Болховитинов Евгений
Историческое известие о митрополите Петре Могиле

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Историческое извѣстіе о Митрополитѣ Петрѣ Могилѣ.

   Петръ Могила, Митрополитъ Кіевскій, Галицкій и всея малыя Россіи, Екзархъ Константинопольскаго Патріаршаго Престола и Архімандрітъ Кіевопечерскаго монастыря, родился въ Молдавіи около 1590 Года. Отецъ, его Симеонъ Іоанновичъ былъ Князь Волконскій. Нѣкоторые по преданію утверждали, что онъ воспитывался въ Парижскомъ Университетѣ и кончилъ тамъ кругъ словесныхъ наукъ по Богословію. Потомъ въ молодыхъ лѣтахъ служилъ у Поляковъ при разныхъ военныхъ походахъ и оказывалъ имъ многія услуги, а особливо подъ Хотиномъ. Напослѣдокъ прибывши въ Кіевопечерскую Лавру при Архімандритѣ Захаріи Копыстенскомъ, постригся 1625 года въ монахи; а по смерти Архімандріта Захаріи съ соизволенія Польскаго Короля Владислава IV избранъ въ Кіевопечерскіе Архімандріты, и по благословенію Константинопольскаго Патріарха Кирилла Лукара произведенъ въ сей санъ 1629 года Кіевскимъ Митрополитомъ Іовомъ Борецкимъ. Въ 16З2 году по изволенію того же Короля Владислава и по согласію всего благочестиваго въ Польской области пребывавшаго народа избранъ онъ въ Митрополіта Кіевскаго, съ предоставленіемъ ему и Архімандріи Кіевопечерской. Съ симъ выборомъ и съ проѣзжимъ отъ Польскаго Короля указомъ отправленъ былъ къ Константинопольскому Патріарху Ректорѣ Кіевскихъ училищѣ Іеромонахъ Исаія Трофимовичъ; и когда привезъ онъ отъ Іерусалимскаго Патріарха Ѳеофана (за небытностію Консшантипольсваго) утвердительную граммату, то Петръ Могила посвященъ былъ 1633 года Апрѣля 8 въ Митрополіта Кіевскаго благочестивыми Грекоррссійскаго исповѣданія Архіереями въ городѣ Львовѣ, въ Братской церкви Патріаршей ставропигіи успенія Пресвятыя Богородицы. По вступленіи въ управленіе Митрополіи, онѣ немедленно отобралъ отъ уніатовъ каѳедральную церковь Святыя Софіи, коею они было завладѣли, обновилъ ее и вновь освятилъ; а также возобновилъ и Десятинную Владимирову церковь, клонившуюся развалинами уже къ паденію. Потомъ первое вниманіе обратилъ на усовершеніе Кіевскихъ училищѣ, которыхъ основаніе хотя положено было еще съ 1620 года грамматами Ѳеофана, Патріарха Іерусалимскаго, возвращавшагося тогда изъ Москвы черезъ Кіевъ на востокъ; но за равными препятствіями и разореніями Кіева отъ неприятельскихъ нашествій заведеніе сіе не имѣло успѣха. Петръ Могила положилъ оному новое и прочнѣйшее основаніе въ 1631 году, бывши еще Архімандрітомъ; а въ совершенство привелъ оное уже управляя митрополіею. И потому-то Академія Кіевская долго именовалась Кіево-Μогилянскою, и самъ онъ въ завѣщаніи своемъ назвалъ ее единственнымъ своимъ залогомъ (collegium unicum pignus suum). Онъ учредилъ тамъ преподаваніе философіи и Богословіи на Латинскомъ, Польскомъ и Бѣлорусскомъ языкахъ; испросилъ въ 1633 году отъ Польскаго Короля и всей Рѣчи посполитой особенную привилегію на заведеніе при оныхъ типографіи; вызвалъ изъ православной Львовской Академіи многихъ искусныхъ учителей; для содержанія ихъ и учащихся уступилъ Академіи многія свои вотчины, подарилъ библіотеку и нещадилъ никакихъ иждивеній и трудовъ. За сіе послѣ уставлено было въ Кіевской Академіи ежегодно въ день его кончины по отпѣтіи малой вечерни собираться учащимъ и учащимся на большую соборную панихиду и говорить въ похвалу ему проповѣдь надъ гробомъ его въ большой Печерской, церкви за лѣвымъ крилосомъ, между толпами находящимся. Другое попеченіе Петра Могилы было о искорененіи вкравщихся въ Малороссійскія церкви отъ запада развратныхъ мнѣній и о снабдѣніи духовенства исправными богослужебными книгами, а особливо касающимися до исповѣданія вѣры и обрядовъ; ибо католики и уніаты тогда портили книги таковыя, и сами оныя подложно издавали подъ видомъ православныхъ. Въ самый первый годъ своего Архімадритства 1629 года онъ издалъ Литургіуріонъ, си есть служебникъ отъ литургіи, Святаго Василія, Іоанна Златоустаго, и преждеосвященных и служеніи Іерейскихъ и Діаконскихъ повседневныхъ нощныхъ же и дневныхъ въ себѣ съдеръжимыхъ реченный. Въ предисловіи къ сему Служебнику, которое сочинилъ Тарасій Земка, проповѣдникъ и справщикъ типографіи Кіевопечерской, сказано, между прочимъ, что Петръ Могила послѣ исправленія сего Служебника обѣщался вскорѣ и толкованіе литургіи, приложити, и что онъ началъ уже трудиться, но сіе сочиненіе осталось, неизданнымъ. Вступивъ на Митрополію Кіевскую, онъ занялся больше издаваніемъ догматическихъ книгъ. На сей конецъ созвалъ онъ въ Кіевъ Соборъ подвластныхъ себѣ Малороссійскихъ Епископовъ съ прочими духовными, и съ 8 Сентября 1640 года открывши оный, десять дней продолжалъ засѣданія, на которыхъ слушанъ былъ Катихизисъ, сочиненный Кіево-Николаевскаго монастыря Игуменомъ Исаіею Трофимовичемъ Козловскимъ, и предлагаемы были разные вопросы до обрядовъ, мнѣній и обыкновеніи церковныхъ касающіеся, а въ заключеніи опредѣлено послать въ слѣдующій постъ къ Патріарху Константинопольскому всѣ положенія сего собора на разсмотрѣніе. Къ сожалѣнію, до насъ недошли, и вѣроятно, совсѣмъ нынѣ потеряны подлинныя дѣянія Собора сего и только два правила онаго, 26 е, о погребальной процессіи и о литіи или процессіи около церкви и 66 е, о погребеніи, священническомъ и о памятѣхъ по нихъ, извѣстны намъ изъ Требника самаго Петра Могилы Часть I страниц. 54-6 и 761, и еще одно, правило, о состояніи душъ по смерти приведено, въ книгѣ Іоанникія Галятовскаго, напечатанной въ Черниговѣ 1687 года подѣ названіемъ: Души людей умершихъ, листъ 24. Но краткое описаніе всѣхъ соборныхъ сихъ засѣданій и нѣкоторыхъ постановленій, съ 8 до 18 Сентября продолжившихся, сдѣлано (съ злобною, однакожь критикою) уніатскимъ Архімандрітомъ Дерманскаго монастыря Яномъ Дубовичомъ, и напечатано въ Варшавѣ 1641 года на Польскомъ языкѣ подѣ названіемъ: Соборъ Кіевскій Схизматицкій, Митрополітомъ Петромъ Могилою составленный и совершенный 1640 года и проч. Іерусалимскій Патріархъ Нектарій въ предисловіи въ книгѣ Православнаго исповѣданія Петра Могилы свидѣтельствуетъ, что на томъ же Соборѣ составлена была, или по крайней мѣрѣ положено было составить, сію книгу и послать на разсмотрѣніе Константинопольской церкви; а сочинителемъ оныя Нектарій и Московскій Патріархъ Андріанъ въ предисловіи своемъ въ ней именуютъ самаго Петра Могилу. Сію книгу на Греческомъ и Латинскомъ языкѣ послалъ онъ съ тремя депутатами своими на бывшій въ 164З году со стороны Константинопольскаго Патріарха и Кіевскаго духовенства въ Молдавскомъ городѣ Яссахъ по прошенію Господаря Молдавскаго Іоанна Васильевича Соборъ на Калвинистовъ; и на семъ-то Соборѣ она Константинопольскими депутатами разсмотрѣна, исправлена, одобрена и для конечнаго утвержденія послана къ восточнымъ Патріархамъ. Но Петрѣ Могила немогъ дождаться возвращенія ея къ себѣ, и въ 1645 году напечаталъ въ Кіевѣ на Польскомъ и Бѣлорусскомъ языкахъ, и вторично 164.6 въ Львовѣ свой Краткій катихизисъ, въ предисловіи коего обѣщалъ вскорѣ издать и подробнѣйшее изложеніе вѣры, разумѣя подо симъ вышеупомянутую книгу, а въ 1640 году издалъ тамъ же Большой требникъ въ листъ, съ присовокупленіемъ разныхъ священству наставленій, богословскихъ, казуистическихъ и обрядныхъ. Но въ слѣдующемъ 1645 году Декабря 31 самъ скончался. Между тѣмъ книга его Православнаго исповѣданія долго странствовала по востоку и неизвѣстна была Россіи. Бывшій при Оттоманскомъ дворѣ главный переводчикъ изъ Грековъ Никузій Панагіотъ въ 1662 году издалъ оную на одномъ Греческомъ языкѣ въ Амстердамѣ, въ 8 долю листа, для раздаянія безденежно единовѣрцамъ своимъ на востокѣ. Потомъ по повелѣнію Константинопольскаго Патріарха Діонисія вторично съ сего изданія напечатана она была въ Голландіи же 1672 года; а послѣ Лаврентій Норманнъ, бывшій упсальскій Профессоръ и потомъ Епископѣ Готенбурскій, перевелъ оную на Латинскій языкъ, и переводъ свой вмѣстѣ съ Греческимъ подлинникомъ напечаталъ въ Лейпцигѣ 1696 года, присовокупивъ свое предисловіе о важности, сочинителямъ и различнымъ изданіямъ сей книги. Съ сего-то уже Норманнова изданія переведена она съ позволенія Іоакима Патріарха Московскаго въ 1685 году на Славенскій языкѣ въ Московскомъ Чудовѣ монастырѣ, и по прозьбѣ Кіевскаго Митрополіта Варлаамскаго напечатана Патріархомъ Адріаномъ въ Москвѣ 1696 года въ листѣ, съ присовокупленіемъ двухъ Словъ Іоанна Дамаскина О почитаніи Святыхъ Иконъ; а послѣ сего въ Кіевѣ 1712 года въ 4 д. листа въ Черниговѣ 1715 года, въ Санкт-Петербургѣ 1717 и 1722 года, и потомъ многократно въ разныхъ мѣстахъ. Въ 1769 году Московскаго Архангельскаго Собора Протоіерей Петрѣ Алексіевъ напечаталъ оную въ Москвѣ для Университетскихъ питомцевъ гражданскими буквами въ 8 д., съ историческими, географическими догматическими и словесными примѣчаніями; но такими примѣчаніями объяснена имъ только первая Часть сей книги, а остальныя напечатаны безъ оныхъ. Между тѣмъ въ Молдавіи она еще издана была на одномъ Греческомъ языкѣ 1699 года. Леонардъ Фришъ переведши ее на Нѣмецкой языкъ, издалъ въ Берлинѣ 1727 года; а Карлъ Готтлобъ Гофманъ, соединивъ Греческій подлинникъ съ Латинскимъ Норманновымъ и Нѣмецкимъ Фришевымъ переводами, напечаталъ въ Бреславлѣ 1761 года и приложилъ вмѣсто предисловія исторію Россійскаго Катихизиса. Вышеупомянутой же Протоіерей Петръ Алексіевъ присовокупивъ къ сему Гофманову изданію четвертый Славенскій текстъ, началъ было въ 1769 году печатать всѣ оныя четыре вмѣстѣ въ Москвѣ; но напечаталъ только одну Часть первую и 30 вопросовъ второй Части, а за симъ изданіе остановлено и не кончено. Подробнѣе о сей книгѣ смотри Разсужденіе о книгѣ именуемой Православное исповѣданіе вѣры, читанное въ Александроневской Академіи 25 Января 1804 года Кандидатомъ Богословія Алексѣемъ Болховскимъ и тогоже года напечатанное при Св. Сѵнодѣ въ С. Петербургѣ въ 4 листа.
   Кромѣ вышеупомянутыхъ сочиненій, Петръ Могила предпринялъ было перевести и издать на Славянскомъ языкѣ Житія Святыхъ, сочиненныя Симеономъ Метафрастомъ; но неуспѣлъ и начать сего труда. Къ Патерику Печерскому сочинилъ онъ предисловіе; а изъ поученій его напечатано одно въ Кіевѣ 1623 года О крестѣ Хрістовѣ и каждаго человѣка. Татищевъ въ своей Россійской Исторіи Част. I стр. 53, а ему послѣдуя и другіе упоминаютъ еще о сочиненной имъ Россійской Исторіи, находящейся якобы въ Кіевѣ за его подписаніемъ. Но она до нынѣ, еще неизвѣстна публикѣ.
   Тредьяковскій въ своемъ Разсужденіи о древнемъ, среднемъ и новомъ Россійскомъ стихотвореніи полагаетъ Петра Могилу начальникомъ средняго Россійскаго стихотворенія, то есть силлабической Поезіи, состоящей въ счетѣ только слоговъ безъ скансіи, по примѣру Польской. Таковыхъ стиховъ много сочинялъ на разные случаи и къ разнымъ книгамъ самъ Могила. Е.

-----

   [Евгений (Болховитинов Е.А.).] Историческое известие о митрополите Петре Могиле / Е. // Вестн. Европы. -- 1813. -- Ч.72, N 21/22. -- С.35-44.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru