Эйзенштейн Сергей Михайлович
Принцесса долларов

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Эйзенштейн С. М. Мемуары: В 2 т.
   М.: Редакция газеты "Труд", Музей кино, 1997 (Живая классика) Т. 2. Истинные пути изобретения. Профили.
    

Принцесса долларов[i]

   Я никогда не отличался слухом. Запомнить мотив так, чтобы его потом узнать, мне было всегда трудно.
   Запомнить же так, чтобы потом его самому напеть, -- просто невозможно.
   Впрочем, бывали исключения.
   Я помню, как я валялся на постели всю ночь после "Сказок Гофмана", -- впервые видел и слышал их все в той же Риге, -- безостановочно напевая "Баркароллу".
   И до сих пор, конечно, не вслух, а про себя могу напеть поразивший меня вальс из "Принцессы долларов", которую я слышал впервые тоже в Риге, вероятно лет двенадцати.
   Помню и слова:
    
   "Das sind die Dollarprinzessen
   Die Madchen von vie-ie-lem Gold
   Mit Schützen u-u-unermessen..."1
   1 "Это -- принцессы долларов,
   Девицы, осыпанные золотом,
   С бесчисленными стражниками вокруг" (нем.).
    
   Но эти странички будут относиться совсем не к первым впечатлениям от опер или оперетт.
   Первую встречу с "Евгением Онегиным" на клубно-любительской сцене в Риге, где вся привычная "романтика" декораций первого акта -- то сквозь колоннаду на дом, то сквозь колонны в необъятность полей (Рабинович в ГАБТе[ii]) -- здесь исчерпывалась зеленой садовой скамейкой, припертой к заднику, -- я вспомню, вероятно, где надо.
   Также скажу и о первых увлекавших меня когда-то театральных комиках Фендере, Курте Буше и Заксле в немецком Рижском театре оперы и драмы, где в нежном юном возрасте я приобщался к репертуару от "Гензеля и Гретель" до "Геца фон Берлихингена" и от "Смерти Валленштейна" до "Волшебного стрелка" и "Мадам Сан Жен" (незабвенный Фендер играл здесь три слова в роли сапожника, и плавающий арабеск, с которым он произносил "Wie eine Fee" {"Подобна фее" (нем.).} о предстоящей походке маршальши, я вижу перед собой до сих пор!), "Путешествия вокруг света в 80 дней" и оперетты "Feuerzauberei".
   Последнюю тоже видел до войны ("до войны" здесь означает до войны... четырнадцатого года!). Датировать можно точно, так как помню, что с 1914 года другого моего любимца, Заксля, прелестно в "Мадам Сан Жен" исполнявшего [роль] самого Бонапарта, а здесь -- роль актера, играющего Наполеона в кинофильме и выезжавшего на сцену на белом коне навстречу бутафорской кинокамере (это была первая "киносъемка", которую я видел) -- засадили по подозрению в шпионаже!
   До этой сцены Фендер пел на фоне пейзажного задника с мельницей:
    
   "Und die Mühle
   Und sie dreht sich"1.
   1 "А мельница -- Она вертится" (нем.).
    
   В ответ на что крылья мельницы на заднике начинали вертеться в [такт] музыке...
   Над всем же витали Schlager'ы {популярные песенки (нем.).}:
    
   "In der Nacht, in der Nacht
   Wenn die Liebe erwacht..."1 и
   "Kind ich schlaf' doch so schlecht
   Und ich traum' doch schwer..."2
   1 "А в ночи, а в ночи,
   Как проснется любовь..." (нем.).
   2 "Дитя, я сплю так плохо,
   И вижу столь мрачные сны..." (нем.).
    
   Повторяю!
   "Принцессу долларов" я вспоминаю вовсе по другому случаю.
   По случаю встречи с живой принцессой долларов очень-очень много лет спустя. И особенно потому, что эта встреча совершенно неожиданно раскрыла мне глаза на корни многолетней травмы "гадкого утенка", о которой я говорил раньше[iii].
   И чуть-чуть не помогла преодолению этой травмы...
   Когда я сообразил, в чем дело, было уже поздно. Но в конце концов абстрагированная структурная схема часто для меня имеет не меньшую прелесть, чем факт.

-----

   [i] На автографе дата -- 28.VI.1946. Глава осталась недописанной, к основному сюжету ее Э. вернулся позже в другом тексте -- "Катеринки".
   [ii] Сценограф Исаак Рабинович оформил постановку оперы Чайковского "Евгений Онегин" в Большом театре в 1933 г.
   [iii] Глава с описанием этой травмы осталась, видимо, ненаписанной. Сохранился ее план от 8 мая 1946 г.: "Глава "The case of the Ugly Duckling who never became a Swan" ["Сказка о Гадком Утенке, так и не ставшем Лебедем". -- англ.]. We start with sorry to use it for myself and not as pin into some opponents else! И далее the tragic love story of a young fanatical future artist towards a lovely little girl with bad teeth, who prefered a most stupid engineer. О "Музыкальной драме" Лапицкого. О магии рампы. О -- first meeting people of the stage. Of the elder sister [who] hooks on her back la ballerina. O later encounter with Lapitzky ("Contes de Hoffmann", 1920). Quinze jours a Florence. Leonardo. Коснулся божественный глагол "Гадкого Утенка" on the stage at Вожега". ["Мы начнем с сожаления об использовании этого заглавия для самого себя, а не как укол какому-нибудь оппоненту! (И далее) о трагической любовной истории юного фанатичного будущего художника к милой маленькой девушке с плохими зубами, которая предпочла более глупого инженера"]. [...] О первой встрече с людьми сцены. О старшей сестре-балерине. О последующей встрече с Лапицким ("Сказки Гоффмана", 1920). Пятнадцать дней во Флоренции. Леонардо. -- англ., франц. Кое что из этого наброска расшифровывается на основании документов и воспоминаний современников, многое остается пока загадочным. Имя младшей сестры -- Наталья (?), старшей -- Мария Ждан-Пушкина, которая в юности была балериной петроградского Театра музыкальной драмы. Лапицкий Иосиф Михайлович (1876 -- 1944) -- оперный режиссер, работавший в Москве, Ленинграде и в провинции. Упоминание о Флоренции и Леонардо связано, вероятно, с книгой Павла Муратова "Образы Италии" (т. 1 -- 1911, т. 2 -- 1912), которую Мария Ждан-Пушкина подарила Э. при расставании и которую он вернул ей в день ее свадьбы с надписью: "Любезной М. П. Ждан-Пушкиной, отныне Зеленской. Да заполнится этими образами непроизвольный антракт между сегодняшним радостным событием и свадебным путешествием в эту самую Италию ("Останкина подалее"), куда не откажите взять меня с собой на запятки Вашей дорожной кареты. Москва, 15 мая 1921 года".
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru