Березин Николай Ильич
Чао-Сян. Страна утра

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Корея и корейцы.


0x01 graphic

Н. Березинъ.

Чао-Сянъ
Страна утра.

Корея и корейцы.

   

Чао-Сянъ
Страна утра.

КОРЕЯ
ея природа, жители, ихъ прошлое и современное состояніе.

Съ 13 рисунками и картой Кореи въ текстѣ.

   

С.-ПЕТЕРБУРГЪ.
Типографія Т-ва "Общественная Польза", Большая Подъяческая, 39.
1904.

0x01 graphic

КОРЕЯ.

   Если вы возьмете старую географію, изданную такъ лѣтъ 15--20 тому назадъ, и поищете, что тамъ говорится о Кореѣ, то найдете только слѣдующія скудныя свѣдѣнія: "Государство Корея лежитъ на полустровѣ Кореѣ: главный городъ Сеулъ, платитъ дань Китаю". Больше ничего! Почти столько же знали о Кореѣ въ Европѣ пятьдесятъ лѣтъ тому назадъ, и не потому чтобы европейцы не посѣщали Кореи -- они проникли и туда, -- а просто потому, что этой страной никто въ Европѣ не интересовался. А послушайте-ка теперь! Теперь Корея, корейцы, корейскій король у всѣхъ на устахъ: всѣ усердно розыскиваютъ на изданныхъ по случаю войны картахъ, которыя печатаютъ даже газеты, разные корейскіе города, разныя эти "по" -- Чемульпо, Мазампо, Мокпо... И все оттого, что Корея вмѣстѣ съ Манчжуріей стала яблокомъ раздора, изъ-за которой разгорѣлась эта жестокая война между Россіей и Японіей.
   Почему изъ-за Кореи вспыхнула война, это довольно понятно -- стоитъ только бросить взглядъ на карту восточной Азіи. Развѣ Корея не лежитъ какъ разъ между Японіей и Россіей, особенно съ тѣхъ поръ, какъ Россія заняла Манчжурію и утвердилась въ Портъ-Артурѣ? И лежитъ она такъ, что и Японіи и Россіи одинаково выгодно и легко было бы овладѣть ею. Стоитъ японцамъ сдѣлать только шагъ черезъ узкій Корейскій проливъ, и они въ Кореѣ, въ плодородныхъ долинахъ которой японскіе земледѣльцы жаждутъ найти новое отечество, а торговцы и промышленники -- новое поприще для своей дѣятельности, которой тѣсно въ Японіи. Русскимъ Корея бѣльмо на глазу: она такъ удобно вытянулась далеко въ море, отдѣляя Приморскую область отъ Манчжуріи; и потомъ, сколько на ея берегахъ удобныхъ гаваней, которыя не замерзаютъ и лежатъ при двухъ большихъ моряхъ (Японскомъ и желтомъ), открывающихся прямо въ Тихій океанъ, а вѣдь Россія такъ упорно стремилась добыть себѣ незамерзающій портъ въ Тихомъ океанѣ!

0x01 graphic

ГЛАВА I.
Природа Кореи.

   Корея довольно большая страна. По своему виду и положенію, также какъ по величинѣ {218,350 кв. километровъ.}, она всего болѣе подходитъ къ Италіи. Но какая разница по внѣшности! Тамъ судно скользитъ по лазурному морю, и вы любуетесь живописной панорамой берега, усыпаннаго селеніями и виллами, надъ которыми могучій Везувій посылаетъ въ голубое небо столбъ дыма и пепла, а здѣсь капитанъ Броутонъ, первый изслѣдователь восточныхъ береговъ Кореи, долго плылъ вдоль угрюмаго высокаго берега, разыскивая, гдѣ бы укрыть судно отъ волнъ и вѣтра. Если вы подъѣдете къ берегамъ Кореи съ западной стороны, то прежде чѣмъ увидѣть сушу съ ея зелеными холмами и долинами, ваше судно долго будетъ пробираться среди мелей, въ лабиринтѣ безчисленныхъ острововъ, рискуя либо удариться о рифъ, либо завязнуть въ пескѣ. Сколько китайскихъ и японскихъ мореходовъ и рыбаковъ гибло или терпѣло крушеніе у негостепріимныхъ береговъ Кореи! Въ ихъ числѣ былъ и голландскій морякъ Хенрикъ Хамель, судно котораго разбилось здѣсь въ 1653 г., а самъ онъ попалъ въ невольный плѣнъ, благодаря чему европейцы услыхали кое что о Кореѣ.

0x01 graphic

   Корея страна невысокихъ горъ и пологихъ холмовъ, между которыми разстилаются удобныя для поселенія долины. Вдоль всего полуострова, съ сѣвера на югъ, тянутся горныя цѣпи, отдѣляя отроги на западъ. Вотъ почему берегъ этотъ такъ изрѣзанъ. Но горы Кореи невысоки, куда ниже нашаго Кавказа. Едва ли не самая высокая вершина -- это потухшій вулканъ Пэкъ-ту-санъ, съ прелестнымъ озеркомъ въ глубинѣ затихшаго кратера; онъ достигаетъ высоты развѣ немного выше крымскаго Чатыръ-дага (т. е. около 1500 м.) и лежитъ въ сосѣдствѣ хребта Чанъ-бо-шань, который отдѣляетъ Корею отъ Манчжуріи. Горы Кореи безлюдны и трудно проходимы.

0x01 graphic

   Съ трехъ сторонъ Корею окружаетъ море, а на востокѣ за нимъ разстилается безбрежный Тихій океанъ. Съ теплой поверхности его вѣтеръ испаряетъ влагу и несетъ ее ежегодно лѣтомъ въ глубь Азіи, куда его притягиваетъ низкое давленіе воздуха въ раскаленныхъ пустыняхъ. Это лѣтній монсунъ. На дорогѣ его лежатъ Японія, Корея, Манчжурія, и вотъ по склонамъ ихъ горъ падаютъ обильные теплые дожди, тѣ лѣтніе дожди, въ которыхъ такъ нуждаются наливающіеся хлѣба.
   Но влага быстро скатывается съ высоты и наполняетъ мутною водою короткія рѣки и рѣчки, которыя текутъ въ такомъ количествѣ по западной Кореѣ. Обильныя водою, онѣ загромождаютъ свои устья наносами, усѣивая море лабиринтомъ мелей и пышныхъ зеленыхъ острововъ. Самыя крупныя изъ нихъ, Пэнма-ганъ, Ханъ-ганъ (на ней стоитъ Сеулъ), Тедонъ-ганъ и Ялу или Амнокъ-ганъ, судоходны едва на нѣсколько десятковъ верстъ отъ своихъ илистыхъ устьевъ, а дальше превращаются въ горные потоки. Это обиліе текучей воды оживляетъ пейзажъ Кореи и необыкновенно облегчаетъ культуру земли въ тепломъ и влажномъ климатѣ ея.
   Зимою, когда остывающее "Сердце Азіи" дышетъ во всѣ стороны сухимъ холодомъ и морозомъ, Корея, особенно сѣверная ея часть, превращается изъ почти тропической страны въ нашу Херсонскую губернію: рѣки покрываются льдистой корой, лѣса теряютъ листву, и пелена снѣга одѣваетъ склоны горъ.
   Удивительно ли, что при такомъ климатѣ растительность и животныя Кореи представляютъ какую-то причудливую смѣсъ тропическихъ и умѣреннныхъ формъ. По горамъ, гдѣ топоръ земледѣльца пощадилъ лѣсъ, стелется настоящая уссурійская тайга: лиственница, корейскій кедръ и японская ель, а между ними береза, липа, кленъ, дикая яблоня, оплетенныя цѣпкими стеблями японскаго хмѣля и другими ліанами, мѣстами дикимъ виноградомъ съ его широкими узорными листьями. А въ долинахъ между холмовъ разстилается сплошное море полей ячменя, пшеницы, и склоны холмовъ ступенчато разбиты террасами рисовыхъ полей. Гранаты и лимоны, пышныя заросли перистаго бамбука, рисъ, кукуруза и хлопчатникъ -- вотъ растенія южной Кореи, которую лишь отсутствіе пальмъ лишаетъ физіономіи тропической страны. И такая же смѣсь, такіе же контрасты въ ея животномъ населеніи: пушистый соболь и бѣлка, медвѣдь, уссурійскій тигръ и кабанъ, олени и кабарги, эти жители глухихъ лѣсовъ сѣверной Кореи, смѣняются на югѣ формами, которыя напоминаютъ Японію, южный Китай, Филиппины. Вы съ изумленіемъ замѣчаете, что по растеніямъ и животнымъ Корея не болѣе, какъ длинный молъ, какъ бы мостъ, который материкъ выдвинулъ далеко въ море на соединеніе съ гирляндой пышныхъ острововъ, окаймляющихъ все восточное побережье Азіи.

0x01 graphic

ГЛАВА II.
Прошлое Кореи.

   Когда-то очень давно въ одной части Кореи царствовалъ князь по имени Kopie или Коріо; вотъ по его имени сосѣдніе китайцы стали звать страну Каоли, а японцы Коораи. Изъ этого получилась наша Корея. Сами корейцы не знаютъ этого имени, -- они называютъ свою родину Чао-сянъ или Чао-сіенъ, а это въ переводѣ на русскій значитъ "Страна утра", "Страна, лежащая ближе всѣхъ въ утренней зарѣ".
   Но это европейцы познакомились съ Кореей недавно; китайцы и японцы знаютъ ее едва-ли не съ незапамятныхъ временъ и неразъ уже вели другъ съ другомъ ожесточенныя войны за Корею. Сами корейцы равнодушны къ своему прошлому и не заботились занести его на скрижали исторіи. Это сдѣлали за нихъ китайцы и особенно японцы, изъ сочиненій которыхъ почерпнули свои первыя свѣдѣнія европейцы. Хотите вы знать, съ какихъ поръ извѣстна Корея? Обратитесь къ китайскимъ лѣтописямъ. Тамъ вы прочтете, что сѣверныя племена корейцевъ стали платить дань Китаю за 2350 лѣтъ до P. X!.. Но достовѣрныя свѣдѣнія о Кореѣ начинаютъ попадаться въ китайскихъ лѣтописяхъ только съ XII в. до Р. Хр., т. е. около того времени, когда греки отправились осаждать Трою. Въ это время, разсказываетъ китайскій лѣтописецъ, богдоханъ Чеу изъ династіи Ванъ не взлюбилъ своего родственника по имени Китсе за благородную прямоту, съ которою Китсе обличалъ несправедливое правленіе Чеу. Богдоханъ приказалъ схватить Китсе и заключить его въ тюрьму. Долго сидѣлъ Китсе въ заключеніи, тщетно мечтая о волѣ, какъ вдругъ вспыхнуло возстаніе противъ жестокаго нсправеднаго Чеу. Соперникъ Чеу, Вуванъ, свергъ его съ престола и умертвилъ, а для Китсе открылъ ржавыя двери темницы и предложилъ ему служить вѣрой и правдой новому владыкѣ. Но Китсе не захотѣлъ жить при дворѣ убійцы своего родственника и рѣшилъ покинуть Китай.
   Онъ перешелъ рѣку Ялу и основалъ въ сѣверной Кореѣ свое царство, которое назвалъ Чаосянъ, и поселился въ городѣ Піенгъ-анъ {Или Пьенъ-янъ, городъ, которымъ овладѣли теперь японцы..}. Это произошло въ 1119 г. до Р. Хр.
   Китсе былъ китаецъ. Изъ этого видно, что китайцы уже въ то отдаленное время переселялись въ Корею, принося съ собою свои обычаи и нравы. Туземцы, которые тогда жили въ Кореѣ, сильно отличались отъ китайцевъ; это были разныя племена -- Утею, Синъ-ханъ, Ней-ми, Ма-хамъ, Піенъ-ханъ -- переселившіяся въ страну въ незапамятныя времена, вѣроятно, изъ Монголіи и Туркестана. Въ Кореѣ они оставили кочевую жизнь и сдѣлались земледѣльцами, причемъ ихъ властители основали нѣсколько царствъ -- Чао-сянъ, Каоли, Петси и Синра. Князья или цари этихъ владѣній постоянно враждовали, стремясь овладѣть царствами другъ друга, чѣмъ пользовались китайцы, которымъ обыкновенно удавалось держать Корею въ подчиненіи себѣ. Этимъ же пользовались и японцы, покрайней мѣрѣ первое нападеніе ихъ на Корею произошло еще въ 200 г. по Р. Хр.
   Такъ жили корейцы, попадая изъ огня въ полымя, раздираемые междоусобіями, пока царь Каоли Ванъ-кіенъ не покорилъ въ началѣ Х-го ст. по Р. Хр. всѣ царства, послѣ чего Корея больше не распадалась на части. Но цари ея обыкновенно продолжали состоять въ подчиненіи у Китая.-- Вдругъ въ 1592 на Корею набѣжала грозовая туча. Японскій шогунъ, дерзкій и предпріимчивый Дайко Фидейосси, высадился въ южной Кореѣ съ 150.000 войскомъ. Онъ прошелъ Корею изъ конца въ конецъ съ огнемъ и мечемъ, и когда изъ-за Ялу на помощь корейцамъ появилась огромная китайская армія, японцы кинулись туда и разсѣяли ее на всѣ четыре стороны. Но японцамъ не удалось утвердиться въ Кореѣ: едва умеръ даровитый завоеватель Дайко Фидейосси, замышлявшій уже покорить Китай, корейцы въ союзѣ съ китайцами прогнали японцевъ, которымъ удалось удержаться только въ крѣпости Чозіанъ, въ южной Кореѣ. Послѣ этого Корея стала понемногу превращаться въ "замкнутую страну". Короли ея, съ помощью дворянъ и преданныхъ себѣ чиновниковъ, забрали такую власть надъ своими добродушными подданными, такъ боялись, чтобы какіе нибудь пришельцы со стороны не занесли какія нибудь новшества, которыя положатъ конецъ ихъ благополучію, что рѣшительно махнули рукой на всякія заграничныя "прелести" и рѣшили лучше жить въ доморощенномъ убожествѣ и невѣжествѣ, "по старинѣ", чѣмъ трепетать за свое благополучіе. Понемногу корейское правительство, ставшее такимъ деспотичнымъ, какимъ никогда не бывало правительство въ Китаѣ и Японіи, совсѣмъ закрыло страну для чужеземцевъ и, пользуясь слабостью Китая, постепенно пріучило китайскихъ богдохановъ довольствоваться все меньшею и меньшею данью, такъ что въ концѣ концовъ рѣдкія корейскія посольства привозили въ Пекинъ не въ дань, а "въ даръ" богдохану мелкіе подарки -- разные корейскіе продукты: издѣлія изъ бумаги, корень жень-шень {Корень жень-шень растетъ въ глухихъ, тѣнистыхъ оврагахъ этой части Азіи. Онъ встрѣчается очень рѣдко; вѣроятно, потому китайцы приписываютъ ему чудесныя лечебныя свойства и оцѣниваютъ его дороже золота.}, и принимая въ отвѣтъ такіе же скромные дары.
   Европейцы, которые съ наведенными пушками появились передъ запертыми для нихъ портами Китая и Японіи, не оставили въ покоѣ и Кореи. Первыми явились миссіонеры. Впрочемъ христіанство распространилось въ Кореѣ еще въ концѣ XVIII ст., его занесли корейцы же изъ Китая, куда они являлись въ свитѣ корейскихъ посольствъ. Ревностные туземные проповѣдники быстро распространили христіанство въ Кореѣ, но католическіе миссіонеры, именно французы, ступили на запретную почву страны только въ 1835 г. Правда, уже въ 1839 г. ихъ схватили и казнили въ Сеулѣ, но это не остановило появленія новыхъ проповѣдниковъ. Одно время они даже укрѣпились при дворѣ и пріобрѣли благосклонность королевы и короля, но смерть его въ 1864 г. передала власть въ руки регента, свирѣпаго и подозрительнаго Тэ-Уонь-Гуня (отца нынѣшняго короля). Напуганный вѣстями изъ Китая и Японіи, которыя принуждены были открыть свои двери европейцамъ, корейскій регентъ и его правительство воздвигли гоненіе на христіанъ. Въ 1866 г. девять французскихъ миссіонеровъ и нѣсколько тысячъ туземныхъ христіанъ погибли жертвой подозрительнаго деспота. Къ несчастью французскій адмиралъ Розе, появившійся въ рѣкѣ Сеула съ цѣлью наказать корейцевъ, потерпѣлъ неудачу, и эта сомнительная побѣда преисполнила властителя Кореи гордости и рѣшимости еще плотнѣе притворить двери въ страну. Но приближались новыя времена: владѣнія Россіи придвинулись къ самой границѣ Кореи, а японцы, спѣшившіе сбросить свой халатъ и замѣнить его европейской цивилизаціей, кидали на нее ревнивые взоры черезъ проливъ. Самъ корейскій народъ открыто жаждалъ перемѣнъ, потому что бѣдность и своеволіе корейскаго правительства уже слишкомъ допекали его. Но корейцы не догадывались, что ожидаетъ ихъ въ недалекомъ будущемъ.
   Партія, жаждавшая перемѣнъ, появилась при корейскомъ дворѣ съ воцареніемъ нынѣшняго короля въ 1872 г. Она явно тянула руку Японіи. И вотъ начались интриги, въ которыя вмѣшались еще китайцы. Дѣло дошло до того, что въ 1882 г. японская партія, при помощи японскихъ солдатъ, ворвалась во дворецъ и овладѣла королемъ, но на другой же день верхъ взяла китайская партія, во главѣ которой стояла корейская королева. Смута на время затихла, но въ это время японцы успѣли утвердиться въ Кореѣ; они завели тамъ банки, устроили телеграфъ, пароходное сообщеніе между портами, словомъ завладѣли торговлей. Китай недовольно слѣдилъ за ихъ успѣхами и ворчалъ. Война между Китаемъ и Японіей изъ-за Кореи готова была вспыхнуть каждый день. И вотъ, когда на югѣ Кореи вспыхнуло какое-то возстаніе, и усмирять его, по просьбѣ корейскаго короля, явились китайскія войска, Японія тоже отправила свои войска въ Корею. Китайцы потребовали ихъ удаленія, японцы отказались. Война 1894--95 г. вспыхнула. Извѣстно, какъ кончилась она: китайцы были побиты и на морѣ и на сушѣ, японцы временно овладѣли Кореей и воспользовались этимъ временемъ, чтобы расправиться со своими врагами. Мятежные корейцы партіи прежняго регента Тэ-Уонь-Гуня вмѣстѣ съ японскими солдатами снова овладѣли дворцомъ (въ 1895 г.), въ одномъ изъ покоевъ котораго подъ ударами ихъ испустила духъ упорная сторонница Китая, корейская королева. Испуганный король укрылся въ русскомъ посольствѣ, но вскорѣ покинулъ его и, отказавшись отъ поддержки русскихъ, поддался вліянію Японіи. Съ тѣхъ поръ японцы явно пересилили своихъ соперниковъ и съ каждымъ днемъ дѣлали все новые успѣхи въ странѣ. Вліяніе ихъ распространилось на все: на управленіе, на хозяйство, на политику Кореи, и это господство заставило ихъ предъявить тѣ требованія русскому правительству относительно сосѣдней Манчжуріи, которыя вызвали нынѣшнюю войну. Японцы не могутъ чувствовать себя твердо въ Кореѣ, пока русскіе полновластно распоряжаются въ Манчжуріи.

0x01 graphic

ГЛАВА III.
Одежда, пища, жилища и характеръ корейцевъ.

   Кто думаетъ, что корейцы во всемъ похожи на китайцевъ или японцевъ, нѣсколько ошибается. Въ ихъ бытѣ, въ нравахъ немало китайскаго, они несомнѣнно монголы, но въ то же время самая внѣшность и характеръ корейцевъ при первой же встрѣчѣ обличаютъ въ нихъ особый народъ, одинъ изъ самыхъ симпатичныхъ народовъ Дальняго Востока. Прежде всего кореецъ рослый, полный человѣкъ, чѣмъ онъ отличается отъ мелкаго японца; черты лица его ясно свидѣтельствуютъ объ его монгольскомъ происхожденіи -- то же плоское лицо съ выступающими скулами, носъ безъ переносья, съуженные глаза, черныя и прямыя лоснящіеся волосы. И все таки въ корейской толпѣ нѣтъ, нѣтъ да попадаются бѣлокурые люди совершенно кавказскаго типа, чему немало помогаетъ, то, что корейцы охотно носятъ бороду, а не брѣютъ, не выщипываетъ ее, какъ ихъ сосѣди. Это такъ поражало изслѣдователей, что они пришли къ заключенію, что корейцы не цѣльный народъ, а заключаютъ въ себѣ какую-то примѣсь кавказской крови, одни думаютъ арабской, такъ какъ арабы нѣкогда плавали до береговъ Кореи и торговали тамъ, другіе думаютъ, что въ Корею попала часть аланъ, народа, жившаго прежде, между прочимъ, также, въ южной Россіи. Во всякомъ случаѣ чертами лица и выраженіемъ своей физіономіи кореецъ производитъ хорошее впечатлѣніе. Не менѣе, чѣмъ лицо, привлекаетъ къ себѣ ваше вниманіе при первой встрѣчѣ корейскій нарядъ. Почти всѣ корейцы одѣваются въ бѣлое -- бѣлая кофта или куртка, бѣлые штаны, бѣлый халатъ, чулки, и все это держится на завязкахъ, безъ пуговицъ, которыхъ корейцы не употребляютъ. Если бѣлое одѣяніе чистое,-- а это бываетъ у зажиточныхъ корейцевъ всегда, тѣмъ болѣе въ праздникъ,-- то такой бѣлоснѣжный нарядъ производитъ пріятное впечатлѣніе. Наблюдая шествующую по полю толпу крестьянъ, невольно сравниваешь ихъ со стаей лебедей,-- такъ сверкаютъ ихъ одежды на солнцѣ. Пощупавъ матерію, вы убѣждаетесь что это большею частью то грубая, то болѣе тонкая бумажная ткань домашняго издѣлія, и тогда вамъ становится понятной приверженность корейцевъ къ бѣлому. Корея страна крестьянъ, и народъ ея долгое время обходился безъ торговли съ сосѣдями, такъ что каждая семья изготовляла себѣ все нужное дома; при бѣдности, они, какъ наши бѣлоруссы, не придумали способа окрашивать ткани. Цвѣтныя матеріи, узорные яркіе ткани нравятся имъ не меньше нашаго,-- носятъ же знатные и богатые такія платья, но простой народъ остается еще при своей одеждѣ. Другая особенность корейскаго народнаго платья та, что оно часто не сшито изъ кусковъ, а склеено! Не правда ли удивительно, какъ цѣлый народъ, въ теченіе многихъ вѣковъ, почти не пользовался такой простой вещью, какъ иголка съ ниткой. Женщины, которыя кроятъ и склеиваютъ халаты и кофты, немало возятся съ ними при каждой стиркѣ. Они сперва расклеютъ платье, выстираютъ его на рѣчкѣ, а потомъ снова склеиваютъ. Въ дождливую погоду на корейцѣ нерѣдкость увидѣть бумажный плащъ, бумажную шляпу, или видѣть его шествующимъ подъ бумажнымъ зонтомъ, украшеннымъ грубымъ узоромъ. Бумага эта одинъ изъ предметовъ гордости незатѣйливой корейской промышленности. Она изготовляется по китайскому способу изъ луба ростущаго въ Кореѣ бумажнаго дерева и такъ плотна, такъ крѣпка, что съ трудомъ рвется,-- изъ полосъ ея даже вьютъ крѣпкія веревки. Если ее промаслить, то она дѣлается непромокаемой и годится на многое, напр. на платье.

0x01 graphic

0x01 graphic

0x01 graphic

   Оглядѣвъ корейца и по дивясь его одеждѣ, вы бросаете взглядъ на его головной уборъ и прическу; одни, взрослые и молодые, носятъ короткія толстыя косы; эти почтительно жмутся къ сторонкѣ; другіе ходятъ съ прической въ видѣ небольшой шишки изъ скрученныхъ на макушкѣ волосъ: среди такихъ есть даже подростки, которые держатъ себя съ достоинствомъ совершенно взрослыхъ людей. "Отчего такая разница?" спрашиваете вы. "Эти съ косами -- холостые, имъ меньше почета, а вотъ у кого шишка, это хозяинъ, женатый". "Но мальчики?" указываете вы на подростковъ 13--15 лѣтъ "женаты!" отвѣчаютъ вамъ. Какъ! изумляетесь вы, но тутъ же вспоминаете, что въ прежнія времена, еще въ началѣ XIX ст., у насъ въ Россіи въ деревняхъ нерѣдкость было натолкнуться на такихъ женатыхъ мальчиковъ. Корейцы крестьяне спѣшатъ женить сыновей, чтобы поскорѣе ввести въ домъ лишнюю работницу. Кромѣ того только женатый пользуется почетомъ, какъ домохозяинъ и глава семьи, который обладаетъ въ домѣ такою же властью, какъ глава китайской семьи.
   Чтобы прическа не разстроилась и не брала много времени, кореецъ натягиваетъ на голову тѣсный колпакъ или чепчикъ, сплетеный изъ конскаго волоса, а макушку съ шишкой покрываетъ "прозрачной" (ажурной) корейской шляпой. Шляпы эти -- гордость корейскаго мастерства; больше всего и лучше всего ихъ работаютъ на островѣ Квельпартѣ. Взявъ въ руки эту шляпу, вы, въ первый моментъ, рѣшаете, что она проволочная, такъ она прочна. Но отчего же она такая легонькая? Оказывается, что ее дѣлаютъ изъ тонкихъ волоконъ бамбука, который предварительно щепятъ на длинныя, крѣпкія и гибкія спицы. Большею частью шляпу лакируютъ въ черный цвѣтъ, и такъ какъ она на голову не налѣзаетъ и, собственно больше должна прикрывать прическу, то ее привязываютъ подъ подбородкомъ тесемкой. Шляпы стоятъ довольно дорого, поэтому корейское простонародье носитъ чаще самодѣльныя соломенныя шляпы въ видѣ опрокинутой чашки. Особенно велики эти шляпы у женщинъ; для женщинъ считается зазорнымъ показываться въ народѣ, поэтому онѣ носятъ шляпы, которыя закрываютъ всю голову по плечи, или же завѣшиваются бѣлыми покрывалами. Есть еще шляпы въ видѣ шлемовъ -- ихъ носятъ при траурѣ. Если кореецъ хочетъ носить трауръ, онъ одѣваетъ такую, закрывающую его лицо шляпу, начинаетъ избѣгать другихъ людей и даетъ зарокъ молчанія. Этотъ странный обычай, между прочимъ, послужилъ спасеніемъ для католическихъ миссіонеровъ и многихъ туземныхъ христіанъ, когда въ Кореѣ началось гоненіе на христіанъ. Облачившись въ траурную одежду, они избѣгали преслѣдователей, не опасаясь, что ихъ узнаютъ въ лицо или по звукамъ голоса.

0x01 graphic

0x01 graphic

   Обычный нарядъ корейца дополняетъ бумажный вѣеръ и крохотная трубочка на очень длинномъ, тонкомъ чубучкѣ.
   Уже при первой встрѣчѣ съ корейцами убѣждаешься, до какой степени этотъ народъ пріятнѣе китайцевъ. Обыкновенно кореецъ добродушно серьезенъ, на лицѣ его написана честная прямота безъ слѣдовъ лукавства или задней мысли, но и безъ того безстрастія, какимъ отличаются китайцы изъ простонародья. Но серьезность не мѣшаетъ корейцу быть веселымъ. Онъ охотно вступаетъ въ бесѣду, болтаетъ, очень любопытенъ, чрезвычайно любознателенъ безъ малѣйшаго пренебреженія къ чужому человѣку, къ его мнѣніямъ и манерамъ. Отсутствіе предубѣжденія объясняется любознательностью. Въ то время какъ христіанство не имѣевъ никакого успѣха ни въ Японіи, гдѣ народъ не видитъ въ немъ ничего новаго для себя, ни въ Китаѣ, гдѣ китайцы, если принимаютъ его, то чисто ради житейскихъ выгодъ, корейцы обнаруживали живой интересъ къ новымъ истинамъ, которыя принимали не изъ страха и не изъ выгоды, а въ силу потребности души. Также охотно и легко они усваивали новыя знанія, обнаруживая большую пытливость и любовь къ наукѣ. Ихъ изобрѣтательность, если она возбуждена, способна на многое. Такъ корейцы раньше китайцевъ придумали для печатанія книгъ подвижныя буквы, а путешественникъ Оппертъ съ удивленіемъ увидѣлъ у нихъ на укрѣпленіяхъ старыя пушки, которыя они остроумно приспособили для заряжанія съ казны, въ то время какъ въ самой Европѣ пушки заряжались еще большею частью съ дула. Такъ же охотно, какъ кореецъ принимаетъ новыя знанія, онъ оказываетъ услугу, сообщаетъ вамъ интересующія васъ свѣдѣнія, откровенно высказываетъ свое мнѣніе, обнаруживаетъ свои чувства, когда видитъ, что нѣтъ опасности, и ихъ нечего скрывать. Путешественникъ Оппертъ, одинъ изъ первыхъ излѣдователей Кореи, посѣтилъ ее въ пятидесятыхъ годахъ XIX ст., въ эпоху, когда чужеземцамъ подъ страхомъ смерти былъ запрещенъ доступъ въ Корею; едва онъ высадился на ея западномъ берегу, сюда немедленно сбѣжались толпы корейскихъ крестьянъ смотрѣть на невиданныхъ людей. Они знали, что ихъ правительство проникнуто ненавистью къ чужестранцамъ, знали, что за всякое содѣйствіе пришельцамъ имъ грозитъ наказаніе, и тѣмъ не менѣе, когда въ толпѣ не было шпіоновъ и чиновниковъ правительства, корейцы оказывали пришельцамъ множество услугъ: рыбаки показали имъ входъ въ устье рѣки Ханъ, на которой стоитъ столица Сеулъ, крестьяне доставляли припасы, сообщали свѣдѣнія о внутренности страны, не мѣшали имъ дѣлать экскурсіи далеко внутрь ея, и очень многіе, даже изъ присланныхъ чиновниковъ, жадно разспрашивали о чужихъ странахъ и порядкахъ.

0x01 graphic

0x01 graphic

   Когда ничто не угрожало ихъ откровенности, они простодушно жаловались на своихъ чиновниковъ за то, что тѣ не пускаютъ чужеземцевъ, не позволяютъ торговать съ ними и заимствовать отъ нихъ новое и полезное. Можете себѣ представить до чего все это изумило путешественника, ожидавшаго встрѣтить на берегахъ "Замкнутой страны" самый суровый пріемъ! Дальнѣйшее знакомство расположило его еще болѣе въ пользу корейцевъ. Однажды онъ замѣтилъ со своего парохода нѣсколькихъ корейцевъ, которые стояли на берегу и упорно смотрѣли на судно. Едва они увидѣли, что на нихъ обратили вниманіе, какъ сдѣлали незамѣтно для другихъ крестное знаменіе. Изъ этого путешественникъ заключилъ, что они христіане, которые терпятъ гоненіе и тайно хотятъ переговорить съ нимъ. Такъ оно и оказалось на дѣлѣ. Эти простые крестьяне и пастухи провели на берегу подъ дождемъ и пронзительнымъ вѣтромъ цѣлыхъ 48 часовъ, не вкусивъ ни крохи. Едва ихъ пустили на судно, они жадно накинулись на пищу и затѣмъ сообщили слѣдующее: три французскихъ католическихъ миссіонера, которые успѣли спастись отъ казней, постигшихъ другихъ французовъ и множество туземцевъ, скрывались въ глухихъ трущобахъ, преслѣдуемые по пятамъ шпіонами правительства. Услыхавъ о прибытіи европейцевъ, они послали вѣрныхъ имъ обращенныхъ корейцевъ на берегъ съ письмомъ, въ которомъ умоляли прибывшихъ, кто бы они ни были, помочь имъ спастись. Велико было изумленіе путешественника, когда одинъ изъ этихъ крестьянъ корейцевъ на его глазахъ написалъ скрывавшимся учителямъ письмо на чистѣйшемъ латинскомъ языкѣ. Латинскій языкъ въ "Замкнутой странѣ", на крайнемъ восточномъ концѣ Азіи! Какъ это вамъ нравится? Путешественнику не удалось спасти этихъ миссіонеровъ, но потомъ онъ узналъ, что они благополучно добрались до берега, и здѣсь корейскіе рыбаки согласились перевезти: ихъ черезъ желтое море въ Китай. Миссіонерамъ удалось спастись, потому что кроткій и добродушный корейскій народъ не питалъ къ нимъ никакой злобы. Наоборотъ, корейцы ненавидѣли свое гнусное деспотическое правительство и, если могли, то, по добротѣ своего: характера, охотно помогали гонимымъ. Съ этимъ добродушіемъ, и прямотой въ характерѣ корейца соединяется большая честность, какъ вообще у всѣхъ чисто земледѣльческихъ народовъ. Самое постыдное преступленіе въ Кореѣ воровство; за него, даже если украдена пустяшная вещь, чаще всего наказываютъ смертной казнью. Этимъ же объясняется повсемѣстное отсутствіе замковъ и запоровъ, кромѣ развѣ большихъ городовъ Сеула, Чемульпо, Мазампо, гдѣ теперь поселилось много пришельцевъ изъ Китая и Японіи. Впрочемъ, несмотря на отсутствіе замковъ, въ корейскій домъ нелегко проникнуть. Это не въ обычаѣ въ Кореѣ, главнымъ образомъ вслѣдствіе подчиненнаго положенія женщинъ и ихъ замкнутаго образа жизни. Корейскія женщины, даже въ деревняхъ, держатся больше внутри дома за домашними работами. На улицу, особенно въ городахъ, онѣ показываются рѣдко, а если выходятъ, то завѣшиваются. Въ Сеулѣ для нихъ прежде были назначены часы: въ такое время ворота города запирались, всѣ мужчины спѣшили домой, и на улицахъ появлялись только женщины, отправлявшіяся на рынокъ за покупками или въ гости къ родственникамъ. Большею частью у корейца одна жена, но ничто не мѣшаетъ ему, если есть средства, завести нѣсколько женъ. Свадьба празднуется безъ всякого особеннаго торжества.
   Корея страна чисто земледѣльческая и такою была всегда. Точно неизвѣстно, но полагаютъ, что тамъ живетъ около 20 милліоновъ народу. Если почти всѣ занимаются землею, то понятно, что свободной, годной для пашни земли въ Кореѣ осталось мало. Оттого, когда ѣдешь по Кореѣ, видишь все поля, огороды и опять засѣянныя поля. Лѣсу очень мало, и также мало луговъ. Какъ это не странно, но корейскіе крестьяне почти ни держатъ скота, какъ не держали его прежде, кромѣ свиней и домашней птицы. Поля бѣдные крестьяне взрываютъ лопатой, мотыгой или пашутъ на людяхъ. Кто побогаче, пользуется для этой работы волами, въ то время какъ маленькія, ростомъ чуть не съ теленка, корейскія лошади-пони, вмѣстѣ съ волами и коровами служатъ для перевозки тяжестей. Такъ какъ овецъ нѣтъ, то корейцы не знаютъ сукна и шерстяныхъ матерій. Шелковичнаго дерева разводятъ мало, и шелковыя ткани привозятся изъ Китая. Разъ нѣтъ скота, нѣтъ промышленности, оживленной торговли, то нѣтъ и настоящихъ дорогъ; большею частью ихъ замѣняютъ вьючныя тропы, по которымъ товары переносятъ вереницы носильщиковъ, замѣняющихъ лошадей, или двигаются вьюки, а то четыре носильщика несутъ въ паланкинѣ купца или чиновника. Между полями, обработанными не такъ хорошо, какъ въ Китаѣ, но гораздо лучше, чѣмъ у насъ, раскиданы убогія, корейскія деревушки, въ которыхъ хижины построены на китайскій образецъ: по угламъ строящейся хижины ставятъ столбы, пространство между ними, какъ въ рамѣ, заплетаютъ соломой, камышомъ, хворостомъ, и эту основу стѣны обкладываютъ или обмазываютъ снаружи и внутри глиной. Низкія, но широкія рѣшетчатыя окна заклеены промасленной бумагой; гдѣ нибудь въ наружной стѣнѣ видна закопченная топка печи. Въ Кореѣ, какъ и у насъ въ бѣдныхъ мѣстахъ какой нибудь Рязанской или Тульской губерніи, печи топятся снаружи. Отъ печи проходитъ труба, которая изгибается внутри хижины подъ низкой широкой лежанкой, а то и подъ всѣмъ поломъ и выходитъ въ противуположной стѣнѣ наружу. Въ суровую, зимнюю пору холодъ свободно гуляетъ по хижинѣ корейца, но обитатели ея находятъ себѣ теплое пристанище на горячей, чуть-что не накаленной лежанкѣ.

0x01 graphic

   Все въ такой хижинѣ убого и не особено чисто, все свидѣтельствуетъ о томъ, что хозяева пользуются простыми самодѣльными вещами, питаются простой пищей, которую ѣдятъ изъ простой деревянной и глиняной посуды. Пища большею частью мучнистыя похлебки, вареные бобы, квашеная рѣдька и другіе овощи, которыя приправляютъ краснымъ перцемъ или ѣдкой соей, т. е. жгучей настойкой изъ бобовъ. Скудную простую пищу корейцы запиваютъ мутной горячей водой, какая остается въ горшкѣ послѣ свареннаго риса или бобовъ. Какъ ни странно, но корейцы не пьютъ чая, такъ какъ не разводятъ чайнаго куста, хотя онъ можетъ рости въ Кореѣ, какъ растетъ рисъ, шелковица, бамбукъ. Меньше всего ѣдятъ они мяса, а молочнаго совсѣмъ не знаютъ. Корейцы даже не умѣютъ доить. Такую роскошь, какъ молоко, позволялъ себѣ только король, и то молоко попадало на его столъ въ маленькой чашѣ, въ качествѣ рѣдкостнаго блюда, притомъ довольно страннымъ способомъ. Чтобы получить его, "придворной коровѣ" связывали ноги, валили ее на бокъ и затѣмъ били по вымени лопаточками, выдавливая молоко по каплямъ.

0x01 graphic

0x01 graphic

   Подъ стать убогой корейской деревушкѣ и бѣдный корейскій городъ. Даже столица всего царства, Сеулъ, до появленія иностранцевъ, несмотря на длинную стѣну съ зубцами и бойницами, съ окованными желѣзомъ и убитыми гвоздями массивными воротами, больше походила на большое село, чѣмъ на столицу люднаго государства. Немощеныя улицы были тѣсны, грязны, обставлены по бокамъ неказистыми, рѣдко двухэтажными домами, въ которыхъ жили купцы, дворяне, чиновники. Украшенія домовъ и особенно дворцовъ были аляповаты, грубы и представляли жалкое подражаніе затѣйливымъ китайскимъ узорамъ и рѣзьбѣ. Утромъ, когда топили печи, улицы заволакивало дымомъ.
   Еще болѣе жалкое впечатлѣніе производятъ провинціальные города; низкія окружающія ихъ стѣны пообвалились, ворота, служившія когда-то оплотомъ отъ враговъ, разинуты настежь, и створы ихъ кое-гдѣ слетѣли съ петель. Внутри пыль, грязь и жалкія лавченки, точь въ точь какъ у насъ гдѣ нибудь въ захолустьѣ: ремесленники лѣниво копошатся у своихъ мастерскихъ на самой улицѣ, лавочники дремлютъ въ глубинѣ своихъ незатѣйливыхъ лавокъ, наполненныхъ грошевымъ крестьянскимъ товаромъ. Только, когда наступаетъ базарный день, въ городъ валомъ валятъ крестьяне со своими сельскими продуктами, которые они тащатъ больше на собственной спинѣ, на особыхъ носилкахъ, вродѣ тѣхъ, въ какихъ наши каменщики носятъ кирпичи. Какъ у насъ, сбывъ свои запасы, корейскіе крестьяне разсыпаются по лавкамъ и торгуютъ матеріи, посуду, орудія, -- словомъ, чего нѣтъ въ деревнѣ, а что требуется.
   Къ вечеру добродушные корейцы успѣли подвыпить скверной рисовой водки и съ грохотомъ, съ криками, приплясывая, возвращаются во свояси. Настоящее крестьянское царство: трудолюбивое, добродушно-простоватое и гостепріимное -- странники и нищіе легко находятъ пріютъ и ужинъ въ любомъ домѣ, какъ у насъ въ деревняхъ.

0x01 graphic

ГЛАВА IV.
Корейское правительство.

   Но, спросите вы, если корейцы способный и мирный народъ, если они живутъ въ странѣ, которая заключаетъ въ своихъ нѣдрахъ золото и разныя руды, а на поверхности ея, на равнинахъ и по склонамъ мягкихъ пологихъ холмовъ, въ тепломъ климатѣ, въ изобиліи родится, все, что нужно человѣку для его потребностей, то какъ же случилось, что они заперлись въ своемъ государствѣ и упорно не пускали къ себѣ никого? Въ этомъ самъ корейскій народъ не повиненъ, а повинны высшія сословія его и корейское правительство. Изъ нашего описанія видно, что корейскій народъ -- народъ крестьянинъ, обитающій по деревнямъ. Въ городахъ ютились немногочисленные ремесленники и еще болѣе малочисленные лавочники и военные. Съ древнихъ временъ и до сего дня весь народъ дѣлился на сословія, и дѣленіе это соблюдалось такъ строго, что перейти изъ одного сословія въ другое оказывалось почти невозможнымъ. Первое мѣсто въ царствѣ занималъ всегда король и его родъ. За нимъ слѣдовали "благородные", т. е. дворяне; только они имѣютъ право появляться при дворѣ и занимать статскія и военныя должности. Правда, король могъ возводить въ дворянство всякаго любимца, напримѣръ служителя, но такое жалованное дворянство являлось личнымъ, а не потомственнымъ. "Дворянинъ безъ корня" называла выскочку корейская знать. За дворянами слѣдуютъ полудворяне, нѣчто вродѣ "боярскихъ дѣтей" древней Руси; эти тоже имѣютъ право занимать должности, но только низшія. Слѣдующее сословіе, отличавшееся еще нѣкоторою образованностью, горожане, купцы и ремесленники, за ними слѣдуетъ черный народъ -- крестьяне, рыбаки, пастухи, охотники. Ниже чернаго народа стояли крѣпостные {Они теперь получили свободу.}, которыми владѣли дворяне и казна. Но между крѣпостными и чернымъ народомъ существовало еще одно презираемое сословіе или каста, къ которой принадлежали разнаго званія люди: писаря, мясники, кожевники.

0x01 graphic

   Самое любопытное въ дѣленіи корейскаго народа на сословія или касты, чего не было ни у какого другого народа, это то, что ниже всѣхъ сословій почитается въ Кореѣ духовенство! Корейцы, которые охотно слушали проповѣдниковъ христіанства, оказываются довольно равнодушными къ своимъ собственнымъ вѣрованіямъ и религіямъ, къ которымъ относятся занесенные изъ Китая буддизмъ (въ IV в. по Р. Хр.) и конфуціанство. Правда, народъ погрязаетъ въ ужасающемъ невѣжествѣ, исполненъ множества предразсудковъ, но онъ далеко не такъ суевѣренъ, какъ напр. монголы.
   Послѣ того какъ корейскіе короли изгнали при помощи Китая японцевъ, а затѣмъ очень ловко отдѣлались отъ китайскаго господства, они необыкновенно усилили свою власть надъ своими кроткими подданными. Дворянамъ корейскимъ былъ прямой расчетъ тянуть руку короля и угнетать прочія сословія. Развѣ не занимали они чиновничьи мѣста, развѣ не владѣли землей и крѣпостными? Корейскіе чиновники отлично понимали, что, если открыть въ Корею доступъ иноземцамъ, разовьется торговля и промышленность, начнутъ богатѣть горожане, пойдутъ упреки, недовольство, начнутъ сравнивать себя съ иноземцами, съ европейцами, и тогда конецъ благополучію и безпечальному житью. "Такъ лучше же не будемъ мы знать тонкаго иностраннаго товару, модъ и новшествъ, будемъ жить по старинѣ, зато по прежнему будемъ кататься, какъ сыръ въ маслѣ; это лучше, чѣмъ трепетать за свои доходы и почести, что неминуемо случится, если впустить иностранцевъ, особенно европейцевъ". Такъ разсуждали знатные корейцы и приняли всѣ мѣры, чтобы закупорить свою страну отъ всякаго сквозного вѣтра. Сдѣлать это было нетрудно, потому что корейскій король не зналъ никакого стѣсненія своей власти. Стоило ему издать указъ о закрытіи страны для чужеземцевъ, и его робкіе, запуганные подданные безпрекословно повиновались ему. При королѣ почти всегда состоялъ любимецъ, обыкновенно братъ или кто-нибудь изъ родственниковъ королевы. Ближайшими совѣтниками его и высшими чиновниками являлись три члена Тайнаго Совѣта, за которыми слѣдовали шесть министровъ. Во главѣ восьми корейскихъ областей стояли губернаторы съ титуломъ "камса", а затѣмъ слѣдовали низшіе чиновники, строго подчиненные чинъ чину. Во избѣжаніе взятокъ и разныхъ злоупотребленій, которыми корейскіе чиновники отличались свыше всякой мѣры, король оставлялъ ихъ на мѣстахъ не болѣе, какъ два года, а; затѣмъ переводилъ тѣмъ же чиномъ въ другую область, причемъ взималъ за такой переводъ порядочную сумму денегъ въ свою королевскую казну. Нетрудно себѣ представить, что изъ этого получалось: губернаторъ или другой чиновникъ, зная, что сидѣть ему въ этой области всего, два-года, предвидя далѣе, что за переводъ и за дальнѣйшія повышенія надо будетъ платить въ казну, выжималъ изъ народа столько доходу, сколько могъ, и торговалъ должностями, какъ барышникъ.

0x01 graphic

   Въ два года разъ онъ долженъ былъ писать отчетъ, все ли у него благополучно, и отъ этого отчета зависѣла его дальнѣйшая карьера. Можно себѣ, представить, какъ писались эти отчеты! Чтобы нѣсколько обуздать своихъ чиновниковъ и знать хоть крупицу правды, корейскіе короли назначали для каждой области особыхъ тайныхъ инспекторовъ, попросту сказать, шпіоновъ, съ цѣлой арміей подчиненныхъ имъ чиновниковъ, которые состояли подъ вѣдѣніемъ главнаго инспектора. Эти тайные чиновники или шпіоны слѣдили за дѣйствіями прочихъ чиновниковъ, чѣмъ вносили еще больше смуты въ правленіе: они брали взятки съ чиновниковъ, чтобы скрывать ихъ плутни, или доносили о злоупотребленіяхъ, которыхъ не бывало, ссорили всѣхъ, интриговали и сугубо обирали народъ, потому что чиновникамъ надо было и имъ платить, и самимъ наживаться. Понятно, какъ выгодно было имъ всѣмъ, чтобы Корея оставалась такою, какъ есть, чтобы ничего не измѣнилось въ ея жизни. Вотъ по этой то причинѣ корейская знать и чиновничество употребляли всѣ усилія, чтобы запереть страну, уединить ее отъ чужеземнаго вліянія.
   Но въ этомъ заключалась гибель Кореи. Японія держалась вначалѣ той же политики, Китай тоже пытается остаться при своемъ старомъ строѣ. Однако японцы рано поняли, какою опасностью грозитъ ихъ націи отсталость, и широко открыли двери западной наукѣ и культурѣ. Пока Японія жадно впитывала все, чего она была такъ долго лишена, и въ чемъ нуждалась, корейцы продолжали пугливо сторониться всякихъ новшествъ и дождались того, что европейцы и японцы силой заставили ихъ впустить себя въ Корею.
   Что же оказалось?
   Бѣдный, забитый и отсталый корейскій народъ и его страна стали игрушкой и яблокомъ раздора для своихъ сильныхъ сосѣдей. Жалкій корейскій король и его приверженцы должны были безгласно подчиняться иноземнымъ приказамъ. Былое спокойствіе и благополучіе разсѣялись, какъ сонъ, въ "Странѣ утра" хозяйничаютъ иноземцы, и неизвѣстно, удастся ли исконнымъ обитателямъ ея стать когда нибудь самостоятельнымъ и сильнымъ народомъ.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru