Эйзенштейн Сергей Михайлович
Разумное мероприятие

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Эйзенштейн С. М. Избранные произведения: В 6 т.
   М.: Искусство, 1968. Т. 5.
   

Разумное мероприятие

   ГУКФ {ГУКФ -- Главное управление кинофотопромышленности, 1933 -- 1938.} своевременно подняло вопрос о том, что звание и должность режиссера еще не являются гарантией того, что данный работник может успешно участвовать в создании советской кинематографии. Политическая ответственность и художественно-идеологическая требовательность в отношении кинопроизведения сейчас возросли настолько, что требования к режиссеру от года к году становятся все выше, все строже и все жестче.
   Советский режиссер -- это не звание, это не должность, это прежде всего ответственность. И высокая честь -- нести эту ответственность перед многомиллионным зрителем.
   Между тем режиссерская среда, слагавшаяся в порядке стихийного, не планомерного, а случайного роста и пополнения, густо заросла плевелами. Эта непрочищенность режиссерских кадров гибельно отражается на плановости и стройности работы предприятий, ведет к разрастанию претензий без основания со стороны тех, кто понапористей; тормозит производственную возможность тех, кому несвойствен "творческий метод" Остапа Бендера, наконец, засоряет личный состав и штаты фабрики, глуша возможность врастания молодых талантливых кадров во все более развивающуюся кинематографию.
   Вопрос о "самоочищении" собственных кадров должен был быть давно поставлен самой же кинорежиссерской средой.
   Теперь же, когда инициатива идет от руководства сверху, следует со всей горячностью взяться за дело.
   Решительные практические меры в этом направлении со стороны руководства "Мосфильма" надо поддержать и сплоченно проводить в жизнь.
   Соискание на право ставить картины должно быть проведено на большой принципиальной высоте.
   Для растущих в стенах ВГИКа кадров уже введен по всей форме отчет оканчивающих институт перед Государственной квалификационной комиссией. В чем-то, схожем со смотром и проверкой, нуждаются и те, чьи творческие проявления могут вызвать сомнения и неуверенность как со стороны руководства, так и творческих работников, несущих как бы корпоративную ответственность за каждого своего сочлена.
   Одновременно с этим должен быть обеспечен широкий доступ в кинематографию новым талантливым творческим силам.
   Предлагаемое "Мосфильмом" мероприятие отвечает обеим задачам и имеет все данные для того, чтобы разрешить обе проблемы: пересмотр и переоценку качества наличного творческого фонда, с одной стороны, и создание условий для притока новых сил -- с другой.
   Последнее, конечно, не "за хвостик тетеньки державшись", а в порядке подлинного открытого соискательства и допущения к работе с санкцией руководства и достаточно авторитетной квалификационной комиссии.
   Не планомерно, не нормализированно, не систематически этот порядок применялся и в прошлом.
   Начиная стареть, я люблю прибегать к воспоминаниям молодости.
   Ведь так, через своеобразный "экзамен", и я сам вступил на тернистый путь кино.
   Уже имея "имя" по театральной работе, больше того, сделав спектакль, заслуживший в 1923 году репутацию "самого веселого" в сезоне {... "самого веселого" в сезоне спектакля... -- Имеется в виду спектакль "На всякого мудреца довольно простоты" (1923).
   }, при переходе на киноработу я был подвергнут соответствующему искусу.
   Два первых эпизода (никогда не вошедших в "Стачку") служили двумя первыми съемочными пробами меня как претендующего на работу кинорежиссера.
   Обе я вчистую... провалил.
   Дали еще одну -- последнюю, третью пробу. Это была сцена с бочками.
   "Переэкзаменовку" я выдержал и был причислен к режиссерскому лику.
   Через год только (а то и больше) я узнал секрет моего спасения.
   Это была скромная бумажка, но большой ответственности бумага. Это была подписка тогдашнего директора фабрики и неизменного в дальнейшем друга, режиссера Б. А. Михина и небезызвестного оператора Эдуарда Тиссэ в том, что они, разглядев в моих провалах элементы возможного положительного будущего, берут на себя ответственность и ручаются за то, что картина у меня получится и что мне целесообразно работать в кино.
   Показательно здесь то, что именно творческие работники, внимательно всматриваясь в достаточно еще нелепые первые шаги начинающего, сумели разглядеть, что наличие его может оказаться целесообразным в рядах кинематографистов.
   Квалификационный аппарат, призываемый фабрикой на подобную же функцию, но уже в организованном порядке, включит в себя и руководящих работников фабрики и мастеров, перед которыми в равной мере станут увлекательные задачи поднятия высокого стандарта наличных кадров и вовлечения новых.
   Нужно, чтобы данные предложения не залеживались в папках как благие намерения, а срочно были осуществлены практически.
   Репутация и звание советского режиссера должны быть поставлены на такую высоту, какой от них требует величие нашей эпохи.
   

Комментарии

   Статья написана в 1935 г. в связи с предполагаемой организационной перестройкой в системе советской кинематографии; впервые опубликована 17 ноября 1935 г. в газете "Кино", по тексту которой и воспроизводится. Авторский подлинник не сохранился.
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru