣжно переходитъ въ разрядъ полныхъ пролетаріевъ. Между тѣмъ, сплошь и рядомъ крестьянинъ оказывается не въ состояніи затрачивать единовременно капиталъ, необходимый для пріобрѣтенія лошади. Вотъ здѣсь-то земство и приходитъ крестьянину на помощь, выдавая ему въ ссуду необходимую сумму денегъ. Подобныя ссуды, однако, выдаются лишь немногими земствами и обыкновенно лишь въ отдѣльныхъ случаяхъ, когда къ нимъ обращаются съ просьбою о ссудѣ крестьяне, у которыхъ погибъ скотъ отъ той или другой причины; при этомъ ссуды выдаются всего 2--3 человѣкамъ въ годъ. Нѣсколько болѣе систематично это дѣло поставлено въ Весьегонскомъ земствѣ, у котораго постоянно находится въ ссудахъ подъ лошадей болѣе 3,000 рублей; однако, въ послѣдніе годы дѣло это здѣсь совершенно затормазилось. Шире предположено поставить это дѣло мензелинскимъ земствомъ, которое въ собраніи сессіи 1887 года ассигновало въ распоряженіе управы 5,000 руб. для выдачи ссудъ безлошаднымъ крестьянамъ на пріобрѣтеніе лошадей по 25 руб. на лошадь, причемъ предполагается повторять этотъ опытъ, въ случаѣ успѣха, ежегодно. Если это мѣропріятіе мензелинскаго земства будетъ осуществляться систематически, то ежегодно будутъ пріобрѣтать лошадей съ помощью земства по 200 безлошадныхъ крестьянъ, и несомнѣнно, что мензелинскій починъ принесетъ значительную пользу населенію своего уѣзда.
   Къ числу мѣръ, имѣющихъ значеніе для поддержки скотоводства, должны быть отнесены и попытки нѣкоторыхъ земствъ устроить страхованіе скота. Пока, однако, производится лишь страхованіе скота отъ нѣкоторыхъ повальныхъ болѣзней; что же касается страхованія скота отъ падежа вообще, то въ этомъ отношеніи пока предпринятъ лишь опытъ добровольнаго страхованія, которое для массы населенія не имѣетъ значенія. Ограничиваемся этимъ краткимъ упоминаніемъ, такъ какъ мы, какъ уже сказали, исключаемъ страховое дѣло изъ нашего обозрѣнія.
   Перейдемъ затѣмъ къ разсмотрѣнію земскихъ мѣропріятій по улучшенію полеводства.
   Наиболѣе распространенными мѣрами въ указанномъ отношеніи является выписка улучшенныхъ сельскохозяйственныхъ орудій и сѣмянъ хлѣбныхъ растеній и распространеніе ихъ въ населеніи. Къ дѣятельности этого рода земства начали приступать съ середины 70-хъ годовъ. Починъ въ этомъ дѣлѣ былъ поданъ вятскими и пермскими земствами. Въ Вятской губерніи попытки заняться указаннымъ дѣломъ имѣли мѣсто еще ранѣе указаннаго выше времени. Именно глазовское уѣздное земское собраніе еще въ 1870 г. постановило поручить управѣ выписать земледѣльческія орудія на сумму 600 р. и размѣстить ихъ по селеніямъ безплатно. Изъ ассигнованной суммы было, однако, истрачено всего 220 р. на выписку сѣялокъ и молотилокъ. Остатокъ рѣшено было обратить въ 1873 году на выписку сѣмянъ льна и машинъ для его обработки. Но только съ 1875 г. глазовское уѣздное земское собраніе стало отпускать почти ежегодно по 500 р. на покупку сѣмянъ для раздачи крестьянамъ съ обязательствомъ возвратить полученное количество сѣмянъ. Впослѣдствіи глазовское земство стало продавать сѣмена по стоимости выписки, т.-е. довольно дорого. Съ 1881 года уѣздное земское собраніе разрѣшило управѣ продавать образцовыя сѣмена по цѣнѣ, какая будетъ существовать на соотвѣтствующій родъ хлѣба на мѣстномъ рынкѣ, т.-е. по цѣнамъ значительно низшимъ сравнительно со стоимостью выписныхъ сѣмянъ; при этомъ было постановлено, однако, чтобы отпускъ сѣмянъ былъ производимъ въ однѣ руки на сумму не свыше 3 рублей. Въ 1881 же году глазовское собраніе постановило купить лучшихъ хлѣбныхъ сѣмянъ на 600 р. для безплатной раздачи бѣднѣйшимъ крестьянамъ-земледѣльцамъ. Въ 1882 г. глазовское земское собраніе увеличило кредитъ на выписку сѣмянъ до 1 тыс. р., а въ 1883 г. даже до 1,700 р.; въ 1884г. выписано сѣмянъ на сумму около 900 р. Дѣло въ томъ же видѣ продолжается и доселѣ. Что же касается распространенія сельско-хозяйственныхъ орудій и машинъ, то до 1882 г., когда на помощь этому дѣлу пришло губернское земство (о чемъ ниже), дѣятельность глазовскаго земства выразилась лишь выпискою 3 ручныхъ молотилокъ. Дѣятельность другихъ уѣздныхъ земствъ Вятской губерніи (не всѣхъ, однако) по распространенію сѣмянъ выражалась въ тѣхъ же формахъ, какъ и дѣятельность глазовскаго земства, хотя въ болѣе скромныхъ размѣрахъ. Такъ, слободское земство, начавъ съ 1877 года распространеніе улучшенныхъ сѣмянъ выпискою сѣмянъ льна на скромную сумму въ 150 руб., въ 1887 г. ассигновало уже 1,000 р. на выписку сѣмянъ вообще; что касается распространенія сельско-хозяйственныхъ машинъ, то слободское земство до 1882 г. выписало только по одной -- жнею, молотилку и вѣялку. Вятское уѣздное земство выписываетъ ежегодно на 400--500 р. сѣмянъ, которыя и расходятся въ населеніи и т. д. Вообще распространеніе улучшенныхъ сѣмянъ опытомъ вятскихъ земствъ обращено въ неизбѣжную принадлежность земской дѣятельности, и несомнѣнно, что черезъ нѣсколько лѣтъ этимъ дѣломъ займутся всѣ вятскія земства безъ исключенія. Въ дѣлѣ распространенія сельско-хозяйственныхъ орудій и машинъ на помощь вятскимъ уѣзднымъ земствамъ въ 80-е годы пришло губернское земство, открывшее въ 1882 г. уѣзднымъ земствамъ на означенный предметъ безпроцентный кредитъ изъ губернскаго запаснаго капитала, въ размѣрѣ одной тысячи рублей на каждый уѣздъ, всего въ суммѣ 11 тыс. р. Въ 1883 г. эта сумма была увеличена до 15 т. р., причемъ максимумъ ссуды на уѣздъ опредѣленъ въ 3 тыс. р. Всего за 6 лѣтъ, по конецъ 1887 г., означеннымъ кредитомъ воспользовались десять уѣздныхъ земствъ, позаимствовавшихъ всего 19 тыс. руб., изъ которыхъ 1 тыс. взята на выписку сѣмянъ, а остальная сумма -- на пріобрѣтеніе и распространеніе орудій и машинъ. Изъ послѣднихъ всего больше пріобрѣтено молотилокъ -- 206 штукъ; затѣмъ идутъ вѣялки (2ß), жатвенныя машины (4), сортировки (5), сѣялки (15) и кунгурскія сохи (117). Такимъ образомъ, вятскія земства, пользуясь кредитомъ губернскаго земства, распространяютъ преимущественно машины, предназначенныя для ускоренной и улучшенной съемки и обработки хлѣба, и лишь въ слабой степени сельско-хозяйственныя орудія по обработкѣ земли. Исключеніе составляетъ только глазовское земство, которое на собствецныя средства распространило въ своемъ уѣздѣ за два года (1886--87) 474 кунгурскихъ сохи и, кромѣ того, вызвало мѣстное производство ихъ, благодаря чему цѣна на эти сохи понизилась до размѣровъ, доступныхъ самому бѣдному хозяйству. Изъ другихъ вятскихъ земствъ слѣдуетъ отмѣтить еще слободское, которое за то же время распространило 20 выписныхъ сабановъ. Остальныя уѣздныя земства распространили лишь самое незначительное число сохъ, сабановъ и боронъ.
   Въ 1886 г. вятская губернская земская управа запросила всѣ уѣздныя управы по вопросу объ успѣшности дѣла распространенія улучшенныхъ орудій и машинъ и о полезности ихъ распространенія въ средѣ населенія. Полученные отвѣты были сгруппированы губернскою управой въ докладѣ губернскому земскому собранію 1886 г. Всѣ уѣздныя земства высказались въ пользу дѣла распространенія машинъ и орудій, находя его въ высшей степени важнымъ. Къ тому же, дѣло это шло совершенно въ параллель съ соотвѣтствующимъ движеніемъ въ самой народной жизни: такъ, на базарахъ явились частные продавцы кунгурскихъ сохъ; въ нѣкоторыхъ уѣздахъ упрочилось мѣстное производство дешевыхъ вѣялокъ,-- правда, несовершеннаго типа; создался особый промыселъ "вѣянья" на вѣялкахъ за часть отвѣяннаго хлѣба и т. д. Потребность въ улучшенныхъ орудіяхъ и машинахъ такъ велика, что нѣкоторыя уѣздныя земства, не ограничиваясь кредитомъ губернскаго земства, вошли въ соглашеніе съ разными фирмами, производящими сельско-хозяйственныя орудія и машины, и берутъ таковыя на коммиссію.
   Самая организація распространенія машинъ и орудій крайне проста. Управы выписываютъ машины и орудія или по собственной иниціативѣ, или по заявленіямъ желающихъ имѣть таковыя. При каждой управѣ естественно образовался особый складъ. Машины и орудія отпускаются съ разсрочкою платежа до 5 лѣтъ. Степень аккуратности поступленія платежей находится въ полной зависимости отъ урожая. Случаи взысканія платежей судебнымъ порядкомъ крайне рѣдки.
   Во всякомъ случаѣ, распространеніе сельско-хозяйственныхъ машинъ и орудій пріобрѣло прочныя симпатіи вятскихъ земствъ. На собраніяхъ 1887 г. только одно слободское земство, ассигновавъ на выписку улучшенныхъ сѣмянъ 1,000 р., не разрѣшило управѣ пріобрѣтать улучшенныя земледѣльческія орудія, находя ихъ будто бы непригодными по мѣстнымъ условіямъ. Остальныя земства рѣшили продолжать дѣло.
   Подводя итоги дѣятельности вятскихъ земствъ въ указанномъ направленіи, мы находимъ, что они уже въ значительной мѣрѣ прошли періодъ опыта. Такъ, опытъ показалъ имъ, какія машины и орудія наиболѣе необходимы и пригодны по мѣстнымъ условіямъ, а также на какихъ условіяхъ всего успѣшнѣе можетъ идти распространеніе орудій. Остается рѣшить еще вопросъ, кому преимущественно земство должно содѣйствовать въ дѣлѣ пріобрѣтенія улучшенныхъ машинъ и орудій. Вопросъ этотъ впервые поставленъ на вятскомъ уѣздномъ земскомъ собраніи 1887 г., которое и рѣшило его, уполномочивъ управу, продать улучшенныя орудія и машины (конечно, сложныя и цѣнныя) преимущественно не отдѣльнымъ лицамъ, которыя извлекаютъ изъ такихъ машинъ выгоды, отдавая ихъ во временное пользованіе маломочнымъ крестьянамъ, а цѣлымъ селеніямъ или товариществамъ домохозяевъ.
   Остановившись съ нѣкоторою подробностью на дѣятельности вятскихъ земствъ по распространенію улучшенія сѣмянъ полевыхъ культивируемыхъ растеній и сельско-хозяйственныхъ орудій и машинъ, мы можемъ обозрѣть дѣятельность другихъ земствъ въ этомъ же направленіи значительно короче. Въ Пермской губерніи распространеніе сѣмянъ улучшенныхъ сортовъ хлѣбовъ началось также только со второй половины 70-хъ годовъ, нѣсколько позже Вятской губерніи. Такъ; пермское уѣздное земство начало указанную дѣятельность съ 1876 года, ирбитское -- съ 1878 года и т. д. Нѣкоторыя пермскія земства затрачивали на указанный предметъ довольно значительныя суммы. Такъ, пермское уѣздное земство ассигновало на выписку сѣмянъ, которыя раздаются въ ссуду, и машинъ, продаваемыхъ за наличныя деньги, въ 1884 г. 3,000 рублей, въ 1885 г.-- 1,500 руб. и т. д. Вообще и въ Пермской губерніи дѣло распространенія улучшенныхъ сѣмянъ, орудій и машинъ поставлено уже болѣе или менѣе прочно. Насколько выписныя сѣмена пріобрѣли популярность среди населенія, можно видѣть на примѣрѣ Оханскаго уѣзда гдѣ всю весну нынѣшняго года населеніе толпилось въ земской управѣ, являясь за улучшенными сѣменами. Управа, въ предѣлахъ разрѣшеннаго земскимъ собраніемъ кредита, никакъ не могла удовлетворить всѣ требованія, если бы не воспользовалась на этотъ предметъ частью запаснаго капитала. Сѣмена выдавались или за наличныя деньги, или съ разсрочкой до осени. Всего улучшенныхъ сѣмянъ выдано на сумму свыше 1,000 рублей, причемъ запаслись этими сѣменами болѣе 700 домохозяевъ всѣхъ волостей уѣзда. Всего болѣе выдано ячменя-кентъ, затѣмъ австралійскаго овса, пшеницы разныхъ сортовъ и сѣмени льнянаго. Сверхъ того, были выписаны управой огородныя сѣмена для школьныхъ огородовъ, устроенныхъ съ нынѣшняго года при 10 школахъ уѣзда и долженствующихъ стать источникомъ распространенія среди населенія занятія огородничествомъ и, вмѣстѣ съ тѣмъ, мѣстомъ, откуда крестьяне могутъ получать сѣмена культурныхъ сортовъ овощей. Вообще пермскія земства рядомъ съ распространеніемъ улучшенныхъ сѣмянъ полевыхъ растеній, заботятся также и о насажденіи огороднаго промысла. Между прочимъ, нѣкоторыя изъ этихъ земствъ выписали и роздали населенію корни хмѣля; екатеринбургское земство въ сессію 1887 года ассигновало 150 р. на покупку картофеля для раздачи башкирамъ, для посадки на огородахъ и т. д. Что касается распространенія сельско-хозяйственныхъ орудій и машинъ, то пермскія земства достигли на этомъ пути значительно большихъ результатовъ, благодаря тому, что они заботились не только о распространеніи орудій и машинъ, но также и о насажденіи мѣстнаго производства таковыхъ, вслѣдствіе чего послѣднія значительно удешевляются и дѣлаются общедоступными. Въ Вятской губерніи въ этомъ отношеніи можно указать лишь на содѣйствіе земства (кредитомъ) боткинской артели кустарей (объ этомъ подробнѣе ниже), занимающихся преимущественно изготовленіемъ сельско-хозяйственныхъ орудій и машинъ. Въ Пермской же губерніи дѣло поставлено несравненно шире и получены весьма осязательные результаты, благодаря дѣятельности фермы красноуфимскаго реальнаго училища, института агрономическихъ смотрителей и красноуфимскаго комитета по улучшенію экономическаго положенія населенія.
   Земства другихъ губерній приступили къ дѣлу распространенія сѣмянъ улучшенныхъ породъ культивируемыхъ растеній, а также и сельско-хозяйственныхъ орудій и машинъ, значительно позднѣе земствъ Вятской и Пермской губерній, всего лишь въ 80-хъ годахъ, причемъ ведутъ дѣло далеко не такъ дружно, какъ вятскія и пермскія земства. Такъ, казанскія земства (только три) приступили къ этому дѣлу всего 3--4 года назадъ. Именно чебоксарское земство роздало населенію въ 1884 и 1885 гг. 17,800 хмѣлевыхъ корней, отпуская каждому желающему по 4--20 корней; въ 1886 году то же земство ассигновало 1,000 р. на выписку улучшенныхъ хлѣбныхъ сѣмянъ для раздачи ихъ мѣстному населенію съ обязательствомъ возврата. Казанское уѣздное земство въ 1885 г. ассигновало 2,000 руб. на выписку сѣмянъ; въ 1886 г. земское собраніе поручило управѣ покупать лучшія сѣмена только изъ мѣстныхъ акклиматизировавшихся породъ. Свіяжское земское собраніе 1887 г. постановило выписать 5,000 корней заграничнаго хмѣля для раздачи населенію. Сверхъ того, казанское губернское и свіяжское земства завели особыя справочныя книги объ имѣющихся въ губерніи и уѣздѣ улучшенныхъ сортахъ хлѣбныхъ растеній, для ознакомленія съ этимъ предметомъ населенія. Еще рѣже встрѣчаются попытки въ указанномъ направленіи въ другихъ губерніяхъ. Такъ, при золотоношской земской управѣ (Полтав. губ.) устроенъ въ настоящее время складъ земледѣльческихъ орудій. Складъ открытъ лишь въ 1887 г., и насколько онъ необходимъ, можно видѣть изъ того, что не успѣлъ еще прибыть первый транспортъ выписанныхъ управою плуговъ, молотилокъ и вѣялокъ, какъ въ управу поступили уже заявленія о желаніи пріобрѣсти эти орудія въ размѣрахъ, которые управа не имѣла возможности удовлетворить; складъ отпускаетъ орудія, требуя при покупкѣ взноса лишь третьей части стоимости, а двѣ трети цѣны уплачиваются въ теченіе года. Псковское общество сельскаго хозяйства, пользуясь субсидіею со стороны уѣзднаго земства, устроило складъ сѣмянъ, орудій и искусственнаго удобренія. Складъ принимаетъ на коммиссію сѣмена отъ мѣстныхъ землевладѣльцевъ. Всего успѣшнѣе идетъ распространеніе искусственныхъ удобреній (въ виду развитія среди крестьянъ производства); такъ, въ 1887 году было продано около 2,000 пудовъ искусственнаго удобренія (костяной муки, суперфосфата и др.). Курскій отдѣлъ московскаго общества сельскаго хозяйства выработалъ обширный проектъ земскаго содѣйствія распространенію среди мѣстныхъ крестьянъ улучшенныхъ орудій и сѣмянъ; проектъ этотъ имѣетъ обсуждаться на предстоящемъ курскомъ губернскомъ земскомъ собраніи 1888 года. Попытки въ указанномъ направленіи дѣлали и дѣлаютъ еще земства гороховецкое (Владимір. губ.), землянское (Воронеж. губ.), кологривское, юрьевецкое и ветлужское (Костромск. губ.), дорогобужское и смоленское, таврическое губернское, московское уѣздное, волоколамское, клинское и рузское (Москов. губ.) и нѣкоторыя другія. Изъ нихъ мы остановимся только на дѣятельности названныхъ московскихъ земствъ, чѣмъ и закончимъ изображеніе земской дѣятельности въ данномъ направленіи, условій, при которыхъ она совершается, и достигаемыхъ на этомъ пути результатовъ.
   Волоколамское земство съ прошлаго года успѣшно работаетъ по распространенію улучшенныхъ орудій. По смѣтѣ на 1887 г. на этотъ предметъ было ассигновано 1,000 р., а на 1888 г. собраніемъ разрѣшено управѣ позаимствовать на тотъ же предметъ 2,000 р. изъ продовольственнаго капитала. Распространяются почти исключительно одноконные плуги цѣною въ 8 р. штука. По конецъ 1887 года было распродано крестьянамъ 236 штукъ, а на 1888 г. управа рѣшила сдѣлать заказъ въ 400 штукъ. Затѣмъ управа дѣлаетъ опытъ распространенія льномяльныхъ машинъ; дѣло это въ самомъ началѣ. Волоколамское земское собраніе 1886 г. ходатайствовало предъ департаментомъ земледѣлія и сельской промышленности объ отпускѣ въ кредитъ, со скидкою коммиссіонерскихъ процентовъ, земледѣльческихъ орудій, изготовляемыхъ казенными горными заводами; департаментъ земледѣлія ходатайствовалъ о томъ же предъ горнымъ департаментомъ, и, повидимому, это дѣло удастся. Елинская земская управа выписываетъ съ 1885 года плуги изъ Риги, цѣною въ 5--6 р. До конца 1887 г. выписано 471 плугъ, причемъ при каждой выпискѣ они быстро раскупаются крестьянами. Въ 1887 году клинское земское собраніе поручило управѣ принять на себя, сверхъ распространенія плуговъ, коммиссіонную продажу улучшенныхъ сѣмянъ и, кромѣ того, вывѣсить во всѣхъ волостныхъ правленіяхъ объявленія съ указаніемъ тѣхъ мѣстныхъ землевладѣльцевъ, у которыхъ крестьяне могутъ пріобрѣтать улучшенныя сѣмена, и цѣнъ, по которымъ они могутъ быть пріобрѣтены. Рузская земская управа тоже начала съ 1886 года г. занимается распространеніемъ улучшенныхъ орудій и сѣмянъ и искусственныхъ удобреній. Въ 1886 г. управа продала крестьянамъ 20 мальцовскихъ одноконныхъ плужковъ, вагонъ сѣмянной ржи и вагонъ суперфосфата, а въ 1887 г. 50 плужковъ, 2 вѣялки, 4 желѣзныхъ телѣжныхъ хода, вагонъ суперфосфата, вагонъ австралійскаго овса, 300 пудовъ льна и 2 вагона ивановской ржи. На 1888 годъ ассигновано уже 2,000 р. на распространеніе улучшенныхъ орудій. Московское уѣздное земство ассигновало на 1887 г. 500 р. на "улучшеніе земледѣлія". Изъ этой суммы было затрачено 256 р. на пріобрѣтеніе 34 плуговъ, которые и были розданы по 2--3 въ каждую волость для дароваго пользованія, и 88 р. на пріобрѣтеніе сѣмянъ посѣвныхъ травъ, которыя также розданы населенію. Опытъ оказался удачнымъ, населеніе заинтересовалось плугами и нѣкоторые крестьяне пріобрѣли таковые въ собственность. На 1888 г. ассигновано на тотъ же предметъ снова 500 р. Всѣ эти факты изъ дѣятельности московскихъ уѣздныхъ земствъ обратили вниманіе на данное дѣло московскаго губернскаго земства, и послѣднее очередное собраніе его (1887 года) разрѣшило губернской управѣ кредитъ въ размѣрѣ 3,000 рублей для пріобрѣтенія усовершенствованныхъ земледѣльческихъ орудій и раздачи послѣднихъ крестьянамъ съ обязательствомъ возврата въ разсрочку стоимости орудій для земства.
   И эта группа земскихъ мѣръ, какъ видимъ, достояніе самаго послѣдняго времени. Вмѣстѣ съ тѣмъ, отрадный фактъ составляетъ все болѣе и болѣе расширяющаяся дѣятельность земствъ въ данномъ направленіи; число земствъ, считающихъ своею обязанностью содѣйствовать распространенію въ населеніи улучшенныхъ сѣмянъ и сельско-хозяйственныхъ орудій, съ каждымъ годомъ возростаетъ, а дѣятельность тѣхъ изъ земствъ, которыя взялись за данное дѣло ранѣе другихъ, съ каждымъ годомъ расширяется.
   Параллельно съ дѣятельностью земствъ по распространенію улучшенныхъ сортовъ хлѣбныхъ и огородныхъ растеній должно быть поставлено содѣйствіе нѣкоторыхъ земствъ лѣсоразведенію. Вопросъ этотъ давно сталъ занимать нѣкоторыя земства, но до послѣдняго времени дѣло ограничивалось; освобожденіемъ отъ земскихъ сборовъ земель, на которыхъ искусственно разведены лѣса, и ходатайствами объ освобожденіи такихъ земель отъ государственнаго поземельнаго налога. И только въ послѣдніе годы земства стали принимать болѣе активныя мѣры въ данномъ направленіи. Нѣкоторыя земства постановили выдавать денежныя преміи за лѣсоразведеніе. Такъ, бердянское земство еще въ 1877 году установило три ежегодныхъ преміи въ 200, 300 и 500 рублей за болѣе удачные опыты лѣсоразведенія; собраніе 1884 года постановило выдавать первыя двѣ преміи за крупныя посадки, а послѣднюю по частямъ -- за мелкія. Черниговское уѣздное земство въ 1883 г., а городницкое въ 1884 г. постановило выдавать за каждую десятину летучихъ песковъ, засѣянныхъ лѣсомъ и лозою, по 10 руб. Перекопское земство постановило въ 1884 г. выдавать преміи за разведеніе лѣса не менѣе какъ на 5 десятинахъ. Рядъ земствъ рѣшилъ содѣйствовать лѣсоразведенію раздачею древесныхъ саженцевъ. Съ этою цѣлью бердянское земство ходатайствовало объ отпускѣ населенію саженцевъ изъ мѣстнаго казеннаго лѣсничества, откуда населеніе получало въ теченіе нѣсколькихъ лѣтъ ежегодно по нѣсколько сотъ тысячъ саженцевъ; затѣмъ, когда изъ лѣсничества отпускъ саженцевъ былъ прекращенъ, бердянское земство устроило въ 1883 г. собственный древесный питомникъ, изъ котораго отпускъ уже въ 1886 г. достигъ 180 тыс. саженцевъ слишкомъ, причемъ, кромѣ лѣсныхъ деревьевъ, отпускались и фруктовыя -- абрикосы, груши и орѣхи; саженцы отпускаются безплатно. Такіе же питомники устроены днѣпровскимъ, херсонскимъ, ееодосійскимъ и новозыбковскимъ земствами. Въ Оханскомъ уѣздѣ, Пермской губ., устраиваются мѣстнымъ земствомъ три лѣсныхъ питомника при школахъ, съ цѣлью пріохотить населеніе къ лѣсоразведенію и обучить его пріемамъ таковаго.
   

V.

   Всѣ перечисленныя выше мѣры по улучшенію сельскаго хозяйства имѣютъ, такъ сказать, частное значеніе, направляются къ поддержкѣ той или другой отдѣльной отрасли сельскаго хозяйства. Но земства останавливались также на мысли создать учрежденія, задача которыхъ была бы болѣе общая, которыя имѣли бы въ виду содѣйствіе мѣстному сельскому хозяйству во всемъ его объемѣ. Такими учрежденіями въ земской практикѣ явились: образцовыя хозяйства, хутора или фермы, сельско-хозяйственныя училища, институтъ агрономическихъ смотрителей и разные комитеты и коммиссіи по улучшенію сельскаго хозяйства.
   Образцовые хозяйства, хутора и фермы, устраивавшіеся земствами, надо признать однимъ изъ наиболѣе неудачныхъ земскихъ начинаній. Одно образцовое хозяйство на уѣздъ, поставленное въ искусственныя условія, какъ потому, что оно получаетъ средства не изъ хозяйства, а извнѣ, и преслѣдуетъ задачи, которыя совершенно отсутствуютъ въ обыкновенномъ хозяйствѣ,-- очевидно, никакого практическаго значенія имѣть не можетъ. Понятное дѣло, что земству, распространяющему выписныя сѣмена культурныхъ растеній, должно принести пользу опытное поле, на которомъ земство могло бы испытывать пригодность этихъ сѣмянъ по мѣстнымъ условіямъ; точно также такому земству полезно имѣть свое сѣменное хозяйство, вмѣсто того, чтобы затрачивать значительныя средства на выписку сѣмянъ. Но это скромное дѣло не нуждается ни въ "хуторѣ", ни въ "фермѣ" и не можетъ претендовать на выполненіе тѣхъ разнообразныхъ и громадныхъ задачъ, которыя возлагались на эти учрежденія и которыя состояли въ томъ, чтобы оказать благотворное вліяніе на всѣ стороны мѣстнаго сельскаго хозяйства. Неудивительно, что всѣ эти "фермы" и "хутора" не принесли рѣшительно никому никакой пользы, и земскія деньги, затраченныя на этотъ предметъ въ видѣ ли субсидій сельско-хозяйственнымъ обществамъ, устраивавшимъ на полученныя отъ земства средства "образцовые хутора", или въ видѣ непосредственныхъ тратъ на земскія "фермы", пропали совершенно даромъ. Къ счастію, на этотъ путь вышло лишь небольшое число земствъ.
   Къ такимъ же безполезнымъ начинаніямъ должны быть причислены попытки нѣкоторыхъ земствъ устроить сельско-хозяйственныя школы низшаго типа. Курсъ этихъ школъ слишкомъ кратокъ для того, чтобы ихъ воспитанники могли пріобрѣсти достаточно познаній для того, чтобы стать впослѣдствіи руководителями сельскаго хозяйства, но онъ, въ то же время, настолько продолжителенъ, что ученики отвыкаютъ отъ крестьянской среды и въ нее отнюдь не возвращаются. Обыкновенно, ученики низшихъ сельскохозяйственныхъ школъ дѣлаются старостами, ключниками, конторщиками въ частно-владѣльческихъ имѣніяхъ, волостными писарями или рабочими на сельско-хозяйственныхъ машинахъ. Въ народную же среду чрезъ учениковъ низшихъ сельско-хозяйственныхъ школъ не проникаетъ ни одной крупицы знанія. Усилія земства на данномъ пути должны клониться, во-первыхъ, къ тому, чтобы создать контингентъ руководителей народнаго хозяйства, и, вовторыхъ, къ проведенію сельско-хозяйственныхъ знаній въ народную среду чрезъ начальныя школы. Удачный опытъ разрѣшенія вопроса о подготовкѣ руководителей народнаго хозяйства уже сдѣланъ пермскимъ земствомъ {См. статью М. Л. Лесковскаго: Типъ школы, какъ двигателя народнаго хозяйства и промышленности, въ августовской и сентябрьской книжкахъ Русской Мысли нынѣшняго года. Ред.}.
   Нѣтъ сомнѣнія, что рано или поздно всѣ наши земства воспользуются пермскимъ опытомъ и создадутъ у себя агрономическія организаціи, подобныя институту агрономическихъ смотрителей. Надежду эту мы высказывали еще нѣсколько лѣтъ тому назадъ, и въ настоящее время она уже начинаетъ оправдываться. Вопросъ объ агрономическихъ смотрителяхъ обратилъ на себя вниманіе многихъ губернскихъ земствъ, и трое изъ нихъ уже приступили къ практическому разрѣшенію его. Изъ нихъ вятское земство учредило три должности агрономическихъ смотрителей, на которыя и пригласило питомцевъ красноуфимскаго училища. Херсонское земство постановило создать такой же институтъ агрономическихъ смотрителей, какой существуетъ въ Пермской губерніи, воспользовавшись для того учениками сельско-хозяйственнаго училища, содержимаго на средства этого земства. Къ той же мысли о необходимости учрежденія организаціи агрономическихъ смотрителей пришло и московское губернское земство. Изъ уѣздныхъ земствъ должности агрономическихъ смотрителей завели елабужское, Вятской губерніи, и шуйское, Владимірской.
   Созданіе института агрономическихъ смотрителей является частнымъ примѣненіемъ общей идеи о необходимости для земства принятія на себя активнаго попеченія о сельскомъ хозяйствѣ. Идея эта, какъ мы уже замѣчали, дѣлаетъ все большій и большій успѣхъ въ земскихъ сферахъ и ведетъ къ созданію учрежденій, принимающихъ на себя изысканіе средствъ къ улучшенію существующаго положенія сельскаго хозяйства. Такими учрежденіями являются казанская продовольственно-экономическая коммиссія, курская коммиссія по вопросу о сельско-хозяйственномъ кризисѣ, полтавская коммиссія о хлѣбной торговлѣ, сельско-хозяйственная коммиссія петербургскаго уѣзднаго земства, одесская постоянная сельско-хозяйственная коммиссія и, наконецъ, пермскіе комитеты по поднятію экономическаго положенія населенія. Всѣ эти учрежденія -- созданіе самыхъ послѣднихъ лѣтъ. Изъ нихъ курская и полтавская коммиссіи имѣютъ болѣе или менѣе спеціальныя задачи; петербургская и казанская созданы для выработки систематическихъ мѣропріятій, коими земства могли бы поднять экономическое благосостояніе сельскаго населенія; одесская коммиссія представляетъ собою постоянное учрежденіе, завѣдующее сельско-хозяйственными интересами уѣзда. Всѣ эти учрежденія заслуживаютъ вниманія, какъ попытки земства принять на себя попеченіе о мѣстномъ сельскомъ хозяйствѣ. Однако, наибольшій интересъ, по широтѣ и практичности поставленныхъ задачъ, представляютъ земскіе губернскій и уѣздные комитеты Пермской губерніи. Но такъ какъ, при существованіи въ Пермской губерніи института агрономическихъ смотрителей, пермскимъ комитетамъ приходится направлять свою дѣятельность не столько въ сторону сельскаго хозяйства, сколько къ поднятію и развитію внѣземледѣльческихъ промысловъ, то мы остановимся на пермскихъ комитетахъ подробнѣе въ слѣдующей главѣ, гдѣ будемъ говорить о земской дѣятельности на пользу разнаго рода промысловъ.

Я. Абрамовъ.

(Продолженіе слѣдуетъ).

"Русская Мысль", кн.X, 1888


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru