Эйзенштейн Сергей Михайлович
Можем!
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Эйзенштейн Сергей Михайлович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1935
Обновлено: 30/08/2023. 7k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Сочинения
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Эйзенштейн С. М. Избранные произведения: В 6 т.
М.: Искусство, 1968. Т. 5.
Можем!
В кинематографии любят легенды. Так, легендарным считается "доброе старое время". Оно обычно обозначается словом "Житная", и под этим понимается время, когда еще не было переселения московской кинематографии на Потылиху. "Тогда" работали. "Тогда" можно было работать. И действительно, тогда работали. "Потемкин" был сделан (с монтажом) ровно в... три месяца. Это звучит легендой, но это факт.
Есть в кинематографии и другие легенды. На этот раз легенды -- ложные. Например, легенда о том, что с переходом кинематографии на Потылиху стало невозможно работать.
И хотя сия легенда подтверждается многими и многими образцами и фактами, она все-таки ложь. И тем хуже для фактов. И еще хуже для тех, кто производит эти факты.
Из них не легендарен, увы, один лишь факт в этой ежечасно (увы!) "творимой легенде": факт резкого снижения культуры труда по сравнению с тем временем, когда, как выражаются, "можно было работать".
Работать можно также и сейчас. Сейчас можно работать лучше. И дело не в технике, а в людях. В культуре труда этих людей
.
Что решает трудовой успех в первую очередь?
Это условие для революционной борьбы Ленин обозначил замечательным словом:
одержимость
. И в нашем деле одержимость решает все.
Ничто не преодолимо без нее. И все трудности преодолимы, если съемочный коллектив охвачен одержимостью темой сценария, самолюбием за качество будущей продукции, конкретными задачами ее воплощения.
У режиссера и оператора одержимость -- это прежде всего
твердое знание, чего они хотят
.
Это не туманное "плавание" бесплодно ищущей тощей фантазии при свете "юпитеров" в те жесткие часы, когда должна вертеться ручка и все ателье должно быть охвачено единым дыханием авторско-режиссерского замысла.
Нет более яростного противника бюрократически бездушной системы "железного сценария"
[i]
, чем я.
Но нет и более жестокого врага "искательства" и ожиданий "творческого наития"
под
"шипение юпитеров" или в пылу жара солнечного дня
.
Здесь каждая секунда дорога для реализации замысла, а не для становления его.
Съемочные часы -- это часы нахождений, а не часы исканий
.
Это часы воплощения, нахождения наиболее полных форм претворения замысла в метры снятой пленки!
А как же с исканиями?
Исканиям отдано все время за пределами съемочных часов
.
И только если исканиями и фильмом жить ежедневно, ежечасно и ежеминутно, только если быть насквозь пронизанным одержимостью своей работы, фильм будет идти неустанно, не снижая качества и возгоняя производственные темпы.
Как же это положение уживается с враждебностью к "железному сценарию"?
Противоречие -- кажущееся. Ибо
не номер и серию номеров следует видеть перед собой, идя в ателье, а отчетливый пластический и звучащий образ, который идешь реализовать на площадке ателье или на равнинах натуры
.
И видение этого образа, знание его должно быть безошибочно. До конца отчетливо. Тогда без блужданий и "искательства" этот образ станет монолитной серией кадров на съемке -- а в предвидении их количества -- предвидением ритма.
Уважение к съемочному времени -- одно из важнейших условий культуры съемочного труда и успеха
.
Ни одной секунды потери в нем.
Уплотненность до конца как в течение самих часов работы, так и в минутах начала
.
Ручка должна завертеться в назначенный час. Один час задержки начала съемки -- потеря не одного часа, а половины съемочного дня: дисциплинированнейший коллектив немедленно размагничивается, и развал съемочного дня идет по всем швам.
Есть еще одна легенда. Она примерно гласит, что "на съемку опоздать невозможно". Другими словами -- когда не приди -- все равно, всегда есть повод и основание еще не начать снимать.
Этому должен быть положен жесточайший предел
Эти бредни надо искоренять со всей беспощадностью
.
Час начала съемки
, час начала условленной работы по подготовке съемки
должен быть священным часом
. В нем кроется гораздо больше, чем может показаться.
В нем залог и показатель дисциплинированности, в нем признак охваченности одержимостью своей работы
.
И взамен позорного, освященного скверной традицией некультурного лозунга о том, что "на съемку невозможно опоздать", мы выдвигаем другой -- "
нет часа, который был бы слишком ранним для прихода на съемку
", с тем чтобы всем от мала до велика быть вполне готовыми к значительному мгновению творческого слияния всех членов группы в тот замечательный момент, когда "завертится ручка".
Потылиха -- это живые люди. И если эти люди будут знать, чего хотят, и хотеть знать, чего хотеть, -- они сумеют осуществить, что знают и чего хотят
.
Тогда нам всем будет ясно, что на Потылихе работать можно. А раз можно, стало быть, и должно.
Этого от нас ждет наша партия, наша страна
, этого ждут все те, кому дорог высокий стандарт большевистской кинематографии.
Это в пятнадцатилетие кино мы обещали
.
Это обещание мы должны сдержать. И это обещание сдержать мы можем
.
Комментарии
Статья написана в 1935 г. в связи с высказанными некоторыми киноработниками предположениями о невозможности работать на вновь отстроенной киностудии "Мосфильм". Впервые статья была опубликована в студийной многотиражной газете "За большевистский фильм" 9 сентября 1935 г., по тексту которой публиковалась в сб.: С. Эйзенштейн, Избранные статьи, М., 1956, стр. 303 -- 305, и воспроизводится в настоящем издании. Авторский подлинник не сохранился.
[i]
...
системы "железного сценария"...
-- С. М. Эйзенштейн неоднократно возражал против механического заимствования из американского и немецкого кино практики создания фильмов по системе так называемых "железных сценариев", при которой постановщики картин должны были строго следовать утвержденным режиссерским сценариям, в которых указывались номера кадров, метраж, способы съемок и содержание каждого кадра.
Оставить комментарий
Эйзенштейн Сергей Михайлович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1935
Обновлено: 30/08/2023. 7k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.