Ахшарумов Николай Дмитриевич
Ахшарумов Н. Д.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   АХШАРУМОВ Николай Дмитриевич [28.11 (10.12).1820, Петербург-- 18(30).8.1893, имение Д. А. Ровинского близ Кунцева под Москвой], прозаик, критик. Брат В. Д. Ахшарумова, Д. Д. Ахшарумова, И. Д. Ахшарумова. По окончании Царскосел. лицея (1840) служил в канцелярии Воен. мин-ва; однако интересы А. были связаны с живописью (посещал рисовальные классы Акад. художеств, мечтал в нее поступить.-- ЦГАЛИ, ф. 1348, оп. 1, д. 48), гуманитарными науками (слушал лекции по эстетике и истории в Петерб. ун-те) и лит-рой. Это был "юноша... с чистою, светлою, благородною и жаждущею истины и искусства душою..." (В. В. Стасов -- в кн.: Публичное собрание имп. АН в память ее поч. чл. Д. А. Ровинского, СПб., 1896, с. 23). В апр. 1845 вышел в отставку в чине коллеж. секр. и полностью предался занятиям лит-рой, обеспечивая себя гонорарами.
   В молодости А. испытал полярные идейные влияния: консерватизму старшего поколения семьи (отец, дядя по матери М. С. Бижеич) противостояло воздействие петрашевцев, в круг к-рых А. ввел младший брат Дмитрий. Хотя А. не разделял их убеждений (Семевский В., Петрашевцы...-- ГМ, 1916, No 2, с. 61), за ним был временно установлен секретный надзор (ЦГИА, ф. 1280, оп. 1, д. 157). В конечном счете А. пришел к "срединной", умеренно-либер. позиции, сохраненной им в осн. чертах до конца жизни. В сочетании с мягким, доброжелат. характером эта позиция отчасти объясняет неприятие А. "лит. распрей" (см. его предисл. к сб. "Весна", СПб., 1859, изд. совм. с В. Д. Ахшарумовым; некролог Е. Д. Безобразовой -- ИВ, 1881, No 12), а также сотрудничество в изданиях разл. ориентации. Так, в силу личных симпатий к Ю. Г. Жуковскому (Жуковская Е. И., Из записок шестидесятницы.-- В кн.: Звенья, М.--Л., 1932, т. 1, с. 348--51) ом был номинальным ред.-изд. радикальной газ. "Нар. летопись" (1865), однако вскоре напечатал повесть с антинигилистич. мотивами "Натурщица" (03, 1866, No 3--4).
   Дебютировал в печати одноактной комедией "Маскарад" ("Пантеон", 1846, No 6; Александрии, т-р, 1846). Однако лишь следующее выступление А.-- пов. "Двойник" (ОЗ, 1850, No 3) -- было замечено современниками: А. В. Дружининым ("Совр.", 1850, No 4, с. 192) и Ф. М. Достоевским (Письма, I, 140), к-рому А. здесь явно подражал. Позднее ром. А. "Мудреное дело. Очерк из летописей рус. словесности" ("Эпоха", 1864, No 5--7) вызвал размышления Достоевского о сюжетной общности "антинигилистич." романов (XX, 196). Взаимный интерес писателей друг к другу (см. рец. А. на "Преступление и наказание" -- ВТ, 1867, No 3), сопоставления их произв. в печати, хотя порой и в иронич. ключе (Н. А. Добролюбов -- "Совр.", 1861, No 9, с. 102; <Г. З. Елисеев> -- "Совр.", 1866, No 3, с. 32--33, 40--44), имели под собой объективные основания: А. сближали с Достоевским сосредоточенность на "тайниках" душевной жизни человека, интерес к исключит, ситуациям и противоречивым, страстным характерам, пристальное внимание к теме двойничества. В ром. "Игрок" (ОЗ, 1858, No 11--12) А. отчасти предвосхитил изображение психологии игрока Достоевским (выбор героя, "придавленного" идеей, освещение событий сквозь призму его лихорадочно возбужденного сознания). В свою очередь пов. А. "Под колесом" ("Нива", 1883, No 4--8) обнаруживает непосредств. влияние "Игрока" Достоевского.
   Произв. А., в особенности его ром. "Чужое имя" (PB, 1861, No 1--4, 8, 9) и аллегорич. пов. "Граждане леса" (ВТ, 1867, No 4--6), пользовались читательским успехом (см.: "Нива", 1880, No 33; PC, 1908, No 2, с. 301). Однако критика осуждала пристрастие А. к фантастич. и остросюжетному повествованию ("Голос", 1867, 29 июня; (А. С. Суворин) -- СПбВед, 1867, 9 июля; <А. И. Введенский> -- РВед, 1889, 17 авг.), упрекала его в "стремлении к отжившим идеалам" (Н. В. Шелгунов -- "Дело", 1871, No 2, с. 26), в отрешенности от "обществ. задач" ((В. П. Буренин) -- СПбВед, 1872, 2 дек.). Подобным критич. мнениям во многом противостояла рец. M. E. Салтыкова-Щедрина на ром. А. "Мандарин" (ч. 1--4, "Заря", 1870, отд. изд.-- СПб., 1870), в к-ром дан портрет совр. "хищника": "...за то уже следует благодарить автора, что он угадал настоящую язву, точащую общество, и сделал почин к ее раскрытию" (03, 1871, No 2, с. 215). Действительно, А. не избегал актуальной обществ, проблематики, но опосредовал ее либо фантастическим (пов. "Ванзамия", "Нива", 1887, No 1--4), либо детективным (ром. "Концы в воду", ОЗ, 1872, No 10--12; см. пародию Буренина "Преступница или нет?" -- СПбВед, 1872, 19 ноября... 20 дек.), либо аллегорич. сюжетом, стремясь "изобразить умственную распутицу нашего времени" (письмо А. Н. Пыпину, 1885.-- ГПБ, ф. 621, д. 50, л. 5). Ведущая тема позднего творчества А. (ром. "Во что бы то ни стало", НВ, 1880--81; "Старые счеты", РО, 1892, No 4--10; пов. "Темная карта", "Нива", 1887, No 41--52; "В потемках совести", ЛПН, 1894, No 7--12) -- проникнутое жаждой наживы бурж. об-во, показанное сквозь перипетии судьбы отд. человека. Центральная в творчестве А. метафора "жизнь -- игра" к 90-м гг. приобрела отчетливо выраженный социальный смысл. Одно из последних произв. А.-- ром. "Блудный сын" (РО, 1890, No 10) заслужил одобрит, отзыв Л. Н. Толстого (LI, 101; см. также LXI, 80).
   Для лит.-критич. позиции А. характерны неприятие тенденциозности в лит-ре, требование "свободного иск-ва", полемически резко сформулированные им в ст. "О порабощении иск-ва" (ОЗ, 1858, No 7), имевшей продолжит, резонанс в печати (см.: Собр. мат-лов о направлении разл. отраслей рус. словесности..., СПб., 1865, с. 6--7; "Голос", 1867, 3 июня) и создавшей А. репутацию одного из ведущих критиков "эстетич." школы (Ткачев П. Н., Соч., т. 2, М., 1975, с. 515; Леонтьев К. Н., Собр. соч., т. 8, М., 1912, с. 1). Догматизм эстетич. оценок, исходящих из нормативных представлений о художественности, сочетался в статьях А. с проницат. наблюдениями, что было отмечено уже Н. А. Добролюбовым ("Совр.", 1859, No 6) в его в целом отрицат. рец. на сб. "Весна" (др. отзывы: РСл, 1859, No 8, с. 55--57; СПбВед, 1859, 20 июня) и что проявилось и в последующих работах А.: в разборе "Обломова" (PB, 1860, No 3), в серии очерков о "Войне и мире" (ВТ, 1867, No 6; 1868, No 4; 1869, No 3), в рец. на "Горькую судьбину" А. Ф. Писемского (в кн.: Отчет о 4-м присуждении наград гр. Уварова, СПб., 1860). Будучи пост. критиком ж. "Всем. труд", А. опубл. в нем и неск. статей о произв. заруб. лит-ры (1867, No 10--11; 1868, No 5; 1869, No 4). А.-- автор ряда статей о живописи в ж. "Вест. изящных иск-в" (1884-- 86). H. H. Ге, благодарный ему за отзыв о "Тайной вечере" ("Замечат. картина" -- СПбВед, 1863, 23 авг.), говорил: "Первый, кто мне открыл то, что я сделал, был Н. Д. Ахшарумов" (цит. по кн.: Стасов В. В., Н. Н. Ге, М., 1904, с. 134).
   А.-- автор исполненных "неподдельной прелести", как особо отмечалось в некрологе (<П. В. Быков> -- "Нива", 1893, No 37, с. 833), лит. обработок нар. сказок, в к-рых воспроизводились фольк. мотивы "в духе, им свойственном, и языком, по возможности близким к изустной, оригинальной форме их изложения" [из предисл. А. (с. 12) к его сб. "Рус. сказки для детей", СПб., 1869; 4-е изд.-- 1911]. А. перевел "Историю Пенденниса" У. Теккерея (1852), "Тяжбу" С. Уоррена (1853), "Римскую историю" Т. Моммзена (1877--80; при участии А. Н. Веселовского). А. всю жизнь вращался в кругу ученых и художников, сторонясь лит. среды. Его смерть прошла малозамеченной в печати, погребение состоялось "необыкновенно скромно" (МВед., 1893, 29 авг.).
   Изд.: Соч., т. 1 -- 10, СПб., 1894--95 (биогр. очерк В. Сорокина).
   Лит.: Скабичевский А. М., История новейшей рус. лит-ры (1848--1890), СПб., 1891, с. 348--49; Затворницкий H. M., Столетие Воен. мин-ва. 1802--1902. Ук. биогр. сведений... чинов... канцелярии воен. мин-ва..., СПб., 1909; Егоров Б. Ф., Борьба эстетич. идей в России сер. XIX в., Л., 1982 (ук.). + Некрологи, 1893: НВ, 25 авг. (Н. А. Энгельгардт); ВИ, No 1287; ИВ, No 10. Добрыв А. П., Биографии рус. писателей ср. и нового периодов, СПб., 1900; Брокгауз; НЭС; Венгеров (Сл.; Источ.); Языков; Муратова (1); Масанов.
   Архивы: ГБЛ (ук.); ИРЛИ, ф. 377, ф. 155; Р. II, оп. 1, д. 8--17 (в т. ч. неопубл. статьи); ЦГАЛИ (путевод.); ЦГИА, ф. 1343, оп. 16, д. 3281 (выписка из метрич. кн.; ф. с. 1845 г.); ЦГВИА, ф. 1, оп. 1, т. 6, д. 16152 (ф. с. 1845 г.); ЦГАОР, ф. 801, д. 148 (письма В. И. Семевскому).

О. Е. Майорова.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989

   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru