Аннотация: 1. Воскресное утро в деревне.
2 Неожиданное свиданье. 3. Овсяный кисель. 4. Красный карбункул. Перевод Василия Жуковского. Текст издания: Нѣмецкіе поэты въ біографіяхъ и образцахъ. Подъ редакціей Н. В. Гербеля. Санктпетербургъ. 1877.
ГЕБЕЛЬ.
Нѣмецкіе поэты въ біографіяхъ и образцахъ. Подъ редакціей Н. В. Гербеля. Санктпетербургъ. 1877.
1. Воскресное утро въ деревнѣ. -- В. Жуковскаго
2 Неожиданное свиданье. -- В. Жуковскаго
3. Овсяный кисель. -- В. Жуковскаго
4. Красный карбункулъ. -- В. Жуковскаго
Послѣ того какъ мѣстныя нарѣчія казалось были почти окончательно изгнаны изъ литературнаго языка, появляясь въ сочиненіяхъ только какъ незначительныя вставки для выраженія мѣстнаго колорита или комичности нѣкоторыхъ положеній, явился въ половинѣ прешедшаго вѣка поэтъ, доказавшій блистательнымъ образомъ, что даже пренебрегавшійся родъ языка и поэзіи можетъ произвесть высокое поэтическое впечатлѣніе подъ перомъ талантливаго автора. Поэтъ этотъ былъ -- Гебель.
Іоаннъ-Пётръ Гебель родился 11-го мая 1760 года въ Базелѣ, гдѣ родители его обыкновенно проводили лѣтнее время. Лишившись рано отца, молодой Гебель провёлъ съ своею матерью очень печальное и бѣдное дѣтство, причёмъ онъ однако посѣщалъ приходское училище, гдѣ оказалъ столь быстрые успѣхи, что одинъ изъ пріятелей его покойнаго отца, унтеръ-офицеръ Изелинъ, не желая дать погибнуть способностямъ мальчика, рѣшился взять его къ себѣ въ Базель, гдѣ и помѣстилъ въ тамошнее городское училище. По смерти матери, Гебель нашолъ новаго благодѣтеля въ лицѣ церковнаго совѣтника Прейсена въ Карлсруэ, благодаря которому успѣлъ пройти курсъ въ тамошней гимназіи, а затѣмъ поступить въ Эрлангенскій университетъ съ цѣлью заняться богословіемъ. Скоро, однако, недостатокъ средствъ принудилъ Гебеля покинуть университетъ и взять сначала мѣсто деревенскаго учителя, а затѣмъ, по посвященіи своёмъ въ духовное званіе, поступить помощникомъ сельскаго священника. Позднѣе получилъ онъ мѣсто при гимназіи въ Карлсруэ, затѣмъ церковнаго совѣтника и наконецъ директора той же гимназіи. Гебель умеръ 22-го сентября 1826 года.
Поэзія Гебеля шла въ разрѣзъ съ туманно-мистическимъ направленіемъ романтиковъ. Простые и ясные образы, выхваченные прямо изъ жизни, составляютъ главную прелесть его произведеній, и если, пожалуй, можно сказать, что онъ изъ-за красоты и образности формъ пренебрегалъ содержаніемъ, которое въ большей части его сочиненій довольно ничтожно, то обстоятельство это, во всякомъ случаѣ, говоритъ скорѣе въ пользу поэта, если признавать, что поэзія есть именно разговоръ образами. Вмѣсто того чтобы подобно романтикамъ стараться проникнуть умомъ въ сокровенныя тайны природы, Гебель, напротивъ, просто рисуетъ намъ ея картины и уже конечно картины природы, нарисованныя его перомъ, способны болѣе возвысить и облагородить душу, чѣмъ мистическія бредни о предметахъ, раскусить суть которыхъ не удавалось ещё никому. Пристрастіе Гебеля къ народному языку и даже его особеннымъ, мѣстнымъ нарѣчіямъ становится совершенно понятнымъ при такомъ характерѣ его поэзіи. Простыя безъискуственныя картины лучше всего могутъ быть выражены языкомъ такихъ же простыхъ и чуждыхъ всякой напыщенности людей. Не малое значеніе имѣлъ ещё Гебель тѣмъ, что доказалъ своими произведеніями, что поэтическая струя живётъ не въ однихъ умершихъ образахъ прошлаго, но, напротивъ, заключается во всёмъ насъ окружающемъ, и что нужно только умѣнье и талантъ, чтобъ её оттуда извлечь.
Гебель, впрочемъ, сходится съ романтиками въ томъ, что, подобно имъ любитъ олицетворять силы природы. Тѣмъ не менѣе успѣхъ его въ этомъ направленіи несравненно выше. Романтики, олицетворяя природу, не могли подняться выше абстракцій, лишенныхъ всякаго реальнаго значенія; у Гебеля же, наоборотъ, мы видимъ живые образы, нарисованные самыми понятными и яркими чертами. Таково, напримѣръ, его извѣстное стихотвореніе "Лугъ", гдѣ проведено сравненіе между жизнью молодой дѣвушки, съ дѣтства до брака, съ теченіемъ рѣчки, вышедшей изъ горъ, протекающей по лугамъ и, наконецъ, впадающей въ Рейнъ. Подобнымъ же образомъ олицетворяетъ онъ и другія явленія природы, облекая ихъ въ человѣческій образъ. Какъ въ поэтическихъ, такъ равно и въ религіозныхъ воззрѣніяхъ Гебель всегда стоитъ на уровнѣ народнаго пониманія. Онъ вѣруетъ глубоко; но вѣра его основана не на окаменѣломъ догматѣ, или на мистическихъ бредняхъ, а, напротивъ, находитъ себѣ основаніе въ потребности чуткой и поэтической души, жаждущей объяснить волнующій ея вопросъ помощью простыхъ, окружающихъ её же предметовъ.
Благодаря этимъ свойствамъ своего таланта. Гебель сталъ безусловно народнымъ поэтомъ, котораго сочиненія народъ вполнѣ понялъ и полюбилъ. Въ этомъ отношеніи ему можетъ быть соперникомъ развѣ только Жанъ-Поль Рихтеръ. Внѣшняя форма его произведеній была скорѣе эпическая, чѣмъ лирическая. Въ его разсказахъ всегда выводятся живыя лица, чувствующія и дѣйствующія среди самой реальной, но прелестно нарисованой обстановки. Прозаическія сочиненія Гебеля заслуживаютъ похвалу не менѣе стихотворныхъ. Небольшіе разсказы, изданные имъ подъ именемъ "Бездѣлки Рейнскаго друга", останутся навсегда прелестными образчиками поэтической простоты и правды. Относительно же содержанія его сочиненій, нельзя не упомянуть о той драгоцѣнной свойственности или чертѣ, что ихъ можно безъ всякаго страха дать читать не только молодымъ людямъ, по даже дѣтямъ, и, при всёмъ томъ, они ни сколько не теряютъ своей прелести и въ глазахъ взрослыхъ людей. Поэтъ, умѣвшій разрѣшить такую задачу, безъ сомнѣнія никогда не потеряетъ значенія.