Беляев Александр Романович
Парки летом

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

ПАРКИ ЛЕТОМ

   "Готовь летом сани, а зимой телегу". На совещании, созванном редакцией газеты. "Большевистское слово" по вопросу о подготовке к летнему сезону, выяснилось, что управление дворцами и парками недостаточно занимаема подготовкой к лету. В особенности это приходится, сказать об обслуживании детей.
   Дворцы и парки имеют не только всесоюзное, но и мировое значение. Как пригород Ленинграда Пушкин и его парки больше всего посещаются ленинградцами. Понятно, и правильно, что управление планирует свою работу прежде всего и больше всего "лицом к Ленинграду". Но плохо то, что в такой постановке местные нужды совсем забываются. И в этом первая ошибка управления. Ему надо в работе несколько повернуться лицом и к Пушкину, в частности к детям города Пушкина.
   Управление дворцами и парками сделало очень мало для того, чтобы привлечь к организации детского отдыха в парках общественность, в первую очередь педагогов. В этом отношении кое-что можно поставить в вину и комсомольским организациям.
   От райкома ВЛКСМ приходится слышать такие самоуспокоительные заявления: "В прошлый летний сезон дети обслуживались неплоха, за лето обслужено 60 тысяч детей. Если плохо было оборудование детских игр и пр., то в этом виновато управление парками". Легче всего свалить вину на другого и поразить большой цифрой, забывая что дело не только в количестве, но и в качестве.
   Основным же недостатком этого многотысячного обслуживания является то, что в нем сравнительно мало места было уделено самодеятельности.
   Нельзя отрицать пользы выступления перед ребятами артистов профессионалов. Слушатели, зрители от таких выступлений культурно обогащаются. Но, за вычетом этого, такого рода выступления занимают школьника ровно столько сколько продолжается выступление. А потом он вновь предоставлен себе.
   Иное дело, когда детвора сама будет вовлечена в работу, будет принимать не только пассивное, но и активное участие в публичных выступлениях, займется "культурным самообслуживанием". Можно создать такие формы труда и развлечения, которые надолго привяжут детей к определенному занятию. Не надо забывать, что детское хулиганство, даже преступность зачастую является извращенной формой проявления избытка энергии, жажды деятельности. Если взрослые не помогают направить эту энергию по здоровому руслу, она приобретает антисоциальные формы. Это как бы бессознательная месть за недостаток внимания к ребенку.
   Как же направить эту энергию на, путь здоровой самодеятельности?
   Необходимо массовую работу в парках связать со школьной самодеятельностью. В школах и парках организовать центры этой самодеятельности -- кружки, которые находились бы в неразрывной связи. Установить связь и между "сезонностью" детских внешкольных занятий и развлечений; так, уже зимой самодеятельные школьные кружки могут готовиться к летним выступлениям в парках.
   Кружки должны быть не только художественные, но и научные: мироведения, юннатов и т. п. Возьмем, например, кружок мироведения В парке, на какой-нибудь башне или холме, устанавливается телескоп. В лунные ночи наблюдать луну могут все желающие. Но школьники, любители мироведения, ведут постоянную работу. Они же могут обслуживать массового посетителя, давать об`яснения и пр.
   Необходимо создать организующий центр, который выработал бы общий план, был связующим звеном между школами и парками. Естественнее всего, если бы это взял на себя Дом пионеров. В школах и детских домах немало талантливых исполнителей,-- например, в детском доме имени Сталина существует хороший духовой оркестр, в 3-й школе -- талантливые музыкальные клоуны, в доме испанских детей -- талантливые танцовщицы и т. д. Необходимо взять на учет таких детей и привлечь к работе новых. Найдется немало детей, которые захотят заняться эквилибристикой, жонглированием, фокусами, пародийными цирковыми номерами. Если только об'явить по школам: организуется труппа цирковых (или эстрадных) исполнителей для выступления в парках,-- такое об`явление не может не найти отклика.
   Территория, отведенная для детей, должна быть разбита на несколько зон или секторов. Вот главнейшие из них:
   Сектор военизированных игр. Подробная ею программа должна быть выработана с военными специалистами. Необходима соответствующая топография местности, чтобы можно было устроить окопы, брать "высоты" совершать переправу на понтонных мостах и т. п.
   Сектор "занимательной науки" на открытом воздухе, -- зародыш "Парка чудес" (для старших возрастов). Для начала: уголок космических полетов (хотя бы в дешевых моделях), модель солнечной системы, телескоп, солнечные часы и т. п. Там же, в "тихом уголке", может работать филиал городской библиотеки.
   Зона массовых развлечений и самодеятельных выступлений. Почему бы не придать им яркий, веселый характер народных гуляний с "балаганами", "цирками"? В здании самого легкого типа можно давать и веселые клоунады, и показывать диафильмы, и устраивать оркестровые, танцовальные, хоровые выступления, в подобии цирка (для начала хотя бы только намек на сцену), показывать пародийные цирковые выступления, борьбу, музыкальных клоунов и т. п. Дайте детям только "рабочее место", точку приложения сил, и они сами будут рваться на подмостки или арену. Для ребят же зрителей такие выступления представят едва ли не больший интерес, чем выступления профессионалов.
   Зона игр и шумных развлечений -- кегельбаны, тиры на открытом воздухе с забавными мишенями, стрельба из лука стрелами в мишень, разные виды спорта и физкультуры и т. п.
   Зона малюток.
   Последний вопрос (который мог бы стоять и первым) -- деньги.
   Управление парками не возражает ни против каких "парков чудес", но у него на эти чудеса нет денег. Но зачем же так ставить вопрос: все или ничего! Нужно составить план, рассчитанный на несколько лет вперед, начать с небольшого, и затем каждый год "осваивать" план по частям. Такие же важные секторы, как сектор военизированных игр, можно создать с самыми ничтожными затратами, если только делать ставку на школьную самодеятельность.
   Я предложил одной пушкинской школе создать кукольный театр, дал материал. Не вышло. Почему? "Во-первых, к нам в школу приезжает немало кукольных театров из Ленинграда, во-вторых -- это все-таки не так просто". А между тем не только в Ленинграде, но и в области существует немало самодеятельных кукольных театров. Неужели же пушкинские школьники хуже других? Конечно, нет. Очевидно, не оказалось взрослых людей, которые возглавили бы эго дело, зажгли детей энтузиазмом,-- тогда нашлись бы и мастера кукол, и декораторы, и кукловоды, и авторы пьес. Такой театр также мог бы выступать в парках.
   Этим примером еще раз подтверждается, что дело не в деньгах (по крайней мере, не только в деньгах), а в том, что мы еще не умеем или не хотим использовать неистощимый капитал детской самодеятельности, продолжая только вздыхать о имеющейся еще детской безнадзорности.

А. Беляев

   От редакции. Печатая статью т. А. Беляева в порядке постановки вопроса, редакция считает, что предложения автора следует учесть управлению дворцами и парками.

"Большевистское слово" (Пушкин), 1940, 6 февраля (No 15) - с.3

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru