Давыдов Иван Иванович
Несчастная судьба философии и возрождение наук у арабов
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Давыдов Иван Иванович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1818
Обновлено: 30/12/2020. 13k.
Статистика.
Очерк
:
Публицистика
,
Философия
Сочинения
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Несчастная судьба Философіи и возрожденіе наукъ у Арабовъ.
Въ етомъ вѣкѣ представляется упадокъ духа, наблюдавшаго Природу и человѣка. Стеченіе ужасныхъ обстоятельствъ роскошь, нѣга, алчность къ частымъ выгодамъ -- все ето подавило умъ человѣческій и тѣ смѣлые и творческіе таланты, которые украшали цвѣтущій вѣкъ Перикловъ. Уже нестало того благороднаго побужденія къ совершенствованію силъ своихъ, которое одно только въ состояніи возвысить душу къ открытіямъ и изобрѣтеніямъ. Люди терялись во множествѣ системъ, думая, что не оставалось болѣе новыхъ познаній. Философія въ ето время походила на роскошнаго сына, которой думаетъ прожить при всѣхъ прихотяхъ отцовскимъ наслѣдствомъ.
И здѣсь родился
Еклектицизмъ
{Смѣсь разныхъ сектъ.}: умъ не хотѣлъ творить; онъ оставался доволенъ прежними открытіями. Побѣды Римлянъ, путешествія, связи, всеобщая страсть къ Греческому языку -- все сіе болѣе и болѣе знакомила съ Греческимъ просвѣщеніемъ; казалось, вмѣстѣ съ могуществомъ и силою оружія соединилися въ Римѣ и всѣ познанія. Тогда ѳеоріи Платоновы смѣшаны съ моралью Стоиковъ, Епикурейцы присоединились къ Стоикамъ. Таковы Римскіе писатели Августова вѣка. Послѣ
Плутархъ,
Аполлоній Тіанскій
измѣняютъ ученіе Пиѳагорово;
Тразилъ,
Теонь, Люцій-Апулей, Аттикъ
также измѣнили ученіе Платоново. Перипатетицизмъ скоро принялъ иной видъ при Неронѣ: етому поводъ подали
Аммоній, Евдемъ, Ѳемистій, Олимпіодоръ
и
Симплицій.
Всѣхъ продолжительнѣе оставался Портикъ съ знаменитыми послѣдователями:
Атенодоромъ, Епиктетомъ,
Сенекой
и
Антонинами;
но и Портикъ со временемъ разрушился, и его развалины смѣшались съ остатками Циницизма и Платонизма.
Между тѣмъ Александрія при Птоломеяхъ привлекала всѣхъ геніевъ, сдѣлавшись средоточіемъ Римлянъ, Грековъ и всѣхъ восточныхъ народовъ. Тутъ явились системы, составленныя изъ
прденій Халдеевъ, Зороастра,
Гимнософистовъ Азійскихъ
,
Египтянъ,
разныхъ Греческихъ Софовъ, Евреевъ, Хрістіанъ.
Умы наблюдательные прилѣплялись къ Пиѳагору; умы пылкіе болѣе любили Платона; Аристотелію слѣдовали въ одной Метафизикѣ; но вся опытность Зенона и Циренаиковъ была въ совершенномъ забвеніи. Въ етомъ странномъ, безобразномъ смѣшеній мнѣній болѣе занимали ученыхъ Зороастръ и Платонъ -- таинственность, украшенная вымыслами воображенія.
Ученіе Зороастрово и сочиненій приписываемыя Гермесу Трисмегисту произвели секту
Гностикоеъ
(Знающихъ), которые изъ Азій распространились въ Египтѣ, Палестннѣ и другихъ Римскихъ провинціяхъ; она-то была колыбелью тѣхъ разрушительныхъ споровъ, которые раздѣляли Ѳеософистовъ. Они много заимствовали отъ учета Орфея и Греческихъ Догматковъ. Начало познаній полагали они въ духовномъ созерцаніи; ето древняя система еманацій.
Порфирій, Ямблихій, Проклъ
-- важнѣйшіе защитники сихъ мнѣній. Отъ Пиѳагора заимствовали они предположеніе монады; слѣдуя Платону, вѣрили врожденнымъ идеямъ; вмѣстѣ съ Елеатиками изслѣдывали начала Космологіи, у Аристотеля научились категоріямъ. Сія смѣсь Поезіи съ Метафизикой есть изображеніе тогдашней Философіи. Особенно достойны вниманія изъ Еклектиковъ:
Альціоной
и
Максимъ
Тирскій.
Между тѣмъ какъ всѣ ученые блуждали въ мрачныхъ системахъ, среди сего невѣжества являются умы наблюдательные, таковы:
Плиній --
испытатели Природы,
Галіенъ
Философъ и врачъ,
Птоломей
-- Астрономъ,
Лонгинъ --
критикъ,
Діогенъ Лаертскій
,
собравшій все Философическія мнѣнія.
Ученія
Кабалистиковъ
есть также ученіе неважное. Еврейскіе мудрецы, находясь въ плѣну Вавилонскомъ, познакомилися съ Греческою Философіей, и распространясь въ Египтѣ, они переводили системы Пиѳагора и Платона. Источникомъ всѣхъ познаній почитали они свои книги. Раввины обратились къ толкованіямъ, а Талмудъ доставилъ имъ случай поддерживать народное суевѣріе. --
Филонъ и Аристовулъ
основали новыя системы; они облекли ихъ таинственностью, чтобъ придать болѣе важности, и назвали ее
Кабалою
или
тайнымъ преданіемъ.
Вся сущность Кабалы заключалась въ двухъ книгахъ --
Иезирагѣ
, сочиненіи
Раввина Акибга
, и
Согарѣ,
сочиненіи
Шамира Бенъ-Иогаи.
Сіи двѣ книги послѣ соединены въ одно сочиненіе Раввиномъ Ирирою, извѣстное подъ названіемъ Porta coelerum. Въ Кабалѣ безпрестанно встрѣчаются обезображенный Зороастръ и Пиѳагоръ, или Платонъ и Аристотель. Всѣ мнѣнія Греческихъ Философовъ одушевлены. Такъ Разумъ Платоновъ или Логосъ называется Кадмономъ, душею міра, началомъ всего. Здѣсь смѣшаны Демонологія, Магія и Гаданія.
Ѳеософисты
заимствовали ученіе гораздо осторожнѣе мудрецовъ прежнихъ, но придерживались также ученія Зороастра, Пиѳагора и Платона.
Оригенъ
и
Тертулліянъ
особенно отличаются Синкретизмомъ.
Манихеизмъ
есть система Зороастрова въ новомъ видѣ. Вообще Философію Ѳеософисты брали въ помощь только для морали и Ѳеологіи;
но Логика и Физика были ими совершенно оставлены.
Въ четвертомъ столѣтіи, вмѣстѣ съ раздѣленіемъ двухъ столицъ, Рима и Константинополя, раздѣляются и ученые. Изъ числа первыхъ
Арнобій
сравнилъ мнѣнія разныхъ философическихъ сектъ, но безъ всякаго тонкаго разбора; ему послѣдовали
Лактанцій,
ученикъ его, и
Евзевій.
Послѣ нихъ особенно достоинъ вниманія
Св. Августинъ.
Онъ вмѣстѣ съ Платономъ возставалъ противъ чувствъ и держался методы a priori; положеніе его -- "я сомнѣваюсь, слѣдовательно существую", проложило дорогу Декарту.
Въ пятомъ вѣкѣ извѣстны были
Синезій,
Капелла,
Кассіодоръ, Клавдіанъ
,
и знаменитый своего времени Философъ;
Боецій
, единственный блестящій феноменъ сего мрачнаго вѣка. Онъ старался согласить Платона съ Аристотелемъ, и первый возобновилъ древнюю созерцательную Философію: здѣсь уже проясняется туманъ заблужденій, Если наблюдатель не находитъ въ етомъ вѣкѣ сѣмянъ глубокаго ума; по крайней мѣрѣ и мрачность для него поучительна: она должна напоминать, сколь пагубно ложное поощреніе способностей, которое болѣе ослабляетъ ихъ, нежели сколько возвышаетъ и укрѣпляетъ.
Въ то же время на Востокѣ замѣчательны:
Хризанѳъ; Евстаѳій
и
ученикъ ихъ Императоръ
Юліанъ
Въ Аѳинахъ тогда прославились:
Плутархъ
Несторіевъ,
Маринъ, Изидоръ.
Въ Александріи удивлялись ученой
Гипатіи.
Между Хрістіанами отличились:
Гіороклъ
и
Немезій.
Въ послѣдствіи времени ученые занимались преданіями Греческихъ мудрецовъ, повторяли мысли ихъ, и часто не разумѣли. Наконецъ въ царствованіе Юстиніана закрылись секты, и съ тѣхъ поръ въ той странѣ, которая произвела Сократа, Платона и Аристотеля, только слышны были теологическіе споры въ однихъ монастыряхъ.
Таковъ сей періодъ Философіи. Главное положеніе, вразсужденіи начала познаній не пріобрѣло новыхъ открытій; оно еще болѣе помрачено. Еклектики измѣняли каждой сектѣ; и можно ли было ожидать новаго отъ тѣхъ, которые все смѣшивали и обезображивали? Гностики возобновили ветхое зданіе Зороастрова ученія; но чего должно было ожидать отъ ентузіастовъ? Кабалистики болѣе имѣли въ виду частныя выгоды; но можетъ ли истина терпѣть самолюбіе и алчность къ стяжанію? Ѳеософисты болѣе занимались спорами словъ; но въ етомъ ли Философія? Предъ симъ-то Раціонализмомъ поверженъ былъ и великій основатель Лицея.
Среди мрака, когда Философія не только не приобрѣла новыхъ свѣдѣній, но и прежнихъ не сохранила -- среди сего мрака пробуждается умъ и оживляется страсть, къ познаніямъ. Калифъ
Аль-Манзоръ
и сынъ его
Альмоди
между Арабами,
Константинъ Порфирогенцтъ и Левъ Мудрый
между Греками, наконецъ
Карломанъ, Альфредъ
Великій на Западѣ -- вотъ первые благодѣтельные геніи,
разсъявшіе мракъ невѣжества и пробудившіе умъ человѣческой.
Философія при Дворѣ
Калифовъ
началась искусствомъ врачеванія. Прежде призваны были Греческіе врачи, а за ними въ слѣдъ и другіе иностранные ученые. Альмоди позволилъ имъ основать училище; Альратидъ самъ пользовался ихъ наставленіями. Тогда начали переводить сочиненія древнихъ Греческихъ Философовъ подъ руководствомъ знаменитаго Іоанна Месуегъ -- и такимъ образомъ въ Багдадѣ занялась заря наукъ, сіявшихъ въ полномъ свѣтѣ въ Аѳинахъ.
Аристотель и Платонъ особливо обратили на себя вниманіе Арабовъ. Первый представлялъ въ сочиненіяхъ своихъ полную систему; второй льстилъ пламенными изображеніями, свойственными Восточнымъ народамъ.
Іоаннъ Дамасскій,
называемый у Арабовъ
Альманзоромъ,
перевелъ Аристотеля, сдѣлалъ на него замѣчанія, занимался особенно Метафизикой его и привелъ въ систему часть ея Онтологію -- науку о внутреннемъ существѣ, и составѣ предметовъ, "Человѣкъ" говорилъ онъ "находится въ сношеніи съ цѣлою вселенной, съ предметами чувственными -- посредствомъ чувствъ, съ существами духовными -- посредствомъ разума. Онъ представляетъ собою вселенную." Философія Арабовъ можно сравнить съ картиной, которой рамы составлены были Перипатетизмомъ, а всѣ краски заимствованы отъ Платонизма. Потомъ
Альксиди
объяснялъ Аристотела, также
Аль
-
Фараби.
Глубокомысленный изъ ученыхъ Арабовъ есть
Авиценна
удивительный по рѣзкимъ мыслямъ
Абубекеръ.
Послѣ нихъ
Аверроесъ
снова принялся за Аристотеля и во многомъ его обезобразилъ.
Такимъ образомъ возраждались науки на Востокѣ, а на Западѣ извѣстна стала
Философія Схоластическая,
когда открылись учебныя заведенія. Распространенію наукъ особенно способствовали Греческіе ученые, пришедшіе изъ Константинополя. Славнѣйшіе Схоластики раздѣлялись на
Реалистовъ
и
Номинатовъ;
они основывали ученіе свое на трехъ знаменитыхъ мудрецахъ древности: Платонѣ,
Аристотелѣ и Зенонѣ. Первый, какъ извѣстно, почиталъ идеи предвѣчными; второй думалъ, что отъ предметовъ отдѣляются нѣкоторыя изображенія, начертываются въ умѣ -- отсюда у Критическихъ Философовъ связь матеріи и формы: третій говорилъ: нѣтъ ничего въ умѣ, чего бы прежде не было въ чувствахъ. По симъ тремъ актамъ спрашивали Схоластики: понятія общія имѣютъ ли существованіе
метафорическое,
какъ думалъ Платонъ, или
физическое
, по мнѣнію Аристотеля? или наконецъ существованіе
логическое,
какъ говорилъ Зенонъ, что умъ составляетъ ихъ изъ ощущеній? Первому мнѣнію слѣдовали Реалисты, послѣднему Номинаты, каковъ
Русселинъ
и
Абелардъ;
а нѣкоторые ученые держали средину, полагаясь на мнѣніе Аристотеля. -- Изъ Схоластиковъ извѣстнѣйшіе въ послѣдствіи времени:
Албертъ
Великій,
Ричардъ Мидлетонъ
,
Гильомъ Оккамъ, Рожеръ Баконъ.
Греческіе ученые, пришедшіе изъ Константинополя, принесли съ собою древнихъ классиковъ и оживили здравый вкусъ. Изъ сихъ благодѣтельныхъ ученыхъ достойнѣйшіе.
Хрисолорасъ, Плетонъ, Ѳеодоръ
Газа,
Георгій
Трапезунтской,
Вессаріонъ, Константинъ
Ласкарисъ; въ скоромъ времени возобновлены древнія системы Философіи -- Стоическая --
Юстомъ Липсіемъ,
Іоническая --
Бернгардомъ,
Левзиппова --
Бруномъ,
Сократова --
Петраркой.
Тогда начали ученые очищать новѣйшіе языки, а вмѣстѣ и мысли приводить съ порядокъ -- и явились;
Бокаччіо, Дантъ, Махіавель, Тассъ, Ариостъ.
Въ это время Философія, послѣ долгаго странствованія, устремилась къ настоящей цѣли своей --
просвѣщать умъ человѣка и образовать его сердце.
Умы замѣчательные сего времени:
Іеронимъ Карданъ, Рудольфъ Агрикола, Кампанелла, Лараме.
Двдв.
-----
[Давыдов И.И.] Несчастная судьба философии и возрождение наук у арабов / Двдв // Вестн. Европы. -- 1818. -- Ч.98, N 6. -- С.129-138.
Оставить комментарий
Давыдов Иван Иванович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1818
Обновлено: 30/12/2020. 13k.
Статистика.
Очерк
:
Публицистика
,
Философия
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.