Бутков Яков Петрович
Бутков Я. П.: биобиблиографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   БУТКОВ, Яков Петрович [1820 или 1821 -- 28.XI(10.XII).1856, Петербург] -- прозаик. Родился в мещанской семье, в одном из уездных городов Саратовской губ. Систематического образования не получил. В конце 30 гг. Б. поселился в знаменитых "петербургских углах" и начал изредка выступать в печати. На первых порах ему покровительствовал Ф. В. Булгарин, опубликовавший в своих изданиях несколько произведений Б., в частности отрывок из стихотворной повести "Гайдамаки" (Сын отечества.-- 1840.-- No 1). Ранние литературные опыты молодого писателя прошли незамеченными. Известность ему принес сборник "Петербургские вершины", первая часть которого вышла в iї45 г., а вторая -- в 1846 г. Начиная с 1847 г Б. сотрудничает в журнале "Отечественные записки", где одна за другой появляются его повести: "Горюн", "Кредиторы, любовь и заглавия" (1847), "Новый год", "Темный человек", "Невский проспект, или Приключения Нестора Залетаева" (1848), "Странная история" (1849). Работал Б. много, но редактор "Отечественных записок" А. А. Краевский платил скупо и всякий раз напоминал, что тот и без того ему должен. В связи с этим В. Г. Белинский с иронией писал В. П. Боткину: "Кр<аевский> оказал ему (Буткову.-- Н. Як.) важную услугу: на деньги Общества посетителей (точнее -- посещения.-- Н. Як.) бедных он выкупил его от мещанского общества и тем избавил от рекрутства. Таким образом, помогши ему чужими деньгами, он решился заставить его расплатиться с собою с лихвою, завалил его работою,-- и бедняк уже не раз приходил к Некр<асову> жаловаться на желтого паука, высасывающего из него кровь" (Полн. собр. соч.-- М., 1956.-- Т. XII.-- С. 418). Жил Б. в поразительной бедности. Денег не хватало порой на самое необходимое. Вечная нужда, кабальная зависимость от Краевского наложили свой отпечаток на характер писателя. Он вел замкнутый образ жизни, был застенчив, мнителен, с людьми сходился трудно и друзей среди собратьев по перу у него не было, хотя иногда бывал в кругу литераторов, связанных с кружком М. В. Буташевича-Петрашевского. Близкие отношения Б. поддерживал только с Ф. М. Достоевским, который относился к нему с трогательным вниманием Материалов о жизни, взглядах и убеждениях Б. почти не сохранилось. Несколько скупых воспоминаний современников (прежде всего А. П. Милюкова) и ряд произведений Ф. М. Достоевского, запечатлевших отдельные стороны личности писателя (см.: Чистова И. С. Я. П. Бутков в "Униженных и оскорбленных" Достоевского // Русская литература.-- 1986.-- No 1.-- С. 163-- 169),-- вот все источники, из которых можно почерпнуть кое-какие сведения о его характере и образе жизни. После разгрома кружка петрашевцев и ареста Достоевского в 1849 г. Б. пережил глубокое душевное потрясение. Он прекратил всякие отношения с литературными кругами и перестал печататься. И только незадолго до смерти (в 1856 г.) была опубликована его повесть "Степная идиллия", посвященная жизни провинции. Умер Б. всеми забытый в петербургской больнице св. Марии Магдалины в палате для нищих. Узнав о его смерти, Достоевский писал брату из Сибири: "Друг мой, как мне жаль бедного Буткова! И так умереть! Да что же вы-то глядели, что дали ему умереть в больнице! Как это грустно!" (Полн. собр. соч.: В 30 т.-- Л., 1985.-- Т. 28.-- С. 276).
   Творчество Б. развивалось под влиянием традиций Н. В. Гоголя и было теснейшим образом связано с эстетическими принципами "натуральной школы". В своих произведениях Б. стремился раскрыть общественные противоречия и социальные контрасты, обличал власть имущих, их лживую и лицемерную мораль. Но главное внимание писателя было сосредоточено на изображении жизни простых, бедных людей, задавленных горем и беспросветной нуждой, озабоченных вечной заботой о хлебе насущном. Именно они оказались главными героями произведений Б., вошедших в сборник "Петербургские вершины". Ко времени его появления было опубликовано уже достаточно много произведений о бедных людях, о "маленьком человеке" (это был, как правило, мелкий чиновник, забитый и задавленный жизненными невзгодами). Но в отличие от других писателей, обращавшихся к изображению жизни угнетенных и обездоленных, для Б. бедные люди были не только объектом сочувствия и сострадания. К своим героям он относился трезво, без умилительной жалостливости. В каждом из них писатель стремится разглядеть неповторимую личность, выявить сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки. Среди многочисленных чиновников, населявших "петербургские вершины", верхние этажи петербургских доходных домов, Б. выделяет разные характеры. Наиболее распространенный тип в его произведениях -- человек униженный, болезненно самолюбивый, прячущий свои истинные чувства от глаз посторонних, но смирившийся со своим положением и не помышляющий о протесте. Изображает он и героев другого склада, которых можно отнести к типу переродившегося "маленького человека", стремящегося утвердить себя в жизни и упрочить свое благополучие, не гнушаясь никакими средствами. Писатель точно подметил, что порой именно из среды этих переродившихся "маленьких" людей выходили представители нарождавшейся тогда буржуазии. В изображении такого рода героев отчетливо проявился, по словам Белинского, "чисто сатирический" талант Б., умение писателя "заметить смешную сторону предмета и схватить ее" (Полн. собр. соч.-- Т. IX.-- С. 356). Б. стал одним из зачинателей антибуржуазной темы в русской литературе.
   Сборник "Петербургские вершины" составлен из произведений, тяготеющих к жанру физиологического очерка, хотя во многих случаях Б. стремился выйти за его рамки, смело вводя в художественную ткань повествования элементы психологического анализа и оценочные характеристики.
   В повестях Б., написанных в 1847--1849 гг., расширился круг героев, углубился интерес писателя к их внутреннему миру, наметилось стремление проследить процесс формирования личности "маленького человека", влияние социальной среды на его психологию, взгляды и убеждения. При этом писатель отметил одну характерную черту, свойственную многим "маленьким" людям,-- всячески скрываемое страстное желание утвердить себя в жизни и "сделаться человеком значащим, имеющим свой взгляд, свои мнения и убеждения". Но всех героев Б. объединяет одно -- все они "горюны", отверженные обществом люди, забитые и бесправные. Рассказывая об их горькой доле, писатель сочувствует им, хотя нередко иронизирует над ними, с грустной усмешкой говорит об их непрактичности, робости и неумении приспособиться к жизни. Своеобразие повестей Б. в том, что в них мало действия, мало событий. Внимание писателя сконцентрировано на изображении психологии задавленного жизненными обстоятельствами "маленького человека". Герои Б. молчаливы, они редко и мало говорят, но много размышляют. Отсюда обилие в повестях внутренних монологов и рассуждений. Многие страницы его произведений пронизаны юмором. Но это грустный юмор. Смех писателя не веселит, а оставляет у читателя чувство горечи и печали. Примечательной особенностью повестей Б. является наличие в них элементов фантастики, что связывало их, с одной стороны, с традициями Гоголя, а с другой -- сближало с произведениями Достоевского ("Двойник", "Хозяйка"). Между героями Б. и Достоевского имеется определенная типологическая близость.
   Б. был одаренным и самобытным художником. "...Талант г. Буткова,-- писал Белинский,-- никого не напоминает -- он совершенно сам по себе. Он никому не подражает, и никто не мог бы безнаказанно подражать ему. ...Рассказы, очерки, анекдоты -- называйте их как хотите -- г. Буткова представляют собой какой-то особенный род литературы, доселе небывалый" (Полн. собр. соч.-- Т. X.-- С. 39).
   Менее десяти лет продолжалась активная творческая деятельность Б., и после него осталось не столь уж большое литературное наследие. Но его произведения стали заметным явлением
   в развитии демократической литературы 40 гг. Однако условия жизни не позволили в полной мере раскрыться его дарованию. "Это один из печально погибших талантов, какими так обильны летописи русской литературы",-- писал о Б. его близкий знакомый А. П. Милюков (Литературные встречи и знакомства.-- Пб., 1890.-- С. 131).
  
   Соч.: Петербургские вершины, описанные Я. Бутковым.-- Спб., 1845.-- Кн. 1; Спб., 1846.-- Кн. II; Степная идиллия. Повесть: В 2 ч.-- Спб., 1856; Повести и рассказы / Вступ. ст. и примеч. Б. С. Мейлаха.-- М., 1967.
   Лит.: Белинский В. Г. Петербургские вершины, описанные Я. Бутковым / Полн. собр. соч.-- М., 1955.-- Т. IX -- С. 354--362; Майков В. Н. Петербургские вершины, описанные Я. Бутковым... // Майков В. Н. Литературная критика.-- Л., 1985.-- С. 247--264; Милюков А. П. Литературные встречи и знакомства.-- Пб., 1890.-- С. 105--131; Багиров Э. Г. Яков Бутков // Новая Волга. -- 1957 -- Кн. 26.-- С. 252--262; Он же. Петербургские вершины Я. Буткова // Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина.-- М., 1957.-- Т. CXV.-- Вып. 7.-- С. 73--109; Мейлах Б. Бытописатель "поднебесного Петербурга" // Неделя.-- 1966.-- No 50.-- С. 9; Чистова И. С. Об одной запрещенной повести Я. П. Буткова // Вестник ЛГУ.-- 1973.-- No 8.-- С. 145--147; Она же. Чернышевский и Бутков // Русская литература.-- 1978.-- No 3.-- С. 131--136.

Н. И. Якушин.

   Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
   Том 1. А--Л. Под редакцией П. А. Николаева.
   М., "Просвещение", 1990
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru