Дорошевич Влас Михайлович
В XX веке

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


В. М. Дорошевич

В XX веке

   Источник: Дорошевич В. М. Собрание сочинений. Том V. По Европе. -- М.: Товарищество И. Д. Сытина, 1905. -- С. 3
  
   Немцы, которые "никого не боятся, кроме Бога", боятся маленького мальчика, когда он молится по-польски.
   Можно подумать, что они разделяют трогательную и наивную веру познанских крестьян:
   -- Господь Бог и все святые говорят по-польски.
   И опасаются, что Господь Бог, услышав польскую молитву маленького мальчика, вспомнит о Познани.
   И немцам тогда придётся "бояться Бога".
   Отсюда эта война, которая ведётся против женщин, и поражения, которые наносятся детям.
   И блестящие реляции:
   -- Женщины разбиты на голову.
   -- Дети потерпели страшный урон.
   Немецким газетам, требующим репрессалий, репрессалий и репрессалий для Познани, остаётся завести корреспонденции с театра военных действий.
   -- 10-летний неприятель не сдаётся. Но его надеются взять голодом, для чего матери взяты в плен и посажены в тюрьму.
   -- Захвачена ещё одна, страшно опасная, -- но тринадцатилетняя девочка.
   Будущий историк с изумлением остановится на этих реляциях:
   -- Что это за упорный "десятилетний" противник?
   -- Ему отроду десять лет!
   У Германии есть свой Трансвааль, с десятилетними бурами.
   Мучительство матерей, мучительство детей.
   И всё это после стольких веков христианства, после стольких великих людей и учителей, после стольких успехов знания и морали.
   Интересен разговор, который ведут между собой две нации.
   Одна, которая считается самой культурной, и другая, которая считается самой философской.
   Самая философская говорит самой культурной:
   -- Негодяи! Разбойники! Палачи! Это казнь, а не война. Вы расстреливаете людей, которые виновны только в том, что защищают свою родину! На ваших руках кровь, но это не кровь на руках воина. Это кровь на руках палача, совершившего казнь.
   Самая культурная нация отвечает самой философской:
   -- Потише, приятельница! 77-й год не так уж далёк. Ещё живы семьи расстрелянных. Гордо выпятив грудь, украшенную орденами за доблесть, разгуливают ещё "ветераны", расстреливавшие беззащитных.
   Лужайки лондонского Гайд-парка, это -- трибуна, с которой взывают к справедливости и человечности.
   Можно подумать, что эти лужайки ближе к справедливости, как Сион ближе к небесам.
   Где бы ни притесняли, кого бы ни притесняли, во имя чего бы ни теснили.
   Если на лужайках Гайд-парка не кривляется "Армия спасения", они отдаются на воскресенье под митинги протеста.
   И, может быть, в одно из ближайших воскресений в Гайд-парке состоится огромный митинг протеста против немецких изуверств в Познани.
   -- Преступления против детей! Преступления против женщин!
   Немецким газетам останется ответить;
   -- А заморенные в "концентрационных лагерях" бурские женщины и дети?!
   -- Палач!
   -- Сам в палачах был!
   -- Что детей загубил!
   -- Сам, брат, ребятишек истязал!
   Разговор, достойный сахалинской кандальной.
   Так поступают две просвещённейшие нации.
   Что ж остаётся прочим?
   Культура, прогресс.
   Слова -- пустые, как звон.
   Культура, прогресс.
   Самое прочное, что они создали, -- пристяжные воротнички.
   Всё остальное -- вздор. Лак, очень дешёвый и быстро портящийся.
   Он не выдерживает первой пробы.
   Вспыхивает война в Китае, -- массовые, зверские убийства, грабежи, жгут библиотеки, разрушают храмы.
   Весь лак, покрывавший варварство Европы, сразу, моментально полопался, сошёл.
   Самое совпадение китайских событий с парижской выставкой -- ироническая улыбка судьбы.
   В то самое время, как в Париже мир праздновал пышный праздник внешней культуры, на другом конце материка он показывал себя таким же грубым, жестоким, варварским, каким был много сот лет тому назад.
   Самое выражение "двадцатый век" -- анахронизм.
   Много ли народу живёт действительно в XX веке?
   Горсть учёных, мыслителей, теоретиков, далёких от жизни, поэтов, мечтателей.
   Всё остальное только носит фо-коли XX столетия.
   Век, когда, ведя войну, состязаются в варварстве и зверстве, когда мучение женщин и детей составляет государственное дело, -- почему это двадцатый, а не один из самых мрачных, зверских, затхлых и удушливых средних веков?
   Вот задача для философа истории:
   -- На основании фактов китайской войны, на основании действий англичан в Трансваале и подвигов немцев в Познани, определить, в каком столетии умственно и нравственно живёт сейчас Европа?
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru