БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна [псевд. Радда Бай; 31.8(12.9).1831, Екатеринослав -- 26.4(8.5).1891, Лондон], автор религ.-мистич. сочинений, прозаик. Дочь Е. А. Ган, сестра В. П. Желиховской. Детство и отрочество провела в имении в Саратов, губ. и в Тифлисе, в семье деда. 16 лет вышла замуж за 42-летнего надв. сов. (а не 70-летнего генерала, как рассказывала Б.), эриван. вице-губернатора Н. В. Блаватского (ЦГИА, ф. 1349, оп. 6, д. 28), и после свадьбы по обоюдному согласию разошлась с ним (без оформления развода). На англ. торговом судне неофициально отправилась за границу. Странствовала по Европе, Сев. Африке, М. Азии, Сев. и Юж. Америке, Индии, Китаю. В 1859 возвратилась в Россию, жила у сестры в Псков, губ. и у тетки в Одессе, где открыла фабрику чернил, магазин искусств, цветов. Уже в 1860 устраивала спиритич. сеансы. В 1864 уехала в Египет, путешествовала по Европе.
Вернувшись в Одессу, 26 дек. 1872 обратилась с письмом к нач. III Отделения, предложив свои услуги в качестве междунар. агента: "В эти 20 лет я хорошо ознакомилась со всей Зап. Европой... со всеми выдающимися личностями политиков разных держав, как правительственной, так и крайней левой стороны... Занимаясь спиритизмом, прослыла во мн. местах сильным медиумом... каюсь в том, что три четверти времени духи... отвечали моими собственными -- для успеха планов моих -- словами и соображениями. Редко, очень редко не удавалось мне посредством этой ловушки узнавать от людей... их надежды, планы и тайны". И далее, в качестве дополнит, аргументов: "Я говорю по-французски, по-английски, по-итальянски, как по-русски, понимаю свободно нем. и венг. язык, немного турецкий... Я играла все роли, способна представить из себя какую угодно личность..." (ЦГАОР, ф. 109, 3 эксп., 1873 г., д. 22; опубл.-- "Лит. обоз.", 1988, No 6). III Отделение не приняло предложения Б.
Уехав в 1873 в США, печатала в амер. прессе статьи по спиритизму. Приняла амер. гражданство (1877). В 1875 Б. основала (вместе с Г. Олкоттом) в Нью-Йорке Теософское об-во, провозгласившее своей целью, с одной стороны, восстановить утраченное современностью знание скрытых сил природы, якобы известных в древности, а с другой -- выработать "универсальную религию" (через раскрытие тождества символов разных религий) и таким путем достигнуть братства людей. В 1878 уехала в Индию, где с 1879 Теософское об-во обосновалось в Бомбее, а с 1881 -- в предместье Мадраса Адьяр. В 1884 вернулась в Европу. В том же году сотрудники Б., супруги Коломб, предали гласности ряд писем Б., из к-рых явствовало, что многочисл. "феномены", с помощью к-рых она доказывала реальность сил, неизвестных науке, были обманом. Эти разоблачения комментировались и рус. печатью. Жизнь Б. в 1884--86 детально рассказана Вс. С. Соловьёвым, имевшим с ней частые встречи и переписку и опубликовавшим ее т. н. "Исповедь". Б. издавала теософские ж-лы: в Индии "Theosophist" (1879--88), в Лондоне "Theosophical review" (с 1887), в Париже "Lotus" (1887--88) и "La revue théosophique" (1889--90). Гл. соч. Б.: "Разоблаченная Исида" ("Isis unveiled", v. 1--2, N. Y., 1877) -- "компиляция разных мистич. и каббалистич. соч., пересыпанная... полемич. выходками" (Соловьев Вс, с. 276; здесь же письма Б. к А. Н. Аксакову), и "Тайная доктрина" ("The secret doctrine", v. 1--2, L., 1888; т. 3 опубл. посм., 1897; рус. пер.: т. 1 -- "Космогенезис", т. 2 -- "Антропогенезис", Рига, 1937) -- книга, претендующая на то, чтобы в виде комм, к неким "Стансам Дзиан" (рус. пер.-- "Вопросы теософии", в. 2, СПб., 1910), выдаваемым Б. за др.-инд. космогонич. тексты, дать "синтез религии, науки и философии", но, по отзыву известного санскритолога М. Мюллера, представляющая собой мешанину из плохо усвоенных идей буддизма (СВ, 1893, No 9, с. 63--64). Кн. "Голос безмолвия" ("The voice of the silence", L.-- N. Y., 1889; рус. пер. Е. Ф. Писаревой, Калуга, 1908, 1912) содержит почерпнутые из др.-инд. религ. лит-ры рекомендации по очищению ума от всего, что мешает познанию истины. Неск. афоризмов отсюда Л. Н. Толстой включил в сб. "На каждый день"; вместе с тем известны и его определенно негативные отзывы о Б. (Толстой, ук.; ЛН, т. 90, ук.). Религ.-мистич. соч. Б.-- своего рода лит. произв., где образами служат не персонажи, а идеи и где реальность всецело подчинена фантазии. Вместе с тем она выступала и собственно как писательница. По свидетельству С. Ю. Витте, двоюродного брата Б. (Воспоминания, т. 1, М., 1960, с. 6--12), она легко писала стихи. Ей предположительно атрибутируются два стих. в "Отеч. зап.": "Наем гувернантки" (1869, No 12) и "Светская женщина" (1871, No 2). В 80-е гг. Б. публикует обширные записки о своих поездках по Индии: "Дурбар в Лахоре. Из дневника русской" (PB, 1881, No 5--7), "Из пещер и дебрей Индостана. Письма на родину" (PB, 1883, No 1--4; 1885, No 11; 1886, No 2, 3, 8; отд. изд.-- M., 1883; СПб., 1912), "Загадочные племена. Три месяца на "Голубых горах" Мадраса" (PB, 1884, No 12, 1885, No 1--4; отд. изд.-- СПб., 1893). Б. критикует англ. администрацию и в целом брит, колониализм. Однако инд. жизнь как таковая интересует ее мало. Осн. идея очерков: Индия -- прародина человечества; др.-инд. мысль знала свойства природы и человека, неведомые науке, прежде всего умение концентрацией воли преодолевать сопротивление косных материальных сил. Отсюда -- при недостатке изобразит, конкретности -- особое внимание Б. к таинственному, "чудесному", критиковавшееся Н. К. Михайловским: "...ей нужен вечный ребус, перманентная тайна" (СВ, 1887, No 9, с. 150). Под конец жизни Б. выпустила сб-к рассказов на англ. яз. "Кошмарные истории" ("The nightmare taies", L.-- N. Y., 1892), осн. тема к-рых -- непознанные свойства психики, "ясновидение" и пр..
Соч. Б.-- филос. беллетристика, обработка сведений, полученных не столько из инд. источников, сколько из лит-ры франц. оккультизма и пр. Оригинальным было широкое использование и своеобразное толкование вост. материала, характерное для умонастроений части интеллигенции кон. XIX в.
Лит.: Желиховская В. П., Е. П. Блаватская.-- РО, 1891, No 11--12; Соловьев Вс. С., Совр. жрица Изиды. Мое знакомство с Б. и "теософич. об-вом".-- Собр. соч., т. 11, СПб., 1904; Е. П. Блаватская. Ее биография, отзывы о ней учеников и образцы ее соч., вышедших в Англии.-- В кн.: Вопросы теософии, в. 2, СПб., 1911 (в т.ч. рассказ "Заколдованная жизнь"); Неманов И. Н., Рожнова М. А., Рожнова В. Е., Когда духи показывают когти..., М., 1969, с. 143--68; Рожнов В. Е., Пророки и чудотворцы, М., 1977, с. 50--70; Sinnett A. P. (éd.), Incidents in the life of madame Blavatsky, L., 1886 (переизд.: N. Y., 1976); Ryan Ch. J., H. P. Blavatsky and the theosophical movement, 2 éd., Pasadena, 1975. + Некролог: "Review of Review", 1891, v. 3, july (A. P. Sinnett). Голицын; РБС; Брокгауз; Венгеров (Сл., г обстоят, статьями 3. А. Венгеровой и Вл. С. Соловьева; Источ.); Языков; Гранат; БСЭ-1; ФЭ и ФЭС (в ст. "Теософия"); British library, v. 34, L., 1979, p. 272--79; Масанов.
В. И. Мильдон.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989