Царство Божие или Царство Небесное, םימש תוכלמ - господство божественного, благого и нравственного над всем человечеством и вселенной. Это религиозное представление составляет один из элементов мессианских чаяний еврейского народа. Пророки мечтают о наступлении такого времени, когда народы объединятся в служении единому Богу, когда вся земля признает Бога своим царем (Зех., 9, 10; 14, 9 и сл.; Пс., 96, 10). Отсюда берет свое начало фигуральное выражение 'Ц. небесное', обнимающее идею, которая была совершенно чужда языческим религиям. Представление о Боге, как о небесном царе, т. е. невидимом властелине мира, относится к довольно ранней эпохе (Быт., 24, 7; Эзра, 1, 2; 5, 1 и др.; Hex., 1, 4 и 5; 2, 4 и 20; Даниил, 2, 18 и 19, а также в раскопках Элефантины). В позднейшем языке вместо невидимого Бога называли небо: говорили 'страх небесный' вместо 'страха Божия', 'небесные дела' вместо 'Божественных дел' (ср. Aruch Completum, VIII, 101a); 'Небо пусть будет свидетелем' (Мишна, Недарим, II, 12; ср. Aruch Completum, VIII, 100б); выражение 'Ц. небесное' впервые употребляется в Мишне (Берахот, II, 2 и 5) для обозначения той власти, которая признается за Богом. В первое дохристианское столетие под Ц.-Н. в иудаизме подразумевался религиозный идеал - благость, справедливость и благоволение не только между людьми, но и среди всех созданий земли. Ц.-Н. противополагается царству греха и зла, которое исчезнет с воцарением Бога на земле (Песикта ди Раба Когана, изд. Бубера, 51а). Явно выступает этот взгляд на Ц.-Н. в главнейшей новогодней молитве (דדחפ ןת ןכנו): страх Божий властвует над всеми созданиями, и все люди заключают союз, чтобы исполнять заповеди Бога и действовать согласно Его воле; царство греха и преступления исчезнет, и Бог один будет властвовать повсюду. Надежда на приближение Ц.-Н. выражена и в другой новогодней молитве, ונילע (перешедшей впоследствии в ежедневную литургию): весь мир нравственно усовершенствуется для Царствия Всевышнего, ידש תוכלמנ םלוע ןקתל, и все создания будут призывать имя Бога, и даже грешники придут к Нему. Частое упоминание о Ц.-Н. в новогодней литургии объясняется тем, что, по древнееврейскому воззрению, в день Нового Года не только евреи, но и все народы призываются к суду Божию за свои дела (Мишна, Рош га-Шана, I, 2). И если в еврейской литературе и литургии Ц.-Н. на земле сосредоточивается вокруг Иерусалима и израильского народа, то это представление основано на пророках, у которых Бог побеждает в Иерусалиме (Ис., 2, 1-4; 66, 19-21; Иерем., 3, 17; Миха, 4, 1-4; Цефания, 3, 9; Зах., 14, 16). Ц.-Н. на земле охватит вместе с Израилем и все народы, поведет к миру и согласию между всеми людьми и будет признано даже и зверями (Ис., 11, 1-8; 65, 25). С течением времени с этим представлением связалась еще идея о приближающемся суде Божием над миром. День Божьего суда 'jom ha-din' настанет по пришествии Мессии (ljemot ha-maschiach); он не имеет ничего общего с 'olam ha-ba' 'будущим миром' и возмездием, воздаваемым каждому человеку по его смерти, и совершенно ошибочно протестантские теологи отожествляют эти оба представления. Пророческие книги и древнейшая агадическая литература дают множество ярких картин Божьего суда, который будет сопровождать наступление Ц. небесного; в редких случаях говорится о Мессии (царе Мессии), как судье; преобладающим является представление о суде самого Бога (Сивилин. Книги, III, 704-6; 756-59). В кн. Даниила (12, 2) ожидание суда Божия связывается с представлением о воскресении мертвых, когда благочестивые пробудятся для вечной жизни, а грешники - для вечного поругания и посрамления (ср. также кн. Эноха, гл. 31; Апокр. Барух, 50, 4; IV кн. Эзры, 7, 33-44, изд. Bensly). В агаде ожидаемое господство божественной справедливости над всем человечеством обозначается также названием leatid labo (предстоящая будущность): наступит время, когда Бог пригласит к Себе все народы и будет беспристрастно судить их по законам божественного учения (Абода Зара, 2а и сл.). Агадисты высчитывают, сколько времени осталось до наступления этого момента (Санг., 96-97), за которым последует 'день Господень', когда благочестивые будут озарены божественным сиянием, а злые останутся в беспросветной тьме. В евангельских сказаниях все эти отдельные представления объединяются и связываются с именем Христа. В евангелиях Марка и Луки вместо Ц.-Н. говорится о Ц.-Б. У первых христиан 'Царство Божие' обозначало господство Бога на земле и суд Его над праведниками и нечестивыми; в этом смысле термин 'царство небесное' употреблялся всегда в еврейской литературе.
Ср.: D. Wette, Biblische Dogmatik, p. 175--177; Keim, Gesch. Jesu, II, 33 и сл.; Schürer, Der Begriff des Himmelreiches aus jüd. Quellen erläutert (Jahrb. f. Protest. Theologie, 1876, pp. 166-180; Dalmann, Die Worte Jesu, p. 75 и 178; Schürer, Gesch., II, 628 и сл.; Ewald, Geschichte, III; Hausrath, Neu testam. Zeitgesch., I, 165--176; Klausner, Die messianische Vorstellungen des jüdischen Volkes.
С. Бернфельд.
Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, т. 15: Трани -- Шемини-Ацерет, стлб. 874--880