Астафьев Петр Евгеньевич
Астафьев П. Е.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Астафьев (Петр Евген.) -- современный писатель по философским вопросам; род. 7 дек. 1846 г. в деревне Евгеньевке Острогожского уезда Воронежской губ., в богатой дворянской семье. Первоначальное образование получил дома, в 1863 г. поступил прямо в 7 класс Воронежской гимназии, с 1864-68 г. учился в Моск. университете, где кончил курс юридических наук. С 1872-75 гг. преподавал в Демидовском юридическом лицее историю философии права. В 1877 г. вместе с И. П. Аксаковым организовал литературную часть "Русской газеты" и поместил в ней ряд передовых статей и иностранных обозрений. Пробыв затем некоторое время мировым посредником в Юго-Западном крае, А. в 1881 г. поступил заведующим университетским отделением в Лицей цесаревича Николая (директор М. Н. Катков), где, кроме того, попеременно читал и в настоящее время читает психологию, этику и логику. С ноября 1885 г. А. состоит цензором Московского цензурного комитета. А. принадлежат следующие труды: "Монизм или дуализм"? (Ярославль, 1873), "Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки" ("Рус. вестник", 1881-82 г.; отдельно М., 1882, с приложением статьи "Понятие психического ритма как научное основание психологии полов"). Последнее сочинение посвящено женскому вопросу, и в нем А. для объяснения души женщины пользуется понятием психического ритма, под которым разумеет большую или меньшую быстроту смены психических состояний и действий. Более быстрым ритмом у женщин А. объясняет их недостатки и достоинства и приходит к тому заключению, что женщина не производительная сила жизни, а распорядительница сил. "Симптомы и причины современного настроения. Наше техническое богатство и наша духовная нищета" (2 публичн. лекции, М., 1885); "Страдание и наслаждение жизни" (вып. I); "Вопрос пессимизма и оптимизма" (СПб., 1885); "Чувство как нравственное начало" (М., 1885); "Национальность и общечеловеческие задачи"; "К русской народной психологии" (М., 1890). А. по временам затрагивает и вопросы литературной критики. В своих статьях: "По поводу юбилея Апол. Майкова" ("Моск. вед.", 1888 г. от 30 апреля) и "Старое недоразумение" ("Рус. дело", 1888 г., No 43, отдельно М., 1888) он выступает поборником чистого искусства и врагом тенденциозности в искусстве.

Дополнение

   Астафьев (Петр Евгеньевич) -- писатель по философским вопросам; ум. в 1893 г.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. II (1890): Араго -- Аутка, с. 334; доп. т. I (1905): Аа -- Вяхирь, с. 167

II.

   АСТАФЬЕВ Пётр Евгеньевич [7(19).12.1846, д. Евгеньевка Острогож. у. Воронеж. губ.-- 7 (19).4.1893, Петербург], философ-публицист. Из дворян. В год окончания Воронеж, г-зии впервые выступил в печати (путевой очерк "От Острогожска до Ивановки", "Воронеж. губ. вед.", 1864, 27 июня). По окончании (1868) юрид. ф-та Моск. ун-та -- канд. на суд. должности (до 1870), затем стипендиат Демидов, лицея в Ярославле, где в 1872--76 преподавал философию права, продолжая печататься ("Монизм или дуализм?", Я., 1873). В кон. 70-х гг. мировой посредник в Юго-Зап. крае. Затем снова в Москве: с 1881 зав. ун-тским отд. Катков. лицея, читал там гносеологию, этику, психологию, логику (одновременно с 1885 служил в Моск. ценз. к-те); с 1890 приват-доцент ист.-филол. ф-та ун-та. Автор работ по психологии ("Психич. мир женщины...", М., 1881; "Понятие психич. ритма как науч. основание психологии полов", М., 1882); чл. Моск. психол. об-ва. Владел типографией.
   Философ-спиритуалист, отводивший воле и чувству (рассматриваемым им в качестве активных форм духовной жизни, в отличие от интеллекта -- пассивной) первостепенную роль в достижении истинного знания ("Чувство, как нравств. начало", М., 1886, с посвящением M. H. Каткову; "Воля в знании и воля в вере", "Вопросы философии и психологии", 1892, No 13, 14; "Родовой грех философии", РО, 1892, No 11), А. в своей филос. публицистике (начиная с передовых статей и обозрений в "Рус. газ.", 1876--78) резко выступал против материализма, в к-ром усматривал источник нравств. оскудения совр. человека: "Симптомы и причины совр. настроения..." (М., 1885; отзыв Н. П. Аксакова -- "Эпоха", 1886, No 4, с. 53--56). Отвергал "популярную" теорию обществ, блага: "Смысл истории и идеалы прогресса" (М., 1885), "Из итогов века" (М., 1891), статьи в газ. "Моск. листок". Нападал на Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, к-рые, по его словам, подняли волну тенденциозной посредственности в лит-ре, и на их "преемников" в 70--80-е гг. (А. М. Скабичевского, Н. К. Михайловского, К. К. Арсеньева): "Старое недоразумение. По поводу вопроса тенденциозности в иск-ве" (М., 1888; полемич. отзыв Арсеньева -- ВЕ, 1889, No 1; ответ А.-- "Состязание слов с понятиями", М., 1889; см. также "Перерождение слова", PB, 1892, No 11, 12). Среди истинных талантов называл А. Н. Майкова (МВед, 1888, 30 апр.) и А. А. Фета, совершившего "восторженный порыв из мира рассудка... в мир чистого... созерцания вечной красоты" ["Урок эстетики. (Памяти А. А. Фета)", М., 1893, с. 12]. С ортодоксально-церк. позиций А. ожесточенно осуждал "утилитарное" учение Л. Н. Толстого, в творчестве к-рого видел "звероподобный идеал физич. особи, работающей для своего прокормления" ("Нравств. учение гр. Л. Н. Толстого и его новейшие критики", "Вопросы философии и психологии", 1890, No 4, с. 77). Тот же взгляд -- в кн. А. "Учение гр. Л. Н. Толстого в его целом" (М., 1890, 1892) и в ряде статей (МВед, 1890, 18 окт.; МЛ, 1892, 2 февр., 9 мая). В докладе Моск. ценз, к-ту А. представил деятельность "Посредника" и творчество Толстого как политически опасные (ЦГАЛИ, ф. 2, оп. 1, д. 347). В полемике с социально-утопич. идеалом мировой теократии Вл. С. Соловьёва апеллировал к особенностям рус. нац. характера, в к-ром "подвижность и теплота внутр. жизни" (с. 26), по его мнению, соединяются с равнодушием к задачам социального преобразования ("Национальность и общечеловеческие задачи", М., 1890), где А. задел также К. Н. Леонтьева, к-рый в своем ответе "Ошибка г. Астафьева" ("Гражданин", 1890, 26 и 29 мая) констатировал близость взглядов оппонента к своей позиции (см. также: Леонтьев К. Н., Собр. соч., т. 6, с. 273 -- 359). Продолжение этой полемики -- в работе Соловьёва "Нац. вопрос в России" (см. его Собр. соч., т. 5, СПб., 1912, с. 352--65), а затем в ст. А. "К спору с Вл. Соловьёвым" (PB, 1890, No 10).
   Лит.: Введенский А. И., П. Е. Астафьев. Характеристика его филос. и публиц. взглядов.-- БВ, 1893, No 6; Розанов С., Религ.-филос. принципы А.-- "Вера и разум", 1894, No 1, 2; Розанов В., Вечная память.-- РО, 1896, No 9 (о Ю. Н. Говорухе-Отроке); Ист. записка имп. Лицея в память цесаревича Николая..., М., 1899, с. 571; Матвеев С.И., Рус. светские богословы.-- "Светоч и дневник писателя", 1913, No 4; его же, Очерки рус. философии. Философия усилия личности (учение А.).-- Там же, No 5--10; История философии в СССР, т. 3, М., 1968, с. 341. + Некрологи, 1893: "Вопросы философии и психологии", в. 3; РО, No 5; ИВ, No 6; МВед, 10 -- 14 апр.; "Отчет о состоянии и действиях имп. Моск. ун-та за 1890" (с. 32--33), "...за 1891" (с. 32), "...за 1892" (с. 33), М., 1892--94 [библ. соч. А.]; Брокгауз; Венгеров (Сл.; Источ.); Языков; ФЭ (ук.).
   Архивы: ЦГАЛИ, ф. 155, 459, 640; ИРЛИ, ф. 377.

Е. В. Войналович, М. А. Кармазинская.

  

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989

  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru