-- археолог и публицист, издатель "Крестного календаря" и "Газеты Гатцука"; родился в Одессе 2 декабря 1832 г. Родом Г. из малороссийских дворян Черниговской губ. Среднее образование он получил в Москве, сначала в 1-й, а затем в 4-й гимназии, откуда перешел в Московский университет на филологический факультет. По окончании курса со званием действительного студента в 1857 г. Г. выдержал испытание на степень кандидата и в 1859 году был назначен исправляющим должность адъюнкта в Ришельевский лицей по кафедре русской словесности. Тут же, в Одессе, началась и литературная деятельность Г., первоначально посвященная родному своему югу. В 1859 г. по поводу издания Куцего, Мордовцева и Максимовича он поместил в "Московских Ведомостях" статью под заглавием: "Новости малороссийской литературы" (NoNo 98 и 112). Затем в "Сионе" (1861 г., NoNo 1, 5, 10, 11, 38, 39) появился новый неоконченный труд Г.: "Евреи в русской истории и поэзии". В этом же году он выпустил малороссийскую азбуку -- "Украiнська Абетка" (Одесса) и в следующем году в "Основе" (NoNo 5 и 7) -- разбор "Опыта Южно-русского словаря" К. Шейковского. В 1864 г. в "Дне" (No 37) А. А. поместил обстоятельную статью под заглавием: "Заметки об общерусском литературном языке". Главная мысль этой лингвистической статьи -- необходимость тщательного изучения обоих русских наречий: северного и южного, для выяснения желаемого направления и для возможности более могучего развития литературного языка. Между прочим, эта статья послужила началом небольшой полемики с "СПб. Ведомостями", на основании чего Г. несправедливо считали украинофилом. Собственно литературная деятельность Г. началась со времени его выхода в отставку. Из Одессы он переехал в 1861 году в Москву и тут посвятил себя исключительно литературной работе. В Москве Г. сошелся с Далем, Погодиным, М. Н. Катковым, кн. В. Ф. Одоевским, гр. А. С. Уваровым.
Тут же началась и археологическая деятельность А. А. известным исследованием курганов Московской губ. в 1863 и 1864 гг., первое сообщение о котором Г. поместил в "Голосе" ("Отчет об археологических раскопках в окрестностях Москвы", No 4, 1864 г.), а в "Русском Архиве" за этот же год он описал "Древности Чертковского собрания" -- древности преимущественно бронзового века, добытые в Германии. Очень живое участие принял Г., как член-основатель, в открытии Московского Археологического Общества в 1864 г. Сюда же он представил свой интересный доклад об исследовании курганов, который и был напечатан в 1-м выпуске трудов Общества. Этот труд Г. был первым строго систематическим исследованием в данной местности. Обращая тщательное внимание на внутреннее содержание курганов и на внешний вид и расположение их (что было тогда еще новостью), он выяснил значение Москвы-реки как резкой археологической границы между северной и южной частями губернии. Он доказал былое существование в южной части этой губернии двух родственных, но разновременных финских племен, а в северной предполагал следы славянского племени. Затем внимание Археологического Общества Г. привлек другим вопросом, а именно, как он выражался, -- "исследованием подпочвы исторической России". А. А. предлагал систематическое наблюдение за земляными работами и возможными при них открытиями в древних городах Руси; при этом он предлагал деятельную помощь свою в создании сети корреспондентов по таким городам. Мысль эта нашла себе в значительной степени осуществление по мере того, как росло влияние Общества. Увенчались успехом и старания Г. возбудить интерес к родной старине в местных деятелях. Вообще в делах Московского Археологического Общества Г. принимал всегда живейшее участие, внимательно следил за разработкой поставленных вопросов. Когда на первом съезде возник спор относительно слова "Русь", он не склонился ни в одну, ни в другую сторону, а в своей заметке старался научно определить правильную форму для самого спора. На этом же съезде Г. доказывал скифское, а не греческое (как думали тогда) происхождение известных бронзовых стрел. Когда же третий киевский съезд поднял вопрос о "сторожевых" курганах, А. А. их решительно отверг, представляя веские доводы своим многочисленным противникам. В это же время Г. выступил с вопросом о более чистых следах пребывания древних славян в пределах Европы. Вопреки Бэру, он искал славянских черепов не в Мекленбурге, а в Карпатских странах и в области русских вятичей. Эта область привлекла Г. к тому исследованию, с которым он выступил на VII ярославском и VIII московском съездах -- об иконах св. Николая так называемого можайского типа: в этом типе Г. находил наследие языческой старины вятичей. Много возбудивший споров вопрос о так называемых каменных бабах был затронут и А. А. в сообщениях "О каменных бабах Московской губ.".
