Амвросий Оптинский
Амвросий Оптинский: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Амвросий (в миру Александр Михайлович Гренков, 1812--1891) -- иеросхимонах, старец калужской Введенской Оптиной пустыни. Отличался опытностью, широтою взгляда, кротостью и незлобием. Его посетили Достоевский и Л. Н. Толстой. Обширные сведения об А. помещены в "Душеполезном Чтении" с 1891 г., где напечатаны его письма, его изречения и воспоминания о нем. Сборник его некрологов издан под названием "Тяжелая утрата. Оптинский старец А." (2 изд., М., 1892). Из сочинений А. изданы: "Сборник писем и статей оптинского старца, иеросхимонаха А." (вып. I, М., 1894; вып. II, М., 1897); "Поучение старца, иеросхимонаха А. о том, сколь много мы заботимся о теле и сколь мало о душе, а также о покаянии" (М., 1896); "Душеполезные наставления старца Оптиной пустыни, иеросхимонаха А." (Москва, 1898).
   См. П. Б--ий, "Оптинский старец о. Амвросий" (М., 1892); Е. В., "Краткое сказание о жизни оптинского старца о. Амвросия" (М., 1893) и др.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

  

II.

   АМВРОСИЙ Оптинский [в миру Гренков Александр Михайлович; 23.11 (5.12).1812, с. Б. Липовица Тамбов, у. Тамбов, губ.-- 10(22).10.1891, Шамординская Казанская пустынь Перемышльск. у. Калуж. губ.], иеросхимонах, старец, духовный писатель. Сын пономаря. В 1824 был отдан в Тамбов, духов, уч-ще, по окончании к-рого как первый ученик был принят в 1830 на казен. счет в Тамбов, духов, семинарию. После окончания в 1836 семинарии более года был учителем в семье помещика. В марте 1838 определен преподавателем (в т. ч. греч. яз.) Липецк, духов, уч-ща. В окт. 1839 после напряжен. внутрен. борьбы (живой, веселый характер привязывал его к миру) отправился в Введенскую Оптину пустынь, где проходил послушание, вместе с И. В. и Н. П. Киреевскими занимался переводч. и лит.-издат. деятельностью. В 1842 был пострижен в мантию, в 1845 -- посвящен в иеромонаха. В 1860 избран старцем (учителем жизни). Своеобразие проповеднич. деятельности А. заключалось в соединении святоотеческого по своим источникам духовного содержания с фольклорной формой. Поучения и наставления его часто имели вид пословиц. Он любил рифмовать свои назидат. советы. Они легко запоминались, разносились по стране, попадали в печать. Многие из них опубл. в биографич. очерках: "Жизнеописание... старца и. Амвросия..." (ч. 1--2, М., 1900); Четвериков С. И., Описание жизни... и. Амвросия в связи с историей Оптиной пустыни и ее старчества ([Калуга], 1912) и др. В течение неск. десятилетий А. посылал своим духовным детям письма к праздникам, а также в ответ на разные жизненные запросы. Нек-рые из них печатались в ж. "Душеполезное чтение", а затем были изданы отдельно: "Сб. писем и статей..." (ч. 1--2, М., 1894--97); "Собрание писем... к мирским особам" (ч. 1, М., 1906); "Собрание писем... к монашествующим" (вып. 1--2, Сергиев Посад, 1908--09) -- со специальными тематич. заглавиями. Осн. их содержание -- наставления в духовном делании, научение принципам христиан, жизни. Собеседовательный тон писем создает атмосферу задушевного общения -- интимного и одновременно наставительного. Мысли свои А. часто облекает в притчевую форму. Есть в них и публицистич. элемент ("О прогрессе", "О дуэли", "Бедная и богатая" -- Сб. писем и статей, ч. 1). Полемич. ст. "Письмо племянницы, православной инокини, к дяде -- лютеранину" ("Три соч. ...", М., 1902) содержит доказательство истинности православ. веры от лица монахини. А. приписывается авторство кн. "Откровенный рассказ странника духовному своему отцу" (Каз., 1881; в последующих изд. "Откровенные рассказы..."). После смерти А. в его бумагах было обнаружено продолжение -- три рассказа (отд. изд.-- "Из рассказов странника о благодатном действии молитвы Исусовой", Сергиев Посад, 1911). В книге, примыкающей к традиции паломнич. лит-ры, странник рассказывает о своих приключениях во время путешествий. Путевые рассказы и диалоги умело соединяются с подробными описаниями его переживаний, исповедью и духовно-нравств. размышлениями. Последние два рассказа композиционно и стилистически близки к европейск. богословско-философ. диалогу, восходящему к Платону. Речь участников беседы эмоционально окрашена и достаточно точно характеризует каждого из них.
   Знакомство и общение ряда писателей с А.-- важная страница в истории рус. литры 19 в. А. дал определен, творч. импульс для образа Зосимы в "Братьях Карамазовых" Ф. М. Достоевского. Нек-рые исследователи сильно сближают Зосиму и А. [Плетнев Р., Сердцем мудрые (О "старцах" у Достоевского).-- В кн.: О Достоевском, т. 1, Прага, 1933], другие находят мало общего в их духовном складе: "О. Зосима гораздо более похож на протестантского пастора, чем тот богатый, красочный, многосторонний и ничуть не сентиментальный тип, каким был о. Амвросий" (Поселянин Е., Праведник нашего времени оптинский старец Амвросий. Жизнь его и подвиги, СПб., 1907, с. 92). Сходство между ними отрицал и К. Н. Леонтьев (PB, 1903, No 4, с. 651), к-рый под духовным руководством А. провел последние четыре года своей жизни; А. тайно постриг Леонтьева в монаха под именем Климентия (см.: Поселянин Е., К. Н. Леонтьев в Оптиной пустыне.-- В кн.: Памяти К. Н. Леонтьева. Лит. сб., СПб., 1911). В Оптиной пустыни встречался с А. и Л. Н. Толстой (см.: Толстой, XLIX, 142--44), впоследствии вспоминавший старца с теплотой (см.: ЛН, т. 90, ук.). Близки к А. были также М. П. Погодин и Т. И. Филиппов. А. посвящена обширная мемуар. лит-ра, в к-рой запечатлелся образ ласкового, овеянного светлым настроением учителя, глубочайшего знатока человеч. души.
   Др. произв.: "Поучения... в общих праздничных приветствиях" (М., 1892); "Душеполезные наставления..." (М., 1898); "Избранные места из писем... к семейным особам" (М., 1897).
   Лит.: Достоевский, XV, 498, 528, 532, 533; Достоевская А. Г., Восп., М., 1987, с. 347; Леонтьев К. Н., Оптинский старец Амвросий.-- "Гражданин", 1891, 3, 11 нояб.; Шишкина А. А., Несколько дополнений к статьям об о. Амвросии, М., 1893; Поселянин Е., Детская вера и оптинский старец Амвросий, СПб., 1901; Розанов В. В., Оптина пустынь.-- В его кн.: Около церковных стен, т. 2, СПб., 1906; Соловьев В. С, Собр. соч., т. 3, СПб., 1912, с. 197; Богданов Д. П., Оптина пустынь и паломничество в нее рус. писателей.-- ИВ, 1910, No 10; Александров А. А., I. Памяти К. Н. Леонтьева. II. Письма К. Н. Леонтьева к А. Александрову, Сергиев Посад, 1915; Четвериков С, Оптина пустынь. Ист. очерк и личные восп., Париж, [1926]; Евлогий, Путь моей жизни, Париж, 1947; Концевич И. М., Оптина пустынь ее время, Джорданвилл, 1970; Павлович Н., Оптина пустынь. Почему туда ездили великие? -- "Прометей", т. 12, М., 1980. + Сб-к некрологов: Тяжелая утрата (оптинский старец Амвросий), М., 1892. РБС; НЭС; Венгеров (Источ.; Рус. кн.); Языков; ИДРДВ.

Ш. А. Гумеров.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989

  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru