Евлахов Александр Михайлович
Евлахов А. М.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ЕВЛАХОВ Александр Михайлович [27.7(8.8).1880, Одесса -- 28.5.1966, Ленинград; похоронен на Парголов. кладб.], историк лит-ры и лит. критик, автор стихов. Из семьи преподавателя г-зии, племянника И. И. Евлахова. После окончания Пятигор. прогимназии и Владикавк. г-зии учился на физико-матем. (1898--99), затем на ист.-филол. ф-те Петерб. ун-та (1899--1903), был оставлен при ун-те, в 1907 выдержал экзамен на магистра всеобщей лит-ры. В 1902 окончил петерб. Археол. ин-т; преподавал в г-зии К. И. Мая (с 1905 коллеж, ас). Состоял приват-доцентом Петерб. ун-та (с 1908), Киев. ун-та св. Владимира (с 1908), доцентом и проф. Вар-шав. ун-та (с 1909). Получил магистерский диплом в 1915 после опубл. дис. "Реализм или Ирреализм?" (т. 1--2, Варшава, 1914). С 1907 по 1913 совершил неск. поездок в Европу для изучения живописи. В 1909 избран членом Леонардовского ин-та в Милане. В нач. войны 1914 эвакуировался вместе с ун-том в Ростов-на-Дону (в 1920 ректор Ростов, ун-та). После Революции 1917 получил вторую специальность на мед. ф-те Бакин. ун-та (1920--25). В 1923 Вяч. И. Иванов предлагал Е. сразу две кафедры (западной лит-ры и истории иск-ва) в Бакин. ун-те (письма Вяч. Иванова к Е.-- ИРЛИ, ф. 680). С 1928 Е. работал врачом-психиатром в Баку, Ташкенте, Ленинграде, с 1944 -- проф. судебной психиатрии. С 1934 преподавал итал. яз. в Ленинград, консерватории.
   Диапазон интересов Е. (ученика Ал-дра Н. Веселовского) был широк: западная лит-ра от средневековья и Возрождения до натурализма, рус. лит-ра от А. С. Пушкина до символизма. Гл. работа Е.-- "Введение в философию худож. творчества" (т. 1--2, Варшава, 1910--12, т. 3, Р. н/Д, 1917), в к-рой он резко критиковал культурно-ист., биогр., филол. и др. методы, выдвинув требование построения новой методологии изучения истории худож. и индивидуальной формы. Как и первые большие работы Е. ("Пушкин как эстетик", К., 1909; отрицат. рец.: ИВ, 1910, No 1; "Гений-художник как антиобщественность", Варшава, 1910; отрицат. рец.: <А. Г. Горнфельд> -- РБ, 1910, No 8), в к-рых он отстаивал идею самоценности иск-ва, эта книга привлекла внимание критики.
   Положит. рец.: А. С. Долинин -- РМ, 1911, No 9; отрицат. рец.: В. М. Фриче -- СМ, 1911, No 3; его же -- РВед, 1912, No 286; де Ла Барт -- ГМ, 1913, No 11. "Ваши мысли я приветствую как начало новой эры",-- писал Ю. И. Айхенвальд (ИРЛИ, ф. 680, No 20). Полемич. тон "Введения" способствовал восприятию книги как "памфлета в защиту модернизма, декадентства и символизма" (В. Ф. Лазурский -- "Изв. Одес. библ. об-ва", 1912, в. 7, с. 278). Вяч. Иванов писал: "Исследование ведется со здравым тактом мыслителя; оно живо, остроумно, содержательно и является доказательством большой и весьма разносторонней эрудиции автора" (цит. по ст.: Котрелев Н. В., Вяч. Иванов -- проф. Бакин. ун-та.-- "Уч. зап. ТГУ", в. 209, Тарту, 1968, с. 329).
   Стремление видеть историю лит-ры "приличной наукой", с разработанной системой науч. понятий ("Где действительный субъективизм и дилетантство", Варшава, 1914, с. 8), привело в 20-е гг. Е. к изучению проблем психологии творчества с т. з. фрейдизма ("Конституциональные особенности психики Л. Н. Толстого", М.--Л., 1930, предисл. А.В.Луначарского).
   В то же время Е. выступал как журналист и лит. критик (см. его ст. "Тургенев -- поэт мировой скорби" -- РБ, 1904, No 6; очерк "Поездка в Кишинев" -- "Живописная Россия", 1904, No 163, 164). Е. сотрудничал в библ. отд. "Ист. вестника" [см. его заметки о В. В. Сиповском, Евг. Жураковском, Л. Н. Толстом, Л. Ю. Лазаревиче-Шепелевиче, В. П. Маслове-Стокозе (В. Батуринском), А. В. Амфитеатрове: 1904, No 4, 8, 9, 1905, No 2, 5]. Публиковал рец. и публицистич. статьи и в др. ж-лах и газетах (ЖМНП, 1906, No 10, 1909, No 8; "Варшав. слово", 1911, No 282--284; ст. "Куприн в яме реализма" -- "Приазов. край", 1915, No 340).
   Вокруг лекции Е. о пьесе Л. Н. Андреева "Тот, кто получает пощечины" разгорелась полемика, в частности Ф. Сологуб оспаривал точку зрения Е. на пьесу как вечно повторяющуюся трагедию высокой творч. мысли в практич. мире (см.: "Приазов. край", 1916, No 24). По поводу этого спора Е. обратился с письмом к Андрееву. Получив ответ, в к-ром тот полностью согласился с концепцией Е. (см.: Ежегодник РО ПД. 1978, Л., 1980, с. 250--53), он издал брошюру "Кто получает пощечины в новой драме Л.Андреева" (Р. н/Д., 1916; аллюзии на нее в ст. А. Р. Кугеля: ТиИ. 1916, No 24).
   Еще гимназистом Е. читал собств. стихи и первые прозаич. опыты на лит. вечерах в семье фольклориста П. X. Семёнова (см. восп. Е. в сб.: "Л. П. Семёнов -- историк и критик рус. лит-ры", Орджоникидзе, 1986). Впервые стихи Е. опубл. в газ. "Казбек" (1897, No 43, 62). Опубл. романс-элегию "По ступенькам жизни" (К., 1909, музыка автора) и сб. "Песни минуты" (Варшава, 1915), в к-ром попытался создать лирич. дневник человека, чья "душа о прошлом память сохранила". Печатал стихи также в "Лит. сб-ке, изданном студентами С.-Петерб. ун-та в пользу раненых буров" (СПб., 1900), "Нашей газ." (1903, No 3, 7, 10), "Киев. вест." (1908, псевд. Lachos), "Приазов. крае" (1915, No 340), "Ейском листке" (1917, No 124). В 1924 написал либретто "Княжна Мери", на основе к-рого Б. В. Асафьев хотел создать оперу (см. восп. Е. в сб-ке: "Восп. о Б. В. Асафьеве", Л., 1974). Пытался издать второй сб-к стихов в кон. 20-х гг., но безуспешно. Во время блокады Ленинграда стих. Е. "Россия" читалось по радио, тогда же им подготовлен сб-к рассказов "Лит. акварели", включавший 56 новелл (не опубл.).
   Др. произв.: "Тайна гения Гоголя" (Варшава, 1910), "Кольцов и Руссо" (Варшава, 1910), "Мат-лы по смутному времени на Руси (перевод "итал. писем")" ("Старина и новизна", 1911, кн. 14), "Принципы эстетики Белинского" (Варшава, 1912), "В поисках Бога. Этюд о Данте" (Варшава, 1913), "Рус. лит-ра о западных писателях" (Варшава, 1913), "Leonardo da Vinci e il metodo nella scienza" ("Raccolta Vinciana", Milano, 1913), "История всеобщей лит-ры 19 в." (Варшава, 1914), "Гергарт Гауптман. Путь его творч. исканий" (Р. н/Д., 1917), "Психология творчества как биологическая проблема" (Баку, 1925), "Эрнест Ренан" (Баку, 1925), "Артур Шницлер" (Баку, 1926).
   Лит.: Скафтымов А. П., К вопросу о соотношении теоретич. и ист. рассмотрения в истории лит-ры.-- "Уч. зап. Саратов. ун-та", 1923, т. 1, в. 3; Вознесенский А. Н., Классификация методов ист.-лит. науки.-- "Тр. Белорус. гос. ун-та", 1425, No 6 -- 7; Академич. школы в рус. лит-ведении, М., 1975 (ук.); Рус. наука о лит-ре в кон. XIX -- нач. XX в., М., 1982 (ук.). + Lawrence A., Who's Who Among living authors of Older Nations, Detroit, 1966, p. 149--50; Альм, и сб-ки (1); КЛЭ; ИДРДВ; Муратова (2, ук.); Масанов.
   Архивы: ИРЛИ, ф. 680; ГПБ, ф. 1082: ф. 99, No 55 (25 писем Е. к С. М. Боткину); ГБЛ, ф. 339, оп. 6, No 11; ЦГА СО АССР, ф. Р 781, оп. 1, No 108 (24 письма Е. к Л. П. Семёнову); ЦГАЛИ, ф. 151, оп. 1, No 45 (письма Е. к С. О. Грузенбергу); ф. 300, оп. 1, No 148 (письма Е. к Н. О. Лернеру); ф. 306, оп. 1, No 620 (письма Е. в ред. ж. "Голос минувшего"); ф. 584, оп. 1, No 80 (письма Е. к А. И. Яцимирскому).

Е. А. Тахо-Годи.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru