Духовное родство -- образуется вследствие воспринятия кем-либо младенца или взрослого от купели крещения и существует между восприемниками и их потомками, с одной стороны, и воспринятыми с их потомками, с другой, а также между восприемниками и родителями воспринятого и их детьми. Оно не простирается, однако, ни на восходящих, ни на боковых родственников восприемника и родителей воспринятого. Д. родство принимается в соображение при заключении браков. Относящееся сюда законодательство содержится в 63 правиле VI вселенского собора, в Кормчей книге (ч. II, гл. 50), в Номоканоне (правило 211), в наказе осетинской миссии от 8 апреля 1771 г. (П. С. З. No 13592, отд. 4, ст. 3) и в указах св. Синода 1810, 1837, 1873 и 1876 г. Шестой вселенский собор (как и гражданские законы Юстиниана) признавал существование Д. родства только между восприемниками, воспринятым и родителями последнего. По Кормчей и Номоканону браки между восприемниками и их потомками, с одной стороны, и воспринятыми с их потомками, с другой, воспрещаются как и в родстве кровном, до 7 степени. Между восприемниками и их плотскими детьми, с одной стороны, и родителями воспринятого с их детьми, и его братьями и сестрами браки запрещаются до 4-й степени. Родством духовным соединяются между собою лица, воспринятые одним и тем же восприемником, а также потомки одного из воспринятых с потомками другого. Брак в этом родстве воспрещается до 7 степени. Указом Синода 1810 г. повелено руководствоваться буквальным смыслом правила VI вселенского собора, запрещающим браки только восприемников с воспринятыми и родителями последних. Указом 1837 г. Д. родство между восприемниками (кумом и кумою) признано несуществующим, так как по древним канонам при совершении крещения считается необходимым одно восприемствующее лицо -- восприемник или восприемница, смотря по полу крещаемого. Указами Синода 1873 и 1875 гг. дозволено вступать в брак восприемнику с воспринятою и восприемнице с воспринятым. -- В древности к Д. родству сопричислялось также усыновление. По русским законам усыновление, как институт чисто гражданский, препятствием к браку ни в каком случае не служит. См. М. И. Горчакова, "О тайне брака" (СПб. 1880 г.); "Критическое исследование по поводу этой книги") А. С. Павлова (в "Христианском Чтении" за 1882 г.) и его же, "Исследования о Номоканоне и древней русской Кормчей".
Н. Б.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XI (1893): Домиции -- Евреинова, с. 267--268