Де-Роберти Евгений Валентинович
Де-Роберти Е. В.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ДЕ-РОБЕРТИ (полное имя Де Роберти де Кастро де ла Серда) Евгений Валентинович [13(25).12.1843, с. Казацкое Подольской губ.-- 24.4(8.5), по др. сведениям -- 25.4(9.5).*1915, д. Валентиновка Твер. губ. 1, социолог, философ, публицист, обществ, деятель. Брат М. В. Ватсон. Из дворян. Окончил Александров. лицей (1862), вместе с Г. Н. Вырубовым; до 1868 изучал естественные и социальные науки в колледжах и ун-тах Гисена, Гейдельберга, Йены, Парижа и др. С 1863 участвовал в студенч. рус. Гейдельбергской читальне; при ее расколе на сторонников А. И. Герцена и M. H. Каткова (в связи с польским восстанием) -- один из лидеров "герценистов". Неоднократно посещал Герцена, к-рый, принимая его, однако, писал Н. П. Огарёву: "Ничего не жду от Д.-Р." (XXVII, 441). В марте 1864 вместе с А. О. Преженцевым, Я. В. Сабуровым и др. Д.-Р. издавал в Гейдельберге на свои средства и под своей ред. сатирич. ж. "А tout venant je crache, или Бог не выдаст -- свинья не съест" (вышло, по-видимому, 3 номера), в к-ром вел публиц. отдел (статьи против "катковистов" под псевд. Ваша мать Матрена), доказывая, что освобождение России немыслимо без освобождения Польши. События эти нашли отклик в рус. печати (БдЧ, 1864, No 4--5,6) и описаны И. С. Тургеневым в "Дыме" (Муратов А. Б., ""Гейдельбергские арабески" в "Дыме"".-- ЛН, т. 76), а Д.-Р. попал в досье III отделения, был исключен из ун-та и покинул Гейдельберг (см.: Черняк А. Я., Журнал рус. студентов в Гейдельберге.-- ВЛ, 1959, No 1). Однако революционность Д.-Р. не пошла дальше бурж. радикализма, свойственного позитивизму, к-рым он увлекся: в 1865 Д.-Р. и Вырубов издали в Берлине в рус. пер. книгу Э. Литтре "Неск. слов по поводу положит, философии", ас 1867 (до 1883) Д.-Р. постоянно сотрудничал в ж-ле Литтре и Вырубова "La Philosophie positive. Revue". В рец. на т. 1 "Капитала" К. Маркса (1868, нояб.-- дек.) и в др. статьях (изданы на рус. яз.-- кн. "Политико-экономич. этюды", СПб., 1869; рец.: "Дело", 1869, No 8) Д.-Р. по сути предвосхитил бурж. критику Маркса, что вызвало негативную реакцию в рус. демокр. среде (Володин А. И., Итенберг Б. С, Из истории полемики вокруг "Капитала" в России.-- ВФ, 1975, No 3; их же, Еще раз об отношении к Марксу и марксизму в России 60--70-х гг. XIX в.-- ВФ, 1983, No 1).
   Д.-Р. активно печатался в либеральных газетах ("С.-Петерб. вед.", "Бирж, вед.", "Новости" и др.) по разл. вопросам европ. и рус. жизни, а также в ж. "Знание", "Слово", "Критич. обозр." и др., преим. по философии и социологии, проповедуя т. н. ортодоксальный позитивизм в духе О. Конта. Непримиримость к противникам, в частности продолжавшаяся целый год (1877-- 78) полемика с Н. К. Михайловским и В. В. Лесевичем по поводу книги последнего "Опыт критич. исследования основоначал позитивной философии" (ход ее см.: Колубовский Я. Н., Мат-лы для истории философии в России. XI. В. В. Лесевич.-- "Вопросы философии и психологии", 1891, No 4, кн. 8), послужившая поводом к демонстративному выходу М. А. Антоновича из ред. "Слова", создали Д.-Р. отрицат. репутацию в демокр. журналистике (Ткачев П. Н., Соч., т. 2, М., 1976, с. 324--25, 330; Лавров П. Л., Собр. соч., III сер., в. 8, П., 1918, с. 163--88). Широкий резонанс вызвала также речь Д.-Р. в Тверском зем. собрании в дек. 1880 (он был одним из лидеров знаменитого Тверского земства) о необходимости введения представит, правления и реформы дворян, прав (опубл.: "Голос", 1880, 22 дек.; отзывы: Н. В. Шелгунов -- "Дело", 1881, No 1, с. 121--34; Достоевский, XXVII, 66, 345 и др.), а затем предложение (совм. с С. А. Венгеровым и В. А. Крыловым) на Междунар. лит. конгрессе в Вене (сент. 1881) послать телеграмму Александру III с просьбой освободить Н. Г. Чернышевского (отклонено конгрессом; см.: ИВ, 1900, т. 79, No 2; то же в кн.: Крылов В. А., Прозаич. соч., т. 2, СПб., 1908). Несмотря на умеренный либерализм Д.-Р., власти с опаской смотрели на его деятельность (в 1879--90 -- под негласным надзором полиции): было предписано все соч. Д.-Р. "подвергать самому тщательному просмотру" двойной цензуры (светской и духовной). Его книги ("Политико-экономич. этюды"; "Социология", СПб., 1880; "Прошедшее философии", т. 1--2, М., 1886) были запрещены для публичных б-к. Когда популярное изложение последней книги (в одном томе, М., 1887) было арестовано по указанию К. П. Победоносцева (в 1915 при разборе Моск. губ. архива тираж был продан с торгов), Д.-Р. решил перенести свою деятельность за границу.
   В Париже Д.-Р. выпускает книги по философии ("L'ancienne et la nouvelle philosophie", 1887; "L'Inconnaissable, sa métaphysique, sa psyhologie", 1889; "La philosophie du siècle", 1891; "Agnosticisme", 1892; "La Recherche de l'unité", 1893; "Auguste Compte et Herbert Spencer", 1894), этике и социологии ("L'Ethique: Le bien et le mal", 1896; "Le psychisme social", 1897; "Les fondements de l'éthique", 1899; "Constitution de l'éthique", 1900; "Nouveau programme de sociologie", 1904, и др.). С 1893 Д.-Р.-- один из первых членов авторитетного Междунар. социологич. ин-та в Париже, активный участник его конгрессов, член мн. науч. об-в (в т.ч. "Об-ва истории Франц. революции"). В 1894 приглашен на кафедру общей социологии Нового Брюссельского ун-та. Д.-Р. приобрел широкую известность как один из основателей социологии, отстаивавший ее самостоятельность как науки по отношению к философии, биологии, психологии и пр., и как глава особого направления в социологии, к-рое он называл неопозитивизмом. В биосоциальной концепции об-ва, к-рую Д.-Р. противопоставлял как идеализму, так и ист. материализму, он выдвинул идею 4 осн. факторов социальной (надорганической) эволюции (наука, философия, иск-во, ист. действие). Обосновывая биосоциальную природу иск-ва, к-рому он придавал важную роль в структуре социальной жизни, Д.-Р. выступал, в частности, против эстетики Л. Н. Толстого, к-рая, по его мнению, "отрицая красоту, обезглавливает иск-во" ("Новая постановка основных вопросов социологии", М., 1909, с. 275). В эссеистике Д.-Р. примером удачного применения его социологич. или социально-психол. (Д.-Р. относят к числу пионеров социальной психологии как науки) подхода к анализу нек рых явлений философии, культуры и их творцов м. б. работы: "Frédéric Nietzsche" (3 éd., P., 1903); "Петр Кропоткин. Личность и доктрина" (СПб., 1906; интересный психол. портрет, реконструированный на основе произв. Кропоткина и личных встреч с ним Д.-Р.). В 1901 Д.-Р. был вице-президентом и лектором Рус. высшей школы обществ, наук в Париже, к-рая стала заметным явлением в истории отеч. обществоведения как по составу лекторов (в их числе -- Г. В. Плеханов, В. И.Ленин), так и по де-мокр. составу аудитории.
   В обществ, и лит. жизни России Д.-Р. участвовал эпизодически (сотрудничество в энц. словаре Брокгауза и Ефрона, в ж. "Вопросы философии и психологии", в "Новостях" и др.), однако по возвращении в 1905 он активно включился в либеральное движение: выступал на съездах "Союза союзов", зем. деятелей (июнь--июль 1905), писал для газет и ж-лов ("Вест. Европы", "Запросы жизни", "Рус. богатство" и др.), примыкая к партии кадетов (отзыв Ленина о Д.-Р. см.: ПСС, XI, 301). В 1908 многолетние хлопоты Д.-Р., M. M. Ковалевского и присоединившегося к ним В. М. Бехтерева (к-рый считал Д.-Р. предшественником своей "коллективной рефлексологии") увенчались успехом -- в Петербурге был открыт Психо-неврологич. ин-т. В нем на кафедре социологии Д.-Р. и Ковалевский разрабатывают первые в России курсы социологии и читают их, выпускают сб. "Новые идеи в социологии" (сб. 1--4, СПб., 1913--14), создают науч. об-ва. Жизнь Д.-Р. оборвалась внезапно: он был убит ("с целью ограбления" -- ЦГАОР) в своем имении.
   Лит.: Герцен (ук.); Боборыкин (ук.); Михайловский Н. К., ПСС, 4-е изд., т. 4, СПб., 1909, с. 406--17, 506--27, 536--38; Л. О<боленский>, Как "наши" учат Европу.-- "Свет", 1879, No 12; Лесевич В. В., Тришкина философия.-- CB, 1886, No 10; Барт П., Философия истории как социология, пер. с нем., СПб., 1902, гл. 3, § 3; Де-Грееф Г., Произведения Д.-Р.-- В кн.: Де-Роберти, Новая постановка основных вопросов социологии, М., 1909; Блондель Г., Социология Д.Р.-- Там же; Сватиков С., Рус. студенты в Гейдельберге.-- НЖдВ, 1912, No 12; Бехтерев В. М., Коллективная рефлексология, П., 1921; Шатилова Т., "Прошедшее философии" Д.-Р. и рус. цензура.-- "Совр.", 1921, кн. 2: Тимирязев К. А., Наука и демократия, Л., 1926, с. 331; Реуэль А. Л., Рус. экон. мысль 60--70-х гг. XIX в. и марксизм, М., 1956 (ук.); Козьмин Б. П., Из истории рев. мысли в России, М., 1961 (ук.); Добровольский Л. М., Запрещенная книга в России. 1825--1904.-- "Архивно-библ. разыскания", М., 1962, No 147; Русско-польские рев. связи, т. 1--2, М.-- Варшава, 1963 (ук.); Социологич. мысль в России. Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX -- нач. XX в., Л., 1978, гл. 5 (и по ук.); Рус. книги в б-ках К.Маркса и Ф.Энгельса, М., 1979; Шкуринов П. С, Позитивизм в России XIX в., М., 1980; Летопись жизни и творчества А. И. Герцена. 1859--64, [т. 3--4], М., 1983--87 (ук.); ЛН, т. 51--52 (письма Н. А. Некрасову); т. 76; Sorokin P., Contemporary sociologica! théories, N. Y.-- L., 1928; Verrier R., Roberty. Le positivisme russe et la fondation de la sociologie, P., 1934. + Некрологи, 1915: "День", 2 мая (С. Г. Сватиков); ВЕ, No5,6 (M. M. Ковалевский). Толль (доп.); Березин; Брокгауз; НЭС; Венгеров. Источ.; Михневич; Южаков; Рубакин Н. А., Среди книг, т. 2, М., 1913; Гранат; БСЭ; ФЭ; СКРНЗП (ук.); Масанов.
   Архивы: ЦГИА, ф. 687: ИРЛИ, 2193, VI м. 51а (письма Г. Н. Вырубову); ЦГАОР, ф. 102, 2 д-во, 1903 г., д. 42 (об исключении "из рус. подданства отставного статского советника" Д.-Р.); ф. 102, 4 д-во, 1915 г., д. 73, ч. 6 (дело об убийстве) *; ф. 602, оп. 1, д. 4 7 (переписка с П.А.Сорокиным) [справка Ф. Л. Фёдорова].

Б. М. Шахматов.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru