Дорошевич Влас Михайлович
Мужья
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Дорошевич Влас Михайлович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1907
Обновлено: 20/03/2013. 15k.
Статистика.
Рассказ
:
Проза
Рассказы и фельетоны
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Аннотация:
(Комедия для семейной сцены)
В. М.
Дорошевич
Мужья
(Комедия для семейной сцены)
Источник:
Дорошевич В. М.
Собрание сочинений. Том VI. Юмористические рассказы
. -- М.: Товарищество И. Д. Сытина, 1907. -- С. 177
Он
(
входит во фраке. Стараясь не смотреть на горничную
). Барыня встала?
Горничная
. Да они и не ложились. Так, как были, и заснули в кресле. Пока ещё и не звонили.
Он
Ступай! (
Горничная уходит.
) Даже не ложилась! (
Глубокий вздох. Смотрит на часы.
) Половина одиннадцатого! Возвращаться домой утром, во фраке. Стыд, срам, позор! (
Подходит к зеркалу.
) Не дурен, нечего сказать! Рубашка измята. Галстук измят. Фрак измятый. Лицо измятое... И половина одиннадцатого утра! Господи! (
Хватается за голову и падает в кресло.
) Иметь такую жену, красавицу, умницу, изящную, элегантную женщину и увлечься какой-то намазанной француженкой, искательницей приключений, которая приехала в Одессу, остановилась в Гранд-Отеле и выдаёт себя за артистку... Знаем мы этих артисток! Тьфу! Вспомнить даже противно! (
Вскакивает и начинает быстро ходить по комнате.
) А всё эти ужины! Выдумали устраивать каждый месяц какие-то "товарищеские ужины"! В целях единения! Пьянства, а не единения! "Выпьем, холодненького?" -- "Выпьем!" -- "За ваше здоровье, коллега!" -- "За ваше!" -- Вот вам всё единение. "Долбанём ещё по единой!" Обмен рюмки, а не мнений! И на кой чёрт, спрашивается, мне знать их мнения? Если бы их не было, -- у меня практики было бы больше. Если бы меня не было, -- у них было бы больше практики. Вот и все наши мнения друг о друге! И потом эти дурацкие штуки, плоские остроты, глупые речи! Встанет иной дурак, три четверти часа говорит! Поневоле напьёшься. Тосты! Ни капли искренности, всё поддельно, фальшиво, как зубы и волосы этих стариков, предлагающих тосты за единение, за традиции корпорации, за молодое поколение, за alma mater, -- за всё, за что угодно, только бы было за что выпить! Тьфу! И после всех этих стремлений "вперёд" -- стремление в "Гранд-Отель", в кабинет, к токайскому. Господин, провозглашавший тост "за русскую женщину", знаком с приезжей француженкой. Пил за уважение к женщине, а рассказывает про неё такие вещи, что уши вянут!.. То есть что у трезвого, если он послушает, уши вянут. А спьяна -- ничего, слушаешь. Фантазия разыгрывается. Знакомишься! С дрянью! С размалёванной, намалёванной тварью... И я её целовал! Да ещё как целовал! Чёрт знает, что, только перевод денег! (
Вынимает бумажник.
) Сто, двести, двести двадцать пять, двести двадцать восемь... Трёхсот семидесяти двух как не бывало! Это называется ужином по пятнадцати рублей с персоны! А, Господи! Ещё триста, пятьсот, тысячу бы дал, только бы этого не было! Тошно, мерзко, гадко вспомнить! Ну, как, с какими глазами я покажусь теперь жене? Где был? Увлёкся какой-то намазанной дрянью! А всё кабацкое воспитание! По трактирам да по кафешантанам! Вот и не сидится дома, в тихой, милой, мирной обстановке, за чайным столом, с хорошенькой, изящной, скромной женой, с интересной книгой, которую читаешь вслух, -- хорошо так! (
Снова схватываясь за голову.
) О Господи! Сколько бы я отдал, чтоб только быть вчерашний вечер дома!.. Так нет же! Видите ли, захотелось "стариной тряхнуть", "воздуху взять", "встряхнуться". Это с намазанной-то француженкой встряхнуться! Да, её если встряхнуть, так с неё, я думаю, штукатурка кусками посыплется. Ноги отдавит! И променять на неё Зину, мою Зину, Зинушу!!! (
Смотрит на карточку жены и хочет поцеловать. Из комнаты жены слышен звонок. Он вздрагивает.
) Проснулась, моя голубка!.. Теперь наверное, спрашивает: "Барин вернулся?" -- "Вернулся". -- "Давно?" -- "Полчаса тому назад, во фраке". (
Утирая слезу.
) Каково это ей, моей бедняжке? Пойти хоть пока фрак снять. Всё-таки не так стыдно. Утро -- и во фраке. (
Хочет идти. Ручка двери повёртывается. Он застывает на месте и съёживается. Входит горничная.
)
Он
. Чего тебе?
Горничная
. Барыня приказали тут их портрет взять. Они вещи укладывают. (
Берет портрет и хочет уйти.
)
Он
. Стой! Поставь здесь! Иди! (
Горничная ставит портрет на прежнее место и уходит.
) Однако! Даже вещи укладывает! Это становится серьёзным... Ну, уехать-то она, положим, не уедет. Но объяснение предстоит... О Господи! Пронеси только эту историю. Пойти фрак переменить. (
Снова хочет идти, но ручка двери снова вертится. Он снова застывает на месте и окончательно съёживается. Входит жена.
)
Она
(
молча идёт к столику, где стоит карточка
).
Он
(
бросается туда же и успевает взять карточку раньше
). Зина!
Она
. Отдайте мне мою карточку.
Он
. Зина! Зиночка!! Зинуша!!!
Она
. Так вы не хотите мне отдать мою карточку? Нет?
Он
. Зиночек!!!
Она
. Нет? (
Хочет уйти.
)
Он
(
преграждая ей дорогу
). Зиночка, Зинуша, дай мне хоть сказать тебе! Ну, ты уедешь, но только выслушай меня... Ведь самому тяжкому преступнику, фальшивомонетчикам, клеветникам, которые за то и под суд попали, что врут, и тем дают говорить. Выслушай!
Она
. Мне нечего слушать. Я знаю, где вы были.
Он
. Тем лучше, если ты знаешь! Ведь не станешь же ты уезжать только потому, что твой муж засиделся у Петра Ивановича!
Она
. До утра, во фраке у Петра Ивановича!
Он
. Во фраке -- потому что мы поехали к нему после обеда. До утра, потому что все сидели... Зинуша! (
Хочет подойти к ней.
)
Она
. У Петра Ивановича? А скажите, откуда ж это у вас на фраке рыжий волос? Тоже от Петра Ивановича?
Он
. Волос? Какой волос? Никакого волоса пет.,. Ах, да, действительно, волос. Чёрт его знает, откуда взялся этот волос?! Может быть, твой, или Акуля... когда чистили.
Она
. Рыжий волос? Когда я брюнетка, а Акуля шатенка. Пустите меня! Вы низкий, вы гадкий, вы подлый человек! (
Хочет уйти.
)
Он
(
в сторону
). Вот когда всё висит на волоске! (
Снова заграждая ей дорогу.
) Но ведь Пётр Иванович, ты знаешь, человек холостой. Мало ли какие у него там могут быть рыжие, чёрные, всякие. Сидят на диванах... Ну, сядешь на то же место, -- и пристанет! Ведь не станешь же ты делать меня несчастным из-за того, что у Петра Ивановича знакомые какие-то рыжие женщины! (
Становится перед ней на колени.
)
Она
. Пустите. Вы низкий человек. Вы мне изменяете!
Он
. Господи, да с кем? С кем? Что это за предрассудок, наконец, что изменять можно только ночью! Как будто не существует для этого дня. Нет, непременно ночью, исчезая из дома, скандализируя, выдавая себя! Да с кем, наконец? С кем, я тебя спрашиваю? Пересчитай всех наших знакомых дам, за которыми я, по твоему мнению, могу ухаживать? Какая из них может исчезнуть из дома в эти часы! Ведь, я надеюсь, не станешь же ты меня подозревать в измене с какой-нибудь авантюристкой. Я надеюсь, ты не считаешь меня на это способным...
Она
. Кто вас знает!
Он
(
укоризненно и вставая с колен
). Зина!.. Ты можешь мне говорить, что тебе угодно, но только не это... Ты можешь оскорблять меня, как хочешь, но только не так... Этого, Зина, я от тебя не ожидал. (
Ходит по комнате.
) Не ожидал... не ожидал...
Она
(
в сторону
). Кажется, я, действительно, немножко хватила лишнее. (
К нему.
) Где же вы были? Вы хотели объяснить.
Он
(
обиженным тоном
). Говорю же тебе, у Петра Ивановича. Сначала на обеде, потом решили все к нему идти... А то, понимаешь, неловко в ресторане долго сидеть. В газетах ещё опять напишут: "дружеская беседа затянулась далеко за полночь". Читатели скажут: "Знаем мы эти дружеские беседы!" Честь корпорации... Вот и пошли к Петру Ивановичу. Болтали, играли в карты. Ну, понимаешь, неловко было уйти. Товарищеская компания. Скажут: "Гордец". Ну, и ложное самолюбие тоже. Подумают: "У жены под башмаком". Ещё про тебя судачить станут: "мегера", "муж её боится"... Не хотел, чтобы про тебя же говорили. Вот и сидел. Не хотел, а сидел!... Да ты сама у Петра Ивановича спроси!
Она
. И Пётр Иванович твой скажет неправду. Вы все заодно! Он холостой! Вот если бы он был женатый, тогда другое дело, -- я бы от жены всю правду узнала. Мы, женщины, тоже все заодно. А теперь почему я знаю, правду скажет Пётр Иванович или нет?
Он
. Ну, это же становится, наконец, невыносимо! Ну где же я мог до утра, кроме Петра Ивановича? Назови, где? (
Смягчаясь и беря её за руку.
) На кого я променяю тебя, моё золото, моя крошка, моё сокровище, моя цыпочка...
Она
(
не отнимая руки
). Пожалуйста, без нежностей
Он
. Моя милая детка, моя красавица, моя маленькая, моя крошечная жёнка, моя Зиночка, Зиночек, Зинуша, Зизизюнчик. (
Обнимает её и целует в голову.
)
Она
(
слабо защищаясь
). Вот всегда так! Провинишься, а потом нежничаешь! В другое время, небось, не нежничаешь!
Он
(
окончательно привлекая её к себе
). Вот, значит, и нужно, чтобы я был иногда немножко виноват! Моя кошечка, мой цыплёночек, моя жизнь, божество, сокровище!.. Ведь ты меня любишь? Любишь? Ну, говори!
Она
. Перестань пожалуйста! Довольно!.. Перестань, говорят тебе.
Он
(
закрывая ей рот поцелуем
). Любишь, любишь, любишь! Мне и в карты не везло, потому что ты меня любишь! Видишь, как нехорошо любить своего мужа, моя маленькая кошечка! Ужасно не везло в карты.
Она
. И много ты проиграл?
Он
(
припоминая
). Триста... триста... триста восемьдесят два рубля.
Она
. Ой-ой-ой!
Он
. Но ведь ты же виновата, моя крошка. Счастлив в любви -- несчастлив в картах!
Она
. Это вам будет хорошим уроком в другой раз. Не играйте в карты по целым ночам, если имеете жену, которая вас так любит! Да-с! Но вы ещё мало наказаны, милостивый государь. Вы заставили вашу бедную, маленькую жену спать в кресле, не раздеваясь, и должны за это сделать новое платье.
Он
. Гражданский иск в уголовном процессе! Муж, обвиняемый в нарушении супружеских обязанностей, и жена вчиняет к нему гражданский иск. Сумма иска?
Она
. Рублей полтораста... Пожалуйста, не морщитесь! И, кроме того, вы обязаны купить вашей жене новую шляпку. Я видела модели из Парижа. Только что привезли. Чудные вещицы! Это тоже будет стоить рублей пятьдесят...
Он
(
вставая
). Но, матушка, я не могу тратить таких денег!
Она
. Теперь уж я "матушка"! Как о деньгах заговорила, так из "милочки" сразу превратилась в "матушку"! А по триста восемьдесят два рубля проигрывать у вас есть деньги?
Он
. Ну, да! Но поэтому-то и надо теперь сократить расходы, экономничать. А не транжирить! Не бросать деньги чёрт знает куда! Чёрт знает на что! Я буду проигрывать, ты будешь тратить на тряпки, на шляпки, на юбки. Хороши мы в конце концов будем!
Она
. Но ведь ты же первый начал!
Он
. Тем более оснований тебе сдерживаться! Ведь нельзя же смотреть на мужа как на рабочую лошадь, как на вола! Да и с вола двух шкур не дерут.
Она
. Но ведь мне нужно платье! Своё белое я надеваю сегодня на "Гугеноты". Это уж шестой раз, как я надеваю в оперу одно и то же платье. А на "Аиду" нужно же платье.
Он
. Можешь надеть и в шестой раз на "Аиду". А на "Гугеноты" мы сегодня не идём. Я не могу я устал.
Она
. Вот хорошо! Он будет исчезать по целым ночам, а я должна себе отказать в удовольствии побывать на первом представлении оперы!
Он
. Да я вам русским языком, сударыня, говорю! Я устал, я устал, я ус-та-л! Это, наконец, чёрт знает что такое! Тут поневоле сбежишь из дома! Я работаю как вол, как лошадь, устаю, как собака! Из меня сделали не человека, а какой-то скотный двор, зверинец какой-то! Я терпелив как осёл, но всякому терпению, сударыня, бывает конец! Я вовсе не для того работаю, чтобы мои деньги швыряли на тряпки! Я требую человеческого отношения ко мне. Я измучен, устал, разбит, а меня заставляют ехать в какую-то глупую оперу, потому что ей угодно показывать свои тряпки, сшитые на кровные, трудовые деньги мужа. Мужа, который работает с утра до ночи...
Она
. И с ночи до утра, как, например, сегодня!
Он
(
окончательно выходя из себя
). Что вы колете мне глаза сегодняшним днём? Сегодня! В кои-то века человек захотел немножко отдохнуть, посидеть в кругу товарищей -- и ему делают из-за этого сцены! С него тянут деньги!
Она
. Николай!
Он
. Я давно Николай! Я тридцать два года всё Николай! Довольно-с! Довольно я терпел! Скажите, пожалуйста, поужинал человек с товарищами! Великое преступленье! И его за это пилят, ему отравляют жизнь, его оскорбляют, ему кидают в глаза самые гнусные обвинения. Он терпеливо сносит всё, молчит, и с него же, пользуясь этим случаем, хотят сорвать на юбки, на тряпки...
Она
. Кто? Я? "Пользуюсь" тем, что вы не были дома, чтоб "сорвать на тряпки"? Опомнитесь, что вы говорите!
Он
. Правду-с. Тут трудишься, работаешь, не знаешь устали -- и вот как тебя ценят. Деньги, деньги, деньги...
Горничная
(
входя
). Барыня, денег надо на керосин.
Она
. Обратитесь не ко мне, а к барину, у меня нет денег на расход.
Он
(
выкидывая два рубля
). Опять деньги! Со всех сторон теребят, тащат, рвут...
Она
. Ну, я не желаю больше слушать вашей ругани. (
Уходит.
)
Он
. Ругани! Это я-то ругаюсь! Доведут человека до белого каления, начнёшь говорить им правду, -- они сейчас "ругань". Работа, труд -- всё не в счёт. "Ругань", нечего сказать, хорошо ценят Хороша семейная жизнь! Вот тут и будь порядочным мужем...
Горничная
(
входя
). Барыня плачут, а стол накрыт.
Он
. Пошла ты прочь со своим завтраком! Я не буду завтракать дома... Я еду завтракать в Северную! (
Надевает шляпу и быстро уходит.
)
Занавес
И они все таковы, mesdames!
Оставить комментарий
Дорошевич Влас Михайлович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1907
Обновлено: 20/03/2013. 15k.
Статистика.
Рассказ
:
Проза
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.