Бердяев Николай Александрович
Проф. Булгаков. Краткий очерк политической экономии

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Выпуск 1. Религ.-общест. библиотека. Серия 1. 1907. 151 стр., ц. 60 к.


Николай Александрович БЕРДЯЕВ

ПРОФ. БУЛГАКОВ. КРАТКИЙ ОЧЕРК ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ [714]

Выпуск 1. Религ.-общест. библиотека. Серия 1. 1907. 151 стр., ц. 60 к.

   Краткий очерк политической экономии" С. Н. Булгакова представляет странное и необычное явление: очерк этот подходит в серию "религиозно-общественной библиотеки"; автор его хочет дать "руководство, в котором бы нашли научное, а вместе и принципиально-религиозное освещение основные факты современной социально-экономической действительности". Непосредственное отношение к оригинальной цели, которую себе ставит автор, имеет только введение "Задачи политической экономии в их христианском понимании". Тут С. Н. Булгаков пытается решить сложную и новую проблему об отношении религии Христа к социально-экономической жизни. "Христианская политическая экономия, -- говорит Булгаков, -- ищет осуществления царства Божия, свободы, правды и любви в экономической жизни, в области социальной и экономической политики". Самой большой трудностью для Булгакова является преодоление аскетического отношения христианства к производственному экономическому процессу, христианского дуализма, отрывавшего небо от земли. Автор христианской политической экономии решительно защищает ту мысль, что религия Христа стоит в отрицательном отношении только к личному богатству, к рабству духа у материальных предметов, но освящает народное богатство и экономический прогресс, которые необходимы как средство осуществления царства Божия в мире. Без такой веры в религиозную миссию материальной культуры Булгаков не мог бы писать христианскую политическую экономию. Вместе с тем Булгаков полагает, что религия Христа дает нормы для справедливого социального распределения, изобличает зло капитализма и обосновывает правду социализма. Вполне сочувствуя задачам автора "Краткого очерка", мы должны только заметить, что задачи эти выводят его из пределов исторического христианства и вряд ли могут быть успешно разрешены на почве старохристианского дуализма и аскетизма. Первый выпуск посвящен характеристике современного капитализма и во многих своих частях представляет популярное изложение экономической науки, безотносительное к религиозной точке зрения, но составленное по собственному плану Булгакова. Для него характерно отрицательное отношение к теоретической политической экономии и к экономическим "законам", столь охотно испекаемым другими экономистами. Политическая экономия для Булгакова скорее практическая социальная этика, чем теоретическая дисциплина; в нем публицист и проповедник берет верх над ученым и отвлеченным мыслителем и в книге его ощущается праведный гнев против зла капитализма, против служения Молоху. Следующие выпуски будут посвящены аграрным и рабочим вопросам и в них еще ярче должен сказаться религиозный характер отношения Булгакова к экономической жизни, в выпусках этих должен быть сосредоточен интерес всей работы Булгакова, так как будет религиозно решаться социальный вопрос. Пока трудно сказать, в какой мере "Очерк" Булгакова отличается полнотою и не слишком ли далеко заходит его презрение к социально-экономической теории. Во всяком случае мы очень приветствуем появление этой книги талантливого представителя религиозно-общественного течения и желаем ей широкого распространения, так как считаем вопрос об отношении религии к общественности очень важным, назревшим и больным вопросом. Чрезвычайно важно разрушить то предвзятое и распространенное мнение, что религия вообще и религия Христа в частности -- враждебны социальному освобождению человечества.
   

Примечания

   714 Книга. 1906, No 4, 23 ноября, с. 10-11 (переиздание: Исследования по истории русской мысли. Ежегодник за 1998 год. М., 1998, с. 294-296).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru