Ан-Ский Семен Акимович
Суд

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


С. Ан-ский

Суд

  
   В Яссах, в старой синагоге,
   Ровно в полночь под
   Йом Кипур,
   При мерцании унылом
   Восковых свечей печальных
   Старый служка синагоги
   Быль поведал прихожанам,
   Быль, которую он слышал
   Из безгрешных уст правдивых
   Элимелеха святого,
   Чьим величием и славой
   Вся Румыния гремела.
  
   В час недобрый для евреев
   Вдруг издал король румынский
   Злой указ несправедливый
   Об изгнании евреев
   Изо всех его владений.
   Пост назначили евреи,
   Побежали в синагоги,
   Горько плакали, молились...
   Но напрасно! Злые силы,
   Что преследуют евреев
   Со времен второго храма,
   Ополчась, не допускали
   Ни одной мольбы еврейской,
   Ни одной слезы горячей
   Ввысь к Г-споднему престолу.
  
  
   Лишь одни еврей не плакал,
   Не стонал и не молился.
   То был старый рабби
   Файвель,
   Муж святой, благочестивый,
   Что сидел и дни и ночи
   В синагоге над Талмудом.
   Про указ узнав жестокий, --
   Ровно в полночь это было, --
   Он сперва, как все евреи,
   Духом пал и омрачился,
   Но потом вдруг что-то
   вспомнил,
   Встрепенулся, оживился,
   Заглянул тревожно в книгу
   И воскликнул, пораженный:
   "Как? Указ? Король
   румынский?
   Но ведь это беззаконно!"
   Тут же в полночь рабби
   Файвель
   Побежал бегом к раввину
   (А раввином в Бухаресте
   Был в то время Элимелех),
   Разбудил его поспешно
   И с волнением воскликнул:
   "Рабби! Рабби! Рассудите!
   К вам я с жалобой явился!.."
   И в горячей страстной речи
   Тут же жалобу на Б-га
   Изложил он пункт за
   пунктом.
   "Б-гом сказано Мойсею, --
   Говорил он вдохновенно, --
   Что Его рабы евреи.
   Как же может, как же смеет
   Смертный, ими не владея,
   Против них писать указы?!
   По какому же закону
   Сам Г-сподь теперь дозволил,
   Чтоб король страны румынской
   Издавал указ жестокий
   Против племени святого?!"
   "Сын мой! -- мягко отозвался
   Старый рабби Элимелех. --
   Обвинять публично Б-га
   В отступленье от закона,
   Призывать его к раввину
   Для суда и для расправы
   Я считаю шагом смелым,
   Даже дерзким и опасным!..
   Но тебя я понимаю:
   В грозный час беды великой
   Заступиться ты намерен
   За еврейскую общину
   И готов на "мсирас нефеш".[1]
   Знай же, сын мой, для общины
   Я готов на подвиг тоже!
   Да к тому же быть судьею,
   Если жалобу приносят,
   Я обязан: ведь раввин я...
   Но теперь, в глухую полночь,
   Для суда совсем не время".
  
   В ту же ночь к раввину в гости
   Вдруг приехали нежданно
   Три великих чудотворца,
   А меж ними был известный
   Муж святой, раввин из Апты.
   И хозяин пригласил их,
   Всех троих, принять участье
   Вместе с ним в суде над Б-гом.
   Вникнув в дело и подумав,
   Дали все свое согласье.
   Рано утром в час условный
   Появился рабби Файвель,
   И раввины, облачившись
   В талесы, надевши тфилин,
   Вкруг стола уселись важно
   И спокойно приступили
   К беспристрастному разбору
   "Дела Файвеля и Б-га".
   "Изложи суду подробно,
   Что имеешь против Б-га?" --
   Обратился властным тоном
   К рабби Файвелю старейший
   Из судей, раввин из Апты.
   Но реб Файвель был испуган.
   Весь дрожа, он еле слышно
   Прошептал в ответ раввину:
   "Не могу... Ослаб я духом...
   Вся душа моя в смятенье...
   И вчерашнего порыва
   Я уж больше не имею".
  
   На него взглянул сурово
   Муж святой, раввин из Апты,
   И промолвил властным тоном:
   "Файвель! Я раввин из Апты,
   Я тебе повелеваю
   Вновь обресть покой душевный,
   Ясность мыслей, силу слова!
   Говори, суду поведай,
   Что за жалобу имеешь
   Против Б-га. Будь уверен --
   Мы рассудим по закону!"
   И тотчас же рабби Файвель
   Успокоился и начал
   Излагать ученым слогом
   Обвиненье против Б-га.
   Указав на текст Писанья,
   Подтвердив его обильно
   Множеством цитат пространных
   Из Талмуда, из кабалы
   И из древних книг священных,
   Он, как дважды два -- четыре,
   Доказал суду раввинов,
   Что указ жестокий, грозный
   Об изгнании евреев
   Вопиюще беззаконен.
  
   Тут один из трех раввинов,
   Что явились накануне,
   Хитроумно попытался
   Дать иное направленье
   И процессу, и дебатам:
   "Обвинитель, рабби Файвель, --
   Начал он смиренным тоном, --
   Не найдешь ли ты возможным
   Предъявить лишь обвиненье
   В нарушении закона
   К королю страны румынской,
   Что указ издал неправый
   Об изгнании евреев?.."
   Рабби Файвель возмутился:
   "С королем страны румынской, --
   Закричал он, -- не желаю
   Пред раввинами судиться!
   Что король! Простой он смертный!..
   Против Б-га выступаю
   С обвиненьем в беззаконье!"
   Встал тогда раввин из Апты
   И спросил спокойным тоном:
   "Не угодно ль будет Б-гу
   Дать ответ на обвиненье?"
  
  
   После краткого молчанья
   Отозвался Элимелех:
   "Я за Б-га выступаю!..
   Я согласен, -- продолжал он, --
   Что евреи -- Б-жьи слуги,
   И никто не смеет в мире
   Их касаться, кроме Б-га.
   Но ведь Он имеет право
   Их карать чужой рукою..."
   "Нет, Он права не имеет! --
   Снова крикнул рабби Файвель. --
   Мы не только слуги Б-жьи!
   Нас детьми своими также
   Он признал в Святом писанье,
   А детей отец карает
   Только собственною дланью".
   "Ну, а как же Тит разрушил
   Храм священный?" -- "Храм ведь Б-жий, --
   Отозвался рабби Файвель, --
   И за то теперь Всевышний
   Плачет горькими слезами,
   Восклицая: "Горе! горе!
   Я свой храм святой разрушил!""
   "Ну, оставим эти споры, --
   Молвил рабби Элимелех. --
   Но забыл ты, рабби Файвель,
   Как строптивы Б-жьи дети,
   Как грешны и непослушны!
   Сколько раз Отец небесный
   И добром предупреждал их,
   И знаменья посылал им, --
   А они не исправлялись,
   Даже больше все грешили.
   Вот теперь их беззаконья
   Перешли уж все границы,
   И у Б-га Ад-ная
   Истощилося терпенье!"
   "Как? Что значит "истощилось"? --
   Закричал тут рабби Файвель. --
   Если мы допустим это,
   То ведь завтра Всемогущий,
   Распалясь великим гневом,
   Может мир весь уничтожить
   Без суда и без закона!"
   "Да! Всевышний даже это
   Может сделать, коль захочет!" --
   Отозвался Элимелех.
   "Нет, не может! По закону
   Поступать и он обязан!..
   Объявляю вам, рабойсай [2],
   Что отсюда не уйду я,
   Если вы не возгласите,
   Что и Б-г, как все евреи,
   Сам обязан подчиняться
   Праведным законам Торы!.."
  
  
   Положил конец дебатам
   Муж святой, раввин из Апты.
   Важно, медленно, спокойно
   Он поднялся, огляделся,
   Молча бороду погладил
   И промолвил: "Словопренье
   Я законченным считаю".
   А затем еще прибавил:
   "Существует у евреев
   С давних пор обычай строгий:
   После всех речей и споров
   Обе стороны тотчас же
   Удаляются из дома,
   Где их судьи заседают.
   Если ж кто не исполняет
   Повеления раввинов,
   На того за ослушанье
   Судьи властно налагают
   Штраф обычный, а затем уж
   Он выводится за ухо
   Строгим служкою судейским!..
   Рабби Файвель! Удалитесь!
   И отсюда удалиться
   Должен также Ты, Создатель,
   Обвиняемый евреем..."
  
  
   Отозвался Элимелех:
   "В Псалтыре священном, рабби,
   Ведь указано: "Навеки
   Полон мир величьем Б-жьим".
   Как же может Он отсюда
   Хоть на миг уйти единый?"
   Бровь одну нахмурил грозно
   Муж святой, раввин из Апты
   И промолвил:
   "Коль в Писанье
   Нам указано, что вечно
   Мир Твоим величьем полон,
   То Тебе мы разрешаем
   С нами здесь пока остаться.
   Только знай, что каждый будет --
   Каждый! -- нелицеприятен.
   Помни: Тора не на небе,
   Ты ее отдал евреям,
   И по ней судить мы станем!"
  
  
   Совещание раввинов
   Продолжалось трое суток.
   Речи грозные гремели,
   И звучали беспрерывно
   Всё цитаты из Писанья,
   Из Пророков, из Талмуда,
   Из старинных книг забытых,
   Были даже и намеки
   На преданья "скрытой Торы".
   Долго спорили раввины,
   Горячились и кричали,
   И сердились, и бранились,
   И друг друга укоряли.
   Трое суток, дни и ночи,
   Продолжалось совещанье.
   Наконец, пришли к решенью,
   Что Г-сподь, хоть и невольно,
   Отступил на миг от Торы,
   А поэтому, конечно,
   Весь указ как незаконный
   Подлежит сейчас отмене.
   Приговор раввинов тут же
   Был писцом из синагоги
   На пергаменте начертан.
   Все раввины подписались,
   И пергамент с приговором
   Отнесен был в синагогу,
   И в кивот святой при чтении
   Псалтыря он был положен
   Между свитками Завета...
  
  
   И едва минули сутки,
   Как указ несправедливый
   Об изгнании евреев
   Был поспешно уничтожен!..
  
   "Еврейский мир".
   1909, январь
  
   [1] Мсирас нефеш -- самопожертвование.
  
   [2] Рабойсай -- господа.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru