Нусинов И.
В. М. Фриче
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Нусинов И.
(
yes@lib.ru
)
Год: 1929
Обновлено: 10/07/2019. 12k.
Статистика.
Очерк
:
Публицистика
Об авторе
Иллюстрации/приложения: 1 штук.
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
В
.
М
.
ФРИЧЕ
Когда
он
тридцать с лишним лет назад начал
с
вою научную и литературную деятельность, литература и искусствоведение были неприступными крепостями идеализма. Там почти безраздельно царствовал идеализм всех мастей и оттенков, от самодовольных либеральных катедер-божков до беспокойных, более талантливых, но и более рьяных
в
с
в
о
ем идеализме и мистицизме, академически тогда еще не признанных, символистов и модернистов.
На штурм этой крепости пошел молодой, еще никому неведомый я почти одинокий Владимир Максимович.
Между собой идеалисты вели борьбу, подчас довольно жестокую и непримиримую. Но они были едины в своей вражде к В. М. Фриче. Против него был единый фронт. При чем
в
борьбе против этого врата все средства были хороши: злобная полемика и замалчивание, лишение кафедры и третирова
н
ие.
В руках идеалистов были академия и ученые общества, университетские кафедры и научные журналы, критика и издательства. В. М. Фриче был подчас один, всегда лишь с весьма ограниченным количеством соратников. Но с какой изумительной последовательностью, неустрашимостью и непримиримостью он вел борьбу! Борьбу за революционный марксизм в ли
т
ературо-искусс
т
вов
е
дении, борьбу против индивидуалистического ренегатства, эст
е
стски-символического отхода от гражданских мотивов, мистич
е
ски-
бо
гоискатель
с
ких переоценок "освободительного движения и буржуазно-кадетской установки новых "вех".
Проникнутый глубочайшей верой в т
о
ржество пролетарской революции и в грядущую пролетарскую культуру, он неизменно разоблачат мещанский мелкобуржуазный
и
реакционно-буржуазный характер всех, стави
вш
их после 1905 гола столь популярными в России, модернистских писателей и противопоставил им ростки пролетарской литературы к России и на Западе
,
которые он с таким чутьем умел разгадывать
и
которые к нему, о
с
обе
н
но в России,
т
а
к
тянулись.
Когда он идеалистическим взываниям к "вечной правде" и "абсолютной красоте" противопоставлял свой призыв, четко классовые оценки и тво
р
чество Стриндберга и д'Аннунцио характеризовал как трагикомедию индивидуализма, его враги шагали его в схематизме и поверхности.
Но В. М. Фриче чрезвычайно
о
ригинальными глубоко-самостоятельными исследованиями, как "Поэзия кошмара и ужаса", "Литература эпохи об'еди
н
ения Италии", заставил университетских божков признать
s
нем исключительного ученого. Он бесконечным количеством острых, ярких этюдов и не менее заостренных публичных лекций преодолевал в умах интеллигенции, студенчества ту отраву, которая лилась со стороны всей буржуазной критики, выступая против авторитетнейших в то время академических ученых-
и
деалистов,
против популярнейших буржуазных
крити
ков
и
моднейших
упадочных
литературных явлени
й
.
И то ни был задор молодой драчливости, ни искание крикливой популярности. То была борьба глубоко принципиальная, насквозь революционная, проникнутая единым желанием прорвать вражеский фронт, овладеть крепостью культуры и превратить ее
в
культуру пролетарскую.
*
*
*
Владимир Максимович Фриче родился 15 октября 1
8
70 г. в Москве. В
1
88
9
г он поступил на историко-филологический факультет Московского универси
т
ета и изучат там классическую филологию и западные литературы. В 1594 году В. М. Фриче был оставлен проф. Н. И. Стороженко при кафедре всеобщей литературы.
В 1904 г. он сдал магистерский экзамен, после чего был допущен к преподаванию
в
Московском
университете.
Общие политические события
в
стране заставили его в 1909 г. уйти из университета; он уехал в Италию и там, в библиотеках и архивах, изучал литературу эпохи объединения Италии, выпустив впоследствии значительный труд,
посвященный
этому
вопросу.
Печататься т. Фриче начал в 1896 г., опубликовав в журнале "Книговедение" статью "Библиофилы и библиоманы эпохи возрождения". В следующем
го
ду напечатал в журнале "Русская Мысль" очерк "Из салонной жизни эпохи возрожде
ния
", а затем начал систематические публикации в руководящих литературных журналах и сборниках ("Русская Мысль", "Мир Божий", "Образование" и т. д.),
a
в годы революции -- в журналах "Красная Новь", "Печать и Революция", "Новый Мир", "Воинствующий Материалист", "Под знаменем марксизма.
После революции В. М. возобновил свою преподавательскую деятельность в качестве професора
1
МГУ, где читал историю западных литератур, методологию литературо-
и искусствоведения Кроме того, он вел огромную и разнообразную научную и исследовательскую, преподавательскую
и
организационную
работу в качестве председателя Лито 1 МГУ, председателя Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук ("Рацион"), директора института языка и литературы и зам. директора института археологии и искусствознания и т. д. Огромная лабораторная работа В. М. Фриче -- автора свыше 50 этюдов по разнообразнейшим вопросам теории и истории литературы и искусства Запада и России -- послужила базой для ряда его монографий: "Художественная литература и капитализм", "Леонид Андреев", "Эволюция театра и драмы", "Мольер", "Германский империализм в литератур"е, а также для неоднократно
переработанных им и разошедшихся в ряде изданий "Очерков развития
ев
ропейской литературы" и "Западно-европейской литературы
XX
в.",
В. М. Фриче был литературовед с чрезвычайно богатым кругом разнообразнейших литературных интересов. Он работал в области истории литературы Западной Европы, Америки и России, от средневековья до наших дней, являясь у нас одним из лучших знатоков западной литературы
XX
в.
Но В. М. Фриче был не только литературовед, но и искусствовед, И здесь его
заслуги не
менее значительны.
Дав в своей первой работе по искусству опыт социология изобразительных
искусств
в
России
XIX
в.,
он
в
своих
"Очерках современной истории искусства" и "Социологии искусства" заложил фундамент современного социологического
познания
искусства.
В. М. Фриче один из первых встал на посту революционного марксистского литературо-искусствоведе
н
ия. Он всю свою жизнь провел на фронте борьбы за пролетарскую культуру, за торжество пролетарской идеологии в области, которая всего больше использовалась для укрепления идеалистических и мистических учений.
Заветы Владимира Максимовича Фриче станут заветами марксистской критики, марксистских литературо-
и
ску
с
с
тв
оведов, идущих ему на смену.
И. Ну
с
инов.
"Литературная газета",
No
21, 1929
Оставить комментарий
Нусинов И.
(
yes@lib.ru
)
Год: 1929
Обновлено: 10/07/2019. 12k.
Статистика.
Очерк
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.