Австрийская_литература
Что читают женщины?

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Текст издания: журнал "Вестник иностранной литературы", 1912, No 2.


III. Литература и печать.

Что читают женщины?

   Что читали и что читают теперь наши дамы и девицы -- это вопрос, на который не так уж просто ответить. В старину представительницы прекрасного пола вполне удовлетворялись сантиментальными романами; в пятнадцатилетнем возрасте романы эти прочитывались тайком от взрослых, в восемнадцатилетнем -- с их разрешения, и душевный покой девственного сердца ничем не нарушался. Большею частью это были самые шаблонные любовные романы с неизменно благополучным концом, последнее и являлось необходимым условием для их успеха. В те далекие времена роман пользовался исключительно популярностью в дамском обществе, но он нимало не был похож на современный роман; с ним в руках приятно было посидеть и отдохнуть вечером после дня, полного разных хозяйственных забот и хлопот, помечтать, а иногда... и заснуть...
   Читательницы не требовали от романа ни сложной фабулы, ни изображения психологии героев, ни защиты идеи женского равноправия--в то время ни о каких правах им и в голову не приходило, и они хорошо помнили только о своих обязанностях!
   Немецкие женщины плакали тогда над романами Онэ, и судьба героев Вернера и Марлитта вызывала в их сердцах самое горячее сочувствие. Сладкие сантиментальные романы находили себе в то время самый широкий круг читательниц. Исподволь и незаметно менялись вкусы женщины; понемногу хозяйство и дети отступили на задний план, и в женщине проснулись духовные интересы; романы Онэ, Вернера и Марлитта не могли удовлетворить новых запросов женского сердца, и тут впервые становится интересным вопрос, куда читательницы пойдут в своих исканиях и каким кумирам суждено занять места старых излюбленных авторов?
   Прежде трудно было и представить себе, до какой степени изменится отношение женщины к вопросам литературы, и благонравным читательницам старого времени и не грезилось даже, что их сестрам суждено выступить и в активной роли на этом поприще. Пользуясь данными, собранными за много лет двумя большими книжными фирмами Берлина, мы можем теперь говорить с уверенностью о том, куда склонились литературные вкусы немецких читательниц.
   Так называемой специально дамской литературы сейчас вовсе не имеется -- в настоящее время женщина читает все! Однако большею частью она отдает предпочтение северным авторам, у которых на первом плане всегда изображение сложных душевных переживаний современного человечества. Наиболее любимыми ее писателями стали: Бьёрнсон, Гамсун, Лагерлёф, Банг, Михаэлис и некоторые другие менее известные.
   Этим, однако не ограничились перемены во вкусах и привычках женской читающей публики.
   Дамы и барышни наших дней сделались серьезней и относятся к своему чтению гораздо сознательней, чем представительницы предшествующих поколений. Изменившиеся условия жизни отразились и на литературных вкусах женщины и, вместо пустых и глупых романов, широкие круги читательниц начали интересоваться биографиями и перепиской знаменитых людей. Такие книги, как "Дневник Башкирцевой", "Записки социалистки", "Фанни Эльслер" и т. и. имели необычайный успех у дамской половины общества. И это было уже серьезное чтение, знакомившее с действительной жизнью человечества. Сладкий сантиментализм, которым были полны романы старого времени, совершенно перестал привлекать сердца читательниц...
   Широкие симпатии читающих женщин приобрели затем исторические мемуары, рисующие прежнюю или современную придворную жизнь и нравы. В этом отношении наибольший успех выпал на долю исторических произведении французской литературы. Жизнь французского двора, несомненно, ведь и была самой красочной! Сколько богатого материала для подобной литературы могла дать одна эпоха Людовика XV, получившего у современников имя "возлюбленного короля", или полная приключений жизнь Наполеона! Но скоро читательницы перестали удовлетворяться и такого рода произведениями. Они пошли дальше. Конечно, знакомство с биографиями знаменитых людей было уже хорошей умственной подготовкой. Наряду с историческими личностями интерес среди женской читающей публики стали вызывать к себе и знаменитые музыканты или художники. Достаточно назвать такие книги, как: "Вольтер" Штрауса, "Завещание" Фейербаха или "Жизнь Рихарда Вагнера", пользовавшиеся исключительным вниманием дамского общества, чтобы составить себе представление, насколько серьезным уже сделались вкусы читательниц.
   Иллюстрированные монографии прославленных художников возбудили в свою очередь интерес к изучению общей истории искусства. Мало-помалу все области литературы вошли в круг женского чтения. Особенным расположением читательниц пользуются даже такие вещи, как описания путешествий и книги естественно-научного содержания, написанные для большой публики, как например: "Гренландия" Нансена, "Путешествия по Америке" Рузвельта, "Весна в Греции" Гауптмана, "Любовь в природе" Бельше и т. п.
   Вместе с условиями и обстановкой жизни коренным образом изменились и самые взгляды на женщин. В прежнее время за всякой женщиной, которая, не интересуясь пустыми и глупыми романами, искала себе более возвышенной духовной пищи, утвердилась кличка "синего чулка" и всем известно, какое отношение в обществе встречали те, кто носил эту кличку.
   Чтение книг, в которых затрагивался, напр., половой вопрос, признавалось тогда прямо-таки неприличным для женщины. Невежество охотно отождествлялось обществом с невинностью, и хороший тон требовал, чтобы женщины возможно менее позволяли себе касаться подобных тем.
   Теперь же, когда женщина вошла в круг всех духовных интересов мужчин, и отношение к ней совершенно изменилось. Наши дамы и барышни свободно читают таких авторов, как Мопассан, Стриндберг и Фибих; они могут браться за серьезные сочинения, где вопрос о взаимоотношении полов рассматривается с естественно-научной точки зрения, не опасаясь услышать себе осуждений со стороны окружающих.
   Пикантная литература не встречает себе почти никакого сочувствия в дамской среде; это объясняется, конечно, здоровым в неиспорченным вкусом женщин.
   Нельзя затем не отметить еще одного весьма любопытного явления! Прямо-таки обращает на себя внимание та недоверчивость, с какой дамская читающая публика относится к произведениям в роде женских Дневников, Писем, Исповедей женской души, Мемуаров женщины и т. д., и т. д., наводняющим современный книжный рынок. Книги эти, авторами которых являются женщины, но большей части вовсе не находят себе читательниц! Само собой разумеется, что такое замечание касается не каких-нибудь известных имен; их произведения, конечно, составляют исключение из этого правила.
   Таким образом, мы знаем, что читали женщины прежде и что они читают теперь, и по этим данным нам нетрудно судить о том, какая глубокая эволюция совершилась за последние десятилетия во вкусах и требованиях читающей женщины. Эта эволюция может служить ярким показателем умственного роста современных женщин, их способности наметить свои духовные интересы и сознательно стремиться к их удовлетворению.

("Neues Wiener Journal" 15 November 1911).

--------------------------------------------------------------------------------------------

   Источник текста: журнал "Вестник иностранной литературы", 1912, No 2.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru