Аннотация: (К 10-летию смерти Ницше).
Текст издания: журнал "Пробуждение", 1910, No 21.
Тайный ученик Христа
(К 10-летию смерти Ницше).
Так называет Фридриха Ницше один из молодых немецких философов:
-- Тайный ученик Христа.
И это -- глубочайшее, по- моему, определение из топ массы обозначений, какие добавлялись до сих пор к имени погибшего пророка нашей эры.
Пророк, ибо иначе вы не назовете его.
Публицист -- до смешного мало.
Ученый -- слишком недостаточно.
Философ -- не обнимает всего.
Художник -- тоже.
Ницше был именно пророком, посланцем в мир от Некоего Бога, был проводником, исполнявшим волю Пославшего его. Был истинным пророком не только потому, что пламенем слова Божия горели его слова и были могучи и величавы, как некие вышние громы. Но и потому, что -- подобно величайшим пророкам -- был не понят окружавшей толпой и был побиваем камнями ее отрицания.
Рок, тяготеющий над именем Ницше, и поныне не снял с него своего черного крыла. Мы, русские, знаем это больше других.
Нигде, быть может, вульгарное понимание и невежественная воля, не злоупотребляли столько именем человека, сколько у нас--в обиходе последнего десятилетия.
"Ницшеанец" -- в устах полуграмотной нашей интеллигенции до сих пор звучит, как дурная отметка но поведению.
Дошло до того, что в вульгарном, чисто рыночном образе арцыбашевского Санина, русская читающая масса узрела жизненное олицетворение ницшевского "сверхчеловека".
Можно ли сильнее побить камнями пророка, чем представить себе идеал -- в виде жеребцоватого бездельника-верзилы?
Лысое моральное неряшество, половая похотливость, более или менее эффектное шарлатанство -- все это старалось у нас пролезть под ярлык великого учения и этим ярлыком кичливо оправдаться.
Удивительно ли, что чуждо и странно должно прозвучать для нашего русского уха чуткое определение:
-- Тайный ученик Христа.
Но в нем-то и укрылась вся истина о несчастном, погибшем в безумии пророке.
Трагическая истина, ибо душа Ницше тайно славословила Христу даже тогда, когда мятежный мозг его подымал знамя восстания против христианства.
Мозг взывал к гордости сверхчеловека.
-- "Но где оскорблена гордость, там вырастает еще лучшее, чем она" -- пела душа, обольщенная смирением Христовым.
Мозг взывал к великой гордости жизни.
-- "Я люблю того, кто стыдится, когда счастье выпадет на его долю" -- пела душа.
-- "Благороднее терпеть несправедливость, чем охранять право свое..."
-- "Где нельзя уже сообщить, там нам надо пройти мимо..."
-- "О если бы научились мы больше радоваться, то разучились бы обижать других..."
Вот песни пророческой души Ницше.
И пора, наконец, ее понять. Пора изучить ее, истинную, чтобы не щеголять дальше в роли тех "добрых и праведных" в кавычках, к которым некогда обращался Заратустра:
-- Ваша душа так далека от всего великого, что сверхчеловек был бы страшен вам в доброте своей!
Доброму сверхчеловечеству, борьбе с нынешним "я'` во имя Великого Грядущего, учил нас тайный ученик Христа. Но и теперь -- в десятилетие его трагической гибели -- знаете ли вы хотя одного среди нас, кто был бы истинно "ницшеанцем"?