Иконостас (греч.) -- более или менее сплошная, от сев. стены храма до южн., стена, которой отделяется алтарь от средней части в првсл. храме, и на которой устанавливаются в определенном порядке иконы. В этой стене три двери ведут в алтарь: посредине иконостаса, прямо перед престолом -- "врата царские" (см.); влево от них -- северные врата или двери, вправо -- южные врата, прежде называвшиеся также дьяконскими. Средние двери называются святыми, и не имеющим священного сана вход через них недозволен. И. бывает уставлен иконами, обыкновенно в несколько рядов. В нижнем ряду: на царских вратах находятся обыкновенно иконы Благовещения Пресвятой Деве архангелом Гавриилом, а также четырех евангелистов; направо от царских врат -- икона Спасителя, по левую их сторону -- икона Божьей Матери с младенцем на руках; на сев. дверях -- чаще архангелы Гавриил и Михаил, иногда -- пророки, св. диаконы или святители. Затем вправо от южн. дверей и влево от дверей сев. ставятся иконы наиболее чтимых святых, например святого, которому посвящен храм, или других, по усмотрению храмоздателей. Над первым нижним рядом икон в И. помещаются; непосредственно над царскими вратами -- икона тайной вечери И. Христа, и по ту или другую сторону ее иконы главных праздников -- событий из жизни И. Христа и Пресвятой Девы. В третьем ряду И. ставятся: над иконою тайной вечери -- икона И. Христа в царском или архиерейском облачении, с предстоящими в молитве пред ним Богоматерью и Иоанном Предтечей (она называется деисусом, см.); по ту и другую сторону этой иконы -- иконы св. апостолов. В четвертом ряду И. ставятся иконы ветхозаветных праведников -- пророков, с усвоенными каждому из них эмблемами. Верх И. увенчивается изображением распятия И. Христа. Впрочем, такое устройство И. не всегда имеется в церквах. В древней Руси в церквах этот тип И. был господствующим, но по нужде число ярусов или рядов И. может быть уменьшено до одного ряда с необходимым изображением Тайной Вечери над Царскими вратами. Устройство И. в виде сплошной стены -- относительно позднего происхождения; в первые века церкви алтарь был весь видим присутствующим в храме и от средины церкви алтарь отделялся лишь решеткой. Да и ныне, чтобы возгласы священника в алтаре были слышны по возможности во всем храме, Царские врата часто устраиваются решетчатыми, а весь И. редко доходит до потолка; обыкновенно сверху И. в приходских церквах большого размера оставляется более или менее открытое пространство.
Н. Б.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XIIa (1894): Земпер -- Имидокислоты, с. 904