Родной язык и письменность, старая и новая, не менее интересовали Г. Памятником его занятий славянской письменностью было "Слово о значении кирилловских письмен", произнесенное им на древнеславянском языке перед славянскими гостями 1867 г. (отпечатано отдельно в 1885 г.).
Необходимо также отметить первую русскую популярную книгу по доисторической археологии, написанную Гатцуком: "Старина русской земли. Слово о старине незапамятной" (1866). Весьма сочувственно встретила критика появление этой книги, а Котляревский сказал, что она "была и остается замечательным явлением в нашей популярной литературе". Оригинален путь, которым ведет читателя автор: он начинает не с отдаленной старины, а с ближайшей, и постепенно восходит к древности. Большою популярностью пользовались также следующие две брошюры Г. : "Николай Коперник, основатель новой астрономии" (М., 1873 г., изд. Общ. Распр. Пол. Кн.) и "Житие св. Тихона Задонского" (М., 1884 г.).
Затем укажем еще следующие труды Г.: "О курганах, господствующих в Московской губ." (Чт. Общ. Ист. и Др., 1869 г., кн. 4); "Заметка о каменных бабах близ Москвы" (ib., 1870, кн. 3); "О Бисмарке русском, главноначальствующем южной (украинской) армией в 1747 г." (ib., 1871, кн. 3); "Об указе царя Алексея Михайловича касательно немцев" ("Рус. Арх.", 1871, кн. 6); "А. С. Пушкин под секретным надзором в Москве 1829 года" ("Рус. Стар.", 1884, кн. 6); "Очерк истории книгопечатного дела в России" ("Рус. Вестн.", 1872, кн. 5); "300-летие присоединения Сибири" ("Газета Гатцука", 1882, NoNo 50--52). Г. сообщил в "Русскую Старину" (1889, No 1) тетрадку, в которую Бодянский переписал письмо Гоголя к другу своему, А. О. Смирновой. Затем Г. перевел вместе с Эмилем Пажес в 1888 г. сочинение Толстого: "В чем моя жизнь" (Quelle est ma vie?) и составил и пожертвовал в Румянцевский музей "Краткий реестр из рукописей Киево-Печерской Лавры и Киевской Духовной Академии". Издательская деятельность Г. выразилась в издании "Крестного календаря" и "Газеты Гатцука". Г. является первым частным лицом в издании календаря. Так появился в Москве в 1866 г. "Крестный календарь", стоимостью 10 коп. В составлении этого календаря и в обработке помещенных в нем сведений принимали участие между прочими проф. Погодин и Бодянский. Первый составил хронологию русских событий, а второй -- славянских событий. В издании этом были охвачены почти все сферы церковных и гражданских интересов, по которым русскому человеку всего чаще приходится справляться. Громадный успех "Крестного календаря", который стал расходиться в сотнях тысяч экземпляров, привлек к делу издания календарей и других предпринимателей, для которых Г. послужил образцом. И до настоящего времени "Крестный календарь" является представителем общедоступного календаря. С 1875 г. Г. издавал в Москве еженедельно: "Газета, еженедельное иллюстрированное приложение к Крестному календарю". Под этим названием газета дошла до No 43, а затем стала выходить под названием "Газета А. Гатцука, политико-литературная, художественная и ремесленная". В 1883--1884 гг. была запрещена розничная продажа этой газеты на 1Ґ года. К ней ежегодно прилагался "Крестный календарь", а с 1885 г. -- ежемесячный сборник беллетристики. За свое почти пятнадцатилетнее существование "Газета" поместила не менее 700 биографических очерков замечательных русских и иностранных деятелей, причем значительная часть этих очерков пала на долю различных ученых.
Характерную и любопытную оценку Г., как его личности, так и издательской деятельности, дает И. И. Ясинский в "Историческом Вестнике" (1893 г., январь). Служивший в качестве корректора у Гатцука, Ясинский говорит, что он давно уже неспособен так работать, как работал у Г. "Все политические новости за неделю я втискивал в извлечении в газету; я втискивал в нее все внутренние известия; пересказывал в двух строках содержание каждой корреспонденции; втискивал все анекдоты и совершенно наново писал дамские романы, к которым издатель чувствовал большую слабость, потому что они были дешевы". Переходя к оценке личности Г., Ясинский говорит, что его сразу же поразило отсутствие каких-либо убеждений у Г.: "он лавировал между мелями и приспособлялся к обстоятельствам". "С глазу на глаз суждения у Г., -- продолжает г-н Ясинский, -- были резкие, определенные и крайне отрицательные. В газете же он проводил мнения, о которых заранее знал, что они понравятся публике. Москву он ненавидел... но всячески подделывался к ней, заискивал, ездил к Каткову и на все испрашивал его одобрение. В то же время он был человеком заносчивым и сам желал иметь влияние на Москву. Когда благодаря протекции Каткова его газете, несмотря на то что она была с иллюстрациями, разрешено было выходить без цензуры и у нее стало чуть не тридцать тысяч подписчиков, А. Гатцук задрался с Катковым, стал либеральничать и радикальничать, стал рассылать провинциальным подписчикам особые номера с "предосудительными" статьями и наконец погубил дело, над которым трудился столько лет". Типографию его закрыли, а газета за год до смерти перешла в другие руки, но не имела больше успеха.
Умер Г. 23 октября 1891 г. в Москве. Погребен в Донском монастыре.
Словарь Брокгауза-Ефрона, XV; Большая Энциклопедия, VI; Знакомые. Альбом M. И. Семевского; "Новое Время", 1891, No 5627; "Ист. Вестн.", 1891, No 12, стр. 862, 863; 1889, т. 35, стр. 502--503; 1893, январь, стр. 117--123; "Рус. Стар.", 1884, т. 42, стр. 636; 1887, т. 56, стр. 231--232; 1888 г., т. 57, стр. 761--767; т. 58, стр. 734; т. 60, стр. 395, 396; 1889, т. 61, стр. 157--158; 1890, т. 66, стр. 134; "Всемирн. Илл.", 1891, т. 46, стр. 315, 403 и 408; "Библ. Зап.", 1892, No 1; Котляревский, Сочинения, т. IV, стр. 575--580; "День", 1864, No 42; "Памяти отца наместника Леонида, А. Гатцука и др.", М., 1893 г., стр. 261--265; "Спб. Вед.", 1864, No 246; "Журн. М. Н. Пр.", 1875, No 5, стр. 10--11; "Вестн. Евр.", 1866, No 2, литер. хроника; "Отеч. Зап.", т. 169, No 24, стр. 293--296; "Рус. Архив", 1871, No 6; "Рус. Вестн.", 1872, No 5; Венгеров, Источники словаря, т. І; "Соврем. Летопись", 1865, No 20; Московский Некрополь, І, 257; Д. Д. Языков, "Обзор жизни и трудов русских писателей", вып. 11, стр. 25-- 27 (здесь год рождения Г. -- 1831).
А. Е.
Источник текста: Русский биографический словарь (Половцова)
II. Гатцук, Алексей Алексеевич
(1832--1891) -- окончил курс наук по историко-филолологическому факультету Московского университета, с 1859--1861 г. был адъюнктом по кафедре русской словесности в Ришельевском лицее; в 1861 г. переселился в Москву, издал "Старину Русской земли" и "О курганах Московской губернии" (в "Чтениях общества истории и древности", 1863--64). Известен как издатель "Газеты Гатцука" (см.) и "Крестного Календаря". Малоросс по происхождению, он интересовался украинской литературой и принимал участие в "Основе".
Н. Сумцов.
Источник текста: Энциклопедический Словарь Ф. А.Брокгауза и И. А.Ефрона