Эйзенштейн Сергей Михайлович
Раздвоение Единого
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Эйзенштейн Сергей Михайлович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1940
Обновлено: 15/04/2025. 7k.
Статистика.
Очерк
:
Мемуары
Мемуары и переписка
Иллюстрации/приложения: 2 штук.
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Эйзенштейн С. М. Мемуары: В 2 т.
М.: Редакция газеты "Труд", Музей кино, 1997 (Живая классика) Т. 2. Истинные пути изобретения. Профили.
[Раздвоение Единого]
[i]
Уже не помню, когда и где я вычитал забавную мысль о том, что созидание (собственно творчество) есть прежде всего разделение. Отделение.
Это занятно иллюстрировалось активностью Господа Бога в течение первой седмицы его беспокойного бытия, когда он из хаоса лепил Вселенную.
Действительно, от света он отделяет тьму.
От тверди -- океан.
И, наконец, от Адама отделяет Еву (из Адама выделяет Еву).
Хаос начинает приобретать некоторый пристойный вид.
Мало того -- в него, благодаря этому, вселяется еще и некая динамическая потребность к новому воссоединению, новому слиянию того, что вышнею волею было разъято и разделено надвое.
Наиболее полно осуществить эту тенденцию удается Адаму и Еве.
С наиболее последовательно ощутимыми результатами в виде Каина, Авеля и Сифа, которые, за исключением пострадавшего в нежном возрасте Авеля, восторженно несут опыт родителей в практику потомков.
По мере сил и возможностей пытаясь слиться в единстве, проникают друг в друга и другие разъятые противоположности, в процессе этого творя многообразие явлений природы и проявлений ее сил.
Древний Иегова, который до подобного рода деятельности носится над первичным Хаосом, не более чем персонифицированный деятельный агент того, что само происходит с еще более на восток удаленным таинственным Дао, которое, согласно китайским поверьям, само раздвоилось на противоположные начала, так же неизменно стремящиеся друг к другу и в этом стремлении порождающие все явления, процессы и предметы природы.
И есть даже большие подозрения по поводу того, что именно из среды китайских поверий ведут историю своего происхождения и легенда об Адаме и Еве, и в равной степени пленительные сказания Платона о сросшихся спинами живых существах, в дальнейшем отделенных друг от друга и обреченных искать подходящую половинку с тем, чтобы завершить круг земной своей юдоли в образе, так колоритно обозначенном Рабле под названием зверюги "о двух спинах" ("la bЙte Ю deux dos")...
О равной значительности и необходимости "раздвоя" не менее, чем единения, в этом занятном процессе можно найти прелестное доказательство от обратного.
Ужас неразделенности или -- что то же -- перманентного состояния слитости или сближенности без возможности разойтись, чтобы вновь сойтись.
Есть среди "Правдивых рассказов" Анри Барбюса о зверствах сигуранцы
[ii]
такой рассказ -- "Вдвоем". Любящие существа -- мужчина и женщина -- связываются лицом к лицу друг с другом на неограниченное время. "Побудьте вместе". Ужас этого положения и переход от сочувствия и сострадания друг к другу через мучительность в звериную ненависть.
Рассказ мне тогда показался странным среди прочих -- неподдельно реалистически звучавших других.
Даже формулой своей он напоминал мне когда-то давно прочтенный в "Мире приключений", где злодеи-инквизиторы обрекают человека на то, чтобы "побыть с самим собою": его сажают в комнату из одних зеркальных стен. Такая же комната есть и в "Призраке Большой оперы" Гастона Леру. В любом западном парке аттракционов. И, наконец, как философский образ-дериватив у... Сковороды (см. эпиграф к "Заячьему ремизу" Лескова
[iii]
). А отец этого стиля вообще, конечно, Эдгар По в "Колодце и маятнике".
Так или иначе, спросил Барбюса (с которым очень дружил), неужели и этот рассказ -- тоже правдивая история.
Автор рассмеялся и сказал, что, конечно, это выдумка.
Тем лучше! Это оказывается психологическим экскурсом в проблему -- что было бы со стремлением к единству, если б не было раздвоя, -- решенным здесь на классическом "примитиве" противоположностей -- мужчине и женщине.
(У Бернарда Шоу есть где-то иронический пассаж по поводу мечты никогда не расставаться и навечно остаться в объятиях друг друга -- и "неудобствах", если бы это произошло.)
Интересно, что "ужас" перед подобной неразделенностью (лишающей возможности единяться противоположностям!) -- но в космическом аспекте -- есть в индусском фольклоре: в сказке о зловредном шакале, хотевшем обвенчать, то есть снова воссоединить, небо и землю. К счастью, удалось откупиться от этой его затеи -- ценою оказались все вещи мира (как известно, возникшие из разделения -- раздвоения единого, согласно восточным повериям: и даосизма, и иудаизма, и индуизма, и езидизма
[iv]
etc).
Contrepart[ie] {Противоположность (
франц
.).} к этому -- миф маори о разрезании единого Неба-Земли, между которыми томятся ее сыновья, рвущиеся к свету и жизни.
-----
[i]
Недатированный фрагмент, заглавие которого дано составителем исходя из "ключевых" терминов текста, а также используя "формульное" название этюда, написанного Э. в 1940 г. Этот этюд о единстве мужского и женского начал в соответствии с древнекитайской философской оппозицией первоэлементов Инь и Ян предназначался для исследования "Монтаж 1940", затем в переработанном виде был внесен в книгу "Неравнодушная природа", после чего Э. вынул его для книги "Метод" (текст напечатан в сб.: "Восток -- Запад". М., "Наука", 1988, с. 258 -- 278).
[ii]
Тайная полиция в королевской Румынии.
[iii]
"Встань, если хочешь, на ровном месте и вели поставить вокруг себя сотню зеркал. В то время увидишь, что един твой телесный болван владеет сотнею видов, а как только зеркала отнять, все копии сокрываются. Однако же телесный наш болван и есть едина токмо тень истинного человека. Сия тварь, будто обезьяна, образует лицевидным деянием невидимую и присносущную силу и божество того человека, коего все наши болваны суть аки бы зерцаловидные тени" (неточная цитата у Лескова из "Диалога, или Разглагола о древнем мире" Григория Сковороды).
[iv]
Езиды (
франц
. yesidis) -- одна из многочисленных сект, возникших в мусульманстве после смерти Магомета, в верованиях которой совместились представления ислама, манихейства и древнеперсидского зороастризма.
Оставить комментарий
Эйзенштейн Сергей Михайлович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1940
Обновлено: 15/04/2025. 7k.
Статистика.
Очерк
:
Мемуары
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.