Драгоманов Михаил Петрович
M. A. Бакунин о правде и нравственности в революции

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

[M. П. ДРАГОМАНОВ]

M. A. Бакунин о правде и нравственности в революции

   M. A. Бакунин: pro et contra, антология.
   СПб.: Издательство РХГА, 2015.-- (Русский Путь).
   
   Личность Бакунина оставила по себе заметный след на революционном федерально-социальном движении в Европе, особенно в странах романских и славянских. А между тем мы до сих пор не имеем ни сколько-нибудь полной биографии его, ни даже верной характеристики. Это обстоятельство имеет между прочим ту невыгоду, что оно позволяет всякому толковать о Бакунине вкривь и вкось и пользоваться его именем и отрывками из его сочинений для разных субъективных целей. Последнее делают особенно императорские прокуроры в России, а также публицисты враждебных федеральному социализму направлений от консерваторов и до социалистов-централистов.
   В прошлом году появилась книга известного бельгийского публициста Эмиля де Лавеле (de Laveley) о "Современном социализме" (Le socialisme contemporain), в которой целая глава посвящена Бакунину, как "апостолу всеобщего разрушения". Между прочим этому "апостолу" вменяются совершенно иезуитские идеи о дозволенности всех средств для целей революции. В числе доказательств такого вменения бельгийский публицист цитирует отрывки из "Революционного катехизиса", читанного во время Нечаевского процесса1 и будто бы писанного Бакуниным, с словами вроде следующих: "революционер презирает и ненавидит теперешнюю нравственность. Для него все нравственно, и все безнравственно и преступно, что ее задерживает... В обществе революционер должен показывать себя не тем, что он есть" и т. п.
   Из русских газет узнаем мы, что книга Лавеле переводится и на русский язык2. Таким образом, представления о Бакунине, распространяемые преимущественно царскими прокурорами, найдут себе поддержку в России и в книге публициста, известного за человека либерального и даже сочувственно относящегося к общинной собственности.
   Ввиду этого, мы считаем небесполезным привести две выдержки из писаний Бакунина, одного печатного, а другого рукописного, из коих последнее передано нам лицом, состоявшим с ним в последнее время его жизни в близких отношениях.
   На странице 13 прибавления А к книге "Государственность и анархия" (в 1873 г.) Бакунин говорит:
   "Народа никогда и ни под каким предлогом и для какой бы то ни было цели обманывать не следует. Это было бы не только преступно, но и в видах достижения революционного дела вредно; вредно уже потому, что всякий обман по существу своему близорук, мелок, тесен, всегда шит белыми и гнилыми нитками, вследствие чего непременно обрывается и раскрывается, и для самой революционной молодежи самое ложное, самопроизвольное, само дурное и народу противное направление. Человек силен только тогда, когда он весь стоит на своей правде, когда он говорит и действует сообразно своим глубочайшим убеждениям. Тогда в каком бы положении он ни был, он всегда знает, что ему надо говорить и делать. Он может пасть, но осрамиться и осрамить своего дела не может. Если мы будем стремиться к освобождению народа путем лжи, мы непременно запутаемся, собьемся с пути, потеряем из виду самую цель, и если будем иметь хотя какое-нибудь влияние на народ, собьем с пути и самый народ, т. е. будем действовать в смысле и на пользу реакции".
   В письме к одному русскому революционеру, одно время стоявшему близко к Бакунину, последний писал между прочим:
   "В сношениях с людьми новыми, с которыми ты найдешь возможным и полезным связаться, постарайся внести столько правды, искренности и сердца, сколько твоя природа позволит... на иезуитском мошенничестве ничего живого, крепкого не построишь... революционная деятельность, ради самого успеха своего дела, должна искать опоры не в подлых и низких страстях... без высшего, разумеется, человеческого идеала, никогда революция не восторжествует..."
   

КОММЕНТАРИИ

   Впервые: Вольное слово. Женева, 1882. No 26, 18/6 февраля. С. 2-3. Печатается по этому изданию.
   
   Драгоманов Михаил Петрович (1841-1895) -- украинский публицист, историк, общественный деятель. Активный деятель киевской громады. В 1876 г. эмигрировал в Швейцарию. С 1878 г. издавал в Женеве сборник "Громада" на украинском языке, затем совместно с С. Подолинским и М. Павликом -- журнал "Громада", а также сочинения А. Герцена, Т. Шевченко, Панаса Мирного и др. С 1889 г. -- профессор Софийского университета.
   
   1 [Нечаевский процесс -- первый в России гласный политический процесс. Проходил в Петербургской судебной палате 1/13 июля -- 11/23 сентября 1871 г. Наряду с членами заговорщицкой организации "Народная расправа", созданной С. Г. Нечаевым (скрылся до процесса за границу), к следствию были привлечены лица, не разделявшие его взглядов и активно боровшиеся с ним. По делу проходили 152 человек, из них преданы суду 87, перед судом предстали 77 человек (несколько человек умерли до суда, некоторые были отпущены на поруки и скрылись). Главным обвинением было участие в "антиправительственном заговоре".]
   2 [На русском языке: Лавеле Э. Л. В. де. Современный социализм / Пер. с фр. под ред. М. А. Антоновича. Санкт-Петербург: А. Ф. Зандрок, 1882. [4], 385 с.]
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru