Не всем, конечно, удастся ближе познакомиться с пресловутым сочинением Ренана [1], явившегося в наше время Цельсом [2], которому он, не уступая в дерзости и нахальной лжи, не годится и в ученики по уму и учености. А между тем всякому более или менее интересно узнать, что это за лжеучитель и в чем состоит его система, поколебавшая слабую веру тех, которые легко увлекаются всяким ветром учения. И похожи на облацы безводны, от ветр преносими.
Появлению Ренана предшествовала богопротивная деятельность немца Штрауса. Лет 25 тому назад этот господин фигурировал напропалую и стоял мишенью для справедливых и беспощадных нападений добросовестных гелертеров Германии. Штрауса [3] разобрали, что называется, по ниточке, и наконец, наскучив им, бросили его под стол. Там бы ему и оставаться, если б не вздумалось легонькому французу Ренану достать его оттуда и, пропитанного пивом и кнастером немецкого гелертера, переделать в галантерейного, выглаженного, завитого и надушенного говоруна.
Философы XVIII столетия, между прочими нелепостями, пресерьезно утверждали, что Иисус Христос есть только астрономическое иносказание и исторически не существовал никогда, что 12 апостолов соответствуют знакам зодиака. Казалось бы, трудно себе вообразить, чтобы подобная нелепость могла засесть у кого-нибудь в голове, наполненной мозгом, -- и однако ж нашелся господин, который ухватился за грезу энциклопедиста и смело заявил о ней, во имя науки, перед целым миром. Иисус Христос, провозгласил Штраус, есть не индивидуум для нас, а идея или, лучше сказать, человечество, человеческий род, сын видимой девы-материи и невидимого отца-духа. Этот сын -- наш искупитель безгрешный, умирающий, воскресающий и возносящийся на небеса за нас и наше оправдание пред Богом. Ренан, доставший Штрауса из-под стола, смекнул, что немец хватил уж чересчур, а потому повел дело не таким решительным путем. Он придумал написать свою "Жизнь Иисуса Христа", произвольно сокращая слова Господни, разрывая их связь между собою, переиначивая факты и толкуя тексты по-своему, а не по значению слов. Таким образом -- учение Иисуса Христа вышло у него продуктом талмудизма и парсизма, невзирая на то, что то и другое явилось далеко после христианства. Но лжецу какая надобность в верности историческим данным? Благо есть головы, которыми можно вертеть по произволу. Ренану прежде и главнее всего нужно было подорвать кредит и авторитет евангельских сказаний, -- и вот он принялся сортировать их и подводить под измышленные им периоды. В первом периоде, по словам его, преданы были письмени первоначальные повествования о Христе, состоявшие из бесед Спасителя, сохранившихся в Евангелии Матфея, и из рассказов о делах Его, вошедших в состав второго. Во втором периоде составлены в настоящем своем виде наши первые два Евангелия как плод отрывочного взаимодействия двух господствовавших у христиан направлений. По мнению Ренана, Евангелия от Матфея и от Марка служат памятниками беспорядочного предания, не запечатленного никаким авторитетом. Третий период составляет эпоху компиляций, памятником чего служит Евангелие от Луки. Наконец, к четвертому периоду относится время намеренного искажения исторической правды с целью провести предзанятые метафизические идеи. "Евангелист Иоанн, -- говорит Ренан, -- был в этом периоде Платоном иудейского Сократа!.."
Не думайте, чтоб Ренан имел твердые исторические основания для таких периодов образования источников евангельской истории. Нет, -- он об этом заботится меньше всего; его периоды -- мечты, но мечты завлекательные для легких умов, ни во что же ино упражняющихся, разве слышати что новое. Ренан мастерски пишет картины природы и нравов, облекает мысли свои в образы живые и блестящие, а этого слишком довольно для людей, бедных внутренним содержанием. Но умы крепкие никогда не удовольствуются этими блестками, чуя во всем изделии Ренана смердящую изгарь, и потому-то они убеждены, что если христианство выдержало нападение Цельсов, Норфириев, Клианов и целой фаланги энциклопедистов прошлого века, то, конечно, не убоится женственного романа Ренанова.
ПРИМЕЧАНИЯ
Печатается по единственному изданию: Аскоченский В. И. [Без подп.] Штраус и его ученик Ренан // Домашняя беседа для народного чтения. -- 1864. -- Вып. 21. -- С. 507-508.
[1] Ренан (Renan) Жозеф Эрнест (1823-1892) -- французский семитолог, историк, писатель. В 8-томной Истории происхождения христианства (Histoire des origins du Christianisme, 1863-1883) он развивал рационалистическую критику, особенно в первом томе "Жизнь Иисуса" (Vie de Jsus, 1863).
[2] Цельс (Celsus) Авл Корнелий (ок. 25 до н. э. -- ок. 50 н. э.) -- один из самых известных античных критиков христианства.