Бернфельд Симон
Германия в 19 веке

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Германия в 19 веке. -- В начале 19 в. политическое состояние евреев было очень печально. Немногим лучше было их общественное и экономическое положение. Политические условия их жизни были различны в отдельных немецких государствах. Со времени Вестфальского мира (в 1648 году) эти государства Германии пользовались de facto и de jure полной независимостью; императорская власть тогда, в сущности, совершенно прекратилась; существовавшая раньше возможность апелляции к императору против произвола и угнетения князей или имперских городов исчезла. Каждое немецкое государство (а перед французской революцией их было около 400) могло делать со "своими" евреями все, что ему вздумалось. Не было государства, где бы евреи пользовались правами гражданства или хотя бы подданства (Heimatsrecht). Исключение составляли только (в начале 19 в.) те немецкие провинции, которые по Базельскому миру (1795) перешли к Франции (по левому берегу Рейна). В Пруссии евреи составляли "колонию иностранцев" и, за исключением немногих богачей, могли быть в любое время выселяемы из пределов монархии. Пруссии принадлежала тогда также значительная часть нынешней Польши. В нескольких маленьких и средних государствах Г. еще существовала позорная "личная пошлина" ("Leibzoll"), тяжелая нe только в моральном, но и в экономическом отношении. При тогдашней разрозненности государственной территории иной бедный еврейский разносчик должен был уделять при вечных странствованиях с места на место значительную долю своего скудного заработка на уплату этой пошлины. Евреям запрещалось приобретение поместий, а равно занятие адвокатурой и большинством свободных профессий. Даже торговля была затруднена для них во многих важных отношениях. К этому присоединялась тяжесть невыносимо высоких налогов, взимавшихся во многих немецких государствах не с дохода, а с самого имущества, хотя бы последнее никакой прибыли и не приносило. Так как община в целом была ответственна за уплату налога, то часто среди членов общины возникали трения, причем дело не обходилось без доносов. -- В удовлетворении своих религиозных потребностей евреи в общем пользовались неограниченной свободой. Встречались, впрочем, и различные притеснения. Во многих государствах все еще существовала позорная присяга "more judaico" (вплоть до 1848 года).
   В Пруссии, Ганновере, Гессене и во всей северо-западной части Г., где стала развиваться промышленность, экономическое положение евреев начало постепенно улучшаться. В Г. стал заметен переход от мелкой торговли и мелкой индустрии (мануфактуры) к мировой торговле и крупному индустриальному производству. Так как евреи не могли вкладывать свои капиталы в земельные предприятия, они обратились к промышленности и торговле. Крупной выгодой было для них то, что они всюду легко могли войти в деловые сношения со своими единоверцами. В начале 19 в. среди евреев Пруссии и северо-западной Г. наблюдалось сравнительное материальное благосостояние. Но в большинстве южных и западных и некоторых государствах Средней Г. положение их было очень тяжело. В Баварии, Вюртемберге, Бадене, Гессене и т. д. евреи занимались торговлей скотом и не пользовались расположением сельских жителей. Социальное положение их находилось в полном соответствии с их экономическим положением. Где они пользовались материальным благосостоянием, там они отличались большей образованностью, а соответственно этому и их положение в обществе было лучше. Стремление евреев к образованию можно было наблюдать, однако, также среди беднейших элементов населения. Того, чего евреи не могли достичь посредством материальных благ, они часто добивались путем образования и знания. При этом следует заметить, что в начале 19 в. посещение общественных школ евреями составляло редкое явление. В большинстве случаев их допускали на медицинский факультет, где они могли сдавать экзамен на звание доктора. -- Начиная с эпохи Лессинга (см.) участие евреев в духовной жизни Г. начало постепенно усиливаться. Своеобразным, хотя и понятным явлением был рост ненависти к евреям в Г., заметный на границе двух столетий. Во второй половине 18 века Лессинг и Мендельсон положили основание гуманному течению в немецком народе. Политическое положение евреев начали находить несправедливым и недостойным; и если евреям нельзя было дать политических прав (ибо правительства были пропитаны духом Средневековья), то отношение к ним, по крайней мере в обществе, улучшилось. Когда, однако, вопрос об эмансипации евреев в начале 19 в. назрел, ненавистнические инстинкты и старые средневековые предрассудки вспыхнули снова. Известные элементы интеллигенции приняли сторону массы. К этому присоединились недоброжелательные чувства, возникшие на почве торговой конкуренции, а также обычная зависть к состоятельным евреям и их роскошному образу жизни. Поведение евреев в театрах и других общественных местах иногда находили вызывающим. Еврей-выскочка, а в особенности еврейка, стали постоянными юмористическими фигурами немецкого романа и немецкой драмы. Это недружелюбное отношение покоилось, главным образом, на привычке видеть евреев равноправными: к еврею привыкли питать известное сожаление и не желали расстаться с возможностью видеть его приниженным. В это время Наполеон продолжал свое победоносное шествие пο Средней Европе, и в завоеванных провинциях, отчасти присоединенных к Франции, отчасти ставших вассальными, были введены новые порядки. В 1806 г. Пруссия была разбита, и если в Эльзасе и во французской Рейнской провинции именно в это время началось движение против евреев, приведшее к ограничению их прав на 10 лет (1808--1818), то в общем политическое положение евреев в завоеванных провинциях значительно улучшилось. В Вестфальском королевстве (см.), равно и во вновь созданном великогерцогстве Франкфурте, евреи получили полное гражданское равноправие. В 1812 г. они были натурализованы также в Пруссии и наделены известной частью гражданских прав. Они получили предварительно коммунальные права, а также кое-какие политические. Вместе с тем с них были сняты многие тягостные и позорные ограничения и стеснения. По всей Г. была отменена личная пошлина. Несмотря на то, что французская революция принесла много добра евреям, они во время освободительных войн 1813--15 гг. энергично боролись против французского господства. Они пожертвовали много денежных средств на войну, а юношество добровольно отправлялось на борьбу против Наполеона за освобождение отечества. Не обошлось тут без иронии истории: в то время как еврейские добровольцы проливали кровь за отечество, вновь упрочившиеся немецкие правительства лишили их и их соплеменников гражданских прав. На Венский конгресс (см.) немецкие евреи для защиты своих интересов послали своих представителей. Меттерних (см.) и князь Гарденберг (см.) энергично стали на сторону евреев. В еврейских салонах Вены, где вращались члены конгресса, также работали в их пользу. Странно было, конечно, что Меттерних не требовал эмансипации евреев в самой Австрии, но в Пруссии этого даже нельзя было ожидать, хотя сам канцлер относился к евреям доброжелательно: правление "противника всех новшеств" короля Фридриха-Вильгельма III приняло в еврейском вопросе явно реакционное направление. Так называемые "вольные" города Франкфурт, Бремен, Гамбург и Любек особенно энергично старались лишить евреев всех прав, полученных ими во время французского господства. После упорной борьбы в немецком "союзном акте" от 9-го июня 1815 г. параграф 101-й, касавшийся евреев, был формулирован в том смысле, что впредь положение евреев в германских союзных государствах должно быть урегулировано союзным сеймом (Bundestag). Под гнетом начавшейся в Г. реакции у евреев было мало надежды на улучшение своего положения. В Пруссии у них отняли целый ряд ранее предоставленных им прав. Во Франкфурте гнет доходил до того, что была установлена норма дозволенных браков; свыше установленного числа браков евреям не дозволялось заключать новые. За небольшими исключениями, общественные школы были закрыты для них. Еврейские общины основывали поэтому собственные школы, которым в Пруссии предоставлялись даже публичные права. В Бадене, в Вюртемберге и в некоторых небольших государствах потребности культа были урегулированы правительством; в большинстве же государств еврейская религия была только терпима. Свобода передвижения также была ограничена во многих государствах Г. В Познанской провинции, возвращенной Пруссии Венским конгрессом, евреи не были натурализованы. Во многих немецких городах ненависть горожан к евреям вскоре привела к насилиям. Правительства должны были защищать евреев вооруженной силой. Вожди немецких либералов Роттек, Велькер и др. отличались особой враждебностью к евреям. Начался период национального шовинизма, проповедовавшего вражду к "французам и евреям" и нашедшего большое сочувствие среди учащейся молодежи. К этому времени относится появление оскорбительного восклицания "Juden, hep-hep!". Первая четверть 19 в. отмечена также сильным распространением перехода евреев в христианство. Еще до наступления реакции многие образованные евреи, не будучи в состоянии дождаться эмансипации, приняли христианскую религию. В христианство перешли также многие образованные женщины и девушки, желавшие занять в обществе лучшее положение или выйти замуж за христиан. После того как предложение Давида Фридлендера (выраженное в известном послании к пастору Теллеру от 1799 года) относительно принятия в христианство при опущении некоторых догм осталось без последствий, многие стали креститься без всяких условий. Известная часть образованного еврейства, оставаясь верной своему народу, пыталась, однако, провести в иудаизме необходимые реформы. Сначала эти стремления были направлены только на преобразование публичного богослужения. В Касселе, столице вновь созданного королевства Вестфалии, Израиль Якобсон впервые ввел богослужение с органом, немецким песнопением и немецкой проповедью. Когда Вестфальское королевство со всеми его нововведениями прекратило свое существование, Якобсон переселился в Берлин и там сделал попытку ввести подобное богослужение сначала в частном доме, потом в единственной общинной синагоге. Прусское правительство высказалось, однако, против этих новшеств и запретило их. После этого некоторые образованные и богатые евреи основали в Гамбурге (1818) особый "храм". По поводу молитвенника и распорядка этого храма возникла сильная борьба, привлекшая к себе внимание всех евреев и за пределами Г. В других германских государствах также проявились подобные реформационные течения. Одновременно с борьбой за равноправие и реформистскими стремлениями среди евреев Г. началось движение, направленное к научному изучению иудаизма, в особенности с культурно-исторической точки зрения. В Берлине возник в 1819 г. "Verein für Kultur und Wissenschaft der Juden", во главе которого стояли Цунц, Эд. Ганс и друг. Союз начал издавать журнал под названием "Zeitschrift für Wissenschaft des Judenthums" (всего вышел один том, Берлин, 1823), в котором цель союза формулировалась следующим образом: "распространение среди евреев европейского образования и научного познания иудаизма для того, чтобы таким путем подготовить безболезненный переход от Средневековья к современности, в особенности же для того, чтобы избегнуть массовых переходов в христианство". Эти добрые намерения разбились, однако, ο безучастие самих евреев, и предприятие оказалось преждевременным. Союз в конце концов прекратил существование, хотя его деятельность и не осталась бесследной. -- Важным поворотным пунктом в истории немецких евреев была Июльская революция 1830 г., оказавшая на евреев сильное влияние. Реакция, угнетавшая всю Европу под защитой "Священного союза", потерпела благодаря революции сильный удар. Немецкое бюргерство с новым мужеством восстало против полицейского произвола, тяготевшего над народом. У евреев опять возникла надежда, и отчаяние стало уступать место бодрой работе в борьбе за гражданские права. Дело шло о том, чтобы настроить общественное мнение Г. в пользу еврейск. равноправия -- еврейский вопрос должен был стать вопросом права и политической морали. В этой борьбе особенно выделился Габриель Риссер, вещим словом сумевший отвратить либералов от их антисемитизма. С того времени христианские политики, свободные от предрассудков, принимают участие в борьбе за эмансипацию евреев в интересах консолидации современного государства и современного общества. В некоторых средних и малых государствах правительства, уступая духу времени, сами стали предоставлять евреям по крайней мере часть гражданских прав. Лозунгом борющегося еврейства было: "не прав, а право!" (keine Rechte, sondern Recht!). Пруссия пыталась дать кое-какие права (закон 23 июля 1817 г.). В Познани евреи были отчасти натурализованы (крупные торговцы, получившие высшее образование, и ремесленники) и пользовались свободою передвижения. Унизительная присяга more judaico была отменена в некоторых немецких государствах. Даже Гамбург и Франкфурт должны были отчасти удовлетворить запросы времени. В ту боевую эпоху среди немецких евреев усилилось также реформистское движение. Многие соединяли реформистские стремления с требованием гражданских прав, полагая, что эти стремления будут содействовать эмансипации. В 1844 г. состоялось собрание раввинов в Брауншвейге, а в 1845 году во Франкфурте; оба эти собрания можно признать апогеем реформистского движения среди немецких евреев. Одновременно с этим возникли реформистские товарищества в различных немецких общинах, особенно в Берлине и Франкфурте. Вторично возникший "храмовой" спор в Гамбурге (в 1842 г.) также сильно занимал умы. В 1845 г. в Берлине была основава реформистская община. Массовые крещения евреев прекратились. События 1848 г. сразу переменили положение. Революция создала современное общество, в котором не осталось места гражданскому бесправию евреев. Все конституции, равно как конституции всей Г., установили полное равноправие граждан без различия религии. В первом немецком парламенте во Франкфурте, в котором принимало участие несколько евреев в качестве депутатов, провозглашения еврейского равноправия добился Габриель Риссер, избранный вторым вице-президентом. В прусской палате депутатов также заседали евреи, среди которых Иоганн Якоби пользовался большим влиянием. Вскоре, однако, в стране вновь наступила реакция, и дарованные конституции были частью сокращены, частью совсем уничтожены. Равноправие, однако, de jure не было отменено. Практически многое продолжало оставаться лишь на бумаге, в особенности допущение евреев к общественной службе, поступление их в высшие школы, в суды, в войска и т. д. В противоположность этому все свободные профессии стали для них доступны, все юридические ограничения пали. Вновь созданная Германская империя (1871) также включила равноправие граждан в свою конституцию. После 1871 г. во всех немецких государствах повеяло либеральным духом. Практическое осуществление эмансипации еще наталкивалось, правда, на различные затруднения; но все-таки казалось, что вскоре должны пасть последние преграды. Вдруг в Германии вспыхнуло (1878) антисемитское движение. Рука об руку с антисемитизмом шли политическая реакция и национальный шовинизм, также направленный против евреев. Правительства отнеслись к этому движению частью благосклонно, частью пассивно. В 1880 г. были собраны многие подписи под петицией германскому рейхстагу, в которой требовалась отмена равноправия евреев. На соответственную интерпелляцию в прусском ландтаге (ноябрь 1880) прусское правительство ответило, что не намерено отменять еврейского равноправия, но намекнуло при этом, что эта эмансипация наступила слишком рано; это звучало точно ободрением для антисемитов. Ни одно немецкое государство (за исключением только Бадена) не осталось свободным от антисемитизма. Немецкие правительства с Пруссией во главе вскоре начали извлекать пользу из него, еще более ограничив принятие евреев на государственную службу. В армии, которая, за исключением Баварии, находится в полном ведении Пруссии, повышение евреев даже в офицеры запаса совершенно перестало практиковаться. Антисемитское движение охватило только средние элементы, чиновничество и учащуюся молодежь. Широкие рабочие массы остались нетронутыми им или даже энергично восстали против него. Протесты же молодежи имели то последствие, что бюрократия все более и более проникалась антисемитизмом. В 1884 г. прусское правительство предприняло массовые высылки иностранных евреев, русских, пoльских, галицийских, румынских. Хотя позже эти высылки уменьшились, но они не прекратились до настоящего времени. Результатом антисемитской травли были процесс ο поджоге синагоги в Нейштеттине (1884), процесс о ритуальном убийстве (1892) в Ксантене и Коницкое дело 1899 г. В то же время в Пруссии не было недостатка в робких, правда, попытках провести ограничения евреев в законодательном порядке. В 1896 г. было внесено предложение относительно недопущения евреев на службу по судебному ведомству. Против таких ограничений в рейхстаге и прусском ландтаге всегда восставала католическая партия центра, опасавшаяся распространения ограничений и на католиков. В последнее время изменилась тактика центра, одобрившего в Пруссии поведение министра юстиции Шенштедта, который допустил еврейских адвокатов к нотариату лишь в ограниченном количестве. A в Баварии, где господствует центр, он добился ограничения числа еврейских судей до 5% их общего количества, причем эту меру центр провел против воли правительства. При составлении нового школьного закона в Пруссии (1906), объявившего все народные школы христианскими, еврейские интересы опять-таки не были приняты во внимание. Допущение еврейских учителей и учительниц в подобных школах на будущее время исключается (кроме учителей еврейской религии). -- Немного улучшилось положение евреев со времени создания "блока" (1907) между либералами и консерваторами. Так как либералы опирались отчасти на евреев, то правительство в свою очередь стало обращаться с ними внимательнее. Однако практическое проведение равноправия является делом далекого будущего. Реакционное движение объединило евреев за последние тридцать лет. В общем чувство общности и самосознания повысилось за последнее время. Возникли политические и иные организации для отражения нападок на евреев и для концентрации сил. Рядом с "Союзом общин" (Gemeindebund), объединившим немецкие общины для культурных, не политических целей (основан в 1869 году), и "Союзами для изучения еврейской истории и литературы" (с 1892 г.) возникли также "Центральный союз немецких граждан иудейского вероисповедания" (1893) и "Союз немецких евреев" (1903). Ложи "Бней-Брит" и "Общество для содействия познанию еврейства" (1903), в свою очередь, много сделали для укрепления еврейства в Г. Лишь благодаря их энергии германские евреи, не образующие даже 1% всего населения, в состоянии были защитить свою позицию и добиться у правительства кое-каких справедливых уступок. Попытка антисемитского движения уничтожить евреев в экономическом отношении может в общем считаться не удавшейся. Экономический и общественный бойкот евреев в маленьких местечках и деревнях стал наблюдаться с 1880 г. Это повело к тому, что евреи должны были оставить такие места и переселились в большие города. Развитие индустрии и жизни больших городов благотворно повлияло и на экономическое положение евреев. В крупных центрах евреи принимают значительное участие в самоуправлении, где поныне занимают много почетных бесплатных должностей. Социальное положение евреев в Г. также улучшилось благодаря этому. -- Ср.: Jost, Neuere Geschichte der Israеliten von 1815 bis 1845 (1846--47); Grätz, Geschichte; Bernfeld, Juden und Judentum im XIX J., 1898; Philippson, Neueste Gesch. d. jüd. Volkes, Bd. I--II (1907 и 1910).

С. Бернфельд. 6.

   
   Еврейская периодическая печать в Германии. -- Г. является родиной евр. периодической печати. Первый евр. еженедельный журнал вышел в Берлине в 1750 г. Редактором его был Мендельсон, и назывался он "Kohelet Mussar", всего вышло два номера. Многие yтверждают, что еврейская община запретила журнал как опасное новшество, что представляется, однако, маловероятным. Причина заключалась, по-видимому, в отсутствии материальных средств. Затем в силезском городке Дигернфурте, где существовала значительная еврейская типография, начал выходить немецко-еврейский журнал (два раза в неделю), печатавшийся евр. литерами. Выходил он в течение 1771 и 1772 гг. и назывался "Dyhernfurter Privilegierte Zeitung". Большое влияние на культурное развитие евр. народа имел журнал "Hameassef". Возник он в 1783 г. (5544 от сотворения мира) и с небольшими перерывами выходил до 1811 г. сначала в Кенигсберге, затем в Берлине, Бреславле, опять в Берлине, в Альтоне, наконец, в Дессау. В Брюнне и Праге стал выходить в 1802 г. журнал "Jüdische Monatsschrift" на немецком языке древнееврейскими литерами. Какого-нибудь значения в истории еврейской прессы журнал этот, однако, не имел. Большую роль играл орган, основанный в 1806 г. Давидом Френкелем в Дессау под названием "Sulamith". С некоторыми перерывами он выходил до 1846 г. -- В 30-х г. 19 в. политическая жизнь немецких евреев испытала большое оживление; наряду с вопросами религиозного характера, которые разрабатывались в журналах, выдвинулись также проблемы гражданского равноправия евреев. К этому присоединился вопрос относительно реформы общины. Все это повело к созданию значительного числа журналов, из которых только немногие оказали продолжительное влияние на еврейскую жизнь. Из наиболее важных упомянем следующие: одним из старейших нем. ежемесячников является журнал "Zeitschrift für die Wissenschaft des Judenthums", который издавался всего один год Л. Цунцом (Берлин, 1823). Он создал эпоху как первый научный орган в точном смысле этого слова. Того же направления придерживался журнал "Wissenschaftliche Zeitschrift für judische Theologie", основанный в 1835 году Авраамом Гейгером (см.). Выходил он с перерывами до 1848 года (Франкфурт, Штутгарт, Грюнберг, Лейпциг). Будучи строго научным, журнал преследовал также реформистские цели. В 1832 г. Габриель Риссер (см.) основал в Альтоне чисто политический журнал "Der Jude", поставивший себе целью борьбу за политические права евреев. Особенно важное значение имело основание Людвигом Филиппсоном в 1837 г. журнала "Allgemeine Zeitung des Judenthums", выходившего до 1888 г. под редакцией своего основателя, с 1889 г. по 1909 г. под ред. Густава Карпелеса, а с октября 1909 года редактируемого Людвигом Гейгером. Решительно реформистского направления был "Der Israelit des XIX Jahrhunderts", выходивший с 1839 пo 1841 г. в Мейнингене дважды в месяц, а с 1841 по 1848 г. в Герсфельде еженедельно. Редактировался журнал Менделем Гессом и Самуилом Гольдгеймом. Издававшийся во Франкфурте с 1839 по 1841 г. (еженедельно) журнал "Israelitische Annalen" редактировался M. Иoстом; в нем помещались научные статьи и отстаивались общееврейские интересы. В 1840 г. Юлиус Фюрст основал еженедельник "Der Orient" с научным приложением "Litteraturblatt des Orients". Он выходил в Лейпциге и быстро завоевал руководящее влияние. В политическом отношении, в борьбе за равноправие евреев, он был решительно либеральным (цензурные условия Саксонии допускали больше свободы); в религиозном же отношении он, напротив, склонялся к консерватизму, не впадая, однако, в крайнюю ортодоксию. Особенно важное значение имело научное приложение, помещавшее серьезные исследования из всех областей знания иудаизма. Помимо многих крупных еврейских ученых, в нем принимали деятельное участие также христианские. С 1850 года стало выходить только одно приложение; после событий 1848 года политическая часть оказалась излишней. В 1851 году журнал совсем перестал выходить, а последние NoNo его были изданы в 1853 г. -- В то же время Л. Филиппсон издавал популярный еженедельник "Die religiöse Wochenschrift" (Лейпциг, 1844--45); в Лейпциге же выходил журнал "Sabbatblatt" (1842--46), редакторами которого были последовательно: Г. Зоммерфельд, Ю. Замшютц, Юлиус Фюрст и Адольф Иеллинек. -- В 1846 г. Самуил Энох и Яков Эттлингер основали еженедельник "Der treue Zionswächter", придерживавшийся строго ортодоксальных принципов. Он выходил в Альтоне с 1845 по 1855 г. Одновременно с ним выходил журнал "Schomer Zion ha-Neeman" (Альтона, 1846--56), помещавший также научные статьи. Органом умеренного либерализма явился основанный Захариасом Франкелем журнал "Zeitschrift für religiöse Interessen des Judentums" (Берлин, 1844--1846), также помещавший научные исследования. -- Помимо ежемесячников и еженедельников, выходили также различные ежегодники, из которых некоторые имели крупное значение. Раньше всего следует упомянуть ο ежегоднике "Jedidja" (Берлин, 1817--33), издававшемся Иеремией Гейнеманом; затем ο своеобразном периодическом издании "Der biblische Orient" (Мюнхен, 1821). -- События 1848 г. отмечают весьма важный поворотный пункт в духовной жизни евреев. Освободительное движение устранило почти всякий интерес к чисто еврейским вопросам. Три наиболее значительных журнала, "Wissenschaftliche Zeitschrift für jüdische Theologie" A. Гейгера, "Zeitschrift für die religiösen Interessen des Judentums" Франкеля и "Orient" Фюрста, прекратили свое существование либо во время освободительного движения, либо вскоре после него. Интерес к еврейским вопросам возрождался крайне медленно. С 1853 года Захар Франкель стал издавать "Monatsschrift für Geschichte und Wissenschaft des Judentums" (последовательно: в Лейпциге, Бреславле, Берлине; редакторы: Франкель, Грец, П. Ф. Франкель, М. Бранн и Д. Кауфман). С 1887 г. по 1892 г. журнал не выходил. Ныне (1910) редактором состоит М. Бранн. Партийные религиозные споры возобновились, и эти споры послужили началом к созданию новых публицистических органов. Значительнейшим из них является "Israelitisches Volksblatt" Л. Филиппсона (Лейпциг, 1854--1866), позже объединившийся с "Allgemeine Zeitung des Judentums". С. P. Гирш, представитель крайней ортодоксии, основал "Jeschurun", выходивший с 1854 по 1870 год во Франкфурте в виде ежемесячника, а с 1883 по 1886 г. в Ганновере как еженедельник. Органом крайней ортодоксии был также основанный в 1860 г. "Israelit", выходивший раньше в Майнце, теперь же во Франкфурте-на-Майне (основатель -- М. Леман). Менее ортодоксальным является еженедельник "Die jüdische Presse" (основан в 1869 году в Берлине С. Энохом; ныне -- 1910 -- редактируется Рильдесгеймером). Среднее направление было представлено "Israelitische Wochenschrift" в Бреславле (основан в 1868 году А. Трейенфельсом как орган бреславльской семинарии, продолжен с 1878 по 1894 г. М. Рамером в Магдебурге). Еженедельник имел несколько приложений, важнейшим из которых было "Das jüdische Literaturblatt", продолжавшее выходить самостоятельно до 1906 г. (ред. Л. Розенталь). В новейшее время некоторое значение имел еженедельник "Israelitische Wochenschrift", орган умеренных либералов. Редактировали его: А. Левин, С. Бернфельд, M. A. Клаузнер. Он издавался в Берлине с 1894 по 1906 г. С 1906 г. в Кельне выходит сионистская газета "Die Welt" (см.), а в Берлине с 1895 г. сионистская же "Jüdische Rundschau". Распространенными еврейскими изданиями являются в настоящее время: "Israelitisches Familienblatt" в Гамбурге (с 1893 г. беспартийное), "Israelitisches Gemeindeblatt" в Кельне (с 1888 г., умеренно либеральное), "Israelitisches Familienblatt" во Франкфурте, "Generalanzeiger" в Берлине (с 1902 г.), "Die Menorah" в Гамбурге (с 1891 г.), "Im deutschen Reich" (с 1895 г.). Очень значительной является еврейская научная периодическая литература. Помимо упомянутых, следует отметить еще трехмесячник "Jüdische Zeitschrift für Wissenschaft und Leben", редактированный Авраамом Гейгером (Бреславль, 1862--1875); "Hebräische Bibliographie", "Hamaskir" M. Штейншнейдера (Берлин, 1858--82); "Zeitschrift für hebräische Bibliographie" г. Броды, затем A. Фреймана (Берлин и Франкфурт-на-М. с 1896 г.); "Magazin für die Wissenschaft des Judentums" (ред. A. Берлинер и Д. Гофман, Берлин, l874--93); "Zeitschrift für die Geschichte der Juden in Deutschland" Людвига Гейгера (Брауншвейг, 1887--92). Очень богат содержанием древнееврейский трехмесячник "Jеsсhurun" И. И. Кобака (последовательно Львов, Бреславль, Фюрт, Бамберг, с 1856 по 1878). Нужно упомянуть ο популярно-научных "Monatsblätter" Адольфа Брюлля (Франкфурт-на-М., 1881--1906) и "Ost und West" (ред. Лео Винц, Берлин, с 1901 г.). Институт для содействия еврейской литературе издавал "Jahrbuch für die Geschichte der Juden und des Judenthums" (Лейпциг, 4 тт.). Ценный реперторий всех областей знания иудаизма представляют "Jahrbücher für jüdische Geschichte und Literatur" H. Брюлля (Франкфурт, 1874--90; всего 100 тт.). Ee менее солидным и богатым по содержанию является "Jahrbuch der jüdischliterarischen Gesellschaft in Frankfurt" (1903--09). Исследования этого сборника отличаются консерватизмом. Популярно-научным и художественным сборником является "Jahrbuch für jüdische Geschichte und Literatur", издаваемый "Союзом союзов для изучения еврейской истории и литературы в Германии" (Берлин, 1898--1910). -- Кроме того, выходили периодические сборники по отдельным специальностям, например, "Israelitisches Predigt- und Schulmagazin" Л. Филиппсона (Магдебург, 1834--1835), "Israel, Predigtmagazin" M. Рамера (Лейпциг, 1875), "Jahrbuch des deutsch-israelitischen Gemeindebundes" по общинной статистике и т. д. (с 1888 г.), "Mitteilungen der Gesellschaft für jüdische Volkskunde" (Гамбург, Берлин, Вена, с 1898 г.), "Mitteilungen der Gesellschaft für Erforschung jüdischer Kunstdenkmäler" (Франкфурт, с 1900 года). Наконец, следует упомянуть ο множестве народных календарей. С. Бернфельд. 6.

Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, т. 6: Гадассий -- Данте, стлб. 347--377

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru