Федоров Николай Федорович
Последний философ-"мыслитель"
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Федоров Николай Федорович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1903
Обновлено: 19/04/2012. 4k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
,
Философия
Философия, критика, публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Н. Федоров
Последний философ-"мыслитель"
"У Гегеля, -- говорит Соловьев, -- само сущее старается стать философией, превратиться в чистое мышление", в познание сущего, в знание: почему сущее существует. Это равносильно превращению сущего (реального) в мыслимое или мнимое.
Гегель -- самый искренний, высший и последний философ, мыслитель по преимуществу, воистину -- именно
мыслитель.
Дальше в области отвлеченного, всепоглощающего мышления, идеализирования реального идти уже некуда. После него мысль должна [или замереть или] переходить в дело; мыслители должны заменяться деятелями, и "велий" в царстве мысли (в философии) будет "мний" в царстве дела.
Переход
сущего
в мыслимое, во мнимое означает переход в
не-сущее;
тогда как в царстве дела
уже не-сущее, ставшее лишь мыслимым,
лишь представляемым, должно стать
вновь сущим.
Для Гегеля вся философия превращается в логику, в мысль о мысли. Для него и сам Бог -- не Создатель, а лишь "философствующий ум", как замечает Соловьев.
Удивительно, что Соловьев, так верно определивший эту существенную черту в Гегеле, не понял сам, что роль философии сыграна, кончена, что [отныне] она -- явление отживающее, конец несовершеннолетия человечества!
Между Мыслимым
[
только
]
и
[
уже
]
Сущим, как и между Субъективным и Объективным
[
отныне
]
должно быть помещено Проективное.
"Логика" Гегеля потому и иллогична, что она есть именно движение
в Неизвестное
без всякого предположения о том, что произойдет из этого движения, которое (почему-то) принимается за истину всего предыдущего.
Все богатства, приобретенные на длинном пути [жизни человечества], извлеченные из опыта всей всемирно-мещанской истории, [все эти богатства,] приведенные к отвлеченной форме, оказываются мнимыми.
Всемирный Дух, воплотившийся в немецком профессоре Шеллинге в несвойственной этому духу форме созерцания, недостаточно отвлеченного, но зато очень произвольного, достиг, наконец, в Гегеле неотъемлемо философии принадлежащей формы
отвлеченнейшей пустоты,
диалектического исцеления [? искупления ?]. Этот конечный пункт должен стать для нас исходным пунктом. Философия, по Гегелю, есть та же религия, но в форме мысли, только не в высшей, а самой низшей, тогда как религия, по его выражению, -- та же философия в форме представления, а искусство -- та же религия в форме художественного выражения, что, конечно, верно, но верно только по-немецки. Но если мы перед Логикою вместо мыслителя поставим деятеля, но не единоличного, а в виде совокупности всех разумных существ, тогда философия в самой ее высшей форме мысли будет лишь субъективною, не тождественною с субстанцией. А чтобы из субъективной стать тождественною с субстанцией, она должна управлять субстанциею. Тогда и религия станет не представлением, а проектом управления природою, то есть рождающею силою для возвращения жизни. Искусство же, сделавшись орудием религий, перейдет от творения мертвых подобий к действительному воссозданию и оживлению.
Если "Логика" Гегеля есть голос или мысль ученого сословия, обреченного на созерцание или мышление и осужденного на бездействие, то она будет образом Бога не Творца, а Бога, каким Он будто бы был до создания мира и духа конечного, ограниченного, т. е., вернее, духа до проявления его в мире. А еще вернее было бы сказать, что "Логика" Гегеля есть не изображение Бога, а отображение слепой природы. Будет понятным также, что она
отпускает
от себя (от разума) на волю природу, то есть
допускает
ее обращаться в слепую, неразумную силу, рождающую, чтобы умерщвлять, допускает ее стать не бытием разумным, а инобытием без разума.
Оигинал здесь --
http://www.magister.msk.ru/library/philos/fedorov/fedor052.htm
Оставить комментарий
Федоров Николай Федорович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1903
Обновлено: 19/04/2012. 4k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
,
Философия
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.