Бабель Исаак Эммануилович
Мозаика

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


Исаак Бабель.
Мозаика

   В воскресенье -- день праздника и весны -- товарищ Шпицберг говорил речь в залах Зимнего дворца.
   Он озаглавил ее: "Всепрощающая личность Христа и блевотина анафемы христианства".
   Бога товарищ Шпицберг называет -- господин Бог, священника -- попом, попистом и чаще всего -- пузистом (от слова -- пузо).
   Он именует все религии -- лавочка шарлатанов и эксплуататоров, поносит пап римских, епископов, архиепископов, иудейских раввинов и даже тибетского далай-ламу, "экскременты которого одураченная тибетская демократия считает целебным снадобьем".
   В отдельном углу зала сидит служитель. Он брит, худ и спокоен. Вокруг него кучка людей -- бабы, рабочие, довольные жизнью, бездельные солдаты. Служитель рассказывает о Керенском, о бомбах, рвавшихся под полами, о министрах, прижатых к гладким стенам гулких и сумрачных коридоров, о пухе, выпущенном из подушек Александра II и Марии Феодоровны. Рассказ прервала старушка. Она спросила:
   -- Где, батюшка, здесь речь говорят?
   -- Антихрист в Николаевской зале, -- равнодушно ответил служитель.
   Солдат, стоявший неподалеку, рассмеялся.
   -- В зале -- антихрист, а ты здесь растабарываешь...
   -- Я не боюсь, -- так же равнодушно, как и в первый раз, ответил служитель, -- я с ним день и ночь живу.
   -- Весело живешь, значит...
   -- Нет, -- сказал служитель, подняв на солдата выцветшие глаза, -- невесело живу. Скучно с ним.
   И старик уныло рассказал улыбающемуся народу, что его черт -- куцый и пугливый, ходит в калошах и тайком портит гимназисток.
   Старику не дали договорить. Его увели сослуживцы, объявив, что он после Октября "маненько тронулся".
   Я отошел в раздумье. Вот здесь -- старик видел царя, бунт, кровь, смерть, пух из царских подушек. И пришел к старику антихрист. И только и нашел черт дела на земле, что мечтать о гимназистках, таясь от адмиралтейского подрайона.
   Скучные у нас черти.
   Проповедь Шпицберга об убиении господина Бога явно не имеет успеха. Слушают вяло, хлопают жидко.
   Не то происходило неделю тому назад, после такой же беседы, заключавшей в себе "слова краткие, но антирелигиозные". Четыре человека тогда отличились -- церковный староста, щуплый псаломщик, отставной полковник в феске и тучный лавочник из Гостиного. Они подступили к кафедре. За ними двинулась толпа женщин и угрожающе молчавших приказчиков.
   Псаломщик начал елейно:
   -- Надобно, друзья, помолиться. А кончил шепотком:
   -- Не все дремлют, друзья. У гробницы отца Иоанна мы дали нынче клятвенное обещание. Организуйтесь, друзья, в своих приходах.
   Сошедши, псаломщик добавил, от злобы призакрыв глаза и вздрагивая тощим телом:
   -- До чего все хитро устроено, друзья. О раввинах, о раввинах-то никто словечка не проронит...
   Тогда загремел голос церковного старосты:
   -- Они убили дух русской армии.
   Полковник в феске кричал: "не позволим", лавочник тупо и оглушающе вопил: "жулики", растрепанные, простоволосые женщины жались к тихонько усмехавшимся батюшкам, лектора прогнали с возвышения, двух рабочих-красногвардейцев, израненных под Псковом, прижали к стене. Один из них кричал, потрясая кулаком:
   -- Мы игру-то вашу видим. В Колпине вечерню до двух часов ночи служат. Поп службу новую выдумал, митинг в церкви выдумал... Мы купола-то тряхнем...
   -- Не тряхнешь, проклятый, -- глухим голосом ответила женщина, отступила и перекрестилась.
   Во время пассии в Казанском соборе народ стоит с возжженными свечами. Дыхание людское колеблет желтое, малое горячее пламя. Высокий храм наполнен людьми от края до края. Служба идет необычайно долгая. Духовенство в сверкающих митрах проходит по церкви. За Распятием искусно расположенные электрические огни. -- Чудится, что Распятый простерт в густой синеве звездного неба.
   Священник в проповеди говорит о святом лике, вновь склонившемся набок от невыносимой боли, об оплевании, о заушении, о поругании святыни, совершаемом темными, "не ведающими, что творят". Слова проповеди скорбны, неясны, значительны. "Припадайте к церкви, к последнему оплоту нашему, ибо он не изменит".
   У дверей храма молится старушонка. Она ласково говорит мне:
   -- Хор-то каково поет, службы какие пошли... В прошлое воскресенье митрополит служил... Никогда благолепия такого не было... Рабочие с завода нашего, и те в церковь ходят... Устал народ, измаялся в неспокойствии, а в церкви тишина, пение, отдохнешь...

--------------------------------------------------------------------------

   Впервые: Новая жизнь, 1918, 21 апреля.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru