|
|
|
|
В школе не должны учить тому, как уже играют...
|
Я не могу представить, как можно думать, что школа должна учить, как надо играть. В такой деятельности, как искусство, можно и должно учить только, как не надо играть, чтобы не быть ремесленником или Колумбом давно открытых Америк.
|
|
В интерпретациях образов резкость очертаний вовсе не обязательна для ясности образа.
|
Лучше будет видно то, что будет неясно...
|
|
Слово недостаточно сильное орудие, чтобы выявить внутренний диалог.
|
Слова для меня не существуют. Они никогда не показывают, чего хочет человеческая душа.
|
|
Актер только тогда заразит зрителя, если он претворит в себя и автора, и режиссера и скажет себя со сцены.
|
Где же наше творчество? Только в самих себе.
|
|
В каждом драматическом произведении два диалога -- один "внешне необходимый" -- это слова, сопровождающие и объясняющие действие, другой "внутренний" -- это тот диалог, который зритель должен подслушать не в словах, а в паузах, не в криках, а в молчаниях, не в монологах, а в музыке пластических движений.
|
И эта неясность, жизнь в потемках души -- лучшая доля нашего существования... Психология, скрывающаяся за грубо определенной суетой -- это тайна, в которой совершается нарождение грядущей жизни, зачатие жизни, зачатие жизнерадостности. Эти настроения, когда слова, мысли, движения теряют свое обыденное значение, -- эти сумерки -- сфера искусства, воздух, которым должны дышать все художники.
Думал ли ты когда-нибудь, что сущность музыки не в звуках?
-- Да, она -- в молчании...
Это из Г. Д'Аннунцио. Как он прав! Художник видит, о чем молчит окружающее. С. Пшибышевский говорит, что "нет никакой возможности выражаться словами. Все тонкости, неуловимые оттенки могут быть переданы только жестами".
|
|
У зрителя, приходящего в театр, есть способность добавлять воображением подсказанное. Многих влечет в театре именно эта Тайна и желание ее разгадать. "Восковые фигуры, несмотря на то, что подражание природе достигает здесь высшей степени, все-таки не производят эстетического впечатления. Их нельзя считать художественными произведениями потому, что они ничего не дают фантазии зрителя" и т. д.
|
В восковых фигурах современной сцены подражание природе доведено до высшей степени, но они ничего не дают фантазии зрителей. Скульптура дает форму без красок, живопись -- только краски и поверхность форм; та и другая очевидно обращаются к фантазии. Поэзия задает огромнейший труд фантазии, имея в своем распоряжении только одни начертания и группировки слов. Эти же восковые фигуры на сцене дают все -- и это произведение искусства?
|