Бальмонт Константин Дмитриевич
Из записной книжки

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:

  
  Константин Бальмонт
  
   Из записной книжки
  
  ----------------------------------------------------------------------------
   Бальмонт К. Д. Стозвучные песни: Сочинения (избранные стихи и проза). -
   Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1990
  ----------------------------------------------------------------------------
  
   1904
  
   Как странно перебирать старые бумаги, перелистывать страницы, которые
  жили - и погасли для тебя, их написавшего. Они дороги и чужды, как лепестки
  подаренных увядших цветов, как письма женщин, в которых ты пробудил
  непонятность, что зовется любовью, как выцветшие портреты отошедших людей.
  Вот я смотрю на них, и многое в этом старом удивляет меня новизной. В свете
  мгновений я создавал эти слова. Мгновенья всегда единственны. Они слагались
  в свою музыку, я был их частью, когда они звенели. Они отзвенели и навеки
  унесли с собой свою тайну. И я другой, мне перестало быть понятным, что было
  так ярко-постижимо, когда я был их созвучной и покорной частью, их
  соучастником. Я другой, я один, мне осталось лишь несколько золотых песчинок
  из сверкавшего потока времени, несколько страстных рубинов, и несколько
  горячих испанских гвоздик, и несколько красных мировых роз.
   Я живу слишком быстрой жизнью и не знаю никого, кто так любил бы
  мгновенья, как я. Я иду, я иду, я ухожу, я меняю и изменяюсь сам. Я отдаюсь
  мгновенью, и оно мне снова открывает свежие поляны. И вечно цветут мне новые
  цветы.
   Я откидываюсь от разума к страсти, я опрокидываюсь от страстей в разум.
  Маятник влево, маятник вправо. На циферблате ночей и дней неизбежно должно
  быть движение. Но философия мгновенья не есть философия земного маятника.
  Звон мгновенья - когда его любишь, как я, - из области надземных звонов.
   Я отдаюсь мировому, и мир входит в меня. Мне близки и звезды, и волны,
  и горы. Мне близки звери и герои. Мне близки красивые и некрасивые. Я говорю
  с другом, а сам в это время далеко от него, за преградой веков, где-то в
  древнем Риме, где-то в вечной Индии, где-то в той стране, чье имя - Майя. Я
  говорю с врагом, а сам в то же время тайно люблю его, хотя бы я говорил
  самые жесткие слова. О, клянусь, в те мгновенья, когда я - действительно я,
  мне близки все, мне понятно и дорого все. Мне понятны вершины, я на них
  всходил, мне понятно низкое, я низко падал, мне понятно и то, что вне
  пределов высокого и низкого. Я знаю полную свободу. Безмерность может
  замкнуться в малое. Песчинка может превратиться в систему звездных миров. И
  слабыми руками будут воздвигнуты безмерные зданья во имя Красоты. И сгорят
  города, и сгорят леса, а там, где они шумели и молчали, возникнут новые
  шелесты и шорохи, ласки и улыбки, вечная жизнь.
   Я знаю, что есть два бога: бог покоя и бог движения. Я люблю их обоих.
  Но я не долго медлю с первым. Я побыл с ним. Довольно. Я вижу быстрые
  блестящие глаза. Магнит моей души! Я слышу свист ветра. Я слышу пенье струн.
  Молот близ горнов. Раскаты мировой музыки. Я отдаюсь мировому. Мне страшно.
  Мне сладко. Мир взошел в меня. Прощай, мое Вчера. Скорей к неизвестному
  Завтра!
  
   3 января.
   Ночь. Москва
  
   * * *
  
   Огонь, Вода, Земля и Воздух - четыре царственные Стихии, с которыми
  неизменно живет моя душа в радостном и тайном соприкосновении. Ни одного из
  ощущений я не могу отделить от них и помню о их Четверогласии всегда.
   Огонь - всеобъемлющая тройственная стихия, пламя, свет и теплота,
  тройственная и седьмеричная стихия, самая красивая из всех. Вода - стихия
  ласки и влюбленности, глубина завлекающая, ее голос - влажный поцелуй.
  Воздух - всеокружная колыбель-могила, саркофаг - альков, легчайшее дуновение
  Вечности и незримая летопись, которая открыта для глаз души. Земля - черная
  оправа ослепительного бриллианта, и Земля - небесный Изумруд, драгоценный
  камень Жизни, весеннее Утро, нежный расцветный Сад.
   Я люблю все Стихии равно, хоть по-разному. И знаю, что каждая стихия
  бывает ласкающей, как колыбельная песня, и страшной, как шум приближающихся
  вражеских дружин, как взрывы и раскаты дьявольского смеха.
   Вода нежнее Огня, оттого что в ней женское начало, нежная влажная
  всевоспринимаемость. Огонь не так нежен порой, но он сильнее, сложней и
  страшнее, он сокровенней и проникновеннее. В Воздухе тонут взоры, и душа
  уносится к Вечному, в белое царство бестелесности. Земля родней нам всех
  других Стихий - высот и низин, - и к ней радостно прильнуть с дрожанием
  счастья в груди и с глухим сдавленным рыданием.
   Все Стихии люблю я, и ими живет мое творчество.
   Оно началось, это длящееся, только еще обозначившееся творчество - с
  печали, угнетенности и сумерек. Оно началось под северным небом, но, силою
  внутренней неизбежности, через жажду безгранного, безбрежного, через долгие
  скитания по пустынным равнинам и провалам Тишины, подошло к радостному
  Свету, к Огню, к победительному Солнцу.
   От книги к книге, явственно для каждого внимательного глаза, у меня
  переброшено звено, и я знаю, что, пока я буду на Земле, я не устану ковать
  все новые и новые звенья и что мост, который создает моя мечта, уходит в
  вольные манящие дали.
   От бесцветных сумерек к красочному Маю, от робкой угнетенности к
  Царице-Смелости с блестящими зрачками, от скудости к роскоши, от стен и
  запретов к Цветам и Любви, от незнания к счастью вечного познанья, от гнета
  к глубокому вздоху освобожденья, к этой радости видеть и ласкать своим
  взором еще новое, вот еще и еще, без конца.
   И если воистину я люблю все Стихии в разное время равно, мне все же
  хочется сказать сейчас, что любимая моя стихия - Огонь. Я молюсь Огню. Огонь
  есть истинно всемирная стихия, и кто причастился Огня, тот слит с Мировым.
  Он душой своей входит в таинственные горницы, где горят неугасимые
  светильники - и струятся во взоры влиянья волшебных талисманов, драгоценных
  камней.
  
   3 декабря. Вечер.
   Москва
  
   ПРИМЕЧАНИЯ
  
   1. В первом этюде Бальмонт размышляет о философии мгновения, одно время
  весьма популярной в среде символистов, которые видели в ней теоретическую
  основу импрессионизма в искусстве. В этом смысле показательны статьи В.
  Брюсова "Об искусстве" /1899/, "Истины" /1901/, его попытка опереться на
  стцхи Е. А. Баратынского "Мгновенье мне принадлежит,/ Как я принадлежу
  мгновенью" /Брюсов В. Собр. соч. М., 1975. Т. 6. С. 36, 48-60/. Майя -
  страна майя, парода, создавшего одну из древнейших цивилизаций Центральной
  Америки /Мексика, Гондурас, Гватемала/.
   2. Огонь, Вода, Земля и Воздух. /Второй этюд/ - философские и
  религиозные учения древности, согласно которым все разнообразие окружающего
  мира определяется конечным числом "начал", или "стихий", были созвучны
  поэтическому мироощущению Бальмонта /см., например, статью "Поэзия стихий" в
  кн.: Бальмонт К. Белые зарницы. Спб., 1908. С. 15-57/. Оно началось под
  Северным небом... - Подразумевается ряд сборников Бальмонта: "Под северным небом", "Тишина", "Горящие здания", "Будем как солнце".

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Домен izbatech.ru: купить в магазине доменных имен Рег.ру
Рейтинг@Mail.ru