Барсов Николай Иванович
Гомилия

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Гомилия (ὁμιλία) -- речь в собрании, беседа со многими. 1) Древнейший (времен апостольских) вид христианской храмовой проповеди, преимущественно речи тех пастырей-пресвитеров, которые не получили школьного образования, но, глубоко уверовав в истины христианства, излагали и объясняли их языком безыскусственным и простым, представлявшим прямую противоположность так называемому слову (λόγος) -- форме проповеди ораторски-искусственной (см. Гомилетика). -- 2) Со времени правильного устройства в первобытной Церкви однообразного чина литургии с обязательным чтением в известном порядке священных книг Нового Завета именем Г. стали называться беседы пастырей на литургии, следовавшие непосредственно за прочтением Св. Писания и содержавшие в себе обязательно истолкование прочитанных мест -- так называемых перикоп. Иногда, кроме перикоп, за литургиею в последовательном ряде Г. объяснялись и целые книги Священного Писания, не только Нового, но и Ветхого Завета, глава за главой, стих за стихом. Прототипом этого рода Г. послужила беседа Иисуса Христа в назаретской синагоге (Лук. гл. IV). Древнейшею из сохранившихся до нашего времени церковных Г. признается так наз. "второе послание Климента, епископа Римского, к коринфянам", недавно (в 1875 г.) найденное в составе 12 глав и изд. Вриеннием, названное "посланием" единственно потому, что эта Г. во многих списках была разослана из Рима в другие церкви. Ориген, в форме Г. (из них сохранилось свыше 200) изъяснивший почти все Св. Писание, своим примером узаконил этот тип проповеди на долгое время. На Востоке в IV в. лучшими представителями экзегетической Г. служат Василий Великий и особенно Иоанн Златоуст (от которого до нас дошло более 800 Г.), доведший этот тип проповеди до высшей степени совершенства. На Западе главными представителями Г. в патристический период служат Гиларий Пуатьерский, блаженный Августин и св. Григорий Великий. В средние века на Зап. этот род проповеди носил название постиллы (postilla, т. е. беседа, сказанная post illа verba Scripturae Sacrae -- после оных [прочитанных на литургии] слов Св. Писания). Более замечательные средневековые постилляторы: Бонавентура (ум. 1271) и Николай де Лира (ум. 1340 г.). Название постиллы Г. удержала на Зап. и в новое время, в эпоху Реформации: сам Лютер этим именем (Postillen) назвал свои Г. Во Франции в средние века Г. называлась проной (prone). Подробнее см. в "Истории первобытной христианской проповеди" проф. Н. Барсова (СПб., 1885 г.).

Н. Б.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. IX (1893): Гоа -- Гравер, с. 164--165

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru