*) Чтобы не пестрить текста постоянными ссылками на источники, перечислимъ изъ здѣсь; 1) отчеты земскихъ управъ, доклады земскимъ собраніямъ, журналы послѣднихъ земскія смѣты; 2) отчеты инспекторовъ и директоровъ народныхъ училищъ; 3) сборники статистическихъ свѣдѣній, изданные земскими статистиками; 4) спеціальныя земскія изслѣдованія но народному образованію, какъ-то: "Народное образованіе въ Московской губерніи", "Очеркъ народнаго образованія въ Новгородской губерніи за 1884--85 годъ", "Народное образованіе въ Воронежскомъ уѣздѣ", "Народное образованіе въ Острогожскомъ уѣздѣ", "Сборникъ статистическихъ свѣдѣній по Екатеринбургскому уѣзду", "Народное образованіе", И. И. Шидловскій: "О санитарномъ осмотрѣ народныхъ училищъ Чистопольскаго уѣзда" и др.; 5) "Земскій ежегодникъ за 1884 годъ", "Сводъ свѣдѣній о доходахъ и расходахъ по земскимъ смѣтамъ и раскладкамъ за время съ 1871 по 1880 г.", такой же сводъ за время съ 1881 но 1883'г. и "Сборникъ свѣдѣній по Россіи за 1884--1885 г."; 6) частныя изслѣдованія, каковы брошюра А. Красева: "Что даетъ крестьянину начальная народная школа", статья П. Кислякова: "Странствующіе учителя и подвижныя школы въ Курской губерніи" (Сѣверный Вѣстникъ 1888 г., No 3) и др.; 7) статьи но народному образованію въ провинціальныхъ періодическихъ изданіяхъ; 8) "С.-Петербургскія начальныя училища въ 1877--1887 годахъ". Спб., 1888 г.
Послѣ этого указанія мы будемъ дѣлать ссылки на источники только при цитатѣ или въ случаяхъ, когда но особымъ причинамъ необходимо будетъ точное указаніе источника.
I.
Если до введенія земскихъ учрежденій у насъ не было никакой организаціи по охраненію народнаго здравія, не было даже заботъ объ этомъ предметѣ и деревенскому населенію было всецѣло предоставлено обходиться "своими средствіями", то не менѣе справедливо, что ранѣе введенія земства у насъ не было и народнаго образованія въ строгомъ смыслѣ этого слова. Нельзя сказать, чтобы у насъ не прилагалось заботъ объ образованіи народа и до земства. Палаты государственныхъ имуществъ, удѣльныя управленія, духовенство,-- всѣ эти вѣдомства были призваны насаждать просвѣщеніе въ деревенской массѣ и всѣ они старались въ этомъ направленіи. Если судить по числу школъ, существовавшихъ въ уѣздахъ въ моментъ введенія земскихъ учрежденій, то рядомъ съ мѣстностями, въ которыхъ народное образованіе было въ очевидномъ загонѣ, многія мѣстности можно было бы счесть весьма счастливыми относительно даннаго предмета {Вотъ рядъ относящихся сюда данныхъ. Приводимъ цифры, означающія число школъ, существовавшихъ въ деревняхъ и селахъ въ моментъ введенія земскихъ учрежденій; цифры въ скобкахъ означаютъ число школъ въ настоящее время. Въ Пермской губерніи было 183 школъ (теперь 930), въ Казанской на уѣздъ приходилось отъ 5 до 10 школъ (теперь 794 по губ.), въ Новогородской было 484 (теперь 684), въ Орловской -- 162 (520), въ Острожскомъ уѣздѣ -- 50 (113), въ Бердянскомъ уѣздѣ -- 12 (158), въ Купянскомъ -- 30 (45), въ Ананьевскомъ -- 85 (42), въ Полтавскомъ -- 18 (37), въ Самарской губерніи -- 216 (836) и т. д.}. По нѣкоторымъ, мѣстностямъ число школъ дореформеннаго времени лишь немногимъ уступало числу существующихъ въ тѣхъ мѣстностяхъ школъ въ настоящее время. Наконецъ, были мѣстности, гдѣ число школъ при введеніи земства было больше, чѣмъ тамъ имѣется школъ теперь. Но когда мы разсмотримъ дѣло поближе, то значеніе цифръ, касающихся числа школъ въ дореформенное время, предстанетъ намъ совсѣмъ въ иномъ видѣ. Прежде всего отмѣтимъ, что въ дореформенныхъ школахъ училось совершенно ничтожное число дѣтей, которое не можетъ идти ни въ, какое сравненіе съ числомъ учащихся въ настоящее время {Въ Полтавскомъ уѣздѣ учащихся было 597 (теперь 2,691), въ Казанскомъ -- 259 (теперь 2,678), въ Купянскомъ уѣздѣ -- 863 (3,058), въ Бердянскомъ -- 754 (10,814), въ Острогожскомъ -- 2,431 (6,100), въ Цистопольскомъ -- 383 (3,510), въ Орловской губерніи -- 8,034 (36,850), въ Новгородской -- 11,606 (22,584), въ Пермской -- 9,238 (68,129) и т.д.}. Но этого мало. Огромнѣйшее большинство дореформенныхъ школъ, равно какъ и учащихся, числилось лишь номинально, на бумагѣ, для представленія отчетовъ на начальству, совершенно не существуя въ дѣйствительности, а тѣ школы, которыя дѣйствительно существовали и дѣйствительно имѣли учащихся, представляли лишь какую-то пародію на школы и не могутъ идти ни въ какое сравненіе даже съ существующими "школами грамотности"; сравнивать же дореформенныя школы съ нынѣшними земскими или министерскими было бы просто смѣшно. И это имѣло мѣсто рѣшительно повсюду, какую бы мѣстность Россія мы ни взяли. Вотъ что, наприм., представляли собою дореформенныя школы Ананьевскаго уѣзда, Херсонской губерніи, гдѣ будто бы этихъ школъ было вдвое больше, чѣмъ существуетъ теперь земскихъ школъ: "школъ вовсе не было (до введенія земскихъ учрежденій) въ смыслѣ учебныхъ заведеній, а "были какіе-то жалкіе пріюты при волостныхъ правленіяхъ или въ заброшенныхъ избахъ, гдѣ, подъ видомъ просвѣщенія, учащіеся знакомились съ эссенціей деревенскихъ безобразій и пороковъ; не легко бывало иногда разыскивать и самихъ учащихся. Въ теплую погоду они разбѣгались по работамъ и полямъ, кто куда попало, а въ зимніе два-три мѣсяца заглядывала въ школу едва десятая часть того числа, которое значилось по бумагамъ. Вмѣсто учителей, оказывались субъекты, неспособные ни къ какому труду и проживавшіе на счетъ своего умѣнья разбирать съ грѣхомъ пополамъ письмена и, по средствомъ того же умѣнья эксплуатировавшіе сельское населеніе къ достиженію своихъ весьма несложныхъ цѣлей -- "добыть на табачокъ" {Сборникъ Херсонскаго Земства 1876 г., No 12. "Отчетъ губерн. зем. упр. за 1860--1874 гг.".}. Не лучше стояло дѣло въ Купянскомъ уѣздѣ, Харьковской губерніи, гдѣ числилось до земства школъ почти столько же, сколько имѣется теперь земскихъ школъ: "наставниками въ этихъ школахъ, называвшихся церковно-приходскими, числились исключительно мѣстные священники и только одинъ былъ изъ поселянъ; но, за многочисленностью своихъ прямыхъ обязанностей по приходу, священники числились наставниками въ этихъ школахъ, въ большинствѣ случаевъ, лишь номинально, на бумагѣ, и, получая отпускаемое на этомъ предметъ жалованье отъ сельскихъ обществъ въ размѣрѣ отъ 100 до 150 рублей въ годъ, весьма часто поручали дѣло преподаванія въ школѣ своимъ причетникамъ или даже отставнымъ солдатамъ, уплачивая имъ за это рублей 25--30 въ годъ, сами же въ школы вовсе не заглядывали... Если принять во вниманіе нравственный и умственный уровень учителей этихъ школъ и практикуемые имя грубые пріемы обученія, и вспомнить, что въ тѣхъ же школахъ почти никто не оканчивалъ полнаго курса ученія, то, кажется, не рискуя ошибиться, можно придти къ заключенію, что списки учениковъ велись больше для формы, какъ и самыя школы существовали больше на бумагѣ; не фиктивенъ былъ только производившійся на нихъ обществами расходъ" {Журналъ купянскаго земскаго собранія 1885 г. Приложеніе: "Очеркъ 20-ти лѣтней дѣятельности купянскаго земства", стр. 107--108.}. Въ Новгородской губерніи учителями дореформенныхъ школъ были отставные солдаты и мѣщане, "оставившіе всякія другія занятія вслѣдствіе нетрезваго поведенія", грамотные крестьяне, священники и причетники. "Обученіе на священниковъ и причетниковъ было обязательно возложено духовнымъ начальствомъ. Люди, занятые своими прямыми обязанностями, нерѣдко не имѣющіе никакого призванія и не готовящіеся быть учителями, насильственно призваны къ этой высокой обязанности". Неудивительно, что "школы числились только на бумагѣ"; если же иныя и существовали въ дѣйствительности, то были поставлены самымъ невозможнымъ образомъ, "учебныхъ пособій никакихъ не имѣлось и дѣти обучались только чтенію букваря, часослова и псалтиря" {Очеркъ народнаго образованія въ Новгородской губерніи въ 1884--85 г. Ч. II: "Очеркъ дѣятельности новгородскаго губернскаго земства но народному образованію", стр. 2 и 3.}. Въ Пермской губерніи "многія школы существовали только номинально. Способы преподаванія въ большей части училищъ были весьма неудовлетворительны, что объясняется неудовлетворительностью личнаго состава преподавателей: въ нѣкоторыхъ школахъ учили грамотѣи, которые сами плохо разбирали печать и своимъ образомъ жизни могли даже дурно вліять на нравственную сторону учащихся". "Учебныхъ пособій было ничтожное количество; обстановка школъ -- большею частью самая жалкая. Если сюда прибавить еще отсутствіе симпатій самого населенія къ школѣ, мѣстами же открытое противодѣйствіе имъ, въ общемъ -- полное равнодушіе въ основательной грамотности, то будетъ понятно, при какихъ тяжелыхъ условіяхъ, и съ какими мизерными данными пришлось начать земству дѣло просвѣщенія" {Сборникъ Пермскаго Земства 1886 г., No 1. Статья Н. И. Моллесона: "Земскіе итоги въ Пермской губерніи".}. Въ Воронежскомъ уѣздѣ обученіемъ въ дореформенныхъ школахъ занимались священники, дьяконы и причетники, ведшіе дѣло, однако, крайне неаккуратно, вслѣдствіе постояннаго отвлеченія служебными занятіями, затѣмъ такъ называемыя "чернички", а всего болѣе отставные солдаты, военные и сельскіе писаря, дворовые и т. д. То же самое имѣло мѣсто и въ Острогожскомъ уѣздѣ. При этомъ въ томъ и другомъ уѣздѣ многія школы существовали только на бумагѣ; въ число учащихся въ отчетныхъ вѣдомостяхъ заносился значительный процентъ такихъ дѣтей, которыя посѣщали школу всего разъ-два или набирались для экстренныхъ и торжественныхъ случаевъ, и т. д.
Насколько фиктивно было существованіе огромнѣйшаго большинства дореформенныхъ школъ, это немедленно же обнаружилось, лишь только явились земскія учрежденія, и, благодаря этому, съ духовенства, палатъ государственныхъ имуществъ и удѣльныхъ управленій была фактически снята обязанность показывать въ вѣдомостяхъ свое просвѣтительное рвеніе. Произошла словно сцена изъ фантасмагоріи: огромнѣйшее, большинство дореформенныхъ школъ немедленно же исчезло безслѣдно, точно ихъ никогда и не было. И это совершенно понятно, такъ какъ фактически большинство дореформенныхъ школъ дѣйствительно не существовало. Земства получили въ наслѣдіе отъ дореформеннаго времени лишь самую незначительную часть числившихся въ это время школъ. Нижеслѣдующія данныя могутъ дать понятіе о ничтожности этого наслѣдія. Воронежское уѣздное земство приняло только 6 школъ (теперь существуетъ 38 земскихъ и 6 частныхъ), Бердянское -- 12 (теперь 158), Кириловское -- 3 (теперь 46, не считая школъ грамотности), Бѣлозерское -- 2 (теперь 40, тоже безъ школъ грамотности) и т. д. Но и то незначительное наслѣдіе, которое оставлено дореформеннымъ временемъ, состояло исключительно изъ небольшихъ группъ учениковъ, посѣщавшихъ унаслѣдованныя школы; все же остальное, что въ общей совокупности и составляетъ "школу",-- подготовленные преподаватели, болѣе или менѣе приспособленныя школьныя помѣщенія, классная обстановка, учебныя пособія, школьныя библіотеки,-- все это совершенно отсутствовало. Не получило также земство отъ дореформеннаго времени ни опыта веденія дѣда, ни организаціи самаго дѣла, такъ какъ никакого веденія дѣла и никакой организаціи въ дореформенное время и не существовало.
Такимъ образомъ, земству пришлось буквально создать дѣло народнаго образованія. Земству предстояла на этомъ пути огромная и разносторонняя организаціонная работа, которую земство и выполнило съ честью. Въ слѣдующей главѣ мы кратко разсмотримъ ходъ этой организаціонной работы земства въ области народнаго образованія, остановившись подробнѣе лишь на самыхъ послѣднихъ по времени частяхъ этой работы, продолжающейся доселѣ.
II.
Вопреки установившемуся мнѣнію объ особенно блестящемъ ходѣ земскихъ дѣлъ въ первый періодъ существованія земскихъ учрежденій, намъ приходится здѣсь, подобно тому, какъ и въ статьѣ, посвященной дѣятельности земства по охраненію народнаго здравія, указать на крайне незначительную дѣятельность земства въ указанный періодъ въ области народнаго образованія. Какъ мы указывали и въ первой статьѣ, слабая земская дѣятельность въ первый періодъ существованія земскихъ учрежденій прямо обусловливалась, съ одной стороны, неподготовленностью земскихъ дѣятелей къ новому, небывалому на Руси дѣлу, къ которому и подготовиться было негдѣ, а также полнымъ отсутствіемъ предшествующаго опыта, котораго совсѣмъ не было передано земству учрежденіями, вѣдавшими земскія дѣла, въ томъ числѣ и дѣло народнаго образованія, въ дореформенное время. Земскимъ дѣятелямъ приходилось сперва учиться земскому дѣлу, присматриваться къ тому, что требовалось жизнью, и находить способы для удовлетворенія этихъ требованій, и уже потомъ работать.
Мы не будемъ здѣсь говорить о первыхъ шагахъ въ области народнаго образованія губернскихъ земствъ. Собственно для народнаго образованія дѣятельность губернскихъ земству, по самому существу дѣла, имѣла и имѣетъ сравнительно ограниченное значеніе. Ниже мы обрисуемъ, въ чемъ выражается эта дѣятельность губернскихъ земствъ въ настоящее время. Теперь же отмѣтимъ только, что на первыхъ порахъ заботы губернскихъ земствъ о народномъ образованіи выражались почти исключительно въ созданіи учебныхъ заведеній, имѣющихъ цѣлью приготовленіе контингента подготовленныхъ учителей для народныхъ школъ. Но и этимъ дѣломъ занялись на первыхъ порахъ далеко не всѣ губернскія земства.
Центръ тяжести въ данномъ случаѣ, однако, по самой природѣ вещей, долженъ лежать въ дѣятельности уѣздныхъ земствъ. А что дѣлали послѣднія на первыхъ порахъ, мы увидимъ сейчасъ на рядѣ примѣровъ.
Предъ нами первыя уѣздныя земскія собранія Новгородской губерніи. Изъ нихъ Старорусское постановляетъ открыть 12 училищъ и, чтобы достигнуть исправнаго посѣщеніи ихъ учениками, опредѣлило дѣлать за первое уклоненіе выговоръ, а за второе -- налагать на родителей учениковъ штрафъ въ размѣрѣ 10 коп.; боровичское собраніе отказалось сдѣлать какія-либо ассигнованія на народное образованіе, ссылаясь на недостатокъ средствъ, едва достаточныхъ для удовлетворенія обязательныхъ расходовъ, и постановило повѣсить кружки для добровольныхъ пожертвованій на народное образованіе при церквахъ, волостныхъ правленіяхъ и питейныхъ заведеніяхъ; устюжиское собраніе постановило взыскивать съ каждаго владѣльца помѣщенія, отдаваемаго подъ питейное заведеніе, по 5 р. и сборъ этотъ исключительно назначить на народное образованіе; бѣлозерское собраніе ассигновало на пособіе существовавшимъ школамъ 1,000 руб., но изъ нихъ было израсходовано только 12 р. 80 к., и т. д. Явленія въ такомъ же родѣ мы встрѣчаемъ и въ другихъ мѣстностяхъ Россіи. Ананьевское собраніе 1865 г. постановило ходатайствовать предъ правительствомъ по постройкѣ зданій для народныхъ школъ въ тѣхъ селахъ, гдѣ есть не менѣе 100 дворовъ, гдѣ же число дворовъ не достигаетъ этой цифры, "убѣждать населеніе въ пользѣ и необходимости народнаго образованія чрезъ мировыхъ посредниковъ, и ассигновало на 1866 годъ 1,000 р. въ распоряженіе училищнаго совѣта. Изъ этихъ денегъ было израсходовано только 210 р. Къ оставшимся 790 р. собраніе прибавило на 1867 годъ еще 710 р. съ тѣмъ, чтобы "пособіе оказывалось только тѣмъ школамъ, гдѣ сельскія общества согласятся на обязательное обученіе". На 1868 г. на народное образованіе было назначено только 885 р.-- въ пособіе школамъ лишь нѣсколькихъ обществъ, постановившихъ приговоры, которыми они обязывались: 1) "строить помѣщенія для школъ, 2) учить дѣтей съ Покрова до Пасхи и 3) для образованія школьнаго капитала засѣвать ежегодно нѣсколько десятинъ хлѣба". Въ 1869 г. изъ смѣты былъ совсѣмъ исключенъ расходъ на народныя школы. Въ 1870 г. земство откровенно признавалось, что "состояніе народныхъ школъ въ уѣздѣ представляетъ для насъ страну неизвѣстную въ этомъ году было снова ассигновано 1,500 р., т.-е. опять столько же, сколько въ 1867 г. Не лучше шло дѣло въ первые годы въ полтавскомъ уѣздномъ земствѣ. Въ первомъ очередномъ собраніи 1865 года о народномъ образованіи не было произнесено ни слова. Второе очередное собраніе 1866 г. постановило, что на земствѣ лежитъ обязанность направлять всѣ свои свободныя средства исключительно на дѣло развитія общаго и высшаго образоіанія для всѣхъ только практическія соображенія о неминуемомъ закрытіи всѣхъ уже существовавшихъ школъ; если имъ будетъ отказано въ помощи, побудили собраніе назначить опредѣленную сумму на поддержаніе этихъ школъ "впредь до появленія въ средѣ сельскихъ обществъ сознанія о пользѣ и необходимости образованія и готовности тратить на этотъ предметъ собственныя средства". Пособія школамъ выдавались въ размѣрѣ всего 75 р., а третье очередное собраніе уменьшило пособіе до 50 р. на школу. Никакихъ заботъ ни объ открытія школъ, ни о веденіи дѣла земство не проявляло, предоставивъ все на волю самихъ сельскихъ обществъ. Скромныя земскія ассигновки на народное образованіе не израсходывались и на половину. Самыя ассигновки уменьшались съ каждымъ годомъ и въ виду той несчастной мысля, что попеченіе о низшемъ образованіи не входитъ въ сферу обязанностей земства. Характерно, что въ 1867 г. земское собраніе, обсуждая, по иниціативѣ губернскаго земскаго собранія, вопросъ объ учительской семинаріи, категорически высказало свое несочувствіе учрежденію семинаріи, мотивируя свое отрицательное мнѣніе тѣмъ, что народная школа не нуждается въ "профессорахъ". Затѣмъ собранія 1870,1871 и 1872 годовъ систематически высказывались противъ проектированныхъ губернскимъ земствомъ съѣздовъ народныхъ учителей или педагогическихъ курсовъ. И въ такомъ печальномъ положеніи оставалось въ Полтавскомъ уѣздѣ дѣло народнаго образованія вплоть до 1873 г. Въ Казанской губерніи уже черезъ 5--6 лѣтъ по введеніи земскихъ учрежденій число школъ все еще оставалось крайне незначительнымъ. Нервы" ассигновки уѣздныхъ земствъ этой губерніи на народное образованіе были; совершенно ничтожны; иныя земства въ первые 2--3 года совсѣмъ не ассигновали на школы ни копѣйки. Уже въ 1871 году весь школьный бюджетъ уѣздныхъ земствъ Казанской губерніи не достигалъ и 41 тыс. руб., а нѣкоторыя земства тратили на школы изумительно ничтожныя суммы: именно ядринское -- 360 р. или 1,4% своего бюджета, царевококшайское -- 800 р. или 1,8% и цивильское 943 р. или 1,9%.
Фактовъ, подобныхъ указаннымъ, можно привести весьма много; и это неудивительно, такъ какъ эти факты были повсемѣстны, составляли общее правило. Факты иного рода являлись рѣдкимъ исключеніемъ, но все же они были. Были земства, которыя уже съ первыхъ лѣтъ своего существованія отдали должное вниманіе школьному дѣлу и съумѣли стать въ этомъ дѣлѣ на вполнѣ практическую почву. Укажемъ для примѣра на чистопольское земство. Послѣднее уже въ 1866 г. (на 2-мъ очередномъ собраніи) приняло въ свое вѣдѣніе 14 школъ, ассигновало въ смѣту по народному образованію 3,000 р. и отправило трехъ мальчиковъ въ казанскую школу для приготовленія учителей. Въ 1868 г. земскихъ школъ было уже 18 и земства принимало мѣры къ улучшенію школьныхъ помѣщеній; ассигновка возросла до 5,631 р. Въ 1870 г. школъ было 19, ассигновка -- 8,400 руб. Въ. 1874 г. школъ -- 27, ассигновка -- 12,061 р.
Во всякомъ случаѣ, земства, подобныя чистопольскому, являлись единичными; большинство или относилось къ дѣлу народнаго образованія маловнимательно, или не знало, какъ приступить къ дѣлу. Жизнь, однако, брала свое. Назрѣвшая потребность давала себя знать. Знакомство съ дѣломъ указывало пути дѣятельности. Накоплялся опытъ, который неизбѣжно толкалъ земскія учрежденія на путь болѣе активнаго вмѣшательства въ дѣло народнаго образованія. Земства, ссылавшіяся на недостатокъ средствъ, какъ на причину уклоненія отъ заботъ о народномъ образованіи, уже не могли держаться этого основанія въ виду увеличившихся земскихъ сборовъ. Земскіе дѣятели, предоставлявшіе дѣло народнаго образованія самодѣятельности крестьянскихъ обществъ, должны были убѣдиться, что даже при самомъ сочувственномъ отношеніи крестьянъ къ школьному дѣлу необходима общая организація послѣдняго, которая взяла бы на себя рядъ заботъ, превышающихъ средства и разумѣніе отдѣльныхъ сельскихъ обществъ (подготовка и контроль учителей, раціональное устройство школьныхъ помѣщеній и мебели, полученіе учебныхъ пособій и т. д.), а при недостаткѣ, указаннаго сочувствія необходима для развитія дѣла народнаго образованія внѣшняя иниціатива въ той или другой формѣ. Наконецъ, въ земства, просто равнодушныя къ дѣлу народнаго образованія, проникали мало-помалу болѣе свѣжіе элементы, увеличилось число гласныхъ, требовавшихъ болѣе активнаго участія въ этомъ дѣлѣ.
Все это опредѣлилось чрезъ нѣсколько лѣтъ по открытіи земскихъ учрежденій, примѣрно къ началу 70-хъ годовъ (въ однихъ земствахъ раньше, въ другихъ позже) {Какъ были земства, правильно отнесшіяся къ дѣлу народнаго образованія съ нервахъ моментовъ своего существованія, такъ есть земства (къ счастію, ихъ всего нѣсколько), которыя доселѣ относятся къ означенному дѣлу такъ же, какъ относилось къ нему "большинство земствъ въ первые годы своего существованія.}. И вотъ съ этого времени начинается дѣятельная организаціонная работа, подготовившая возможность быстраго количественнаго роста народно-образовательнаго дѣла. Конечно, въ отдѣльныхъ земствахъ эта работа шла неодинаково успѣшно; самая работа продолжается доселѣ и будетъ продолжаться всегда, такъ какъ дѣло народнаго образованія -- живое дѣло и постоянно будетъ проявлять новыя нужды и потребности. Но несомнѣнно, что въ большинствѣ земствъ важнѣйшія, основныя стороны указанной работы были болѣе или менѣе окончены уже къ концу 70-хъ и началу 80-хъ годовъ. Въ чемъ состояла эта работа, мы теперь и разсмотримъ.
Подъ вліяніемъ требованій жизни, почти всѣ уѣздныя земства въ первой половинѣ 70-хъ годовъ уже держались того воззрѣнія, что дѣло народнаго -образованія должно быть однимъ изъ важнѣйшихъ предметовъ вѣдѣнія земскихъ учрежденій. Это убѣжденіе легло фундаментомъ всѣхъ принимавшихся земствами мѣръ, всей ихъ дѣятельности въ данной области. Пріобрѣтеніе этого убѣжденія было первымъ существеннымъ шагомъ земствъ въ дѣлѣ народнаго образованія,-- шагомъ, неизбѣжно повлекшимъ за собою рядъ другихъ.
Какъ мы уже видѣли, земства не получили отъ дореформеннаго времени, строго говоря, ничего,-- ни подготовленныхъ учителей, ни школьныхъ зданій, ни учебной обстановки, ни учебныхъ пособій, ни матеріальныхъ средствъ, ни самой организаціи дѣла -- завѣдыванія школами, порядка ихъ открытія, установленія отношеній къ нимъ сельскихъ обществъ и т. д. Все это земству пришлось создавать вновь.
Первою заботой земствъ, разъ они пришли къ убѣжденію о необходимости принятія въ свои руки дѣла народнаго образованія, была подготовка учителей для народныхъ школъ и вообще принятіе мѣръ для улучшенія учительскаго персонала. Прежде всего этимъ дѣломъ занялись губернскія земства, открывшія учительскія семинаріи и школы. Тѣ же губернскія земства заботились о педагогическомъ развитіи уже имѣющагося учительскаго персонала, съ какою цѣлью устраивали учительскіе съѣзды, педагогическіе курсы и т. п. Въ томъ же направленіи начали дѣйствовать и уѣздныя земства, посылая своихъ стипендіатовъ въ учительскія семинаріи, земскія и правительственныя, и педагогическія Школы иныхъ наименованій. По такъ какъ контингентъ спеціально-подготовленныхъ лицъ былъ всегда недостаточенъ, а въ первое время былъ совершенно ничтоженъ, между тѣмъ какъ развивающееся дѣло народнаго образованія требовало все большаго числа учителей, то земства стали прилагать старанія къ тому, чтобы изъ лицъ, не получившихъ спеціально-педагогической подготовки, въ народные учителя шли наиболѣе развитые, наиболѣе образованные элементы. Для достиженія этой цѣли стали заботиться объ улучшеніи матеріальныхъ условій учителей. Началось дѣло съ того, что земства стали ассигновать суммы въ дополненіе къ жалованью, платимому учителямъ изъ сельско-общественныхъ суммъ. Скоро, однако, земствамъ пришлось убѣдиться въ несостоятельности такого порядка вещей. Зависимость учителей отъ должностныхъ волостныхъ и сельскихъ лицъ, неаккуратная выдача учителямъ жалованья, отказъ иныхъ обществъ отъ уплаты учительскаго содержанія,-- все это заставило огромнѣйшее большинство земствъ принять учительское жалованье всецѣло на земскій счетъ, оставивъ на обществахъ лишь обязанность оказанія учителямъ нѣкоторыхъ натуральныхъ услугъ, необходимыхъ какъ для учителя, такъ и для школы (освѣщеніе, отопленіе, прислуга); при этомъ многія земства заботятся о томъ, чтобы и въ послѣднемъ отношеніи учителя были въ возможно меньшей зависимости отъ обществъ, а нѣкоторыя и указанные предметы приняли на земскій счетъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ, въ большинствѣ земствъ, съ теченіемъ времени, содержаніе учителей постепенна возвышается общимъ увеличеніемъ нормы жалованья, прибавками за пятилѣтіе, наградами и т. д. Одновременно земства проявили заботу и объ умственныхъ интересахъ учителей, для чего устраивали учительскія библіотеки при школахъ, общія учительскія библіотеки на весь уѣздъ или общія земскія библіотеки, доступныя для пользованія и учителямъ, которымъ разсылаются книги даромъ по земской почтѣ. Насколько оказались успѣшными мѣры земства, принятыя съ цѣлью улучшенія учительскаго персоналами увидимъ ниже; пока же скажемъ, что какъ учительскій персоналъ народныхъ школъ, такъ и положеніе его отличаются отъ того, что было въ дореформенное время, такъ же рѣзко, какъ небо отъ земли.
Кромѣ общихъ вопросовъ, касающихся учительскаго персонала, земства разрѣшило также и рядъ частныхъ, относящихся сюда, вопросовъ. Самымъ важнымъ изъ послѣднихъ является вопросъ о допущеніи въ народныя шкоды учительницъ. Земство съ перваго же момента отнеслось къ этому вопросу благопріятно. Въ этомъ случаѣ земству пришлось идти какъ противъ предразсудковъ общества, такъ, во многихъ мѣстахъ, и противъ предубѣжденія народа. Однако, жизнь показала, что избранный земствомъ путь былъ вполнѣ вѣренъ. Учительница оказалась въ народной школѣ больше на мѣстѣ, нежели учитель-мужчина, и если въ настоящее время въ извѣстной часта общества еще сохраняется предразсудокъ, въ силу котораго на народную учительницу смотрятъ подозрительно, то народное предубѣжденіе противъ учительницъ исчезло безслѣдно. Число учительницъ въ народныхъ школахъ ростетъ съ каждымъ годомъ и уже теперь оно почти повсемѣстно мало чѣмъ уступаетъ числу учителей, а кое-гдѣ даже превосходитъ послѣднее {Вотъ для характеристики указываемаго явленія рядъ данныхъ: въ Пермской губ. среди учительскаго персонала 655 мужчинъ и 464 женщины, въ Московской -- 403 м. и 356 ж., въ Новгородской -- 368 м. и 127 ж., въ Таврической -- 288 м. и 184 ж., въ Острогожскомъ уѣздѣ -- 50 м. и 45 ж., въ Воронежскомъ -- 30 м. и 11 ж., въ Весьегонскомъ -- 27 м. и 46 ж., въ Псковскомъ -- 49 м. и 20 ж., въ Свіяжскомъ -- 10 м. и 22 ж., Елабужскомъ -- 28 м. и 43 ж., Новоузейскомъ -- 55 м. и 89 ж. и Купянскомъ -- 24 и. и 21 ж. При этомъ не лишне замѣтить, что образовательный уровень учительницъ вообще выше такого же уровня учителей: между учительницами встрѣчаются лица съ высшимъ образованіемъ и несравненно большій, чѣмъ среди учителей, процентъ лицъ съ среднимъ образованіемъ. За то лицъ, получившихъ спеціальную подготовку въ учительскихъ семинаріяхъ и т. п. учрежденіяхъ, значительно больше между учителями, чѣмъ между учительницами.}.
Затѣмъ земствомъ созданъ особый институтъ учителье хъ помощниковъ. Необходимость этого института была вызвана быстрымъ ростомъ числа учащихся въ школахъ, при которомъ дѣятельность учителей крайне затруднялась. Введеніе института учительскихъ помощниковъ сдѣлало болѣе производительнымъ трудъ учителей и дало возможность одной и той же школѣ обучать большее число учениковъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ, такъ какъ учительскимъ помощникамъ передаются болѣе легкія и второстепенныя части учительскаго труда, то къ исполненію ихъ обязанностей могли быть допущены лица безъ спеціальной подготовки, часто, наприм., наиболѣе даровитые мальчики, кончившіе курсъ въ той же школѣ, которые, такимъ образомъ, практически пріобрѣтали навыкъ къ педагогическому дѣлу и впослѣдствіи дѣлались учителями, проходя курсъ спеціальной школы или пріобрѣтая свидѣтельство на званіе народнаго учителя по особому экзамену. Такимъ образомъ, и эта мѣра оказалась въ высшей степени практичною и полезною.
Относительно курса народныхъ школъ земствомъ сдѣлано очень многое. Прежнія школы въ самомъ лучшемъ случаѣ могли дать умѣнье механическаго чтенія, письма и счета. Земская школа даетъ несравненно болѣе. Сознательное чтеніе и письмо, почти вся ариѳметика, довольно широкій курсъ Закона Божія, грамматика, знакомство съ многими отрывками лучшихъ изящныхъ произведеній, нѣкоторыя знанія по естественнымъ наукамъ, географіи и исторіи,-- вотъ что на практикѣ даетъ земская школа. Но земства и этимъ не довольствуются и стремятся расширить школьный курсъ. Кое-гдѣ (правда, въ очень немногихъ мѣстахъ) земства добились того, что училищные совѣты обратили трехлѣтній курсъ начальныхъ училищъ въ четырехлѣтій. Затѣмъ, принявъ на себя заботы о начальномъ образованія, земство дало возможность ассигнуемыя на тотъ же предметъ по министерству народнаго просвѣщенія средства всецѣло обратить на устройство двухклассныхъ училищъ съ пятилѣтнимъ курсомъ. къ тому же, многія двухклассныя училища открыты только потому, что на нихъ выдаетъ субсидію земство. Сюда же нужно отнести стремленіе земства устраивать при школахъ ремесленные классы и вводить въ кругъ предметовъ преподаванія рукодѣлія и, наконецъ, проявившееся въ послѣднее время въ рядѣ земствъ стремленіе сдѣлать народную школу разсадницею сельско-хозяйственныхъ знаній,-- стремленіе, уже кое-гдѣ получающее нѣкоторое осуществленіе.
Рядомъ съ этими улучшеніями школьнаго дѣла шла выработка средствъ расширенія дѣйствія школъ. Въ виду разбросанности населенія во многихъ частяхъ Россіи (на сѣверѣ -- деревни и починки, а на югѣ -- хутора), земство старалось создать условія, при которыхъ школьное образованіе было бы доступно возможно большей части населенія. Отсюда, помимо увеличенія числа школъ, явились ночлежные пріюты и общежитія при школахъ, благодаря чему школою могутъ пользоваться дѣти изъ населенныхъ пунктовъ, болѣе или менѣе удаленныхъ отъ помѣщенія школы, и затѣмъ передвижныя школы, странствующія изъ одного населеннаго пункта въ другой. Въ послѣднее время земства, сознавая невозможность создать въ ближайшемъ будущемъ такое количество земскихъ школъ, которое вполнѣ соотвѣтствовало бы потребности народа въ образованіи, обратили вниманіе на самобытныя народныя школы, такъ называемыя школы грамотности, и заботятся какъ объ ихъ возникновеніи, такъ и о раціональной постановкѣ въ нихъ дѣла. Сюда же должно быть отнесено содѣйствіе многихъ земствъ возникшимъ въ послѣднее время церковно-приходскимъ школамъ. Наконецъ, нѣкоторыя земства прилагаютъ спеціальныя заботы объ увеличеніи числа учащихся женскаго пола.
Стремясь сдѣлать возможно болѣе доступнымъ школьное образованіе для дѣтей, земства не могли не остановиться и на проявляющемся желаніи подучить нѣкоторое образованіе со стороны взрослаго безграмотнаго населенія. Отсюда нѣкоторыя земства устроили вечернее или воскресное обученіе взрослыхъ, а также чтенія для послѣднихъ по научнымъ предметамъ. Дѣло это, однако, встрѣчало и встрѣчаетъ иного препятствій и пока стоитъ въ самомъ началѣ своего развитія.
Обратило вниманіе земство и на возможность факта утраты бывшими учениками народной шкоды вынесенныхъ изъ послѣдней знаній и для предупрежденія этой печальной возможности выработало рядъ мѣръ. Кое-гдѣ устроены вечернія и воскресныя повторительныя занятія съ бывшими учениками школъ; кое-гдѣ производились повѣрочныя испытанія всѣмъ, окончившимъ курсъ земской школы со времени ея существованія; но гораздо большее значеніе имѣетъ все болѣе расширяющееся дѣло устройства школьныхъ библіотекъ, пользованіе которыми доступно всѣмъ грамотнымъ крестьянамъ.
Параллельно всему этому вырабатывалась организація завѣдыванія школами. Установились отношенія между всѣми лицами и вѣдомствами, являющимися въ томъ или другомъ отношеніи прикосновенными къ школьному дѣлу. Земства, устраненныя отъ прямого завѣдыванія учебною стороной школьнаго дѣла, слѣдятъ за ходомъ чрезъ членовъ училищнаго совѣта отъ земства. Кое-гдѣ имѣются особые земскіе инспектора училищъ. Нѣкоторыя земства имѣютъ особыя должности завѣдующихъ хозяйственною частью школьнаго дѣла.
Не мало времени и средствъ пришлось затратить земствамъ и на надлежащую постановку матеріальной стороны школьнаго дѣла. Земства много сдѣлали для улучшенія этой стороны. Теперь тѣ чудовищно-безобразныя помѣщенія, которыя представляли общее правило для дореформенныхъ школъ, остались явленіемъ исключительнымъ. Если и теперь школьныя помѣщенія во многихъ случаяхъ заставляютъ желать многаго, то рядомъ съ такими помѣщеніями не мало школъ обладаютъ вполнѣ удовлетворительными, спеціально для нихъ выстроенными зданіями. И улучшеніе школьныхъ зданій идетъ впередъ съ каждымъ годомъ.
Точно также улучшена внутренняя обстановка школъ и школы снабжены учебными пособіями. Созданы особые склады послѣднихъ, для удешевленія ихъ, и вообще организовано дѣло снабженія школъ пособіями.
Выработаны правила, которыми опредѣляются отношенія по школьному дѣлу земствъ исельскихъ обществъ. Въ разныхъ мѣстахъ обязанности послѣднихъ опредѣляются различно, но важно то, что эти обязанности не являются нынѣ случайными, измѣнчивыми, а составляютъ нѣчто постоянное, общеизвѣстное, для соблюденія чего выработана особая организація дѣла. Вмѣстѣ съ тѣмъ установленъ порядокъ открытія новыхъ школъ.
Наконецъ, размежеваны области дѣла между губернскими и уѣздными земствами. Губернскія земства взяли на себя, помимо устройства и содержанія средне-учебныхъ заведеній, преимущественную заботу о спеціально-педагогической подготовкѣ учителей, устройство спеціальныхъ ремесленныхъ, сельско-хозяйственныхъ и медицинскихъ школъ, выдачу субсидій или ссудъ уѣзднымъ земствамъ или чрезъ послѣднія сельскимъ обществамъ на устройство и ремонтъ школьныхъ зданій; многія губернскія земства считаютъ своею обязанностью заботиться о возникновеніи библіотекъ при земскихъ школахъ, а также содѣйствовать лучшему снабженію школъ учебными пособіями, для чего ими учреждены особые склады послѣднихъ; нѣкоторыя губернскія земства принимаютъ на себя выдачу дополнительнаго жалованья учителямъ за выслугою извѣстнаго числа лѣтъ, даютъ особыя субсидіи уѣзднымъ земствамъ на развитіе женскаго образованія въ сельскомъ населеніи, участвуютъ въ расходахъ по содержанію двухклассныхъ училищъ и т. д. Уѣздныя земства, принимая участіе во всѣхъ перечисленныхъ пунктахъ дѣятельности губернскихъ земствъ, приняли на себя, главнымъ образомъ, содержаніе начальныхъ школъ.
Такова въ важнѣйшихъ чертахъ организаціонная работа, выполненная земствомъ по народному образованію. Теперь, когда важнѣйшія части этой работы приведены къ окончанію или близятся къ концу, многія детали ея могутъ казаться неважными, простыми и легкими; но когда это дѣло приходилось вести безъ всякаго руководства предшествующаго опыта, ощупью, въ потьмахъ, когда каждый шагъ впередъ долженъ былъ являться результатомъ цѣлаго ряда попытокъ, когда нужно было строить все зданіе заново, вырабатывая при этомъ и его планъ,-- тогда дѣло должно было быть не такъ-то легкимъ. Нужно было употребить много и времени, и труда, и матеріальныхъ средствъ; возможны были и ошибки, и уклоненія отъ правильнаго пути.
Очерченная выше организаціонная работа земствъ была закончена въ своихъ важнѣйшихъ частяхъ, какъ и въ дѣлѣ охраненія народнаго образованія, лишь къ концу 70-хъ и началу 80-хъ годовъ, съ этого времени начался быстрый количественный ростъ народно-образовательнаго дѣла, какъ это мы сейчасъ увидимъ.
III.
Въ 1869 году земства расходовали на народное образованіе еще менѣе 1 милліона рублей (953,081 р.), что составляло всего 5,8% земскаго бюджета. Затѣмъ съ каждымъ годомъ земскіе расходы на народное образованіе возростали и абсолютно, и по отношенію къ общей величинѣ всего земскаго бюджета. Черезъ пять лѣтъ, въ 1874 году, расходы на народное образованіе составляли уже 2.952,226 руб. (11,4% земскаго бюджета), еще черезъ пять лѣтъ -- въ 1879 г.-- 4.595,666 руб. (13,7%) и, наконецъ, въ 1885 г.-- 6.887,000 р. (16%). Въ два послѣднихъ года расходъ земства на народное образованіе возросъ еще болѣе, какъ это можно видѣть изъ цѣлаго ряда данныхъ, касающихся отдѣльныхъ мѣстностей *). Къ сожалѣнію, свода данныхъ по всѣмъ земскимъ губерніямъ за два послѣдніе года мы не имѣемъ. Уменьшеніе ассигновокъ на народное образованіе по нѣкоторымъ земствамъ объясняется тѣмъ затруднительнымъ положеніемъ, въ которое попало въ послѣдніе годы большинство земствъ, благодаря чрезвычайному накопленію недоимокъ. При этомъ надо имѣть въ виду, что сокращеніе ассигновокъ лишь въ самыхъ исключительныхъ случаяхъ влечетъ за собою сокращеніе школьнаго дѣла, а чаще ведетъ лишь къ уменьшенію вознагражденія учителей и пріостановкѣ построекъ школьныхъ зданій. Огромнѣйшее большинство земствъ, однако, и при совершенно затруднительномъ финансовомъ положеніи не только не уменьшало въ послѣдніе годы ассигновокъ по народному образованію, а, напротивъ, увеличивало и, какъ можно видѣть изъ приведенныхъ въ сноскѣ примѣровъ, по инымъ уѣздамъ въ размѣрахъ чрезвычайныхъ.
*) Вотъ нѣкоторыя относящіяся сюда данныя:
Но данныя о ростѣ земскихъ расходовъ на народное образованіе еще не даютъ понятія о размѣрахъ роста народно-образовательнаго дѣла. Дѣло въ томъ, что по мѣрѣ того, какъ у земствъ накоплялся опытъ и создавалась и упрочивалась организація дѣла, земскіе расходы на народное образованіе дѣлались все болѣе и болѣе производительными, почему ростъ числа учащихся въ земскихъ школахъ значительно опережаетъ возростаніе ассигновокъ на эти школы. Такимъ образомъ, для полнаго уясненія размѣровъ роста народно-образовательнаго дѣла при попеченіи земства, необходимы погодныя данныя о числѣ учащихся въ земскихъ школахъ.
Къ сожалѣнію, до сихъ поръ мы не имѣемъ свода богатаго цифроваго матеріала, относящагося въ росту народно-образовательнаго дѣла и заключающагося въ земскихъ изданіяхъ. Отдѣльному лицу и думать нечего о томъ, чтобы пересмотрѣть всю массу земскихъ изданій за все время существованія земства: это превышаетъ единичныя силы. Такое дѣло подъ силу только цѣлому учрежденію, обладающему достаточнымъ персоналомъ и надлежащими средствами. Къ сожалѣнію, данныя по народному образованію, публикуемыя за разные годы центральнымъ статистическимъ комитетомъ, заимствуются имъ изъ крайне сомнительныхъ источниковъ, неоднородны по отдѣльнымъ мѣстностямъ, крайне неполны и прямо невѣрны, такъ что оперировать надъ ними, какъ это иногда дѣлается у насъ въ печати, не имѣетъ никакого смысла {Недавно намъ пришлось встрѣтить въ одной газетѣ бойкія разсужденія о томъ, что населеніе земскихъ губерній, платя земскихъ повинностей значительно, нежели населеніе неземскихъ губерній, имѣетъ менѣе возможности получить образованіе и воспользоваться медицинскою помощью. При этомъ проводилась параллель между сосѣдними земскими и неземскими губерніями: Полтавскою и Кіевскою, Смоленскою и Витебскою. Данныя для подтвержденія указаннаго абсурда были взяты изъ Сборника Свѣдѣній по Россіи за 1884--1885 и., изданнаго въ прошломъ году центральнымъ статистическимъ комитетомъ. Мы провѣрили эти данныя и они оказались совершеннымъ вздоромъ. Укажемъ одинъ примѣръ. Въ Полтавской губ. сельскихъ школъ показано 699 съ 89,460 учащимися, а въ сосѣдней Кіевской -- 1,808 школъ съ 46,143 учащимися. Преимущество, какъ видимъ, на сторонѣ неземской Кіевской губ. Когда, однако, мы обратились для провѣрки этихъ данныхъ къ отчету попечителя кіевскаго учебнаго округа, то увидѣли, что центральный статистическій комитетъ включилъ въ число школъ по Кіевской губ. существующія преимущественно на бумагѣ церковно приходскія школы, отчего общее число школъ по этой губерніи и вышло такое большое. Если же считать только дѣйствительно существующія школы, то въ одной Земской Полтавской губ. таковыхъ оказывается болѣе, чѣмъ въ трехъ неземскихъ губерніяхъ юго-западнаго края -- Кіевской, Волынской и Подольской, вмѣстѣ взятыхъ. Еще лучше вышло съ цифровыми данными, касающимися медицинской части: ни одна цифра по Полтавской губ. (число врачей, фельдшеровъ, больницъ, кроватей, пособій) не только не оказалась истинною, но всѣ онѣ уменьшены въ нѣсколько разъ противъ дѣйствительности. (Подробнѣе объ этомъ см. статью фальшивая статистика въ Недѣлѣ за 1888 г., No 14, "опроверженіе" на эту статью отъ центральнаго статистическаго комитета въ No 16 и отвѣтъ на это "опроверженіе" въ X 17, а также статью предсѣдателя полтавской губернской зейской управы г. Зеленскаго въ 16 4360 Нового Времени.}. По необходимости приходится ограничиваться немногими данными, которыя могли быть собраны лично нами.
Выше, въ сноскѣ къ первой главѣ былъ уже приведенъ рядъ параллельныхъ данныхъ о числѣ школъ и учащихся въ первый годъ существованія земскихъ учрежденій и въ настоящее время. Изъ этихъ данныхъ наглядно видно, какъ сильно выросло народно-образовательное дѣло, благодаря земству. Общее число учащихся возросло по отдѣльнымъ мѣстностямъ отъ 4 до 10 разъ, причемъ надо имѣть еще въ виду громадную разницу въ томъ, что выносилъ ученикъ изъ школы прежде и выноситъ теперь. О постепенномъ ростѣ числа учащихся въ разныхъ земскихъ мѣстностяхъ даютъ понятіе нижеслѣдующія данныя:
Не будемъ приводить дальнѣйшихъ данныхъ, такъ какъ всѣ имѣющіяся у насъ данныя совершенно тождественны съ приведенными и говорятъ одно и то же. Мы видимъ изъ этихъ данныхъ, что въ первое десятилѣтіе существованія земскихъ школъ число учащихся возростало несравненно медленнѣе, нежели во второе десятилѣтіе, что въ первую половину втораго десятилѣтія это возростаніе шло также гораздо медленнѣе, нежели во вторую половину, и что, наконецъ, наиболѣе быстрый ростъ числа учащихся падаетъ на два послѣдніе года -- 1886 и 1887. Ясно, какое громадное значеніе имѣетъ та организаціонная работа земства, которую мы старались очертить выше: пока она была въ самомъ началѣ, ростъ числа учащихся былъ самый медленный; по мѣрѣ же роста этой работы росло и число учащихся, а когда организаціонная работа къ концу 70-хъ и началу 80-хъ годовъ заканчивалась въ своихъ важнѣйшихъ сторонахъ, ростъ числа учащихся достигъ наибольшей степени. Это даетъ намъ право дѣлать благопріятныя заключенія относительно будущаго, и эти заключенія вполнѣ подтверждаются данными за 1886 и 1887 годы, въ которые число учащихся получило наибольшій приростъ.