ГЕДРОЙЦ Сергей [аллоним, взято имя умершего брата, наст, имя Вера Игнатьевна; 26.3(7.4). 1876, Киев -- лето 1932, там же], поэтесса, прозаик; врач. Из литов. княжеского рода. Получила первонач. дом. образование, затем училась в Петербурге на курсах П. Ф. Лесгафта. Здесь вошла в среду революционно настроенной молодежи, участвовала в нелег. собраниях кружка В. А. Вейнштока. После разгрома кружка (1892) выслана под надзор полиции в родовое поместье -- в с. Слободище Брянского у. Орлов, губ. Отсюда бежала в Лозанну. Закончила мед. ф-т Лозаннского ун-та (1898), работала ассистентом в клинике проф. Ру. Вернулась в Россию ок. 1900. Работала хирургом на Мальцевских заводах (1902--09; здесь также попала в поле зрения полиции из-за предполагавшихся ее связей с социал-демократами), ст. ординатором Царскосельского и Павловского госпиталей (1909--17). Участвовала в русско-япон. войне 1904--05. В 1917--18 хирург 6-й Сиб. стрелковой дивизии. После ранения эвакуирована в Киев. С 1922 преподавала в Киев. мед. ин-те (с 1923 профессор). В 1910 выпустила сб. "Стихи и сказки" (СПб.). Идеалы юности Г.-- мечты о свободе, готовность работать для облегчения участи обездоленных -- воплотились в "повести в стихах" "Страницы из жизни заводского врача" ("Светлый луч", 1910, No 2) и цикле стихов "Красный ангел" ("Заветы", 1914, No 5), к-рые и стилистически связаны с традициями гражд. поэзии. Н. С. Гу-
милёв отметил влияние А. Н. Апухтина, зыбкость мысли, несовершенство поэтич. языка ("Аполлон", 1910, No 9). В 1911 вошла в "Цех поэтов", материально поддержала издание ж. "Гиперборей", в к-ром печатала свои стихи. Выступала также в "Новом журнале для всех", ж. "Вест, теософии", "Сев. зап.", "Заветы", "Современник". В 1913 выпустила сб-к стихов "Вег" (СПб., изд. "Цеха поэтов"). Название книги (Weg по-немецки -- путь) мотивировано совпадением с нач. буквами имени и фам. автора; мотив пути соотносится с эпиграфом из Вед и мистич. мотивами ряда стихов, идущими из фольклора (ср. С. М. Городецкий: "...ее пленяет ведовское, темное и страшное в народной душе" -- "Речь", 1913, 25 нояб.; там же говорится об ослабленном у Г. "чувстве строфы"; др. рец.: Г. Иванов -- "День", 1913, 21 окт., лит. прил.). Эти разнородные влияния преломлялись через теософию Е. П. Блаватской, ориентация на к-рую ощутима в ряде произв. Г. Поэма "Дон Жуан" ("Альм. Муз", П., 1916; отклик см.: ЖЖ, 1917, No 47) -- запоздалая дань модернизму во вкусе О. Уайльда. Беллетризованные, но отличающиеся фактич. достоверностью мемуары Г. (доведены до 1904) составили цикл (под общим назв. "Жизнь"): "Кафтанчик" (Л., 1930), "Лях" (Л., 1931), "Отрыв" (Л., [1931]), "Шамань", "Смерч" (оба произв.-- ИРЛИ, ф. 79, оп. 4, д. 52--53).
Др. произв.: "Китайские рассказы" ("Заветы", 1913, No 11; "Совр.", 1914, No 10), "Дракон. Повесть" ("Совр.", 1915, No 10), "Галицийские рассказы" ("Знамя труда", 1918, 2 июня), [стихи] "Искушение Св. Антония" (там же, 14 янв.).
Лит.: Тименчик Р., Заметки об акмеизме.-- "Russian Literature", Amst., 1974, No 7/8, с. 36; ЛН, т. 92, кн. 3, с. 402. + Масанов.
Архивы: ГА Киева, ф. Р-352, оп. 5, д. 354, 378; ГПБ, ф. 248, д. 56; ф. 634, оп. 1, д. 115, ф. 709, оп. 1, д. 56; ГБЛ, ф. 249 (письма В. В. Розанову); ЦГАОР, ф. 102, 7 д-во, 1892 г., д. 43; 4 д-во, 1908 г., д. 121, т. 2; частное собр. И. Д. Авдиевой (Киев).
А. Г. Мец, Л. Г. Заверный.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989