Английская_литература
Титаническая катастрофа

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Текст издания: журнал "Вестник иностранной литературы", 1912, No 5.


Заграничная хроника.

I. Общественная жизнь.

Титаническая катастрофа

   Это заглавие статьи, помещенной в газете "Neues Wiener Journal" по поводу недавней гибели "Титаник", как нельзя лучше соответствует страшному событию, которое заставило мир содрогнуться от ужаса и в точение последних недель приковало к себе напряженное внимание всего образованного человечества. Действительно, в летописях морской истории немного найдется примеров таких исключительных по своим размерам катастроф. Прежде всего само погибшее судно занимало в рядах океанского флота всех стран совершенно особенное место.
   Это был не пароход, а целый плавучий город. "Титаник" представлял собою последнее слово искусства и техники. Не только по своей величине, но и по комфорту он едва ли имел себе равных в мире. Его внутренние помещения поражали роскошью отделки и обстановки, а целая система переборок чрезвычайно любопытной конструкции делала, по мнению специалистов, это судно непотопляемым. Пока длилась его постройка, все с нетерпением ожидали того момента, когда новый морской гигант, это колоссальное сооружение человеческого гения, совершит свой первый рейс. "Титаник" должен был во всех отношениях побить мировой рекорд, и он не обманул ожиданий и побил рекорд, но только не тот, на который рассчитывали.
   В отвлеченном смысле всякий мировой рекорд является относительным понятием, говоря нам о том, что в известном отношении достигнут или превзойден предел, считавшийся дотоле недосягаемым. И вот в данном случае после всех толков и шума, поднятого на целый свет вокруг постройки "Титаника", в результате получился поистине неслыханный еще рекорд несчастья и скорби. Первое плавание "Титаника" началось при каком-то торжественном, можно сказать -- победоносном настроении его участников. С верфи спущено было наконец это чудо строительного искусства, которое по теоретическим соображениям являлось вполне застрахованным от какой бы то ни было стихийной опасности! На судне, казалось, были обеспечены пассажирам все удобства; требования самого изысканного вкуса могли найти себе здесь полное удовлетворение! Все было приспособлено к тому, чтобы обратить морской переезд, внушавший некогда людям страх или, по крайней мере, невольное чувство беспокойства, в какую-то увеселительную прогулку. И что ж мы видим? На полпути между Европой и Америкой судно находит себе неожиданную гибель, среди безбрежного океана разыгрывается ужасная, потрясающая душу трагедия, какой, кажется, никогда еще не было свидетелем человечество с тех самых пор, как оно стало вверять свою жизнь обманчивой морской стихии. Сердце содрогается в груди у каждого способного чувствовать человека при одной только мысли об отчаянии и предсмертных воплях целых сотен людей, которые отправились в море, рассчитывая совершить неутомительное и приятное путешествие, и нашли себе такую страшную кончину.
   Как известно, потонувший "Титаник" унес с собою на дно моря 1.500 жертв. Эта цифра погибших жизней произвела на весь мир тем более ужасное впечатление, что, судя по первым известиям о несчастие, можно было надеяться, что катастрофа обошлась без человеческих жертв и ограничилась лишь многомиллионными имущественными убытками. Но что значат хотя бы и такие колоссальные потери в сравнении с гибелью свыше 1.000 людей, полных жизни и сил! Мы знаем, что, когда выяснилась неизбежная гибель судна, было приступлено к спасению находившихся на "Титанике" детей и женщин, что и удалось выполнить довольно успешно. Этот благородный акт, свидетельствуя о возвышенных чувствах людей, стоявших на краю могилы, хоть отчасти смягчает тяжелое впечатление от катастрофы. Обыкновенно при подобных несчастиях, будь то на море или на суше, людей сразу же охватывает безумная паника, начинается дикая борьба, диктуемая одним чувством самосохранения, и нередко случается, что в этой борьбе сильные с чисто животною грубостью губят слабых, все принося в жертву, лишь бы спасти свою драгоценную жизнь. Однако и в деле гибели "Титаника" наряду с актами великодушие, человечности, готовности к самопожертвованию, обнаружившимися при спасении детей и женщин, приходится, к сожалению, отметить п другие, гораздо менее симпатичные явления. При дальнейшем спасении людей с тонувшего судна заботами экипажа пользовались почти исключительно одни пассажиры первого класса. Таким образом, и в этот страшный момент не утратили своего значения отличия, разделяющие человечество на земле, даже и перед лицом смерти люди не могли найти между собою истинного равенства!
   Причины столь быстрой гибели громадного судна после его столкновения с ледяной горой до сих пор, по-видимому, еще не вполне выяснены. Во всяком случае, можно считать неопровержимо доказанным только одно: самые совершенные произведения человеческой техники оказываются не более, как хрупкой игрушкой, когда они сталкиваются с стихийными силами самой природы. Кроме того, нельзя не упомянуть об одном условии, которое несомненно находится в причинной связи с катастрофой. Колоссальным судном с его многотысячным населением управлял не столько капитан корабля, сколько тщеславное стремление владельцев достичь максимальной быстроты хода на переезде. "Титаник" должен был установить на удивление всему свету новый мировой рекорд скорости! От него требовалось, во что бы то ни стало, переплыть скорее, чем это когда-либо было видано. Стремиться побить в этом деле рекорд скорости побуждает, впрочем, пароходные компании не одно тщеславие: подобные рекорды являются для них наилучшей коммерческой рекламой. Известно, что смелым капитанам судов выдаются всякого рода награды в случае, если под их управлением судну удастся установить тот или иной новый рекорд. Лишние издержки в этих случаях с избытком возвращаются пароходным обществам. В наш век, когда люди во всех сферах жизни торопятся с какой-то лихорадочной поспешностью в своих делах, каждый путешественник стремится переезжать с места на место, как только можно быстрее, и, разумеется, все охотно обращаются к услугам тех предприятий, которые достигают на своих судах предельной скорости движения...
   Но, к сожалению, такая исключительная скорость хода плохо совмещается с требованиями необходимой осторожности и безопасности путешествующих. И в настоящем случае, если бы "Титаник" совершал свой путь среди океана не с такой ужасающей быстротой, то, надо думать, и встречную ледяную скалу, о которую разбилось судно, управители последнего заметили бы еще вовремя. Вероятно, тогда можно было бы еще выполнить тот или иной маневр с тем, чтобы обойти это препятствие или, по крайней мере, ослабить роковые следствия столкновения с ледяною массою.
   Венская газета заканчивает свою статью пожеланием, чтобы подобные морские плавания, рассчитанные на побитие рекордов, если уж они должны иметь место, совершались бы исключительно за страх и риск самих пароходных предприятий п командиров судов, а не за счет доверчивой публики, беззаботно отправляющейся в путь по океану. Какую страшно тяжелую ответственность берут на себя в таких случаях предприятия, гонящиеся за установлением рекордов, достаточно показала титаническая катастрофа, которой закончилось существование грандиознейшего судна в мире!

("Neues Wiener Journal", 17 апреля 1912 г.).

---------------------------------------------------------------------------------------------

   Источник текста: журнал "Вестник иностранной литературы", 1912, No 5.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru