ДОЛГОРУКОВ, Долгорукий Иван Михайлович, князь [7(18).4.1764, Москва -- 4(16).12.1823, там же; похоронен в Донском мон.], поэт, мемуарист. Из древнего дворян, рода: внук опального кн. Ив. Ал-др. Долгорукова, наперсника Петра II, и мужа Нат. Бор. Долгорукой (урожд. Шереметева, в иночестве Нектария), воспетой К. Ф. Рылеевым и И. И. Козловым; о предках Д. см. в его стих. "Я" (1802). Отец А. И. Долгорукова и Д. И. Долгорукова. Готовясь стать дипломатом, получил хорошее дом. образование; нек-рое время учился в Моск. ун-те (1778--79) и начал здесь лит. деятельность переводом с французского "Философических снов" Л. С. Мерсье (ч. 1--2, М., 1780--81; отредактирован наставником Д., иезуитом Совере), за к-рый был принят в члены Вольного рос. собрания при ун-те. Определившись в армию, служил адъютантом при В. М. Долгорукове-Крымском; с 1782 офицер л.-гв. Семёнов, полка. Ок. 1786 попадает в приватный кружок наследника, вел. кн. Павла Петровича, участвует в драм, и муз. спектаклях при "малом дворе", становится завсегдатаем гостиных Москвы и Петербурга. После похода в Финляндию (1789--90) переходит в гражд. службу, получив в 1791 место вице-губернатора в Пензе. В результате скандала вокруг его любовной переписки с Е. А. Улыбышевой (см.: "Капище моего сердца...", с. 363--67; PC, 1897, No 1, с. 71--79) был отрешен от должности (1796) и переехал на службу в Москву.
Первые ориг. стихи "На кончину Горича..." появились в газ. "Моск. вед." (1788; приб., без номера); поэтич. известность Д. создают сатирич. и шутливые произв. пензен. периода "К швейцару" (написано в 1793), "Камин в Пензе" (1795; изд.: М., 1799, с параллельным франц. пер. проф. Моск. ун-та К. Авиат де Ватая), расходившиеся, как и более позднее стих. "Парфену" (1802), в рукописях и вызвавшие много подражаний.
В Москве Д. начинает печататься в сентимент. изданиях "Приятное и полезное препровождение времени" (1797--98), "Аониды" (1799), "Иппокрена" (1799--1801) и завязывает широкие лит. знакомства (H. M. Карамзин, П. И. Шаликов, круг M. M. Хераскова и др.); в лит. борьбе, однако, не принимает участия. Большинство произв. этого времени в духе салонной поэзии (послания к В. П. Волконской, В. Н. Долгоруковой, В. А. Трубецкой и др.), за исключением самой известной из сатир Д. на рус. характер -- "Авось" ("Приятное и полезное препровождение времени", 1798, ч. 19); позднее в виде продолжения написаны "Везет" (1813) и "Живет" (ок. 1818).
После воцарения Александа I Д. назначают губернатором во Владимир. губ. (1802--12), где он прослужил до окончат, выхода в отставку из-за необоснованного доноса. Деятельность Д.-губернатора оставила след в культурной жизни провинции (театр "благородных любителей" в Пензе, организация гимназич. б-ки во Владимире).
В 1802 Д. подводит итог раннему творчеству, выпустив в Москве сб. "Бытие моего сердца" (2-е изд., М.,1808), в к-ром формулирует свое кредо непроф. поэта, пишущего для друзей и знакомых (см. ставший популярным у современников эпиграф к книге: "Угоден -- пусть меня читают; / Противен -- пусть в огонь бросают; / Трубы похвальной не ищу"); рецензент "Моск. Меркурия", определяя поэтич. репутацию Д. на лит. Парнасе того времени, находит в его стихах "довольно остроумия", "философию приятную, чувствительную, и наконец, величайшую преданность к любезному полу" (1803, No 8, с. 118).
В 1808 (предисл. датировано 1806) выходит сб. "Сумерки моей жизни" в память покойной жены Д.-- Евг. Серг. Смирной. Новые произв. Д. появляются в ж. "Аглая" Шаликова (1808--10), "Вест. Европы" М. Т. Каченовского (1810--11), "Друг юношества" М. И. Невзорова (1812). Творчески плодотворными для Д. были 1812--13, к-рые он провел в Шуе. Кроме отклика на пожар Москвы -- "Плач над Москвою" -- и ряда посланий (M. H. Макарову, H. M. Загоскиной и др.) он создает здесь наиб. резкие по тону сатиры: "Черты свободного писателя", "Торжество совести" и "Нечто для весельчаков". В1815 (М.) под именем Д. вышел франц. пер. романа А. Коцебу "Филибер, или Отношения общественные"; современники, однако, подозревали, что он переведен одной из дочерей Д.
С 1814 осел в Москве, полностью отдавшись лит. занятиям и страсти к любительскому театру. Более или менее регулярно у него устраиваются лит. чтения, где выступают С. Т. Аксаков, А. А. Волков, М. А. Дмитриев, M. H. Загоскин и др. литераторы (см. стихотв. цикл Д. "Мои субботы"). С 1816 функционирует дом. театр Д., на сцене к-рого, кроме хозяина, играют Ф. Ф. Кокошкин, А. М. Пушкин и др. талантливые дилетанты. Д. принадлежит неск. ориг. пьес: комич. опера "Любовное волшебство" (1799) и комедия "Отчаяние без печали" (1798), стихотв. комедия "Дурылом, или Выбор в старшины" (1816), ряд коротких пьес в жанре "драм, пословиц". В 1820 написал трагедию "Султан-Фатьма" и перевел трагедию "Агафоклес" Вольтера (обе пьесы не изд.). В последние годы жизни Д., известный деистич. взглядами (изложены в его "Разговоре о судьбе...", 1814) и шутками над церковью, написал неск. стих., исполненных религ. чувства ("Моя отходная", "Чистый понедельник" и др.).
Наиб. полное представление о творчестве Д. давало читателям 3-е изд. "Бытия моего сердца" (ч. 1--4, М.,1817--18, включает также драматургию) -- с посвящением Моск. ун-ту, поч. членом к-рого он был с 1804. П. А. Вяземский отметил "личный, так сказать автобиографический", характер поэтич. творчества Д. и назвал его "простонародным Державиным", оттенив жанровую и стилевую неупорядоченность его поэзии (VIII, 476--80). Отказавшись от жестких жанровых ограничений, Д. вместе с тем сохранил рациональное мироощущение позднего классика, чуждого поэтич. самоанализу и меланхолич. мечтательности: сентимент. формула "бытие сердца" в его понимании отражала не жизнь "души", а историю отношений автора с людьми и его житейские впечатления. Этот бытовой, эмпирич. элемент в поэзии Д. вызывал интерес А. С. Пушкина, к-рый читал его соч. в юж. ссылке, знал наизусть "Послание к Колобову" и упомянул стих. "Авось" в 10-й гл. "Евгения Онегина".
После Д. остался ряд соч. ме-муарно-дневникового характера; главным является автобиогр. "Записки" за период 1788--1818 (рукопись -- ИРЛИ,Р. I, оп. 6, No 68); не полностью опубл. под загл. "Повесть о рождении моем, происхождении и всей жизни" (СПб., 1916). "Записки" содержат богатейший материал о культурно-бытовом укладе жизни в провинции и особенно в Москве. Др. мемуары выдержаны в характерном для нач. 19 в. жанре "путешествия", интерес к к-рым в значит, степени сообщает личный тон непритязат. авт. размышлений и комментариев: "Славны бубны за горами, или Путешествие rГoe кое-куда 1810 года" (ЧОИДР, 1869, кн. 2--3); "Журнал путешествия из Москвы в Нижний 1813 г." (М., 1870); "Путешествие в Киев в 1817 г." (М., 1870). В 1818 Д. систематизировал сведения из своих мемуаров в виде подробного словаря близких и случайных знакомых -- "Капище моего сердца, или Словарь всех тех лиц, с коими я был в разных отношениях в течение моей жизни" (опубл.: ЧОИДР, 1872, кн. 3--4; 1873, кн. 1--3; отд. изд.-- М., 1874; 2-е изд., М., 1890).
Изд.: Соч., т. 1--2, СПб., 1849 (рец.: "Москв.", 1849, No 17; <С. С. Дудышкин?> -- "Совр.", 1849, No 8); Изборник, М., 1919 (вкл. стих. и "Журнал путешествий из Москвы в Нижний 1813 г."); Поэты нач. XIX в., Л., 1961 (БПмс; вступ. ст. и прим. Ю. М. Лотмана); Песни и романсы; Поэты-сатирики.
Лит.: Батюшков К. Н., Соч., т. 2, СПб., 1885, с. 509--12 (прим.); Белинский, VII, 129; Дмитриев М. А., Князь И. М. Долгоруков и его сочинения, М., 1851 (2-е изд., М., 1863); Аксаков, 111 (ук.); Смирновский П., История рус. лит-ры XIX в., в. 6, СПб., 1902, с. 1--12, 18--31. + Евгений (Болховитинов) ; РБС (ст. Б.Л. Модзалевского); Брокгауз; Венгеров. Источ.; Храбровицкий А. В., Рус. писатели в Пензен. области, Пенза, 1946; КЛЭ; ИРДТ, т. 2 (ук.); ИДРДВ; Муратова (1); Масанов.
Архивы: ЦГАЛИ, ф. 1064;Науч. 6-ка МГУ (л. ф.); ГЛМ, ф. 79.
В. П. Степанов.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992