Беляев Александр Романович
Джемс Уатт и Иван Ползунов

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


А. Беляев

Джемс Уатт и Иван Ползунов

   Имя Джемса Уатта, изобретателя паровой машины, известно во всем мире. Но кто знает имя изобретателя паровой машины Ивана Ивановича Ползунова? Даже у нас, на его родине, это имя известно немногим. А между тем Ползунов в той же области, что и Уатт, сделал, очень много, и притом ранее Уатта. Ползунов и Уатт жили в одну эпоху, они были почти ровесниками, Ползунов только на 6 лет старше Уатта, -- но жили они в разных странах. Уатт родился в Гринеке, в Шотландии, в 1736 году и. умер в 1819. Ползунов родился в быв[шем] Екатеринбурге в 1730 г. и умер в 1766 году. Уатту после смерти поставили в Вестминстерском аббатстве памятник. Ползунов забыт. История, по-видимому, не сохранила даже его портретов. Интересно сравнить эти две жизни, чтобы увидеть, как общественный строй, уровень техники и культуры, определяют судьбу изобретатели и его изобретения.
   У Джемса Уатта было счастливое детство. Отец его был довольно состоятельным человеком. Его дядя был профессором в Глазго. Гостя у дяди, молодой Уатт находился в кругу передовых людей своего времени, профессоров. Уатт получил домашнее образование, затем изучил в Лондоне у лучшего мастера искусство изготовления точных инструментов, главным образом мореходных. Он устроился на работу в Глазговском университете по ремонту физических приборов. К его услугам -- университетская библиотека, советы профессоров, в том числе известного Иосифа Блюка, определившего понятие о скрытой теплоте пара и теплоемкости. Один из друзей-студентов, Робинсон, натолкнул Уатта на мысль заняться усовершенствованием "огневой машины". Уатт своими руками ремонтировал модель существующей в то время "атмосферической" машины; Ньюкомена. Эти машины уже применялись для откачки воды в шахтах, но были очень несовершенны и неэкономичны. Нашелся и капиталист -- доктор, химик и коммерсант Рэбок, который вошел в компанию с молодым изобретателем и снабжал его деньгами. Уатт пережил несколько трудных лет, пока не вошел в компанию известного машиностроителя Блоттона, на заводах которого и были построены первые машины Уатта, нашедшие большие применения в шахтах. Уатт встретил старость признанным изобретателем и богатым человеком. К 65 годам он буквально помолодел и прожил до 83 лет, пережив всех своих детей, жену и компаньонов.
   Что же сделал Уатт? Было бы неправильно сказать, что он один изобрел паровую машину. "Изобретение паровых машин никоим, образом не принадлежит одному или нескольким англичанам, -- говорит профессор Ф. Реле, -- с чем охотно согласились бы англичане. Необходима была общая работа итальянцев, французов, немцев, и англичан, чтобы дойти до машины Уатта". -- И англичане, невидимому, сами признавали это, если судить по скромной, объективной надписи на памятнике Уатту.
   "Джемс Уатт, который силу своего творческого ума, ранее приученного к научным исследованиям, обратил к усовершенствованию паровой машины, чем расширил вспомогательные средства своей страны, увеличил силу человека и себя поставил на выдающееся место среди людей науки и остальных благодетелей мира".
   Эти усовершенствования сводятся к следующему: Уатт изобрел холодильник, паровую рубашку, крышку и сальник для штока, вращательное движение рабочего вала и параллелограмм. Наибольшее значение имел холодильник и параллелограмм. Эти усовершенствования сделали машину Уатта более мощной и экономичной.
    "Русский Уатт" Ползунов был сыном солдата Екатеринославской горной роты. Солдатские дети обучались в то время в школе при Горном управлении. По окончании этой школы Ползунов поступил в "механические ученики" с жалованьем в один рубль в месяц Он рано проявил изобретательские способности, но оценить их не умели. Только приезжие иностранцы удивлялись, его метеорологическим инструментам. Нужда заедала его. Ему с большим трудом удалось получить, чин шихтмейстера и права обер-офицерского чина. Но он по-прежнему вел полуголодное существование. Без средств, связей, поддержки этот необыкновенный человек, живший в глухом углу полудикой страны, изобрел паровую машину, которую хотел применить для плавильных печей. Проект был одобрен Колывано-Воскресенской канцелярией горного управления и отослан для утверждения в Петербург Шлаттеру, руководившему тогда всем рудным делом. Самолюбивый, завистливый, неистово ненавидевший все русское, сановный бюрократ дал такое заключение, что машина-де остроумно придумана, но практически негодна, так как при ее применении литье обойдется слишком дорого. Однако слава о машине дошла до Екатерины II, и Ползунов получил возможность приступить к работе. Он изменил свой проект. Шлаттер по-прежнему ставил палки в колеса, давая заключения, неблагоприятные для изобретателя, явно пристрастные и недобросовестные. Всю сложную машину Ползунову приходилось строить собственными руками, с помощью двух, чернорабочих. "Машина раздавила его". Нужда, непосильный труд, интриги Шлаттера подорвали его здоровье. Он умер от горловой чахотки 30 лет от роду. Машину пустили через неделю после, его смерти. Вопреки утверждениям Шлаттера, она прекрасно работала и в короткий срок не только окупила себя, но и дала большую экономию. Однако, котел потребовал ремонта. Машиной некому было заняться, и она была заброшена. Медные части ее раскрадывались, она разрушалась, и скоро само здание, где стояла машина, начали называть "ползуновским пепелищем". Так погиб изобретатель и его детище в "просвещенный век императрицы Екатерины II -- покровительницы наук и художеств".
   Интересно отметить, что Екатерина, платившая русскому "берг-механикусу" 50 рублей в год, после смерти гениального изобретателя приглашала в Россию Джемса Уатта с окладом в 1000 фунтов стерлингов в год - около 100,000 золотых рублей. Но Уатт в это время уже работал с Блоттоном, и отказался ехать в Россию даже на такой, чудовищный по тому времени оклад.
   Каков же итог изобретательской деятельности Ивана Ивановича Ползунова?
   1. Он построил первую в мире сдвоенную машину со встречным движением поршней.
   2 Построил первую в мире воздуходувную машину для плавки руды.
   3. Устроил первое в мире точное круговое вращательное распределение пара и воды.
   4. Поставил впервые автоматическое питание парового котла.
   5. Устроил первый в мире экономайзер.
   Все это было сделано им одним, без всякой помощи, в самых тяжелых, подавляющих, условиях, в беспросветной бедности.
   Ползунов принадлежит к величайшим изобретателям всех времен и народов, но...
   Уатта знает весь мир. Многие ли знают солдатского сына, Ивана, Ползунова?
   Жизнь Ползунова -- яркий пример того, как мял и душил капитализм народные таланты.
   
   От редакции: Советуем читателю прочесть книгу "Техники, изобретатели крепостной России" (изд. "Молодой; Гвардии"), где имеется подробный биографический очерк о Ползунове.

"Юный пролетарий", 1936, No 1, с. 24

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru