Бернфельд Симон
Потомство Моисея Мендельсона

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Потомство Моисея Мендельсона (см.) дало ряд выдающихся деятелей в литературе, искусстве и науке в Германии. [Хотя потомство М. не принадлежит больше еврейству, оно, однако, интересует нас, как потомство великого мужа, игравшего такую выдающуюся роль в истории еврейск. культуры. Вместе с тем, история семьи М. доказывает лишний раз, что всякий быстрый переход с одной ступени культурного развития на другую стоит народу весьма дорого и сопровождается для него тяжкими потерями. -- Ред.]. У Моисея М. было три сына: Иосиф, Авраам и Натан, и три дочери: Доротея, Генриетта и Реха. Дочери М. были богаче одарены, чем сыновья, и играли в литературном мире Берлина несравненно большую роль; причину этого превосходства отчасти нужно видеть в том, что женщины могли посвящать науке, литературе и искусству гораздо больше времени, чем мужчины, для которых доступ к ученым и даже свободным профессиям был закрыт и которые вследствие этого должны были заниматься лишь торгово-промышленной деятельностью, к которой они должны были подготовляться, начиная со сравнительно раннего возраста. Иосиф М. (1770--1848) получил в доме отца прекрасное воспитание и рано обнаружил большие способности и необыкновенную любознательность; несмотря на это, он должен был посвятить себя коммерческой деятельности. Банкир всю жизнь, И. М. нередко писал серьезные труды, свидетельствующие как о разносторонней его эрудиции, так и о широком круге его литературно-научных интересов. Помимо биографии своего отца (введение к изданию его сочинений, Лейпциг, 1843--1845), Иосиф М. написал еще несколько исследований по политической экономии, а также по литературе: "Berichte über Rosettis Ideen zu einer neuen Erläuterung des Dante" (1846). Его сын, Георг Бениамин M. (1794--1874), был небезызвестным историком и профессором в Бонне. Он написал два солидных исторических труда: "Das germanische Europa" (1836) и "Die ständischen Institutionen im monarchischen Staate" (1846); кроме того, он опубликовал много работ по статистике. Второй сын Моисея М., Авраам М. (1776--1835), был выдающимся финансистом и основал существующую поныне (1911) известную банкирскую контору "Mendelssohn et Co.". Сын его, Феликс Мендельсон-Бартольди (см.), придал фамилии М. новый блеск. Дочь Авраама М., Фанни М. (1805--1847), была известной пианисткой и написала также ряд музыкальных вещей; она имела большое влияние на своего брата Феликса, дарования которого на первых порах развертывались под ее руководством. Она вышла замуж за художника Вильгельма Гензеля, сын которого Себастьян Гензель (умер в 1898 году) написал известную книгу "Die Familie Mendelssohn" (15-e изд., 1908). Другая дочь Авраама, Ревекка М., была известна в качестве образованной и передовой женщины; она вышла замуж за знаменитого математика Лежен-Дирихле (из французских гугенотов, поселившихся в Берлине). Сын ее, Вольф Дирихле, был выдающимся ученым и политическим деятелем. Младшим сыном Авраама М. был Поль М., внук которого Арнольд М. (род. в 1855 году) известен в качестве композитора и музыканта-виртуоза. Сын Феликса Бартольди М., Карл М.-Бартольди (1838--1897), был профессором истории во Фрейбургском университете и считался в Германии одним из лучших знатоков новой истории Греции. Другие представители этой линии семьи М. играли большую роль в финансовом мире; некоторые из них известны также, как виртуозы-скрипачи и музыкальные деятели вообще. Третий сын Моисея М., Натан М. (1784--1850), был дельным механиком, одним из основателей Политехнического общества в Берлине, читал лекции по электромагнетизму, гальванопластике и занимал впоследствии выдающийся государственный пост по своей специальности. Он женился на младшей дочери Даниила Итцига, Генриетте Итциг. Из дочерей Моисея М. самой выдающейся была Доротея (1763--1839); настоящее ее имя было Брендель-Вероника. Доротея М. была высокоодаренной женщиной и в течение долгого времени играла одну из виднейших ролей в литературных салонах на пороге 19 в. Она считается одной из основательниц романтической школы в немецкой литературе и искусстве. Доротея М. рано вышла замуж за купца Симона Фейта. Хотя брак этот и не был несчастным, однако и полного счастья он также не дал Доротее, которая в 1797 г. влюбилась в известного немецкого поэта Фридриха Шлегеля, бывшего на 9 лет моложе Доротеи. Отношения между Шлегелем и Доротеей М. сделались вскоре предметом оживленных обсуждений в берлинских литературных кругах; многие порицали Доротею и даже отвернулись от нее, но известный теолог-профессор Шлейермахер выступил в защиту этой связи двух духовно одинаково одаренных людей, и благодаря его стараниям брак Доротеи с Симоном Фейтом был расторгнут. Однако ввиду нежелания Доротеи при жизни матери принять христианство она не могла выйти замуж за Шлегеля, и только впоследствии она вступила с ним в законный брак, который оказался для нее чреватым всевозможного рода неприятностями. Вместе с Фр. Шлегелем она уже через несколько лет после замужества перешла в католическую веру, так что она, таким образом, дважды меняла свою религию. В ранние годы Доротея вела сильную и временами очень успешную борьбу с "язычеством" Гете в духе романтизма, причем романтизм этот содержал в себе зародыши мистицизма с католическим привкусом, видимо навеянным на нее Шлейермахером. Однако нередко в ее письмах и вообще произведениях обнаруживается истинно-религиозное настроение. Ее перу принадлежит роман "Licinde", вышедший под именем ее мужа; роман вызвал в немецком обществе сенсацию, так как до этого никто не решался так смело и открыто говорить об эротических вопросах. Другие ее произведения касаются почти исключительно средневековой культурной жизни, которая ее, проникнутую романтическим и католическим духом, особенно сильно привлекала. От первого ее брака у нее было четыре сына, из которых наиболее выдающимися были Иоанн и Филипп. Оба они были воспитаны Симоном Фейтом в евр. духе, но вместе с тем им преподавали и предметы общего образования, а под влиянием матери они прониклись особой любовью к Германии и ее судьбам. Во время освободительных войн против Наполеона оба они служили в прусской армии в качестве добровольцев. Иоанн Фейт впоследствии приобрел имя значительного исторического художника. Более крупное значение имеет Филипп Фейт (1793--1877), также художник, но с гораздо большими дарованиями. Его духовное развитие шло под знаком романтизма и католицизма, он воспитывался под влиянием своей матери и был ее последователем и поклонником. Первые его картины имели библейский сюжет; таков: "Joseph bei der Frau des Potiphar" и "Die sieben fetten Jahre" (в Национальной галерее в Берлине). Для позднейших своих произведений он заимствовал сюжеты из Нового Завета. Он был основателем религиозно-аскетической школы, а его картины поныне украшают стены и плафоны многих церквей в Германии. Кроме чисто религиозных картин, Филипп Фейт нарисовал также несколько картин из жизни древнего мира, а также портреты Фридриха Великого, Генриха VII, императора Карла и т. д. -- Вторая дочь Моисея М., Реха М. (1766--1811), имя которой Лессинг обессмертил в своем "Натане Мудром" в лице Рехи, приемной дочери Натана, была также в высшей степени одаренной натурой. Она вышла замуж за придворного агента Мейера из Мекленбурга, но брак этот оказался для нее несчастным, и она впоследствии разошлась с Мейером. Реха М. основала училище-институт для девиц высшего общества в Альтоне. Младшая дочь Моисея М., Генриетта М. (1768--1831), видя несчастные браки своих сестер, сама не вышла замуж; по ее мнению, причиной несчастья многих браков было умственное превосходство тогдашних евр. женщин над мужчинами, не имевшими особых литературных и научных интересов. Своим здравым умом, всесторонним развитием она больше всех других детей была похожа на своего отца; рано поселившись в Париже, она была там руководительницей одной аристократической школы для девушек. Во время Империи она занимала виднейшее место в парижском литературном мире, и ее салон представлял собой центр, куда собирались все немецкие ученые, литераторы и художники, посещавшие в то время Париж. -- Из внуков Моисея М. только один Александр, сын Иосифа М., умер (1871 г.) евреем, остальные перешли в христианство. Александр М. был выдающимся благотворителем, одно время принимал участие в евр. общественной жизни Берлина и принадлежал к ортодоксальному направлению в еврействе; так, в 1842 г. он голосовал против избрания Зехария Франкеля в главные раввины Берлина, считая его недостаточно консервативным. Хотя все другие члены семьи М. не принадлежат более еврейству, они, тем не менее, открыто всегда выступают в качестве потомков выдающегося еврея и никогда не отрицают своего евр. происхождения. Большинство их теперь дворяне, а Роберт М. Бартольди -- член прусской палаты господ. -- Ср.: Hensel, Die Familie Mendelssohn, 15-e изд., 1908; Baich, Dorothea von Schlegel und deren Söhne Johannes und Philipp Veit, 1881; Haym, Die romantische Schule, 1869; Kayserling, Die jüdischen Frauen, 1879; Jew. Enc., VIII, 476, 478, 485.

С. Бернфельд.

Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, т. 10: Ладенбург -- Миддот, стлб. 861--874

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru