Давыдов Иван Иванович
Разделение философов на секты
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Давыдов Иван Иванович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1818
Обновлено: 01/09/2020. 11k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
,
Философия
Сочинения
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Раздѣленіе философовъ на секты.
Первые философы, обольщенные красотами вселенной, въ восторгѣ своемъ, кажется, говорили: "мы все видимъ, мы все знаемъ." Живыя впечатлѣнія предметовъ на нѣжныя чувства заставили ихъ мечтать; они надѣялись все объяснить, и ничего не наблюдали; они предлагали себѣ вопросы, и не разсматривали, въ состояніи ли рѣшить; они желали открыть все, и не старались о средствахъ къ изслѣдованію. Одно любопытство восхищало ихъ, но для любопытства довольно и предразсудковъ. Всѣ умствованіе древнихъ о Провидѣніи и строеніи міра, о познаніяхъ и верховномъ благѣ, всѣ произведенія ихъ, Умозрительной и Практической Философіи можно назвать памятниками первыхъ усилій ума юнаго у пламеннаго, необогащеннаго плодами опытности. Но сіи памятники драгоцѣнны для того, кто наблюдаетъ ихъ, какъ мореплаватель наблюдаетъ, кораблекрушенія своихъ предшественниковъ.
Философія всегда слѣдовала за великими переворотами въ Державахъ;
ето Минерва, поражающая егидой и милующая оливою. Судьба ея ознаменована великими происшствіями. Таковъ вѣкъ Солоновъ, за шесть cотъ лѣтъ до Р. X. прославленный Ѳалесомъ и Пиѳагоромъ и отличающійся отважными системами. Черезъ два столѣтія наступилъ вѣкъ Перикловъ, славный по Сократу. Здѣсь мнѣнія уже приводятся въ порядокъ, Философія становится точною наукой и начинаетъ служить другимъ наукамъ свѣтильникомъ. Потомъ слѣдуетъ рядъ семи вѣковъ, заключающій владычество Римлянъ надъ всѣмъ міромъ и собственное ихъ рабство подъ властію Цезарей. Тутъ мудрецы изслѣдываютъ начало о происхожденіи человѣческихъ познаній и умъ дѣлаетъ наблюденія надъ самимъ собою. Успѣхи Арабовъ при Калифахъ и возрожденіе наукъ при Карлѣ I и Альфредѣ составляютъ новый вѣкъ Философіи, столь же продолжительный какъ и предшествующій. Въ немъ мелькаютъ искры древней Философіи; освѣщающей мракъ Схоластики. Наконецъ блистательный вѣкъ мудрости есть вмѣстѣ и вѣкъ великихъ происшествій -- открытіе новаго міра, прочное образованіе Европейскихъ Державъ, новый духъ въ народахъ, царствованіе Kapла V. Умъ, какъ послѣ долгаго сна, пробуждается; Философія опирается на наблюденія, подобно первой мудрости,
состоявшей въ опытности -- и является Баконъ; за нимъ слѣдуетъ цѣлый рядъ геніевъ, прославившихъ новѣйшія времена.
Каждый вѣкъ Философіи ознаменованъ различными сектами, которыхъ системы зависятъ отъ разныхъ способовъ сужденія. Въ первомъ вѣкѣ встрѣчаются двѣ главныя: I.
І
оническая,
основанная Ѳалесомъ и возобновленная Анаксагоромъ; II.
Италійская,
получившая бытіе свое отъ Пиѳагора, -- Италійская произвела четыре новыя секты: 1.
Елеатическую
, раздѣлившуюся на двѣ стороны: а) на Елеатиковъ Метафизиковъ и
b) Елеатиковъ-физиковъ; 2.
Гераклитову,
3.
Епикурову и
4.
Пирронову.
Во второмъ вѣкѣ ученики Сократовы разошлись на три главныя отдѣленія; I. Школа
Ксенофонтова,
ближайшее ученіе къ Философіи Сократовой;
II.
Академія
Платонова и III.
Лицей
Аристотелевъ. -- Кромѣ сихъ главныхъ составились слѣдующія четыре училища: 1.
Циренаическое
Аристиппово, 2.
Мегарическое
Евклидово, 3.
Циническое
Антиѳсеново и 4.
Еретрійское
Федоново. -- Вскорѣ отъ предшествующихъ отдѣлились двѣ секты; а) Зенонъ основалъ
Портикъ,
b) Карнеадъ и Арцезелай, Академики,
возстановили
дв
ѣ
новыя Академіи.
Въ ето время Философія Грековъ переходитъ съ Каллисѳеномъ въ Азію; Птоломеи привлекаютъ ее въ прежнюю обитель, въ Египетъ; наконецъ и Римъ отворяетъ ей входъ. Лукуллъ, Варронъ и Цицеронъ переносятъ къ себѣ Академію; Луцилій Бальбъ -- Портикъ, Кратиппъ -- Лицей, Веллей и Помпоній Аттикъ распространяютъ ученіе Епикурово; Енній знакомитъ соотечественниковъ. съ Пиѳагоромъ; послѣ въ Александріи Скептицизмъ возобновленъ Енезидемомъ и раскрытъ Секстомъ.
Третій вѣкъ представляетъ сначала четыре главныя секты: I.
Гностиковъ,
II,
Александрійскихъ еклектиковъ,
Ш. Еврейскихъ ученыхъ,
Кабалистиновъ,
и IV. ученыхъ Хрістіянъ,
Ѳ
еософистовъ.
Тутъ также примѣтны слѣды древнихъ Пиѳагорейцевъ въ Аполлоніѣ, Платонистовъ въ Апулеѣ и Тразиллѣ; Перипатетиковъ въ Андроникѣ и Атенеѣ; Епикурейцевъ въ Люкреціѣ и Діогенѣ Лаертійскомъ; Стоики во всемъ блескѣ поддерживали ученіе свое.
Философія сего вѣка испытываетъ многія измѣненія у Арабовъ, восточныхъ и западныхъ хрістіянъ въ девятомъ столѣтіи. Первые слѣдуютъ Аристотелю, вторые Александрійскому Синкретизму, третій Боецію и Кассіодору. Въ одиннадцатомъ столѣтіи утверждается
Философія Схоластическая.
Она раждаетъ два ученія: 1.
Реалистовъ
и 2.
Номинатовъ.
Въ пятомъ и шестомъ надесять столѣтіи Схоластики встрѣчаютъ сильныхъ противниковъ: Петрарка возобновляетъ Философію Практическую; Іорданъ Бруно, Лаврентій Валлa, Карданъ и Кампанелла возвышаютъ Философію Теоретическую; Луи Вайвель, Монтань и Ларама поддерживаютъ Діалектику и Логику.
Къ симъ возстановителямъ древней Философіи принадлежатъ и другіе, сдѣлавшіе болѣе или менѣе удачные опыты: Плеѳонъ и Виссаріонъ слѣдуютъ Платону; Теодоръ Газа, Георгій Трапезундскій и Помпонатъ Аристотелю; Тилезій Пиѳагорейцамъ; Бернгардъ Циникамъ; Юстъ-Липсій, Сціоппій Портику; Магненъ Епикуру; Франчеръ, Ламотъ, Левкайеръ Пиррону; Кабалистики и всѣ Мистики находятъ послѣдователей въ Парцельсѣ, Рейхлинѣ, Мирандолѣ, Морусѣ.
Послѣдній вѣкъ Философіи, блистательный и важнѣйшій по открытіямъ; славенъ по тремъ знаменитымъ новѣйшимъ сектамъ; I. Англійской
Баконовой,
II. Французской
Декартовой
и III. Нѣмецкой
Лейбницевой. --
Баконова школа возвеличена громкими почтенными именами
Локка
и
Рейда, Кондильяка
и
Боннета.
Она произвела два новыя ученія, нѣсколько съ своимъ сходныя, но и во многомъ отдалившіяся; 1. ученіе Гоббеса и Гельвеція и 2. ученіе Беркелея, послѣ продолженное Гюмомъ. Томазій и Чирнгаузенъ перенесли въ Германію главныя основанія Баконовой Философіи. -- Декартъ имѣлъ также многихъ послѣдователей; глава учениковъ его
Клаубергъ; Спинора
извлекъ изъ основанія его новыя слѣдствія;
Малебраншъ
далъ ученію его особенный видъ.-- Посѣянныя сѣмена Лейбницемъ возрастилъ
Вольфъ; Кантъ,
воспитанный въ етомъ училищѣ, сдѣлалъ великой переворотъ; секта его скоро разошлась на многія отдѣленія.
Причина раздѣленія Философовъ на столь многія секты состоитъ въ спорахъ o началѣ человѣческихъ познаній. Одни принимали за начало опытность, другіе врожденныя понятія; одни вѣрили чувствамъ,
другіе не довѣряли имъ; одни слѣдовали впечатлѣнію ихъ и потребностямъ, другіе блуждали въ умозрѣніяхъ. Такъ Іонійцы и Италійцы изслѣдывали Природу и проникали начала вещей; но первые искали объясненія въ предметахъ, подверженныхъ чувствамъ, и объясняли всѣ явленія явленіями частными; другіе на сужденіяхъ своихъ основывали Природу и сами собою хотѣли раскрытъ ея таинства. Въ ученіяхъ Платона и Аристотеля, проистекающихъ изъ двухъ разныхъ источниковъ, произошли совершенно различныя заключенія. Платонъ, размышлявшій въ уединеній и составившій въ мысляхъ своихъ образцы правильности, совершенства, величія, воображалъ, что подобные образы могутъ существовать и въ Политикѣ и въ Нравственности и въ Метафизикѣ. Аристотель, обогатившій умъ многими опытами, наблюдалъ самые предметы и къ нимъ приноравливалъ умствованія, Платонъ далъ Философіи законы, какіе Ликургъ Спартѣ; Аристотель изложилъ въ Философіи правила, какія Солонъ въ Аѳинахъ. Между новѣйшими Баконъ основываетъ человѣческія знанія на опытности? Декартъ на сомнѣніи и врожденныхъ идеяхъ, Лейбницъ на гармоніи предначертанной, противорѣчій и достаточной причинѣ. Послѣ нихъ Локкъ положилъ основаніемъ чувства и разсудокъ; Гоббесъ ограничился одной чувственностью,
Бернелей однимъ разсудкомъ, Рейдъ основалъ ученье свое на общемъ чувствѣ, Гартлей на сопряженіи идей; Гюмъ искалъ начала соединенія дѣйствій съ причинами; Кондильякъ составилъ систему познаній изъ способности чувствовать, рождающей всѣ прочія способности; Кантъ почерпалъ ученіе изъ натуральныхъ формъ ума и началъ синтетическихъ. Для подробнаго сведѣнія о мнѣніяхъ можно пользоваться Деландомъ, Готье, Дюгамелемъ
,
Савернаомъ, Гогетомъ, Кондорсетомъ, Станлеемъ, Андерсономъ, Гюмомъ, Смитомъ, Бруккеромъ, Тидеманомъ, Буле, Мейнерсомъ, Теннеманомъ, Ебергардомъ, Фюллеборномъ, Гарье, Шатнеромъ, Гейне, кромѣ древнихъ, Платона, Аристотеля, Ксенофонта, Атенея, Секста Емпирика, Цицерона, Сенеки.
Образъ мыслей вразсужденіи начала познаній направляетъ Философа во всѣхъ прочихъ его наблюденіяхъ. Будетъ ли онъ вѣрить предположеніямъ идеальнымъ -- догматизмъ заведетъ его въ лабиринтъ мечтаній; будетъ ли онъ противъ нихъ слишкомъ вооружаться,-- его встрѣтитъ скептицизмъ и емпиризмъ.
Сравнивая успѣхи Философіи разныхъ временъ, можно видѣть, что мнѣнія всегда имѣютъ постоянную, хотя тайную, связь съ нравами и обыкновеніями вѣка, съ характерами мудрецовъ и съ предшествовавшими обстоятельствами. Философія, послѣ столькихъ странствованій по Востоку, Западу и Сѣверу, не выходитъ изъ предѣловъ, слегка означенныхъ блистательнымъ умомъ Грековъ. Аристотель и Баконъ, Гераклитъ и Декартъ, Епикуръ и Гоббесъ, Платонъ и Лейбницъ, Пирронъ и Бель, Аристиппъ и Гюмъ, Парменидъ и Спиноза, Зенонъ и Локкъ, Хризиппъ и Кондильякъ, Сократъ и Аддисонъ -- вотъ сходные умы древнихъ и новыхъ временъ. Съ совершенствованіемъ ума остается опредѣлить законы способностей нашихъ, связи наукъ и вліяніе ихъ на общежитіе, изобразить ошибки наши и рѣшить сомнѣнія. Среди самыхъ противорѣчій, раздѣляющихъ секты, можно всегда замѣтишь сходство въ главныхъ идеяхъ, служащихъ основаніемъ, которыя возвышаютъ умъ человѣка, назначаютъ ему обязанности и украшаютъ жизнь его. Наблюдая несчастную участь многихъ геніевъ, должны заключить, что Философія, какъ и жизнь человѣческая, имѣетъ нужду въ усладительныхъ безпрерывныхъ надеждахъ.
Такимъ образомъ Философія, начертывая свою собственную исторію, подаетъ себѣ самой полезные уроки. Она узнаетъ настоящее свое назначеніе, средства для сего потребныя, и предѣлы, которыхъ не можетъ преступить; а Логика, законодательница мыслей, но симъ опытамъ многихъ вѣковъ начертываетъ законы сужденія.
Двдв.
-----
[Давыдов И.И.] Разделение философов на секты / Двдв // Вестн. Европы. -- 1818. -- Ч.97, N 3. -- С.183-191.
Оставить комментарий
Давыдов Иван Иванович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1818
Обновлено: 01/09/2020. 11k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
,
Философия
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.