Андросов Василий Петрович
Москва и Петербург в литературных отношениях

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


  

В. П. АНДРОСОВ

Москва и Петербург в литературных отношениях

   Серия "Русский путь"
   Москва-Петербург. Pro et contra
   Диалог культур в истории национального самосознания
   СПб, Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2000
  

Гоненье на Москву!
Грибоедов

   С давних пор некоторые петербургские журналисты силятся показать, что между Москвою и Петербургом существует непримиримая литературная вражда. Мы считаем обязанностию опровергнуть перед нашими читателями эту несправедливую мысль, которая пущена в ход с особенною целию, как мы увидим, и вместе с тем вступиться за честь Москвы, которая терпит оскорбления не от Петербурга (Петербург в этом нисколько не участник), а от двух-трех журналистов в Петербурге.
   С давних пор "Северная пчела"1 при всякой плохой книжонке, изданной в Москве на плохой бумаге, не пропускает своих обыкновенных восклицаний: "Вот какие книги Москва нам посылает! Вот что Москва пишет! Вот как Москва печатает!" и проч. Г<-н> Булгарин2 в своих статьях, издаваемых в "Северной пчеле", не перестает уверять читателей, что московские журналы существуют на то, чтобы порицать журналы и сочинения петербургские, что московские литераторы -- враги петербургским и проч. "Библиотека для чтения"3 в одном из номеров прошлого года выразилась так о Москве своим обыкновенным тоном: "Что делает Москва? Москва ругается!.." Наконец, в феврале этого года по случаю одного романа, который цензурован в Москве и издан в Петербурге, после длинного рассуждения о ножах московских фабрик, на которых выставляется фальшивый London, она объявила, что петербургский ум продается дороже московского восьми-десятью процентами, что петербургских романов требует публика, а московских не покупает, и проч. и проч.
   "М_о_с_к_в_а р_у_г_а_е_т_с_я!.." Мы имели бы право спросить: а что же делает Петербург, печатая подобные слова, если бы мы приписывали их Петербургу? -- Повторяем, что Петербург в этом нисколько не участвует, и не обвиняем его: это слова партии некоторых журналистов.
   До сих пор мы думали, что есть московские ситцы, московские шляпы. Петербургские сиги, петербургская навага, корюшка, ряпушка; мы всегда были благодарны Петербургу за то, что он снабжал нас этою прекрасною рыбою, но, кроме этого, нам объявляют еще, что есть какой-то особенный п_е_т_е_р_б_у_р_г_с_к_и_й у_м, который также п_р_о_д_а_е_т_с_я... Но, скажите, если есть петербургский ум, да московский ум, -- отчего же не быть ума астраханского, одесского, архангельского, саратовского, пензенского, тамбовского и проч.? После этого, не будет ли 54 ума в России по числу губерний?..
   П_е_т_е_р_б_у_р_г_с_к_и_е р_о_м_а_н_ы п_р_о_д_а_ю_т_с_я в_ы_г_о_д_н_е_е м_о_с_к_о_в_с_к_и_х и б_о_л_е_е т_р_е_б_у_ю_т_с_я п_у_б_л_и_к_о_ю... Мы не знаем, что такое петербургские и московские романы... Мы знаем только русские романы, где бы ни были они изданы... Но если "Б<иблиотека> для чтения" разумеет под этим словом романы, изданные в Петербурге, то это неправда... Первый лучший русский роман: "Юрий Милославский"4, имевший успех столько блистательный, издан в Москве. Он расходится уже третьим изданием, до которого не дожил ни один роман, изданный в Петербурге. Романы г. Лажечникова5, которые также очень любимы публикою и теперь у нас первенствуют, изданы в Москве. Марлинский6, один из любимейших писателей наших, давно живет на Кавказе, след<овательно>, ум его может назваться и кавказским. "Аммалат-Бек", лучшая его повесть, напечатана в первый раз в московском журнале. Повести Павлова7 изданы в Москве. -- Повести Мельгунова8, заслужившие похвалу даже "Библиотеки для чтения", также. -- Петербург издал "Монастырку", повести Безгласного9 и "Миргород". Автор "Монастырки" живет теперь в Москве и в ней учился; Безгласный есть также питомец Москвы; автор "Миргорода" приехал из Нежина. -- Что касается до семейства Выжигиных, "Черной женщины" и фантастических путешествий Барона Брамбеуса10, то Москва охотно уступит честь издания всего этого Петербургу.
   "С_е_в_е_р_н_а_я п_ч_е_л_а" п_р_е_с_л_е_д_у_е_т т_и_п_о_г_р_а_ф_с_к_и_е и_з_д_е_л_и_я М_о_с_к_в_ы. Надобно вспомнить, однако, что в Москве типографское искусство древнее петербургского. Есть типографии, которые остались в прежнем их виде и не улучшились со времени основания. Но мы укажем на типографию Г. Семена, которая щегольством и красотою изданий не уступит ни одной петербургской. Мы смеем сказать, что этот журнал, теперь развернутый перед читателем, может похвалиться своею наружностию перед всеми петербургскими, и что такого издания еще не было в Северной столице. -- Итак, Москва напрасно терпит эту напраслину от петербургских журналистов за свои издания.
   "М_о_с_к_о_в_с_к_и_е ж_у_р_н_а_л_ы с_у_щ_е_с_т_в_у_ю_т н_а т_о, ч_т_о_б_ы п_р_е_с_л_е_д_о_в_а_т_ь п_е_т_е_р_б_у_р_г_с_к_и_е с_о_ч_и_н_е_н_и_я!.." Неправда. -- Давно ли вышли стихотворения Бенедиктова?11 Где приветствовали поэта со всем жаром восторга беспристрастного? В московском журнале. Где приняли его холодно? В "Библиотеке для чтения". В прошедшем году явился "Миргород" Гоголя, его "Тарас Бульба", одно из украшений современной русской словесности. Кто принял с жаром это произведение? Московские журналы. Кто пропустил без внимания и преследовал Гоголя в других его произведениях? "Библиотека для чтения". Талант Кукольника12 был ею поднят до небес и поруган. В Москве его оценили по внутреннему достоинству, без восторга и без предубеждения.
   Но сочинения г. Булгарина и Барона Брамбеуса в московских журналах не нашли отголоска одобрительного?.. А! так вот в чем и тайна! Вот почему "Библиотека для чтения" говорит, что Москва ругается! Вот почему "Северная пчела" уверяет, что московские журналы преследуют все петербургское, как будто все петербургское заключается в сочинениях гг. Булгарина и Брамбеуса! Частное дело хотят превратить в общее -- и нерасположение к сочинениям известных писателей, не находящих сочувствия и здесь, и во многих местах, и в самом Петербурге, объясняют небывалою литературного враждою двух столиц!
   Замысел колоссальный!
   А это в самом деле замечательно, что ни один из московских журналов, несмотря на разность их мнений в других отношениях, не объявил сочувствия к сочинениям гг. Булгарина и Б. Брамбеуса. "Московский вестник", "Московский телеграф", "Телескоп"13 и "Московский наблюдатель", как ни были недружны между собою, а в этом соглашались. Но были, есть и теперь петербургские журналы, которые в этом разделяли мнение московских журналов. Вспомним "Литературную газету"14 и взглянем теперь на "Литературные прибавления" к "Инвалиду". Прочие журналы, "Северная пчела", "Сын Отечества"15 и "Библиотека для чтения" взаимно хвалят сочинения гг. Булгарина и Брамбеуса, потому что эти журналы издаются гг. Булгариным и Брамбеусом. В "Северной пчеле" г. Булгарин, издатель ее, всегда хвалит самого себя. К тому же, разве собственно петербургское не нравится московским журналистам в сочинениях гг. Булгарина и Б. Брамбеуса? Ведь хвалят же они другие произведения, издаваемые в Петербурге? -- Следственно, им не нравится в них не то, что принадлежит Петербургу, а то, что, собственно и исключительно, принадлежит гг. Булгарину и Б. Брамбеусу, и никому более. -- Итак, здесь вражды Москвы с Петербургом вовсе не существует.
   "М_о_с_к_о_в_с_к_и_е ж_у_р_н_а_л_ы с_у_щ_е_с_т_в_у_ю_т н_а т_о, ч_т_о_б_ы б_р_а_н_и_т_ь ж_у_р_н_а_л_ы п_е_т_е_р_б_у_р_г_с_к_и_е?.." Опять неправда. Московские журналы враждовали и враждуют так же между собою, как и петербургские. Вспомним отношения "Вестника Европы" и "Московского вестника" к "Московскому телеграфу"16, сего последнего к "Телескопу", который и теперь не совсем благоволит к "Московскому наблюдателю". Вспомним вражду "Литературной газеты" с "Северной пчелой", в глазах наших "Литературные прибавления" воюют неутомимо с "Библиотекой для чтения" и выражают свою приязнь к "Московскому наблюдателю". -- Наконец, не сейчас ли вспыхнула среди Петербурга жестокая брань между "Сыном Отечества" и "Библиотекою для чтения"? Вызов решительный. -- Явно, что и здесь вражды между Москвою и Петербургом не существует.
   Наконец, скажем решительно, что мы не понимаем различия между московским и петербургским литератором и думаем, что оно никогда не существовало и не может существовать, особенно с тех пор, как заведены дилижансы и как стало возможно литератору через четыре дня из московского сделаться петербургским и обратно. Когда будут у нас железные дороги и паровые кареты, это превращение совершаться будет в несколько часов. -- В истории литературы нашей трудно и невозможно определить, что принадлежит Москве, и что Петербургу. Москва издревле была школою и рассадником литераторов. Ломоносов, Карамзин, Жуковский, Мерзляков17 учились в ней: это все литераторы, образовавшиеся классически. Пушкин учился в Петербурге, но в его воспитании литературном, конечно, еще более участвовали Жуковский и Карамзин. Москва есть колыбель "Истории государства Российского"18. -- Здесь зачалась мысль этого произведения. -- В Петербурге оно окончено. -- Неужели же Москва и Петербург будут спорить о том, за кем из них останется произведение, принадлежащее целой России?
   Итак, нет у нас ни московской, ни петербургской литературы, но есть одна литература русская: так да не будет же у нас ни московских, ни петербургских литераторов, но да будут литераторы русские. -- И все они да соединятся к тому, чтобы общими силами подвигать словесностью нравственный успех общества и противодействовать духу промышленности, духу безвкусия и духу междоусобия, который сродно питать пришельцам, ищущим приключений в нашей словесности.
  
   1836
  

В. П. Андросов

   Текст печатается по первопубликации: Московский наблюдатель. 1836. Март. Кн. 1. Ч. IV. С. 181--187. Подпись: Наблюдатель.
  
   Андросов (Андроссов) Василий Петрович (1803--1841) -- русский публицист, издатель, ученый-статистик. Чиновник особых поручений при московском военном губернаторе. Дебютировал студентом Московского университета (по отделению нравственных и политических наук) с поэтическими опытами "Мое уединение", "Осенняя песня" в журнале "Благонамеренный" (1822. No 36, 43) и др. Читал курсы географии и статистики в Московской земледельческой школе (1825--1829), редактировал "Журнал для овцеводов" (1831--1839). Автор трудов "Хозяйственная статистика России" (М., 1827); "Статистическая записка о Москве" (М., 1832). Печатался в "Телескопе" (1832), "Вестнике Европы" (1823, 1829), "Атенее" (1828--1836), с нач. 30-х гг. выступил с прозаическими опытами (повесть "Случай, который может повториться", 1834; "Теория поклонов", 1831). Примыкал к "Обществу друзей" С. Е. Раича в 1822--1823 гг. С 1835 г. -- редактор и издатель журнала "Московский наблюдатель".
   Соч.: [Стихи, проза] // Северная лира на 1827 г. М., 1984 (серия "Литературные памятники").
  
   1 "Северная пчела" -- русская политическая и литературная газета. Издавалась в Петербурге в 1825--1864 гг. Ред.-изд. -- Ф. Б. Булгарин; с 1831 по 1859 гг. -- он же и Н. И. Греч, с 1860 г. -- П. С. Усов.
   2 Булгарин Фаддей Бенедиктович (1789--1859) -- русский журналист и писатель. Соч.: Полн. собр. соч.: В 7 т. СПб., 1839--1844.
   3 "Библиотека для чтения" -- ежемесячный петербургский журнал (1834--1865). Изд. с 1834 г. -- А. Ф. Смирдин, ред. -- О. И. Сенковский (до 1836 г. совместно с Н. И. Гречем). Первый "толстый" русский журнал.
   4 "Юрий Милославский, или Русские в 1612 году" -- роман Михаила Николаевича Загоскина (1789--1852), вышел в 1829 г. (новое издание -- в 1983 г.).
   5 Лажечников Иван Иванович (1792--1869) -- русский писатель. Соч.: Соч.: В 2 т. М., 1963.
   6 Марлинский (Бестужев) Александр Александрович (1797--1837) -- русский писатель, декабрист. Повесть "Аммалат-Бек", упоминаемая ниже, написана в 1832 г. Соч.: Соч.: В 2 т. М., 1981.
   7 Павлов Николай Филиппович (1803--1864) -- русский писатель, критик и журналист. Соч.: Повести и статьи. М., 1957; Соч. М., 1985; Избранное. М., 1988.
   8 Мельгунов Николай Александрович (1804--1867) -- русский писатель, музыкант, автор сборника повестей "Рассказы о былом и небывалом". (1834. Т. 1--2).
   9 Безгласный -- Владимир Федорович Одоевский. Под этим псевдонимом см. в настоящем сборнике его "Петербургские письма".
   10 "Выжигин" -- романы Ф. Б. Булгарина "Иван Выжигин" (1829) и "Петр Иванович Выжигин" (1831).
   Барон Брамбеус (Сенковский Осип (Юлиан) Иванович, 1800--1858) -- русский писатель, журналист, востоковед. Соч.: Фантастические приключения барона Брамбеуса(1833); Похождения одной ревизской души (1834); Собр. соч.: В 9 т. СПб., 1858--1859.
   11 Бенедиктов Владимир Григорьевич (1807--1873) -- русский поэт. Соч.: Стихотворения. Л., 1982.
   12 Кукольник Нестор Васильевич (1809--1868) -- русский писатель. Издатель "Художественной газеты" (1836--1841), журналов "Дагерротип" (1842) и "Иллюстрация" (1845--1847). Соч.: Соч.: В 10 т. СПб., 1851--1853; Исторические повести. СПб., 1894--1901. Кн. 1--6.
   13 "Телескоп" -- "журнал современного просвещения" в Москве (1831--1836). Основан Н. И. Надеждиным. Журнал полемизировал с "Московским телеграфом" Н. А. Полевого по проблемам романтизма. Закрыт после публикации первого "Философического письма" П. Я. Чаадаева (1836).
   14 "Литературная газета" -- русская газета в Петербурге (1830--1831). Ред.-издатель -- А. А. Дельвиг, затем О. М. Сомов. "Литературная газета" вела полемику с "Московским телеграфом", подвергалась нападкам со стороны "Северной пчелы".
   15 "Сын Отечества" -- историко-политический и литературный журнал, созданный в Петербурге в 1812 г. Основатель и редактор-издатель -- Н. И. Греч; он же с 1825 г. редактирует журнал совместно с Ф. Б. Булгариным. В 1829 г. смыкается с журналом Булгарина "Северный архив" и выходит под названием "Сын Отечества и Северный архив". С середины 1844 по 1846 гг. вовсе не выходит. В 1847--1852 гг. -- под ред. К. П. Масальского.
   16 "Вестник Европы" -- русский двухнедельный журнал универсального содержания в Москве (1802--1830). Основан H. M. Карамзиным, который редактирует его до 1804 г. Далее журнал выходит под редакцией П. П. Сумарокова (1804), В. А. Жуковского (1808--1809), В. В. Измайлова (1814), М. Т. Каченовского (1805--1807, 1811--1813, 1815--1830). В 1866 г. журнал возродился под редакцией M. M. Стасюлевича.
   "Московский вестник" -- журнал в Москве (1827--1830). Издатели и авторы -- любомудры кружка Д. В. Веневитинова. Официальный редактор -- М. П. Погодин.
   "Московский телеграф" -- журнал в Москве (1825--1834), издаваемый Н. А. Полевым.
   17 Мерзляков Алексей Федорович (1778--1830) -- русский поэт, переводчик, критик. Соч.: Стихотворения. Л., 1958.
   18 "История государства Российского" -- главный труд H. M. Карамзина (1766--1826); выходил частями: Т. 1--8. 1816--1817; Т. 9 -- 1821; Т. 10--11 -- 1824; Т. 12 опубл. в 1829 г.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru