Абрамов Яков Васильевич
Очерки современного земства

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Часть пятая.


   

Очерки современнаго земства *).

*) Русская Мысль, кн. XI.

II. Земство и экономическое положеніе населенія.

VII.

   Перейдемъ въ разсмотрѣнію дѣятельности земствъ въ области кредита.
   Собственно мы уже говорили выше о многихъ кредитныхъ начинаніяхъ земствъ. Такъ, мы говорили о попыткахъ организаціи кредита для покупки земли, о раздачѣ въ кредитъ сѣмянъ и земледѣльческихъ орудій, о кредитѣ для покупки скота, о кредитѣ для кустарей. Все это, такъ сказать, спеціальный кредитъ, вызываемый разными спеціальными случаями. Приведенный перечень видовъ спеціальнаго кредита далеко не обнимаетъ всѣхъ случаевъ, когда этотъ вредитъ открывался или открывается земствомъ населенію. Всѣ случаи земскаго спеціальнаго кредита трудно и перечислить за ихъ многочисленностью и разнообразіемъ. Чтобы дать понятіе о томъ, какъ могутъ быть разнообразны и разнохарактерны случаи, вызывающіе необходимость кредита со стороны земства населенію, мы, кромѣ сообщенныхъ уже случаевъ спеціальнаго земскаго кредита, приведемъ здѣсь еще два оригинальныхъ случая, когда земство открывало населенію кредитъ со спеціальными цѣлями.
   Тамбовское губернское земство открыло съ 1882 года особый кредитъ сельскимъ обществамъ для постройки кирпичныхъ заводовъ, кирпичъ съ которыхъ долженъ продаваться членамъ этихъ обществъ отъ 5 до 8 руб. за тысячу. Бредитъ этотъ былъ вызванъ ходатайствами со стороны сельскихъ обществъ. Кредитъ открывался на 5--6 лѣтъ. Въ теченіе 1882 и 1883 годовъ кредитомъ воспользовались 9 обществъ въ размѣрѣ 3,950 рублей, на каковыя деньги были выстроены заводы, приготовившіе за означенное время 550 тыс. кирпичей, изъ которыхъ и возведенъ въ селеніяхъ цѣлый рядъ жилыхъ и холодныхъ построекъ. Въ 1884 г. снова отпущено на тотъ-же предметъ 2,800 рублей.
   Другой случай. 12 сельскихъ обществъ Новоузенскаго уѣзда, Самарской губ." заняли у губернскаго земства, подъ поручительствомъ уѣзднаго, 100,000 рублей для производства оросительныхъ работъ. Къ сожалѣнію, въ данномъ случаѣ роль земства ограничилась выдачею денегъ, и столь важное дѣло, какъ попытка произвести въ первый разъ оросительныя работы въ значительныхъ размѣрахъ, было всецѣло предоставлено усмотрѣнію самихъ сельскихъ обществъ, у которыхъ, какъ никогда не занимавшихся этимъ дѣломъ, не оказалось достаточныхъ для него знаній. Результаты, естественно, получились самые печальные. Только въ одномъ селеніи, въ которомъ оказался свѣдущій въ оросительномъ дѣлѣ человѣкъ -- мѣстный священникъ, работы были произведены раціонально, и результаты не замедлили сказаться въ улучшеніи урожаевъ и увеличеніи покосовъ; во всѣхъ остальныхъ селеніяхъ деньги употреблены непроизводительно и результатомъ явился огромный долгъ на селеніяхъ.
   Спеціальный кредитъ, открываемый земствомъ населенію, имѣетъ двѣ характерныя черты: во-первыхъ, онъ всегда имѣетъ въ виду лишь нѣкоторую часть населенія, извѣстныя группы его, а, во-вторыхъ, въ большинствѣ случаевъ, онъ является случайнымъ, единовременнымъ или, по крайней мѣрѣ, непостояннымъ. Въ этихъ особенностяхъ спеціальнаго кредита его слабая сторона. къ тому же, самое разнообразіе случаевъ, въ которыхъ можетъ понадобиться спеціальный кредитъ, должно ставить земскія учрежденія въ затрудненіе удовлетворить потребность въ этомъ кредитѣ. Отсюда является надобность въ созданіи общихъ кредитныхъ учрежденій, которыя имѣли бы въ виду все населеніе и оказывали кредитъ во всѣхъ случаяхъ, когда онъ нуженъ населенію. Сознаніе необходимости созданія такихъ кредитныхъ учрежденій давно проникло въ земскія сферы, но доселѣ вопросъ этотъ остается неразрѣшеннымъ.
   Наиболѣе вниманія и средствъ было удѣлено земствами созданію и поддержкѣ ссудо-сберегательныхъ товариществъ. Какъ извѣстно, одно время ссудо-сберегательными товариществами крайне увлекались и въ нихъ чуть не видѣли спасеніе отъ всѣхъ нашихъ экономическихъ золъ. Не мало земскихъ денегъ ушло на это дѣло, и едва ли есть земство, которое устояло бы противъ общаго увлеченія ссудо-сберегательными товариществами и не приняло того или другаго участія въ ихъ устройствѣ. Участіе земства обыкновенно состояло въ томъ, что оно давало возникающимъ ссудо-сберегательнымъ товариществамъ большія или меньшія суммы въ ссуду безъ процентовъ или за незначительный процентъ. Нѣкоторыя земства давали такія ссуды лишь отдѣльнымъ товариществамъ, другія дѣлали общія постановленія о выдачѣ ссудъ въ опредѣленномъ размѣрѣ каждому возникающему товариществу. Многія земства сами вызывали возникновеніе ссудосберегательныхъ товариществъ. Но распространеніе ссудо-сберегательныя товарищества получили самое ограниченное. Если общее число ихъ въ губерніи достигало 2--3 десятковъ, то такую губернію нужно считать уже выдающеюся среди другихъ. Въ дѣйствительности такого числа фактически существующихъ товариществъ ни въ одной губерніи никогда не было. Обыкновенно дѣйствительное существованіе товарищества бываетъ крайне непродолжительно, а затѣмъ оно поступаетъ въ разрядъ фиктивныхъ учрежденій, числящихся только на бумагѣ и ровно никакихъ операцій не производящихъ. Просматривая доклады земскихъ управъ собраніямъ о положеніи ссудо-сберегательныхъ товариществъ, мы вездѣ встрѣчаемъ одно и то же: большинство товариществъ существуетъ лишь фиктивно; существующія полны безпорядковъ; земскія деньги пропали и взыскать ихъ невозможно. Для примѣра приведемъ здѣсь характеристику положенія дѣлъ, сдѣланную въ докладѣ московской уѣздной земской управы собранію 1884 года; характеристика эта буквально повторяется и въ докладахъ другихъ земскихъ управъ. По словамъ московской уѣздной управы, товарищества остаются недоступными для лицъ бѣднѣйшихъ, а для сельскихъ обществъ въ полномъ составѣ оказываютъ мало помощи; въ нихъ выступаетъ преобладаніе богатыхъ лицъ, въ числѣ которыхъ есть и такія лица, которыя, сами не нуждаясь въ ссудахъ, берутъ ихъ для того только, чтобы передавать другимъ за возвышенный процентъ; во всѣхъ товариществахъ весьма легко обхортся статья устава, запрещающая каждому члену имѣть больше одного пая, посредствомъ введенія въ число членовъ своихъ домочадцевъ. Нѣкоторыя товарищества при самомъ возникновеніи своемъ стали въ такого рода положеніе: деньги были немедленно разобраны и затѣмъ не возвращаемы; почти всѣ члены оказались неисправными плательщиками и, тѣмъ не менѣе, продолжали оставаться членами; наличныхъ денегъ въ кассѣ никогда не было, долги переписывались изъ книги въ книгу, и всѣ операціи товарищества фактически прекратились. Другія товарищества попали въ это положеніе черезъ нѣкоторое число лѣтъ послѣ основанія и, наконецъ, остальныя если не состояли въ томъ же положеніи въ моментъ доклада, то неизбѣжно должны были оказаться въ немъ въ самомъ непродолжительномъ будущемъ. По мнѣнію управы, кредитныя учрежденія въ формѣ ссудо-сберегательныхъ товариществъ совершенно непримѣнимы къ крестьянской средѣ. Перенесенныя цѣликомъ въ среду крестьянства, со всѣми сложными аттрибутами, съ общими собраніями, совѣтами, правленіями, паями, процентами, счетоводными книгами, со всею своею сложною машиной, выработанною совсѣмъ на другой почвѣ,-- эти кредитныя учрежденія въ началѣ, продолженіи и концѣ своего существованія остаются для населенія учрежденіями мертвыми. Такъ называемые паи товарищества, долженствующіе доставить средства для оборотовъ его, въ сущности, для оборотовъ никакого значенія не имѣютъ, такъ какъ весьма часто они, въ одно и то же время, только переписываются на приходъ -- паемъ, а въ расходъ -- ссудой, чтобы дать члену товарищества право взять ссуду въ полуторномъ противъ пая размѣрѣ. Въ дѣйствительности оказывается, что весь строй ссудо-сберегательнаго товарищества, его составъ, цѣль, дѣйствія и отправленія, столь подробно и стройно изложенные въ уставѣ ссудо-сберегательныхъ товариществъ, существуютъ только въ этомъ уставѣ и въ дѣйствительной жизни товариществъ не имѣютъ почти никакого значенія. Единственныя дѣйствія сельскихъ ссудо-сберегательныхъ товариществъ заключаются въ томъ, чтобы дѣлать займы у частныхъ лицъ, земствъ или въ государственномъ банкѣ и выдавать изъ позаимствованныхъ денегъ ссуды членамъ товарищества. Пока это дѣйствіе для товарищества возможно, пока кредитъ есть,-- оно существуетъ; вредитъ изсякъ,-- и товарищество фактически прекращаетъ свое существованіе.
   Вѣрность дѣйствительности нарисованной картины положенія дѣлъ ссудо-сберегательныхъ товариществъ вполнѣ подтверждается данными, заключающимися въ докладахъ и журналахъ земствъ самыхъ различныхъ мѣстностей Россіи -- отъ Вятской до Таврической губерніи. Справедливость требуетъ сказать, однако, что въ общей массѣ земскихъ свидѣтельствъ о крайне-неудовлетворительномъ положеніи дѣлъ ссудо-сберегательныхъ товариществъ есть и исключенія. Исключенія эти, правда, крайне ничтожны количественно, но, тѣмъ не менѣе, они есть. Укажемъ для примѣра на Псковской уѣздъ, земская управа котораго сообщаетъ въ докладѣ собранію 1887 года слѣдующія свѣдѣнія о мѣстныхъ ссудо-сберегательныхъ товариществахъ. Всѣхъ товариществъ въ уѣздѣ 9; членовъ въ нихъ къ 1 января 1887 г. состояло 9,419,-- слѣдовательно, болѣе чѣмъ по 1 тысячѣ на товарищество. Товарищества, какъ видимъ, охватили весьма значительную часть домохозяевъ уѣзда. Общая сумма оборотнаго капитала достигаетъ 400 тыс. рублей, -- цифры, для одного уѣзда везьма значительной. Паевые взносы достигли 131 тыс., вапасный капиталъ -- 57 тыс.; остальныя средства товариществъ составились изъ вкладовъ (около 50 тыс.) и займовъ, произведенныхъ товариществами (около 140 тыс.). Въ 1 января 1887 года въ ссудахъ состояло около 320 тыс. и въ наличности около 80 тысячъ. Прибыли за 1886 годъ получено 23 тыс. Общую характеристику товариществъ уѣзда управа дѣлаетъ въ слѣдующихъ выраженіяхъ: "Вопреки почти общему мнѣнію о дурномъ современномъ положеніи ссудо-сберегательныхъ товариществъ, они въ Псковскомъ уѣздѣ идутъ, въ общемъ, удовлетворительно, а нѣкоторыя настолько хорошо, что безъ малѣйшаго затрудненія отдѣлили изъ своихъ прибылей относительно значительныя суммы на устройство мѣстныхъ сельскихъ домовъ призрѣнія: такъ, наприм., изборско-палкинское товарищество отпустило на устройство означеннаго дома 1,500 руб., сидорово-прудское на постройку такого же дома -- 1,000 руб. и печерское -- 200 руб.".
   Во всякомъ случаѣ, подобныя исключенія совершенно тонутъ въ общей массѣ явленій прямо противуположнаго свойства и ссудо-сберегательныя товарищества вполнѣ основательно потеряли свой кредитъ въ земскихъ сферахъ. Очевидно, необходимо искать иной формы кредитнаго учрежденія для деревни.
   Другой видъ кредитныхъ учрежденій, который учреждался земствами, это -- общества взаимнаго кредита. Такихъ учрежденій открыто значительно менѣе, нежели ссудо-сберегательныхъ товариществъ. Участіе земства въ такихъ учрежденіяхъ состоитъ въ томъ, что оно дѣлается членомъ общества и вноситъ вкладъ въ 10--15 и болѣе тысячъ за умѣренные проценты или даже совсѣмъ безъ процентовъ. Земскія общества взаимнаго кредита принесли массѣ населенія еще менѣе пользы, нежели ссудо-сберегательныя товарищества, служа почти исключительно интересамъ мѣстныхъ торговцевъ и помѣщиковъ и лишь крайне рѣдко ссужая немногія сельскія общества суммами для удовлетворенія какихъ-либо общественныхъ потребностей. Нѣкоторыя общества взаимнаго кредита, правда, имѣютъ въ своихъ уставахъ параграфы, разрѣшающіе выдавать сельскимъ обществамъ и товариществамъ изъ крестьянъ, не состоящимъ членами общества, краткосрочныя ссуды, но кредитъ по этимъ параграфамъ не открывается въ виду будто бы необезпеченности такихъ ссудъ вслѣдствіе нѣкоторыхъ ограниченій при взысканіи съ крестьянъ частныхъ долговъ. Едва ли не единственное исключеніе въ этомъ отношеніи представляетъ общество взаимнаго кредита псковскаго земства, выдающее крестьянамъ ссуды для покупки земли, о чемъ мы говорили въ своемъ мѣстѣ.
   Въ послѣднее время вниманіе нѣкоторыхъ земствъ обращено на такъ называемые "сельскіе банки", уставъ которыхъ утвержденъ года три тому назадъ. Практическій шагъ въ этомъ направленіи сдѣланъ, однако, пока только однимъ казанскимъ губернскимъ земствомъ. Именно очередное собраніе этого земства 1887 года сдѣлало постановленіе объ организаціи въ губерніи сельскихъ банковъ. За единицу для устройства сельскаго банка предполагается брать сельскія общества, и лишь такія, гдѣ сельскія общества изъявятъ на то желаніе; банки могутъ быть открываемы для цѣлыхъ приходовъ. Земство принимаетъ на себя выдачу ссуды сельскому банку, открываемому обществомъ, въ размѣрѣ отъ 300 до 1,000 рублей. Ссуды выдаются безъ взиманія процентовъ, но въ нѣкоторыхъ случаяхъ, по усмотрѣнію собранія, могутъ быть взимаемы проценты, но не свыше 4% годовыхъ. Чтобы вызвать возникновеніе банковъ, собраніе постановило напечатать уставъ сельскаго банка вмѣстѣ съ постановленіемъ губернскаго собранія и разослать въ уѣздныя земскія управы, а чрезъ нихъ земскимъ гласнымъ, землевладѣльцамъ, священникамъ, сельскимъ учителямъ и другомъ лицамъ, по ближайшему усмотрѣнію управъ, съ просьбою объ ознакомленіи населенія съ основаніями и цѣлями упомянутаго устава и тою пользой, которая ожидается отъ устройства этихъ банковъ, и о содѣйствіи, при возможности, къ дѣйствительному осуществленію этого дѣла. На сельскихъ банкахъ казанское земство остановилось въ виду двухъ выгодныхъ отличій, представляемыхъ ими сравнительно съ ссудо-сберегательными товариществами. Во-первыхъ, они выдаютъ ссуды всѣмъ членамъ сельскаго общества, а не только тѣмъ, которые поступили въ члены товарищества, и, во-вторыхъ, по уставу, сельскіе банки находятся подъ контролемъ правительства, а съ выдачею земской субсидіи -- и подъ контролемъ земства. Что выйдетъ изъ попытки казанскаго земства, покажетъ недалекое будущее. Навѣрное, однако, можно сказать, что и сельскіе банки не получатъ широкаго распространенія: если земство желаетъ широкой организаціи сельскаго кредита, оно должно взять на себя иниціативу устройства кредитныхъ учрежденій, а не ждать таковой отъ сельскихъ обществъ или случайныхъ благожелательныхъ лицъ -- священниковъ, учителей и т. п. Точи* также, если земство желаетъ быть увѣреннымъ въ раціональномъ веденія дѣла, оно должно быть хозяиномъ его, должно взять его всецѣло въ свои руки.
   Краткій обзоръ мѣропріятій земства въ области общаго кредита показываетъ, что здѣсь можно считать еще не сдѣланнымъ почти ничего. Пріобрѣтенъ только нѣкоторый отрицательный опытъ. Но до сихъ поръ не выработанъ еще самый типъ кредитнаго учрежденія, наиболѣе подходящаго къ условіямъ крестьянской жизни. Только тогда, когда будетъ рѣшенъ этотъ вопросъ, т.-е. будетъ намѣченъ типъ веденія дѣла, возможно будетъ и количественное распространеніе дешеваго сельскаго кредита. Задача, предстоящая здѣсь земству, трудна, но трудность и возможность ошибокъ не должны смущать земскихъ дѣятелей. Не ошибается только тотъ, кто ничего не дѣлаетъ.
   

VIII.

   Такая же трудная задача предстоитъ земству и по отношенію къ организаціи сбыта продуктовъ народнаго труда. Выше мы указали попытки земствъ организовать сбытъ произведеній кустарей; мы видѣли, что пока это не болѣе, какъ попытки, и серьезныхъ практическихъ результатовъ можно ожидать развѣ въ будущемъ. Еще далѣе отъ практическаго разрѣшенія стоитъ вопросъ объ организаціи сбыта сельско-хозяйственныхъ произведеній. Здѣсь пока все въ области проектовъ, да и въ области проектовъ вопросъ далеко не нашелъ еще рѣшенія. Можно отмѣтить только обращеніе серьезнаго вниманія земствъ на данный вопросъ, и это уже составляетъ значительный шагъ впередъ, ибо доселѣ земства считали область обмѣна стоящею совершенно внѣ ихъ компетенціи. Безъ сомнѣнія, разъ обративъ серьезное вниманіе на данный вопросъ, земства рано или поздно найдутъ и средства для его рѣшенія.
   Вниманіе земствъ привлечено къ вопросу объ организаціи сбыта сельскихъ продуктовъ лишь въ самое послѣднее время, собственно съ прошлаго года, подъ вліяніемъ паденія цѣнъ на хлѣбные продукты и вызванныхъ этимъ явленіемъ жалобъ на сельско-хозяйственный кризисъ. И ранѣе данному вопросу удѣлялось вниманіе со стороны нѣкоторыхъ земствъ, но это было сравнительно рѣдкимъ явленіемъ, тогда какъ въ прошломъ году вопросъ этотъ дебатировался одновременно на весьма значительномъ числѣ земскихъ собраній. Точно также и ранѣе нѣкоторыя земства пытались оказать содѣйствіе улучшенію организаціи сбыта сельскихъ произведеній, но принимавшіяся ими мѣры могутъ имѣть только крайне ограниченное значеніе. Такъ, наприм., купянское земское собраніе 1885 года постановило устроить справочное сельско-хозяйственное, которое служило бы посредникомъ между продавцами и покупателями сельско-хозяйственныхъ произведеній. Въ бюро могутъ обращаться всѣ желающіе продать и купить предметы, относящіеся къ сельской промышленности. Имѣющіе запасы продажныхъ сѣмянъ зерновыхъ хлѣбовъ, масляничныхъ растеній или кормовыхъ травъ могутъ присылать въ бюро заявленія о томъ съ образцами сѣмянъ и съ обозначеніемъ продажной цѣны. Образцы выставляются въ помѣщеніи земской управы для обозрѣнія всѣхъ желающихъ пріобрѣсти сѣмена. Точно также имѣющіе продажныя сельско-хозяйственные продукты -- хлѣбъ, сѣно, солому, скотъ, овецъ, шерсть, сало и проч.-- могутъ заявлять объ этомъ бюро, и ихъ заявленія вносятся въ книги, открытыя для всякаго ищущаго купить эти предметы. Покупщики могутъ являться и съ письменными заявленіями о желаніи пріобрѣсти тотъ или другой изъ продуктовъ; такія заявленія также вносятся въ книги и бюро слѣдитъ, не совпадаютъ ли заявленія предложенія и спроса. Тотъ же порядокъ соблюдается относительно покупки и продажи земли, лѣса и т. п. Бюро имѣетъ цѣлью также содѣйствовать сближенію нанимателей и нанимающихся, принимая заявленія какъ отъ лицъ, ищущихъ управляющихъ, прикащиковъ, мастеровыхъ и чернорабочихъ, такъ и отъ этихъ послѣднихъ, желающихъ предложить свой трудъ. Само собою разумѣется, что существованіе одною подобнаго бюро на уѣздъ можетъ имѣть только самое небольшое значеніе. Въ лучшемъ случаѣ бюро можетъ принести пользу мѣстнымъ землевладѣльцамъ -- и только: масса населенія останется внѣ вліянія бюро и урегулировать сбытъ произведеній этой массы внѣ силъ даннаго учрежденія. Столь же ограниченное значеніе могутъ имѣть и е справочныя книги", заведенныя при нѣкоторыхъ земскихъ управахъ Казанской губерніи.
   При обсужденіи вопроса объ урегулированіи сбыта сельско-хозяйственныхъ продуктовъ на земскихъ собраніяхъ прошлаго и настоящаго года вопросъ ставился значительно шире. Имѣлось въ виду оказать содѣйствіе именно массѣ населенія и предлагались мѣры несравненно болѣе радикальнаго характера. Сдѣланныя въ разныхъ собраніяхъ предложенія могутъ быть сведены къ четыремъ группамъ: 1) предложенія объ организаціи снабженія арміи провіантомъ и фуражомъ непосредственно населеніемъ; 2) о замѣнѣ денежныхъ сборовъ натуральными; 3) объ организаціи кредита подъ хлѣбъ и 4) о принятіи на себя земствомъ продажи сельскихъ продуктовъ.
   Вопросъ о поставкѣ провіанта для арміи непосредственно населеніемъ обсуждался на нѣсколькихъ земскихъ собраніяхъ 1887 и 1888 гг. Изъ нихъ симбирское губернское собраніе возбудило ходатайство предъ военнымъ министерствомъ о пріемѣ, безъ посредства хлѣбныхъ торговцевъ, прямо отъ самихъ сельскихъ хозяевъ хлѣба въ интендантскіе склады на довольствіе войскъ безъ торговъ, и, притомъ, не отъ однихъ только рорянъ, которымъ въ этомъ случаѣ законъ предоставляетъ привилегію, а отъ всѣхъ землевладѣльцевъ, безъ различія сословій. Къ этому ходатайству присоединилось казанское губернское собраніе, постановившее просить содѣйствія тому же у министра государственныхъ имуществъ. Ясно, что въ той формѣ, въ какой ставится вопросъ симбирскимъ и казанскимъ земствами, онъ отнюдь не разрѣшается, ибо если бы и было дано просимое ими разрѣшеніе, имъ могутъ воспользоваться только крупные хозяева; для массы же населенія непосредственная поставка хлѣба въ интендантскіе склады на практикѣ останется, попрежнему, невозможною. Ближе пошло къ цѣли и гораздо практичнѣе поставило вопросъ оханское (Пермской губ.) чрезвычайное земское собраніе 1888 г., разрѣшившее управѣ принять на себя подрядъ поставки хлѣба для мѣстной воинской команды въ 1889 г. Исполнить этотъ подрядъ предполагается посредствомъ приглашенія сельскихъ обществъ доставлять хлѣбъ по цѣнамъ интендантства. При этомъ имѣются въ виду рѣ цѣли: во-первыхъ, дать возможность крестьянамъ сбыть хлѣбъ безъ посредничества скупщиковъ, и, слѣдовательно, оставить барыши послѣднихъ въ карманахъ населенія и, во-вторыхъ, попытаться примѣнить взысканіе земскихъ сборовъ съ сельскихъ обществъ не деньгами, а хлѣбомъ, который и назначить для сказанной поставки въ команду. Этотъ первый опытъ, въ случаѣ его удачи, можетъ имѣть громадныя послѣдствія, устранивъ существующій нынѣ крайне убыточный и для государства, и для населенія способъ снабженія арміи продовольствіемъ и фуражомъ и поставивъ въ непосредственныя отношенія населеніе и главнаго внутренняго покупателя сельскихъ произведеній -- военное министерство.
   Вопросъ о замѣнѣ взиманія съ населенія денежныхъ сборовъ натуральными также былъ предметомъ обсужденія со стороны нѣсколькихъ земскихъ собраній 1887 и 1888 гг. Въ саратовскомъ губернскомъ земскомъ собраніи вопросъ былъ поднять по почину мѣстнаго губернатора, генерала Косича. Въ своемъ предложеніи собранію губернаторъ, обрисовавши бѣдственное положеніе крестьянскаго населенія губерніи и указавши на его задолженность правительству, земству и продовольственнымъ капиталамъ, обратилъ вниманіе земства на то, что главною причиной этого служитъ то обстоятельство, что, вынужденные нищетой и побуждаемые къ уплатѣ недоимокъ, крестьяне должны продавать свой хлѣбъ за безцѣнокъ и нерѣдко отдавать его частнымъ кредиторамъ чуть не даромъ, а это, при общемъ упадкѣ цѣнъ на хлѣбъ, окончательно подрываетъ крестьянское благосостояніе. Между тѣмъ, земство, располагая весьма значительными запасными капиталами, приносящими ему всего 5 проц, годовыхъ, могло бы выступить на борьбу съ указаннымъ зломъ: оно могло бы принимать отъ крестьянъ хлѣбъ натурой на пополненіе земскихъ и продовольственныхъ платежей, могло бы устроить также хлѣбные склады и принимать крестьянскій хлѣбъ на коммиссію. Этимъ путемъ крестьяне избавились бы отъ необходимости сбывать хлѣбъ за безцѣнокъ, а получали бы его дѣйствительную стоимость; земство же, направивши на указанную операцію свои капиталы, всегда было бы гарантировано относительно ихъ цѣлости и дало бы имъ вполнѣ производительное назначеніе. Саратовскій губернаторъ, какъ видимъ, рекомендуетъ земству не только обратить часть падающихъ на крестьянъ денежныхъ сборовъ въ натуральные, но и принять на себя задачу урегулировать сбытъ хлѣба. Собраніе отнеслось сочувственно къ предложенію губернатора и единогласно постановило передать заслушанное предложеніе въ уѣздныя земскія управы съ тѣмъ, чтобы онѣ дали заключенія по вопросу и передали дѣло на обсужденіе экстренныхъ уѣздныхъ земскихъ собраній. Въ воронежскомъ уѣздномъ земскомъ собраніи 1887 г. вопросъ былъ поставленъ значительно шире. Именно здѣсь предлагалось возбудить ходатайство предъ правительствомъ о замѣнѣ натуральными сборами не только земскихъ и продовольственныхъ платежей, но и казенныхъ. Въ виду сложности вопроса, онъ переданъ въ коммиссію для детальной разработки. Наконецъ, въ камышинскомъ экстренномъ земскомъ собраніи 1888 г. было обращено вниманіе еще на одну сторону вопроса. Одинъ изъ гласныхъ указалъ на любопытный способъ сбора податей, практикующійся въ нѣкоторыхъ нѣмецкихъ колоніяхъ Камышинскаго уѣзда. Именно здѣсь сельское общество собираетъ всѣ платежи съ желающихъ не деньгами, а хлѣбомъ; хлѣбъ въ уплату податей берется по цѣнѣ на 10% выше существующей цѣны (сборъ производится, по обыкновенію, осенью, когда цѣны низки). Само же общество вноситъ подати деньгами, которыя временно беретъ изъ общественнаго капитала; хлѣбъ потомъ, въ благопріятное время для сбыта, общество продаетъ и пополняетъ такимъ путемъ взятыя суммы. Собраніе, выслушавъ это сообщеніе, поручило управѣ рекомендовать этотъ способъ сбора платежей всѣмъ сельскимъ обществамъ уѣзда.
   Нѣсколько собраній 1887 г. имѣли сужденія и по вопросу о кредитѣ подъ хлѣбъ. Изъ нихъ, однако, только въ воронежскомъ уѣздномъ собраніи указывался болѣе или менѣе детально способъ рѣшенія вопроса. Именно предлагалось, чтобы земства выстроили земскіе ссыпные амбары, куда должно доставляться зерно, подъ которое собственники его желаютъ получить краткосрочную ссуду; кредитъ долженъ быть открытъ государственнымъ банкомъ; средства для устройства ссыпныхъ амбаровъ должны получиться выпускомъ облигацій, которыя погашаются затѣмъ взиманіемъ небольшой платы за храненіе зерна. Вопросъ переданъ для дальнѣйшей разработки особой коммиссіи, но, вмѣстѣ съ тѣмъ, возбуждено ходатайство объ открытіи кредита подъ хлѣбъ -- для выясненія отношенія къ вопросу подлежащихъ правительственныхъ сферъ.
   Наконецъ, вопросъ о принятіи на себя земствомъ посредничества по сбыту хлѣба также былъ предметомъ обсужденія нѣсколькихъ собраній. Выше мы уже упоминали о томъ, что вопросъ этотъ обсуждался, по предложенію мѣстнаго губернатора, саратовскимъ губернскимъ собраніемъ. Упомянемъ еще о постановленіи золотоношскаго собранія 1887 г. Собраніе это выбрало изъ своей среды коммиссію, которой поручило разработать и представить на разсмотрѣніе экстреннаго собранія проектъ земской агентуры по отправкѣ хлѣба для сбыта на заграничные и внутренніе хлѣбные рынки, съ предварительнымъ полученіемъ владѣльцами товара денежныхъ ссудъ.
   Какъ видимъ, вопросъ о земскомъ регулированіи сбыта сельско-хозяйственныхъ продуктовъ можно считать только поставленнымъ; рѣшеніе же его -- всецѣло въ будущемъ. Поставленный недавно, онъ и не мотъ быть рѣшенъ въ какіе-нибудь годъ-два. Вопросъ слишкомъ сложенъ; онъ захватываетъ обширную область и соприкасается съ рядомъ другихъ капитальныхъ вопросовъ. Самое рѣшеніе вопроса возможно только при дружной совмѣстной работѣ земствъ и центральныхъ органовъ правительства (поставка арміи провіанта населеніемъ, замѣна денежныхъ платежей натуральными сборами, государственный вредитъ подъ хлѣбъ). Тутъ много работы и на много лѣтъ. Важно уже то, что вопросъ, доселѣ совершенно пренебрегаемый, хотя и имѣющій первостепенную важность для благосостоянія населенія, поставленъ, и поставленъ рѣшительно, и надъ рѣшеніемъ его работаютъ.
   

IX.

   Мы обозрѣли важнѣйшія мѣропріятія земствъ, направленныя непосредственно къ поднятію экономическаго благосостоянія населенія. Разсмотрѣнными нами мѣропріятіями не исчерпывается, однако, перечень земскихъ мѣръ, принимаемыхъ съ указанною цѣлью. Перечислить всѣ такія мѣропріятія крайне затруднительно по ихъ многочисленности и разнообразію, а также потому, что большинство неразсмотрѣнныхъ нами мѣръ носятъ случайный характеръ или вызваны мѣстными условіями. Наиболѣе капитальнымъ изъ неупоминавшихся еще нами мѣропріятій является содѣйствіе земства къ распространенію огнеупорныхъ построекъ, о чемъ мы здѣсь и поговоримъ, а затѣмъ упомянемъ еще о двухъ-трехъ земскихъ мѣропріятіяхъ съ единственною цѣлью показать безпредѣльное разнообразіе такихъ мѣръ.
   Сознаніе необходимости содѣйствія распространенію огнеупорныхъ построекъ давно присуще земствамъ, но только въ самое послѣднее время приступлено къ болѣе или менѣе серьезной постановкѣ этого дѣла. Толчокъ былъ данъ изобрѣтеніемъ фермою красноуфимскаго реальнаго училища глино-соломенныхъ ковровыхъ несгораемыхъ крышъ. Когда опыты, произведенные въ Пермской губерніи, блистательно подтверрли какъ полную несгораемость означенныхъ крышъ, такъ и способность ихъ противустоять самымъ сильнымъ ливнямъ, многія земства пригласили къ себѣ на службу воспитанниковъ красноуфимскаго училища для распространенія несгораемыхъ крышъ. Такимъ образомъ, воспитанники красноуфимскаго училища дѣятельно работали въ теченіе лѣта 1887 года въ разныхъ губерніяхъ. Они устраивали въ различныхъ мѣстностяхъ несгораемыя крыши и производили опыты сжиганія ихъ, дабы показать наглядно населенію несгораемость ихъ, и вмѣстѣ съ этимъ обучали разныхъ лицъ самому производству работъ. Во всякомъ случаѣ, это былъ періодъ опытовъ. Въ слѣдующую затѣмъ сессію земскихъ собраній (осень и зима прошлаго года) многія изъ нихъ рѣшили поставить дѣло уже на болѣе серьезную почву. Такъ, смоленское губернское земское собраніе ассигновало 4,000 руб. изъ запаснаго страховаго капитала на выписку двухъ мастеровъ, опытныхъ въ устройствѣ ковровыхъ, крышъ, на расходы по устройству образцовыхъ крышъ въ разныхъ мѣстностяхъ губерніи и на выписку 700 экземпляровъ брошюры объ означенныхъ крышахъ для безплатной раздачи народнымъ учителямъ, волостнымъ правленіямъ и проч.; кромѣ того, постановлено выдавать преміи крестьянамъ за устройство на своихъ строеніяхъ несгораемыхъ крышъ: на избѣ съ дворомъ -- въ размѣрѣ 6 р. и на избѣ безъ двора и овинѣ -- 3 р. Тамбовское губернское собраніе постановило приравнять строенія съ соломенно-ковровыми крышами въ отношеніи страховой преміи къ строеніямъ, имѣющимъ желѣзныя крыши, и, кромѣ того, отпустило по 300 р. на уѣздъ для распространенія этихъ крышъ. Казанское губернское собраніе постановило выдавать преміи отъ 3 до 7 руб. за устройство красноуфимскихъ крышъ на жилыхъ и холостыхъ постройкахъ. Харьковское губернское собраніе постановило понизить для крестьянскихъ построекъ, крытыхъ ковровыми крышами, на 1/4 часть размѣръ страховыхъ премій, установленныхъ для строеній съ соломенными крышами. Херсонское губернское собраніе ассигновало 2,000 р. на распространеніе несгораемыхъ крышъ, саратовское -- 10,000, затѣмъ уфимское и друг. Не отстали отъ губернскихъ собраній и многія уѣздныя. Такъ, въ Тамбовской губерніи борисоглѣбское собраніе ассигновало 300 р. для производства опытовъ съ глино-соломенными крышами, моршанское -- такую же сумму на приглашеніе воспитанника красноуфимскаго реальнаго училища, который научилъ бы мѣстныхъ жителей устройству крышъ, елатомское предположило устроить школу для обученія мальчиковъ тканью и цементированію соломенныхъ крышъ и т. п. Изъ уѣздныхъ собраній другихъ губерній симбирское открыло, въ видѣ безпроцентной ссуды, вредитъ изъ страховаго капитала тѣмъ крестьянамъ, которые пожелаютъ строить свои избы изъ кирпича и крыть ихъ соломенными крышами; вятское рѣшило содѣйствовать распространенію, кромѣ несгораемыхъ крышъ, еще несгораемыхъ глино-соломенныхъ овиновъ, системы кр. Демина; нѣкоторыя собранія постановили строить земскія зданія непремѣнно съ глино-соломенными крышами и т. д. Лѣтомъ нынѣшняго года всѣ эти постановленія земскихъ собраній приводились въ исполненіе и, повидимому, болѣе или менѣе дѣятельно. Вотъ что, наприм., сообщили по этому поводу изъ Уфимской губерніи. Губернская управа отправила въ каждый уѣздъ по одной партіи, состоящей изъ лицъ, знакомыхъ съ этимъ дѣломъ; кромѣ того, на помощь имъ приглашено нѣсколько народныхъ учителей. Работы шли очень успѣшно; населеніе встрѣтило земское начинаніе сочувственно; многіе крестьяне научились отъ командированныхъ лицъ устройству крышъ и начинаютъ работать такія крыши. А, безъ сомнѣнія, въ дѣлѣ, подобномъ данному, важно только положить начало, а затѣмъ очевидныя выгоды заставятъ населеніе принять нововведеніе.
   Изъ остальныхъ земскихъ мѣропріятій мы упомянемъ лишь нѣсколько, единственно съ вышеуказанною цѣлью -- показать ихъ безпредѣльное разнообразіе. Такъ, псковское уѣздное земство ежегодно покупаетъ икру цѣнной породы рыбы -- лососковъ, искусственно выводитъ рыбёшекъ и выпускаетъ въ рѣку Великую; аккерманское собраніе 1887 г. издало обязательныя правила для мѣстной рыбной ловли, имѣющія цѣлью предупредить расхищеніе рыбныхъ богатствъ; нѣкоторыя сѣверныя земства занимаются продажею пороха, въ интересахъ поддержанія охотничьихъ промысловъ; днѣпровское земство пыталось создать организацію, регулирующую рабочее движеніе въ южныя губернія, каковая попытка, къ сожалѣнію, оставленная безъ поддержки другими земствами, осталась безъ результатовъ; то же днѣпровское земство сочло нужнымъ оказать содѣйствіе выкупу мѣстечка Каховки у владѣльцевъ живущимъ въ мѣстечкѣ населеніемъ; таврическое земство вообще заботится о развитіи каботажнаго мореходства; нѣкоторыя земства принимаютъ мѣры борьбы съ сыпучими песками; другія стараются вызвать примѣненіе ирригаціи и т. д. Словомъ, количество случаевъ принятія земствами мѣропріятій на экономическую пользу населенія положительно безпредѣльно.

-----

   Повторимъ сказанное въ началѣ нашей статьи и вполнѣ подтвержденное детальнымъ разсмотрѣніемъ дѣла. Земства перешли къ заботамъ объ экономическомъ благосостояніи населенія, главнымъ образомъ, въ самое послѣднее время. Дѣло это въ самомъ началѣ и количественные результаты его не велики; но важно то, что теперь земства занялись -- и занялись серьезно -- этимъ дѣломъ. Правда, и теперь еще возможно, что земскія собранія, признавая свою обязанность заботиться о продовольствіи уѣзда, постановляютъ ходатайства "объ изданіи обязательнаго для крестьянъ постановленія о своевременномъ и болѣе тщательномъ посѣвѣ хлѣбовъ" (постановленіе наровчатскаго, Пеязенск. губ., уѣзднаго собранія 1887 г.); правда, и теперь еще могутъ раздаваться въ земскихъ собраніяхъ голоса, считающіе глупостью всякія земскія мѣры, направленныя къ улучшенію экономическаго положенія населенія, на томъ основаніи, что крестьяне бѣдствуютъ исключительно отъ пьянства (каковые голоса можно было слышать на курскомъ уѣздномъ земскомъ собраніи 1887 года); но эта земская дикость является въ настоящее время положительно рѣдкостнымъ исключеніемъ. Вообще же земскія сферы все болѣе проникаются сознаніемъ обязательности для земства принять на себя всестороннее попеченіе о народномъ хозяйствѣ. Сознаніе это проявляется въ весьма осязательныхъ фактахъ, число которыхъ съ каждымъ годомъ ростетъ. Если на данномъ пути сдѣлано немного въ смыслѣ количественныхъ результатовъ, то достигнуто не мало въ смыслѣ выработки пріемовъ наиболѣе раціональнаго веденія дѣла. А въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ дѣло поставлено уже весьма серьезно, и нѣтъ сомнѣнія, что успѣхъ этихъ мѣстностей повліяетъ благотворнымъ образомъ на развитіе дѣла и въ остальной земской Россіи.

Я. Абрамовъ.

"Русская Мысль", кн.XII, 1888

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru