БЕСПЯТОВ Евгений Михайлович [18(30).8.1873*, Петербург -- 1919, Москва], драматург, театровед, врач. Сын потомств. дворянина, коллеж, асессора. Окончил в Петербурге 7-ю г-зию (1893), естеств. отд. физ.-мат. ф-та ун-та (1897), Воен.-мед. акад. (1901) и Археологич. ин-т (1903). В 1902 служил младшим врачом 27-го пех. Витеб. полка, в это время им как "человеком крайне либер. направления" заинтересовался Деп. полиции. Среди участников "Лит. сб-ка произв. студентов имп. С.-Петерб. ун-та" (СПб., 1896) "Рус. богатство" (1896, No 9) особенно выделило рассказ Б. "Жиган". В 1899 Б. издает сб-к стихов и прозы "Лютик" (СПб.). По признанию Б., в его деятельности "сплетаются и врач, и литератор, и театрал, и ученый" (Фидлер). Как драматург Б. был связан с петерб. Малым т-ром, где успешно дебютировал в 1903 пьесой из быта врачей "Лебединая песнь" (СПб., 1903; рец.: НВ, 1903, 18 марта), после чего избран членом Театр, об-ва. За ней последовали пьесы "Доктор" (пост. 1906), "Осветленные" ("Цветы болотные") (пост. 1907) -- о нравств. исканиях молодежи, "Вольные каменщики" (пост. 1910) -- о рус. масонстве 18 в., "Свет тихий" (пост. и опубл.: М., 1913) -- о начале царствования дома Романовых, комедия "Сказка о добром драконе" (СПб., 1912) и др. Критика отмечала увлечение драматурга мед. бытом и проф. лексикой: "Всем, вест." (1903, No 3) назвал "Лебединую песнь" "хирургической" пьесой, а рецензент ж. "Театр и иск-во" упрекал автора в том, что он заставлял "публику переживать впечатления от долгой агонии и смерти героя" (1907, No 49, с. 815).
Б. публиковал рецензии на театр, книги и спектакли, а также статьи по истории театра и проблемам академич. театр, образования: в "Журнале театра Лит.-худож. общества" -- "Театр. академия" (1908, 1909, No 10), "Взгляды Плавилыцикова на театр" (1910, No 3--5); в ж. "Театр и иск-во" -- "Театр. школа" (1909, No 33), "Обераммер-гау" (1910, No 30, 34, 38); в "Родной стране" -- серия очерков "Беседы о нар. театре" (1912, No 2--7, 9, 12). В 1907--13 в театр, школе А. С. Суворина и др. читал лекции по истории зап. драмы, философии и психологии иск-ва ("Эволюция идеи театра", СПб., 1908; "Элементы науч. психологии в театр, иск-ве в связи с общими вопросами театра", СПб., 1912). Чл. кружка Я. П. Полонского. С 1909 деятельно участвовал в "средах" редактора "Ежегодника имп. театров" Н. В. Дризена.
Лит.: Афанасьев; Фидлер; Список членов кружка Я. П. Полонского, СПб., 1899, с. 8; Игумнов А., Памяти погибших.-- "Театр и жизнь", Б., 1921, No 5--6. + Некролог: "Бирюч петрогр. гос. театров", 1919, июнь--август. Гранат; Альм. и сб-ки (1, 2).
Архивы: ГПБ, ф. 263 (письма Н. В. Дризену); ИРЛИ, ф. 377; ЛГИА, ф. 14; оп.-3, д. 29784*; ЦГАОР, ф. 102, ОО, 1902 г., 589 [справка Л. И. Тютюнник].
А. М. Конечный.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989