Елагин Василий Алексеевич
Елагин В. А.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


 []

I.

   Елагин Василий Алексеевич // ЭНИ "Словарь псевдонимов" -- Имена.
   https://feb-web.ru/feb/masanov/man/03/man05743.htm
   
   Имя: Елагин, Василий Алексеевич -- сотр. журн. "Москвитянин" (1845)
   Псевдонимы: В. Е.
   
   Источники:
   Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. -- Т. 4. -- М., 1960. -- С. 178
   

II.

   ЕЛАГИН Василий Алексеевич [13(25), по др. сведениям -- 2(14).6.1818, с. Долбино Лихвин. у. Калуж. губ.-- 22.7(3.8).1879, Дерпт; похоронен в Москве], историк, публицист. Сын А. П. Елагиной; брат по матери И. В. и П. В. Киреевских, оказавших на него сильное нравств. и умств. влияние; их душеприказчик. Имея разностороннее дом. образование, окончил затем со званием кандидата юридич. ф-т Моск. ун-та (1839; одновременно с А. Н. Поповым); посещал лекции слависта О. М. Бодянского. С кон. 1842 -- за границей; слушал лекции в Берлинском (в т. ч. Ф. Шеллинга) и Пражском ун-тах, вел науч: изыскания по истории славян с намерением получить кафедру в Москве; в Черногории сошелся с Ф. В. Чижовым, увидевшим в нем "славного обожателя славянизма", "детскую простоту души" и "моск. лень" (ЛН, 19--21, с. 110). Вернувшись в 1844, Е. сдал магистер. экзамены, но дис. не написал, а женившись в янв. 1846 на троюродной сестре Ек. Ив. Мойер (дочь Маши Протасовой -- подруги матери Е.; вела переписку с друзьями и соратниками мужа), поселился в с. Бунино Волховского у. Орлов. губ. и занялся -- одновременно с хозяйствованием -- ист. и филос. изысканиями, иногда наезжая в Москву.
   В 1844--45 содействовал Д. А. Валуеву (наиб, близкому из младшего поколения славянофилов) в издании "Симбирского сб-ка". Первая публ. Е.-- рец. на "Очерки Южной Франции и Ниццы..." М. С. Жуковой ("Москв.", 1845, No 1). Называя "Очерки" "ярким образом края", рецензент особо выделил в нем три момента, заветных для славянофила: укор трубадурам, к-рые, "играя в поэзию и любовь", выразили "одну светлую сторону жизни", не затронули "сердца и бытия народа", страдающего от рыцарских распрей, а истинная поэзия м. б. только "сестрою страдания"; хвалу поэту-плебею, оставшемуся "простым булочником"; равнодушие об-ва к запустению храмов в сев. Франции.
   В 1847 вышла осн. ист. работа Е. "Об "Истории Чехии" Франца Палацкого" (М., чеш. пер.-- 1848; одобрит. рец.: А. Лакиер -- ЖМНП, 1849, No 7), явившаяся одновременно славянофильским откликом на пробудившееся нац.-освободит. движение славян (в т. ч. "чеш. Возрождение") 19 в. К числу важнейших созидательных факторов ист. судьбы каждого народа Е. относит верность его нац. задаткам и крепость его религ. веры. У каждого народа есть неискоренимое "темное чувство его собств. достоинства", "Провидение" дарует ему "особенные нравств. и даже физич. свойства, особенный язык, особенное отеческое предание", и отречение от них наказуемо "нравственным и умственным ничтожеством" (с. 3).
   Гл. хранителем "жизнестроительных" начал у славян, по Е., оставался простой народ и верное ему духовенство. В Чехии именно он с его многовековой привязанностью к "греко-восточной" вере, обеспечив, вопреки напору "латинства" и немцев, выживание чеш. языка и нац. традиций, стал осн. силой гуситства (принимая в целом труд Палацкого, одного из лидеров "чеш. Возрождения", Е. беспристрастно оспаривает его сомнение в ист. действенности правосл. традиции в гусит. движении, а значит, и в последующем становлении чеш. нации).
   Достойное сочетание этнич. традиций и инородных заимствований Е. представил в сжатом очерке из истории средних веков "Место венгров среди народов Европы" (РусБ, 1858, No 9): предки венгров сумели принять из чужих рук "просвещение" (в т.ч. "греко-слав." христианство) и "не заразиться презрением к своему отеческому преданию" (с. 131).
   К сер. 50-х гг. Е. сдружился с И. С. Аксаковым и стал участником его периодич. изданий, наиб. деятельным -- в еженед. "День" (1861--65; работал без оплаты). Занятие публицистикой (что сильно проявилось и в его переписке этих лет) оживило его контакты со старыми друзьями дома Елагиных -- А. И. Кошелевым и Ю. Ф. Самариным (как раз в 1862 написавшим Аксакову: "Как он даровит, сколько у него ума, такта", см.: Цимбаев, 1978, с. 84).
   В статьях, редакц. "ответах", анонимных "письмах" в редакцию ["Несколько слов о Польше. (Письмо из бывшей Литвы)" (1861, 2 дек.); "Письмо к ред. по поводу ст. г. Грабовского" (1862, 24 марта); "Ответ Е. автору письма из Литвы" (1862, 19 мая) 1 Е. сдержанно и аргументированно защищал "туземный народ" зап.-рус. земель (в т. ч. Литвы) от "латинства" (католичества) и ополячивания, сожалея, что в самой Польше "латино-аристократич. фанатизм" привилегиров. "общества", его доверие к иезуитам и подражание зап. цивилизации заглушает в народе "голос самой Славянской жизни" ("Письмо в ред.", с. 9); одновременно он не принимал политику гос. русификации, как и отказ Польше в суверенитете. Вместе с Чижовым осудил сотрудничество славянофилов Самарина, Кошелева, В. А. Черкасского с рус. администрацией в Варшаве, заявив: "1863-му году [усмирению восставших поляков] не бывать 1812-м и героям варшавским -- бородинскими" (см.: Цимбаев, 1986, с. 80). Высокой репутацией у лидеров слав. "Возрождения" "День" во многом обязан Е.; сам публицист ценил "чисто нравств. значение" газеты в слав. мире, а в России -- ее "неполит., антирев., губительную для поджигателей" "силу" (из письма Аксакову 14 июня 1863; Цимбаев, 1978, с. 94).
   Знаток истории и теории славянофильства, Е. оказывал непосредств. влияние на ред.-издателя; несомненна их солидарность в идее самоупразднения привилегий дворянства, в разработке теории "общества", в страстной защите свободы печати как "нейтральной почвы" обществ, согласия всех социальных и полит. движений. Из опубл. работ Е. историософ. направленностью выделяется развернутый отзыв "По поводу XIII и XIV т. "Истории России" г. Соловьёва" ("День", 1865, No 12). Кардинально расходясь с основателем "государственно-ист." школы (отводившей первенствующую роль в истории России "гос-ву", а не "земле", и потому высоко чтившей миссию Петра-реформатора), Е. обвиняет Петра I, помимо раскола нации "на две половины" и дальнейшего закрепощения крестьянства, в том, что он укоренил в рус. гос-ве и законе "римское языческое начало" (в др. работах Е.-- "романизм"), суть к-рого в "подчинении и религии и народности -- государству" (с. 273), что вело к "уничтожению нар. и личной совести перед гос. соображениями" (русские стали принуждаться думать о пользе гос-ва, а "потом уже спрашивать себя: "что есть истина"" (там же). Живучие тенденции "романтизма" Е. усматривал как в католич. церкви, так и в выросшем при ее невольном содействии атеистич. социализме (рукоп. работа "Зло родит зло", ГБЛ, ф. 99).
   После смерти П. Киреевского предпринял издание его "Собрания нар. песен" (вначале при содействии П. И. Якушкина), что послужило осн. причиной избрания его членом ОЛРС (март 1860).
   В 1861 с бр. Николаем редактировал издававшееся Кошелевым собр. соч. И. Киреевского. Оставил после себя немало неопубл. и незаконч. трудов по рус. и европ. истории, в т. ч.: "Биография Максима Грека", "Иосиф Волоцкий", "Двойственность дружины на Руси...", "Теория рус. истории и возникновения власти", "О Римском календаре", "Вячеславово царствование", "Война гуситская", "Юрий Подебрадский" (все -- б. д.). Сохранились обширный Дневник, а также воспоминания о брате Николае и "О последних днях жизни П. В. Киреевского" (частично опубл.: ЛН, т. 79, с. 72--73).
   Лит.: Барсуков (ук.); Котляревский А. А., Соч., т. 1, СПб., 1893, с. 76; Якушкин П. И., Соч., СПб., 1884, с. 462--63; Колюпанов Н. П., Биография А. И. Кошелева, т. 2, М., 1892, с. 71, 77, 213, 252, 255; Аксаков И. С, Письма, т. 3, М., 1892 (письма к Е. И. Елагиной); т. 4, СПб., с. 19--20; его же, Письмо Е. (1878).-- РА, 1909, кн. 2, с. 149--51; Хомяков, VIII, 433--46; его же, О старом и новом, М., 1988 (ук.); Бочкарёв В. М., Из истории обществ, настроений в России в сер. XIX в. (посемейной переписке Елагиных).-- "Уч. зап. ин-та истории РАНИОН", т. 5, М., 1929; Цимбаев Н. И., И. С. Аксаков в обществ, жизни пореформенной России, М., 1978 (ук.); его же, Славянофильство..., М., 1986 (ук.); Киреевский. Критика (ук.); Гиллельсон М. И., Поэзия Лермонтова в салоне Елагиных.-- В кн.: М. Ю. Лермонтов. Иссл. и мат-лы, 1979; Собр. нар. песен П. В. Киреевского. Записи П. И. Якушкина, т. 1, Л., 1983 (ук.); Письма Е.И.Елагиной к И. С. Аксакову.-- Памятники культуры. 1983, Л., 1985; Кошелев В. А., Эстетич. и лит. воззрения рус. славянофилов (1840--1850), Л., 1984 (ук.); Кавелин К. Д., А. П. Елагина.-- В его кн.: Наш умственный строй, М., 1989 (ук.); Цымбаев Н. И., С. Соловьев, М., 1990; ЛН, т. 19--21, с. 110, 113; т. 22, с. 773--74 (сведения о письмах Е. в архиве ГИМ); т. 58; т. 79. * Межов; Сл. ОЛРС; СДР; Иерейский; Смирнов-Сокольский; Масанов.
   Архивы: ГБЛ, ф. 99; ИРЛИ, ф. 3, оп. 4, No 208 (письма Е. к И. Аксакову); ф. 119, No 20 469 (биогр. очерк Е., написанный женой).

С .С. Ванеян.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992

   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru