Бунаков Николай Федорович
Бунаков Н. Ф.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Бунаков (Николай Федорович) -- известный педагог, учебники которого расходятся в огромном количестве, род. в Вологде в 1836 году, слушал в 60-х гг. лекции в Петербургском университете. Из его учебников наибольшим распространением пользуются: "Азбука и уроки чтения и письма" (46-е изд., СПб., 1890); "В школе и дома" (часть I -- 17-е изд., СПб., 1888; ч. II -- 10-е изд.; ч. III -- 7-е изд., СПб., 1890); "Книжка-первинка" (СПб., 1888, 9-е издание); "Обучение грамоте по звуковому способу" (руков. для учителей, 16-е изд., СПб., 1887); "Родной язык" (10-е изд., СПб., 1887); "Хрестоматия" (СПб., 1885, 7-е издание) и др.

Дополнение

   Бунаков (Николай Федорович; см. IV, 925) -- педагог. С 1872 по 1884 г. Б. руководил 11-ю учительскими съездами, проходившими стройно и оживленно и выяснявшими начала учебно-воспитател. дела на широкой научной и гуманитарной основе; затем он вынужден был надолго прекратить свою роль "учителя учителей". Личный опыт в деле преподавания (в собственной школе в селе Петине) привел Б. к убеждению, что нужна народная школа не с трехгодичным курсом, а полная и законченная, с обширной программой. В 1896 г. Б. был вновь приглашен на учительские курсы, в Нижн. Новгород (во время Всеросс. выставки). Лекции его имели выдающийся успех, признанный и офиц. отчетом, и с 1897 г. он опять постоянно получал приглашения от земств руководить курсами для народн. учителей. Руководя курсами, Б. не придерживался официальных, пропитанных формализмом требований, а проводил свою собственную программу. Участие Б. на курсах в Павловске летом 1899 г. впервые привело его к убеждению, что более всего теперь нужны народн. учителю общеобразовательные лекции. Он стал теперь проводить эту идею на курсах, которыми ему приходилось руководить: в Ярославле и в Одессе (1900 г.). После закрытия одесских курсов Б. вновь подвергся "изъятию" (его собств. выражение) за отступления от правил 5 авг. 1875 г. В 1901 г. Б. получил приглашения на курсы от многих земств и от ведомства церк.-приход. школ из Пензы; ввиду "изъятия" он мог воспользоваться только последним приглашением. За 30 лет деятельности перед Б. прошло 1910 учеников-учителей на съездах и более 2500 на курсах. Участие Б., как земского гласного, в воронежском комит. о нуждах сельскохоз. промышленности (в 1902 г.), где он прямо заявил о неотложной необходимости новых свободных форм общественной и государств. жизни, -- навлекло на 66-летн. старца опалу: он лишен был права заниматься педагогич. и вообще всякой общественной деятельностью и водворен в с. Петине под гласный надзор. Тут же, на его глазах, совершен был разгром дорогих ему учреждений -- народного театра и школы. После продажи имения Б. жил в г. Острогожске. Для консультации с врачами он приехал в начале ноября 1904 г. в СПб. и здесь через несколько дней внезапно скончался (8 ноября).
   Интересные воспоминания Б. о его деятельности напечатаны в журн. "Образование" ("Как я стал и перестал быть учителем учителей", NoNo 7--10, 1903 г.). См. некролог Б. в "Вестн. Восп." (1904, No 9) и ст. Ф. Щербины в "Южн. Зап.", No 51, 1904 г.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. IVa (1891): Бос -- Бунчук, с. 925--926; доп. т. I (1905): Аа -- Вяхирь, с. 333--334

   

II.

   БУНАКОВ Николай Фёдорович [26.11(8.12).1837, Вологда -- 8(21).11.1904, Петербург], педагог, публицист, прозаик, мемуарист. Сын правителя канцелярии при вологод. губернаторе. Сочинительством увлекся еще в Вологод. г-зии (1846--54). Ученич. статью Б. "О нар. ист. песнях периода татарщины" опубл. в 1854 "Вологод. губ. вед.", однако б. ч. ранних произв., в т. ч. стихотворных, была "истреблена" самим автором: "... я убедился, что не обладаю талантом поэта" ("Записки", 17). По окончании г-зии учительствовал в уездных уч-щах (в Тотьме, Кадникове, с 1859 -- в Вологде), затем (с 1862) в Вологод. г-зии. Отбывая безрадостное, по словам Б., "случайное учительство", он погрузился в изучение истории и культуры родного края (ст. "Два образчика изустного старорус. эпоса", РСл, 1859, No 1; "Очерк нар. образования в Вологод. губ.", ЖМНП, 1864, No 6) и занялся лит. творчеством. Бывая в редакциях ж. "Время" и "Рус. слово", познакомился с их издателями-ред. Ф. М. и M. M. Достоевскими (1861), Г. Е. Благосветловым и пост. сотрудниками (А. Е. Разин, Н. А. Благовещенский и др.). Из числа беллетристич., преим. сатирических, произв. Б., опубликованных в осн. в ж. "Светоч" (сцены "Скрипучее дерево -- два века живет", 1861, No 12; "Рассказы из минувшего нашей губернии", 1861, No 4; рассказ "Мистические грезы", 1861, No 9) и "Время" (рассказ "Село на юру", 1861, No 5; пов. "Город и деревня", 1861, No 11--12), наиб. обществ, резонанс имела пов. "Бесовское наваждение" (РСл, 1864, No 6--7; под псевд. Н.Федорович). Персонажи повести (в них "тузы" Вологды узнавали себя и своих знакомых) говорят о труде и гуманности, о равенстве и гласности, что не мешает "всем деяниям идти своим порядком: так и должно быть в благоустроенном обществе -- слова словами, а дело -- делом" (No 6, с. 213). Иронич., а подчас уничижит, тон повествования -- свидетельство близости Б. к демокр. позиции в отношении к бурж. либерализму. В 1864 "зловредный сочинитель" покинул Вологду. Несмотря на полученный им перевод в Полоцкое дворян, уч-ще, Б. уехал в Петербург, однако "скоро убедился, что литературный труд для человека без крупного таланта и без способностей подлаживаться под вкусы и требования времени... труд каторжный и неблагодарный" ("Записки", 61). Б. давал уроки рус. языка младшему сыну Н. Г. Чернышевского ("Понятно, что уроки были бесплатные ... велики заслуги этого писателя перед русским обществом ...", там же, 66), познакомился с К. Д. Ушинским, беседы с к-рым определили окончат, выбор Б.: "одно только учительство -- истинное мое дело" (там же, 63). С февр. 1866 Б. в Воронеже, где преподавание словесности в воен. г-зии (в числе его учеников -- Г. В. Плеханов, 1868--73) совмещал с работой в организованной им (1867) "элементарной школе" по 2-летней подготовке детей в ср. уч. заведения, к-рой он руководил до 1884. Методику Б. подверг критике, отчасти справедливой, Л. Н. Толстой (ст. "О нар. образовании", ОЗ, 1874, No 9; ответ Б.-- ж. "Семья и школа", 1874, No 10, кн. 2; подробнее см. "Записки", 112--20), полемика с к-рым упрочила известность Б. как практика и теоретика нар. образования. Непомерно напряженный труд, личные потрясения (гибель любимого брата, разрыв с женой и сыном) подорвали здоровье Б. Он вышел в отставку (1879), но вскоре после лечения в Москве и Петербурге вернулся к работе. В 1882 Петерб. к-т грамотности наградил его зол. медалью. В 1884 Б. переселился в с. Петино Воронеж, губ., где построил за свой счет амбулаторию, аптеку и школу для бесплатного обучения крест, детей. Выступая против распространенной практики подготовки "учеников не к жизни, а к экзамену" (там же, 178), Б. отстаивал, в т. ч. и для нар. школы, принцип развивающего, "очеловечивающего" обучения. Популяризируя свой пед. опыт, Б. печатал (ж. "Пед. сб-к", "Семья и школа", "Нар. школа", "Рус. нар. учитель", газ. "Дон", "Воронеж. листок", "Воронеж. телеграф", фактич. ред. к-рой он был в 1869) не только многочисл. статьи и очерки, но и отчеты о собств. деятельности (всего 20 за 1867--84); издавал пособия для учащихся и учителей, выступал с публичными лекциями на учит, съездах и курсах, к-рыми руководил в 1873--74, 1881--83, 1897--1900 (цикл лекций "Школьное дело", СПб., 1874, 3-е изд., СПб., 1906). В 1875 и 1884 Б. как политически неблагонадежный отстранялся от руководства. Отд. книгой "Родной язык, как предмет обучения в нар. школе..." (СПб., 1872; 18-е изд., СПб., 1914) вышли лекции, прочитанные Б. в 1872 на 1-м Всерос. съезде учителей (в числе слушателей -- И. Н. Ульянов). Особое место в изучении родного языка Б. отводил рус. лит-ре, "учительный характер" к-рой благотворно воздействовал на читателей, становясь "лучшим другом и помощником учителя" ("Избр.", 101). Для нар.-учебных библиотек Б. подготовил соч. (со вступ. статьями) А. С. Пушкина (в. 1--2, СПб., 1887--88) и М. Ю. Лермонтова (СПб., 1891). В ряде своих работ он попытался осуществить "просмотр рус. лит-ры с пед. точки зрения" ("Басни Крылова, как нравственно-педагогический материал", "Пед. сб-к", 1868, кн. 5; "Пушкин и воспитат. сила его поэзии", "Юг", 1899, 14 сент.). Устойчивый интерес Б. вызывало творчество А. В. Кольцова ("Педагогический элемент в поэзии Кольцова", "Пед. сб-к", 1869, кн. 6; "А. В. Кольцов как человек и как поэт", ФЗ, 1892, в. 5). Полемизируя с М. Де-Пуле, Е. Л. Марковым, Б. подчеркивал плодотворное влияние на поэта В. Г. Белинского, отмечая, что оно было взаимным.
   В 1902 Б. был отстранен от пед. и обществ, деятельности и выслан в Острогожск Воронеж, губ. под гласный полиц. надзор. Петинская школа и первый в России нар. театр (организованный Б. в 1888) были закрыты. Внеш. поводом послужила речь Б. в Воронеж, к-те сельско-хоз. промышленности, в к-рой он заявил, что упадок сел. хозяйства в России вызван отнюдь не частными причинами: "надо думать... о радикальных изменениях всего строя русской государственной и народной жизни" ("Записки", 355). Имеются сведения о косв. контактах Б. через поднадзорного врача С. В.Мартынова с Воронеж, социал-демократами (Гайворонский А., Золотые арх. россыпи, Воронеж, 1971, с. 156--57). В нач. нояб. 1904 Б. разрешили выехать в Петербург для лечения. Посмертно были изданы "Записки.-- Моя жизнь в связи с общерус. жизнью, преимущественно провинциальной. 1837--1905" (СПб., 1909) -- "раздумье и работа над своим прошедшим", история одной судьбы, написанная "без всякой торопливости", с равным вниманием и к событиям, ее определяющим, и к деталям, и вместе с тем история "обществ. настроений своего времени" ("Записки", с. 3).
   Изд.: Избр. пед. соч., М., 1953; [Письма Н. А. Корфу].-- В кн.: Песковский М. Л., Барон Н. А. Корф в письмах к нему разных лиц, СПб., 1895.
   Лит.: Салтыков-Щедрин (ук.); Македонов Л. В., Б., его жизнь, деятельность, СПб., 1907; Асеева К. А., Выдающийся рус. педагог Б.-- "Сов. педагогика", 1954, No 6; Пантелеев, с. 347; Соловьева В. Д., Пед. взгляды и деятельность Б., М., 1960 (есть библ. работ Б.); Сенкевич В. М., Б.-- пропагандист творчества А. С. Пушкина.-- РЛ, 1970, No 2; Слинько А. А., Н. Ф. Бунаков.-- В кн.: Очерки лит. жизни Воронеж, края XIX -- нач. XX вв., Воронеж, 1970; Винокуров СВ., Пчельников Т. С., Видные рус. педагоги в Воронеж, крае, Воронеж, 1972, с. 5--16; Хайченко Г. А., Рус. нар. театр кон. XIX -- нач. XX в., М., 1975; Л асу некий О. Г., Лит.-обществ. движение в рус. провинции, Воронеж, 1985 (ук.); Пирумова H. M., Зем. интеллигенция и ее роль в обществ, борьбе до нач. XX в., М., 1986, с. 106 (и ук.). + Некролог: "Нива", 1904, No 49. Брокгауз; Венгеров (Сл.; Источ.); Веселовский Ал-др А. и Веселовский Ал. А., Вологжане-краеведы. Источ. словаря, Вологда, 1923; Пед. энц.; ДРДР; Масанов.
   Архивы: Воронеж, обл. краеведч. музей (архив Н. Ф. Бунакова); ГА Воронеж, обл., ф. 193; ГПБ, ф. 438, д. 9.

Б. Т. Удодов.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989

   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru