Бланк Борис Карлович
Бланк Б. К.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   БЛАНК Борис Карлович (1769, Москва -- 1826, с. Елизаветино Липецкого у. Тамбов. губ.), стихотворец, драматург, переводчик. Из дворян; сын известного архитектора К. И. Бланка; отец публициста консерват. направления 1850--1860-х гг. Григ. Бор. Бланка (1811--89; см. о нем: РБС). С 1779 в воен. службе: в л.-гв. Измайловском (до 1784), Конном (с 1787) полках; в 1787--91 землемер в Межевом корпусе, затем премьер-майор Астрахан. гренадер. полка (1791--97), из к-рого ушел в отставку с чином подполковника. Деп. Дворян, собрания (1802--05) и предводитель дворянства Можайского у. (1805--10); занимался сельскохоз. усовершенствованиями. Связан родством с семействами Буниных и Ахвердовых, литературно и дружески -- с П. И. Шаликовым, к-рому в юности покровительствовал, моск. кружком писателей (В. Л. Пушкин, И.И.Дмитриев); поощрял лит. занятия своей тетки, поэтессы А. П. Буниной.
   Впервые выступил с комич. операми "Красавица и привидение" (М., 1789) и "Пленира и Зелим" (М., 1789) -- в жанре фантастич. феерий, тогда же поставленных на придворной сцене, и в дальнейшем сохранял интерес к муз. театру (пер. либретто опер "Фаниска" и "Эхо-любовник, или Неожиданное свидание", оба -- в издаваемом M. H. Макаровым "Журнале драматическом", 1811) и к музыке (стихотв. обращения к комп. Д. Н. Кашину, певице Е. С. Сандуновой и др.). Интенсивно (в сатире "Отъезд Вздыхалова" П. А. Вяземский назвал его "Бланк неистощимый") печатался в ж-лах Шаликова "Моск. зритель" (1806) и "Аглая" (1808--12), гл. обр. под криптонимами Б* и Б. Б. Позднее сотрудничал в др. моск. изданиях: "Рус. вест." С. Н. Глинки (1812), "Труды Об-ва любителей словесности при Моск. ун-те" (1820), "Дамский журнал" (1823--25) (подробную роспись произв. Б. см.: Венгеров. Сл., т. 3, с. 362--68).
   Многочисленные стих. Б. представляют переработанный в сентимент. духе вариант франц. легкой поэзии. Откровенный дилетант, Б. не связывал себя никакой жесткой лит. программой, выражая в стихах расплывчатое сентимент. мироощущение, чувства преданной дружбы и нежной любви -- весь набор эмоций, популярный у эпигонов карамзинизма. По тематике и жанрам это типичная для лит. кружков Москвы салонная поэзия с преобладанием песен-романсов, стихов "на случай", мадригалов, сонетов и посланий к друзьям. В сентимент. духе изящного и благопристойного нравоучения перерабатывает Б. и такие жанры, как басня и стихотв. сказка. Участие Б. в лит. борьбе начала века сводилось в осн. к поддержке Шаликова. Нек-рые его эпиграммы направлены против А. С. Шишкова, Д. И. Хвостова, П. Ю. Львова, П. И. Голенищева-Кутузова.
   Отд. изданиями напечатал переводы (с французского) сентиментально-дидактич. ром. "Платонический опекун" (ч. 1--2, М., 1795; авторство приписывается г-же Джонсон), описат. поэмы Ю. Цахарие "Четыре части дня" (М., 1806) и сентиментально-готич. романа неизв. автора "Живой мертвец, или Неаполитанцы" (М., 1808; 2-е изд., М., 1816; подражание А. Радклиф). Среди несохранившихся произв. Б.-- стихотв. переложение библ. "Песни песней" (с ист. объяснениями).
   Изд.: Стихотв. сказка; Рус. басня.
   Лит.: ДЖ, 1829, No 40, с. 12, No 44, с. 75; Стогов Э. И., Записки.-- PC, 1903, No 1, с. 141--43; Губастов К. А., Бланки. Тамбов, ветвь.-- "Изв. Тамбов, ученой арх. комиссии", 1917, в. 57, с. 287; Цявловский М. А., Книга восп. о Пушкине, М., 1931, с. 35, 294; Гозенпуд А., Муз. театр в России, Л., 1959, с. 161; 2-е изд., Л., 1977. + Венгеров. Сл. (ст. М. И. Мазаева); РБС; ИРДТ, т. 1.
   Архивы: ЦГИА, ф. 1343, оп. 17, д. 3837 (дело о дворянстве).

В. П. Степанов.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989

   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru