Философов Дмитрий Владимирович
Старый Петербург

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


ВАЛЕНТИН СЕРОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ, ДНЕВНИКАХ И ПЕРЕПИСКЕ СОВРЕМЕННИКОВ

1

   

Д. В. ФИЛОСОФОВ

   Дмитрий Владимирович Философов (1872--1940) -- критик и публицист, один из основных сотрудников журнала "Мир искусства", где он вел литературный отдел, близкий знакомый Серова.
   По словам И. Э. Грабаря, встречавшего его в редакции "Мира искусства", Философов "отличался деловитостью, в высшей степени ценной для журнала, руководимого человеком такого знойного темперамента, как Дягилев. Философову была ближе литература, чем искусство, и к последнему он относился так, как обычно относятся литераторы, как к области, ему если не совсем чуждой, то и не своей, не родной" (Грабарь. Автомонография, стр. 154).
   О том, какую большую роль играл Философов в журнале "Мир искусства", можно судить по следующим словам Бенуа, высказанным после того, как журнал перестал выходить: "Несмотря на то, что я не знаю ничего более тяжелого и оскорбительного для своего достоинства, как просидеть наедине с Димой <Философовым> час или два, я однако же "льнул" к нему, ибо и он был для уяснения меня (перед самим собой) в высшей степени важен<...> Дима продолжает меня мучить. Представь себе, что он мне все же нужен. Зачем и для чего, я сам не знаю. Но я не могу спокойно переваривать факт нашего разрыва, сознание, что он уйдет от нас в дебри мистического фиглярства, коим желают себя тешить Мережковские. Я сознаю, что он слишком умен для них, и сознаю, что он ушел от нас только потому, что не мог быть всецело принят нами, что ему недоступна была вся сфера мистической красоты, то, что они так пошло называют "эстетизмом"<...> Между тем его ум был для нас ценен. Это был ум гениальной гувернантки (не спорю) или прокурора (вдобавок чисто русского, т. е. ветреного и немножко оппортунистического), но ум гувернантки-прокурора в нашей республике был не раз в высшей степени нужен и важен, и я даже не знаю до сих пор,.как мы без этого ума обойдемся" (письмо к В. Ф. Нувелю от 3/16 июля 1905 г.-- Не издано; ЦГАЛИ).
   По воспоминаниям современников, Философов "был прежде всего и более всего "эстет", безукоризненно-корректный и сдержанно-изящный в своей внешности и своем поведении -- "Адонис", как звала его 3. Н. Гиппиус" (П. П. Перцов. Литературные воспоминания. М.-- Л., 1933, стр. 279). Впечатления о Философове других лиц, близких журналу "Мир искусства", не отличаются от характеристики, данной ему Перцовым. Так, В. Я. Брюсов в своем дневнике записал 20 ноября 1902 г.: "...Философов поразительно "тонкий человек" (В. Я. Брюсов. Дневник. М., 1927. стр. 126), а А. П. Остроумова-Лебедева вспоминала: "...посетил меня Философов, был мил и умен как всегда, но было бы лучше, если бы не был так корректен и воспитан" (А. П. Остроумова-Лебедева. Автобиографические записки. Т. 2. М.-- Л., 1945, стр. 35.-- Почти аналогичное высказывание встречается в книге Андрея Белого "Начало века". М.-- Л., 1933, стр. 426). А вот как отзывался о Философове В. В. Стасов: "Несмотря на свой ангельский, кроткий, невинный и непорочный вид, он кипит на меня и всю нашу компанию -- злобой и досадой, которой и не скрывает, будучи заряжен и заражен своим милым кузеном Сережей <т. е. Дягилевым>. Он чуть не с пеной у рта объявил мне, что все лето (май, июнь, июль) они вдвоем просматривали и "изучали" мои три тома сочинений и результаты будут высказаны в No 1 журнала (пробном) <...> По его словам, этого "пробного" No напечатано уже 30 страниц, и речь идет главным образом о передвижниках и обо мне. Представь же себе, какие камни мне придется ворочать? И сколько надо бодрости, готовности, силы и невозмутимости, чтоб одному отвечать на все пакостные их речи! Говорю одному, потому что навряд ли кто будет мне помогать -- некому!" (письмо к В. Д. Комаровой от 10 августа 1898 г.-- Стасов. Т. 2, Ч. 1, стр. 255).
   С 1903 г. Философов сотрудничал в различных периодических изданиях: журналах "Новый путь", "Русская мысль", газетах "Товарищ", "Речь", "Русское слово" и других. Перу Философова принадлежит драма "Маков цвет" (СПб., 1908), написанная в соавторстве с З. Н. Гиппиус, а также книги: "Слова и жизнь. Литературные споры новейшего времени. 1901--1908" (СПб., 1909) и "Старое и новое. Сборник статей по вопросам искусства и литературы" (М., 1912). Статьи Философова касались не только литературы и искусства, но и вопросов религиозно-мистического порядка. После революции 1905 г. в своих выступлениях в печати он комментировал события общественной жизни России с позиции кадетской партии. Реакционные политические воззрения Философова привели его впоследствии в лагерь открытых противников прогрессивных сил русского общества, а затем Советского государства (см. резко отрицательное высказывание о нем Горького в статье "О белоэмигрантской литературе".-- М. Горький. Собрание сочинений в 30-ти томах. Т. 24. М., 1953, стр. 337, 338).
   Серов и Философов были близко знакомы, особенно в период издания журнала "Мир искусства". В 1889 г. Серов исполнил его литографированный портрет. Хорошо знал художник мать и сестру Философова (воспоминания последней -- З. В. Ратьковой-Рожновой -- см. т. 1 настоящего изд., стр. 685--688).
   Философов -- автор ряда статей и заметок о Серове: "Памяти Серова".-- "Русское слово", 1911, 23 ноября, No 269 (в 1912 г. эта статья с незначительными добавлениями и изменениями вошла в сборник Философова "Старое и новое"), "Выставка Серова".-- "Русское слово", 1914, 8 января, No 5; "На Серовской выставке".-- "Речь", 1914, 10 января, No 9; "Валентин Александрович Серов (По поводу посмертной выставки его произведений)".-- "Русское слово", 1914, 21 января, No 16; "Интересные воспоминания".-- "Речь", 1914, 26 мая, No 141. Краткое упоминание о Серове содержится в статье Философова "Старый Петербург. Игорь Грабарь. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веке".-- "Речь", 1912, 19 ноября, No 318.
   
   Мемуарные записи Философова извлечены из его статьи "Памяти Серова", печатаемой с некоторыми сокращениями по тексту сборника "Старое и новое" (М., 1912, стр. 301--306), а также из статей: "Старый Петербург" ("Речь", 1912, 19 ноября, No 318) и "Валентин Александрович Серов" ("Русское слово", 1914, 21 января, No 16).
   

СТАРЫЙ ПЕТЕРБУРГ

   Весной 1901 года, т. е. одиннадцать лет тому назад, в редакции журнала "Мир искусства" возникла мысль дать своим читателям снимки со старого Петербурга.
   Воплотить эту идею оказалось не так просто.
   Сначала следовало осмотреть сохранившиеся архитектурные памятники. Эта часть работы была наиболее интересной.
   Особенно памятна мне поездка в Смольный монастырь. Тогда не было ни трамваев, ни автомобилей. Как-то в ясный весенний вечер группа художников и членов редакции отправилась в дальнюю экспедицию, на веренице извозчиков. В числе участников экспедиции находился и В. А. Серов. <...> Причудливая красота монастыря, особенно в петербургскую белую ночь, поразила меня. Казалось, что находишься в каком-то незнакомом, фантастическом городе, окруженном "неприступной" стеной, со смешными, но милыми дозорными башнями.
   Много было сделано таких поездок по Петербургу, и каждый раз открывалось что-нибудь новое, доселе незнакомое8.

"Речь", 1912, 19 ноября, No 318

   

КОММЕНТАРИИ

   8 Архитектуре старого Петербурга был посвящен первый номер журнала "Мир искусства" в 1902 г.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru